fi
нед для людей. Гэллап (1977, 1982),
например, обнаружил, что индивидуально размещенные шимпанзе, получив доступ к
зеркалу в полный рост, первоначально угрожали и кричали в сторону своих зеркальных изображений, как они делали бы
с другим шимпанзе. Однако в течение двух-трех дней их поведение изменилось. Они
начали пользоваться своим зеркальным огнем
fl
Действия по уходу за собой, удалению частиц пищи из
ЧУВСТВУЮЩИЙ
ДЕЛО
между их зубами и осматривают части их тела, которые они иначе не могли бы видеть. На
одиннадцатый день шимпанзе подвергли анестезии, а над
одной бровью и над противоположным ухом поместили пятно красной краски. После выздоровления шимпанзе, которые не могли
видеть пятна, не обращали на них внимания, лишь изредка прикасаясь к ним. Однако, как только
зеркала были вновь введены, они дали четкие признаки того, что заметили изменение в их
внешнем виде. Частота прикосновений к отмеченным пятнам увеличилась на двадцать-
fi
В пять раз,
И, при случае, они прикасались к пятнам, а затем осматривали и облизывали их
fi
пальцы
(хотя краска была несмываемой). Короче говоря, после нескольких дней знакомства с
зеркалами шимпанзе дали все признаки того, что они распознали зеркальное отражение как
огонь
fl
Действие само по себе. Похожие
fi
результаты были получены с помощью орангутангов (Тобач
и др., 1997), горилл (Шиллито и др., 1999) и тамаринов (Хаузер и др., 1995); зеркальное распознавание
также было найдено у слонов (Плотник и др., 2006) и дельфинов (Рейсс и Марино, 2001).
Учитывая свидетельства постепенной эволюции человеческого мозга, это кажется маловероятным
Это сознание
fi
Впервые появился во Вселенной, полностью сформировавшись, в homo sapiens. В качестве
|
Натуралист Томас Хаксли наблюдал в 1874 году,
Доктрина непрерывности слишком хорошо обоснована,чтобы я
мог допустить, что какое-либо сложное природное явление возникает внезапно
и без предшествования более простых модификаций
fi
катионов; и
потребуются очень веские аргументы, чтобы доказать, что такие сложные явления, как явления
сознания,
fi
Сначала проявляются в человеке.
(Цитируется по Веси 1970: 138)
IS
СОЗНАНИЕ
ОГРАНИЧЕННЫЙ
ДЛЯ
СЛОЖНЫЙ
МОЗГИ
?
Нельзя быть уверенным в том, что другие животные обладают сознанием – или даже в том, что другие люди обладают
сознанием (классическая проблема “других разумов”). Однако баланс фактических данных убедительно
подтверждает это (Докинз 1998; Панксепп 2007; Бешкар 2008). В тех случаях, когда у других животных
есть структуры мозга, сходные с человеческими, и которые поддерживают социальное поведение,
сходное с человеческим (агрессия, сексуальная активность, создание пар и так далее), Это отличается
fi
культ
верить, что они вообще ничего не испытывают. Но если кто - то не ставит сознательную/
бессознательную границу между людьми и нечеловеками, где ее следует ставить?
Может быть, сознание-это кон
fi
нед животным, чей мозг достиг некоторой
(неизвестной) критической массы или критической сложности. В человеческом случае только представления
, находящиеся в центре внимания, достигают сознания, и то только в суф
fi
полностью пробужденное состояние
(состояние бодрствования или сновидения, но не кома или глубокий сон). Но мы должны с осторожностью
относиться к таким состояниям как к универсальным. В животном царстве существа, которые
спят, включают млекопитающих, птиц, многих рептилий, амфибий и
|
fi
Ш, и даже муравьев и
Фрукты
fl
Иес. Однако не все активные животные, по-видимому, спят (например,,
fi
рыбы, которые
постоянно плавают косяками), и хотя сон обычно считается восстановительным, его точная
биологическая функция остается неизвестной. Учитывая, что сон связан с уменьшением
сознания, в любом случае кажется маловероятным, что наличие цикла сна - бодрствования является необходимым условием
для сознания.
Избирательное внимание может показаться более вероятным условием, и оно также встречается в
Многие другие животные – даже фрукты
fl
Ies (ван Свиндерен, 2007). У людей разум/мозг
Получает одновременную информацию от целого ряда органов чувств, которые одновременно
СОЗНАНИЕ
И
СПОСОБЫ
ОТ
ЗНАНИЕ
контролируйте внешнюю и внутреннюю среду, и эта информация должна быть соотнесена
с информацией в долгосрочной памяти и оценена на предмет важности в свете текущих
потребностей и целей. Короче говоря, одновременно происходит много вещей. Но мы не можем уделять
всему свое полное, безраздельное внимание. Как отметил Дональд Бродбент в 1958 году
, в обработке человеческой информации существует “узкое место". Человеческая эффекторная система также
ограничена. У нас есть только два глаза, руки, ноги и так далее, и эффективные действия в мире
требуется точная координация движений глаз, конечностей и положения тела. В результате,
уму/мозгу необходимо выбрать наиболее важную информацию, принять решение о наилучшей
стратегии и координировать свою деятельность.
fi