Социальная политика в СССР
Союз Советских Социалистических Республик — это классический пример патерналистского государства. Всю заботу о благосостоянии граждан берет на себя государство в лице партии, даже в самые сложные периоды времени. С момента становления советской власти социальная политика приобретает исключительно государственный характер. Государство принимает на себя всю совокупность социальных функций и становится единственным субъектом социальной политики. Социальная политика государства в течение всех 74 лет существования СССР претерпевала значительные изменения вследствие как общемировых тенденций прогресса цивилизации, так и отражения особенностей внутреннего развития социалистического хозяйства, социалистических идей и объективных и субъективных факторов политической ситуации. Советская республика первой в мире революционным порядком завершила социалистический этап строительства социального государства, завершившийся в Европе только к середине 30-х гг., и начала строить правовое социальное государство. Октябрь -13 ноября, 1917 г. советская власть объявила о радикальном изменении системы социального страхования: страхование обеспечивало всю совокупность рисков (старость, болезнь, увечье, инвалидность, беременность), охватывало всех лиц наемного труда и их семейств, осуществляло возмещение полного заработка. Чуть позже были введены страхование от безработицы и бесплатная медицинская помощь, пособия по случаю родов и смерти; 8-часовой рабочий день, уравнивались права женщин и мужчин. Таким образом, уже в ноябре 1917 г. произошел революционный скачок России к социальному государству, сделавший ее безусловным мировым лидером в обеспечении социальных потребностей людей и давшим импульс развитию социальной политики ведущих государств. С момента возникновения Советское государство берет на себя функции нормирования заработной платы; учета и распределения рабочей силы; установления общих норм пенсии и пособий; охрану материнства и детства; обеспечения инвалидов войны; медицинского обеспечения; социального страхования рабочих. По сути, вводятся, хотя так еще и не определяются, понятия прожиточного минимума и минимальной заработной платы, которая равнялась заработку чернорабочего. Особый статус приобретает в СССР социальная защита детей, которая исходит из того, что в социалистическом обществе о воспитании и содержании детей должны заботиться не отдельные родители их, а все общество в целом. Поэтому и появился институт государственного воспитания детей. Важной вехой развития функций социального государства стало принятие в 1936 г. новой Конституции, в которой были закреплены, пусть и формально, права на труд, социальное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание и образование. В Конституции декларировались равные без исключения права всех граждан — были сняты ограничения для лиц, ранее лишенных избирательных прав, уравнены права рабочих и служащих в пенсионном обеспечении. К середине 30-х. гг. СССР уже прошел два этапа развития социального государства — «социалистический» и этап «правового социального», приобрел все характеристики первичного социального государства и стал активно строить в рамках следующего этапа государство социальных услуг. Сложившаяся в СССР к началу 40-х. гг. жестко централизованная социальная политика в период Второй мировой войны стала еще более зарегулированной. Произошли изъятия ряда важных социальных норм и снижение социальных гарантий. Вместе с тем в послевоенный период возникли качественные изменения как в научно — техническом уровне производства, что привело к появлению многомиллионной занятости в высокотехнологических отраслях — химической, атомной, авиационно-космической, электротехнической, машиностроении и других, так и в социальных ожиданиях людей, возникших на основе развития представлений о стандартах жизни. К началу 50-х гг. в целом произошел возврат к довоенным показателям социальной политики. В это же время начали меняться и представления о социальных целях государства и его социальной политике: ставится задача широкого предоставления государством социальных услуг и повышения уровня жизни советских людей. В соответствии с новыми задачами преобразуется система управления социальной политикой. В 1949 г. создается Министерство социального обеспечения, которое наделяется рядом новых функций. Дальнейшее расширение функций министерства происходит в 1961 г. В конце 50-х — 60-х гг. происходят серьезные изменения в системе оплаты труда. Вводится единая система ставок и окладов (ЕТС) с учетом отраслей, производств и категорий работающих. Упорядочивается оплата труда в промышленности, строительстве на транспорте и в связи. В июле 1956 г. принимается новый Закон о государственных пенсиях. Вводились также «льготные», досрочные пенсии для отдельных категорий работников особых производств и особо социально незащищенных — многодетных матерей и слепых. В 1964 г. принимается Закон о пенсиях членов колхозов. Это означает переход к всеобщему государственному пенсионному обеспечению. В 1967 г. вводятся новые ставки пенсий, связанные с уровнем заработной платы, они в большей мере дифференцировали саму пенсию и уравнивали уровень жизни всех членов общества. Система социальной защиты складывается из трех направлений: · государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет государственных, республиканских и местных бюджетов; · государственное социальное страхование, обеспечиваемое за счет страховых взносов предприятий и дотаций государства; · социальное обеспечение колхозников, осуществляемое за счет колхозов и дотаций государственного бюджета. К 70-м гг. основными принципами социального обеспечения в СССР являлись: · всеобщность социального обеспечения; · многообразие видов обслуживания; · обеспечение граждан различными видами социальной помощи. Таким образом, к началу 70-х гг. СССР имел весь набор признаков патерналистского социального государства. Важными для повышения благосостояние советских людей стали решения XXIV съезда КПСС, состоявшегося в 1971 г. Была поставлена задача значительного усиления социальной ориентации экономики. Экономические трудности, возникшие в СССР с начала 60-х гг. не были компенсированы расширением экспорта углеводородов в 70-е и последующие годы. Потеря темпов технического перевооружения и обновления основных фондов, низкая производительность труда, отраслевая диспропорция, недостатки командно-административного управления экономикой и прочие хорошо известные причины привели к невозможности обеспечения желательных темпов роста благосостояния населения Советского Союза. Реальные доходы на душу населения в 1981-1985 гг. увеличились только на 2,1 процента. По средней продолжительности жизни населения СССР в 1985 г. переместился на 35-е место в мире, а по уровню детской смертности — на 50-е место. В 1985 г. на здравоохранение в СССР тратилось около 4 процентов национального дохода, тогда как в развитых странах эта цифра составляла 10-12 процентов. Неквалифицированным трудом в 80-е гг. в СССР было занято около 40 процентов трудящихся. Мифом было высокое качество рабочей силы в СССР. В этих условиях государство ужесточило контроль за социальными выплатами, произошли частичное сокращение социальных программ, снижение социальных гарантий. Советский тип социального государства — это впечатляющий образец патерналистского государства: государства социальных услуг, наглядно демонстрирующий предел развития социального государства без гражданского общества и при отсутствии взаимосвязи экономических и социальных стимулов развития. Возникает вопрос: почему же при всем богатстве наследия СССР в социальной сфере, Российская Федерация как социальное государство является полу — патерналистским? Почему произошла передача части функций в руки общества? Об этом свидетельствует и печальное состояние объектов социальной инфраструктуры на начало 90-х гг., и финансовые трудности России, а также иные проблемы социальной политики, речь о которых пойдет далее.
Читайте также: Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы: Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...
Управление информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности ДКР ФСБ России: Структура ФСБ включает восемь служб...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |