Кольцо с другими узлами, которые позволяют их




fi

кольцевые узоры должны
стать интегрированными и доминирующими. Но делать больше того, что они обычно делают, или делать
это синхронно с другими нейронными узлами, принципиально не меняет природу
такой нейронной активности. Короче говоря, приемлемые нейронные активности, которые остаются бессознательными, могут
не отличаться по своему характеру от тех, которые становятся сознательными, так же, как звук
отдельных голосов на футбольном стадионе отличается по своему характеру от согласованного пения
толпы, которая их заглушает. Если это так, то сознание может быть естественным сопровождением
определенных форм нейронного представления, и хотя наличие системы внимания позволяет
выбирать то, что будет осознаваться в сложном мозге, у которого есть много
вариантов, простым мозгам, у которых есть несколько вариантов, этого может и не потребоваться, чтобы вообще что-либо осознавать.

Само собой разумеется, что нейронные состояния, поддерживающие повседневный человеческий опыт
, должны быть чрезвычайно сложными. Содержание сознания строится из
различных модальностей чувств, и в рамках данной модальности чувств переживания могут быть неограниченно
разнообразными и изысканно подробными. Сложность также может быть средством, с помощью которого нейронные
коалиции конкурируют за доминирование (Tononi 2007). Однако из этого не следует
, что только мозг подобной сложности может поддерживать любой опыт. Еще раз нам нужно
отличайте условия существования сознания от дополнительных условий
, определяющих множество форм, которые оно может принимать. Механизмы, необходимые для отбора,
координации, интеграции и распространения сознательной информации в человеческом мозге, могут не
потребоваться для более простых существ с более простым мозгом. Сложный, высокодифференцированный
мозг, вероятно, потребуется для поддержки сложного, высокодифференцированного опыта. Но
остается возможным, что относительно простой мозг может поддерживать относительно простые переживания.

ЛЯГУШКИ

,

ЧЕРВИ

И

МОЛЛЮСКИ

Зрительная система лягушки, например, по-видимому, структурирована таким образом, чтобы реагировать только на четыре
стимула: устойчивый контраст яркости между двумя частями зрительного

fi

Поле, наличие движущихся краев, наличие небольших движущихся пятен и общая

Затемнение визуального

fi

пожилой возраст. Это очень далеко от разнообразия и детализации, предоставляемых
зрительной системой человека. Но, по-видимому, мало оснований для поспешного вывода о том, что лягушка
ничего не видит. Скорее, как предположили Леттвин и др. (1959), лягушка может видеть только четыре вещи
, связанные с ее выживанием. Внезапное затемнение света или движущийся край могут указывать на
присутствие хищника и, вероятно, инициируют реакцию на побег. Устойчивые различия
в яркости могут позволить лягушке отделить воду от суши и кувшинки. А
детекторы движущихся пятен могут позволить лягушке увидеть (и уловить) движущееся

fl

Y на расстоянии вытянутого языка.

СОЗНАНИЕ

И

СПОСОБЫ

ОТ

ЗНАНИЕ

По мере того как человек продолжает спускаться по эволюционной лестнице, вероятность экстраполяции
сознания животного с человеческого на нечеловеческое становится все более отдаленной.
Например, могут существовать критические переходные точки в развитии сознания
, которые сопровождают критические переходы в функциональной организации (Сломан 1997а,б).
Самосознание, например, вероятно, встречается только у существ, способных к самопрезентации.
Тем не менее, феноменальное сознание (любого рода) может требовать только представления. Если
это так, то даже простые беспозвоночные могут обладать некоторым рудиментарным сознанием, поскольку они
способны представлять и, действительно, реагировать на определенные особенности окружающего мира.

Планарии (

fl

в червях), например, можно научить избегать стимулирующего света, если он
ранее был связан с электрическим током (следуя классической
процедуре кондиционирования). И простые моллюски, такие как аплизия морского зайца, которые при прикосновении прячутся в свои раковины
, реагируют на стимул “новизна”. Например, они могут привыкнуть (демонстрировать
меньшее отвыкание) после повторной стимуляции в данном месте, но полностью отвыкнуть, если
та же стимуляция применяется к другому близлежащему участку. Привыкание у Аплизии, по-видимому
, опосредовано событиями только в одном центрально расположенном синапсе между сенсорным и моторным
нейроны (Uttal 1978). Это очень простое обучение, и оно очень отличается

fi

культ, чтобы представить, что
может испытать моллюск. Но если бы способность учиться и реагировать на окружающую среду
была критерием сознания, не было бы принципиальных оснований исключать это
. Возможно, например, что простой подход и избегание связаны с
рудиментарными переживаниями удовольствия и боли.

IS

СОЗНАНИЕ

ОГРАНИЧЕННЫЙ

ДЛЯ

МОЗГИ

?

Обычно считается, что эволюция человеческого сознания тесно связана
с эволюцией неокортекса (например, Джерисон 1985), и представляется вероятным, что средний мозг
, а также корковые структуры играют центральную роль в определении форм
сознания, которые мы испытываем (см. Обзор в Velmans 2009,

Глава 11

). Однако, будь то

Сознание

fi

впервые возникло с развитием таких подкорковых и корковых
структур, или в природе клеток мозга есть что-то особенное, что каким-то образом
“производит” сознание, менее определенно. Как отметил Чарльз Шеррингтон
, во внутренней структуре клеток мозга, по-видимому, нет ничего особенного, что могло бы сделать
их однозначно ответственными за разум или сознание. Для:

Клетка мозга не является неизменной с рождения клеткой мозга. У зародышевой лягушки клетки
, предназначенные для мозга, могут быть заменены клетками из кожи спины, спины
даже другого зародыша; они после трансплантации становятся в своих новых
клетках мозга - хозяина и, по - видимому, должным образом служат цели мозга. Но клетки кожи это совсем другое

fi

культ предполагать как обладающий особым зародышем разума. Более того, клетки, подобные
клеткам мозга по своему микроскопическому виду, химическому характеру и происхождению,
в других местах связаны с действиями, полностью лишенными разума, например, с подергиванием колена, вспышкой
света

fl

бывшая ученица. "Удар коленом “и математическая задача используют
похожие клетки. При переломе позвоночника и разрыве спинного мозга настолько
, что нижележащее тело отделяется от головного мозга наверху,хотя первое сохраняет
неповрежденную оставшуюся часть спинного мозга, состоящую из массы нервных клеток,
и сохраняет ряд нервных реакций, оно не обнаруживает и следа узнаваемого

ЧУВСТВУЮЩИЙ

ДЕЛО

ум … Разум, как принадлежность к любой одноклеточной жизни, казался бы
неузнаваемым для наблюдения; но я бы не чувствовал, что это позволяет мне аф

fi

подтвердите, что его там нет.
Действительно, я бы подумал, что, поскольку разум появляется в развивающемся источнике, это
равносильно тому, чтобы показать, что он потенциально находится в яйцеклетке (и сперме), из которой
возникает источник. Появление узнаваемого разума в источнике было бы тогда
не новым творением, а развитием разума из неузнаваемого в
узнаваемый.

(Шеррингтон 1942, цитируется в Веси 1970: 323)

ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ

ОРГАНИЗМЫ

,

ГРИБЫ

И

РАСТЕНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: