Четвертым механизмом реализации социальной политики в Российской Федерации являются национальные проекты.
Данный механизм зародился в 2005 году, когда действующий Президент РФ В.В. Путин в послании к Федеральному Собранию РФ заявил, что «здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. Так же Президент подчеркнул, что, в конечном счете, решение именно этих вопросов поможет улучшить демографическую ситуацию в стране и создаст необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».
Впоследствии были созданы четыре приоритетных национальных проекта:
1. «Здоровье»
2. «Образование»
3. «Доступное и комфортное жилье»
4. «Развитие агропромышленного комплекса».
При чем данный проектный подход к решению задач в социальной сфере применяется впервые. Именно это имеет значение и определяет деятельность всех органов власти при реализации национальных проектов.
При проектном подходе:
1. устанавливается конкретный срок реализации проекта,
2. определяются необходимые для выполнения проекта ресурсы,
3. подбираются участники и назначаются ответственные за реализацию,
4. проводится оперативный контроль за ходом реализации проектных мероприятий,
5. обеспечивается информационная открытость.
6. реализация нескольких проектов одновременно, как правило, приводит к системному эффекту:
7. развитию других отраслей экономики,
8. переходу к долгосрочному планированию и бюджетированию,
9. разработке долгосрочных отраслевых и межотраслевых стратегий,
10. внедрению новых, современных технологий и совершенных коммуникационных сетей.
|
Для успешной реализации проектов были использованы эффективные методы управления, взаимодействия и контроля. В связи с этим, появился Совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов.
Основными задачами этого Совета стали:
1. подготовка предложений по разработке приоритетных национальных проектов и мер, направленных на их реализацию
2. определение способов, форм и этапов этой работы
3. анализ реализации приоритетных национальных проектов и подготовка предложений по ее совершенствованию.
Следует также отметить и то, что все национальные проекты (даже, несмотря на то, что некоторые основополагающие федеральные программы уже завершены) имеют долгосрочную перспективу вплоть до 2020 г.
Заключение
Проанализировав собранный и изученный в течение работы материал, можно ответить на вопрос: к какому типу социальных государств относится Российская Федерация?
Начнем с определения ключевых понятий.
Социальная политика — это деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты.
Ее субъектами являются:
1. государство
2. субъекты РФ
3. органы местного самоуправления
4. предприятия и организации.
Основной целью социальной политики является обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.
|
К основным задачам социальной политики в РФ относится:
. Сокращение бедности
. Улучшение пенсионного обеспечения граждан
. Модернизация системы образования
. Реформирование системы здравоохранения
. Повышение качества жизни населения
. Рост рождаемости и сокращение смертности
. Эффективная миграционная политика.
Указанные задачи воплощаются через систему социальных гарантий, систему социальной помощи, систему социального страхования, а также через создание и реализацию приоритетных национальных проектов в области социальной сферы.
Обратимся к рассмотрению видов государств по объему выполняемых социальных функций. В патерналистском государстве единственным субъектом социальной политики является государство, оно же определяет цели политики, единолично реализует ее функции. В субсидиарном государстве имеется множество субъектов, оказывающих воздействие на социальную сферу, при чем их объем воздействия у них равный.
Таким образом, Российская Федерация является смешанным типом государства, этот тип определяется как полу — патерналистский.
Об этом свидетельствует следующее:
1. субъекты социальной политики РФ хотя бы и многообразны, но их права и обязанности, а также способы воздействия на объект социальной политики являются весьма различными;
2. только РФ может устанавливать направления претворения в жизнь целей социальной политики;
3. большая часть социальных функций сосредоточена в руках государства;
4. большая часть механизмов реализации социальной политики находится в ведении Российской Федерации.
|
На основании выше изложенного, с учетом истории и тенденций развития социальной политики в нашей стране, можно сделать предположение, что РФ движется в направлении от патерналистского к чисто субсидиарному государству, находясь в данный момент в стадии полу — патернализма.
Список использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа»
2. Европейская Социальная Хартия от 03.05.96 г. // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа»
3. Федеральный Закон от 12.01.96 г. №7-ФЗ «о некоммерческих организациях» (в ред. ФЗ от 03.06.09 г. №107-ФЗ, с изм., внес. ФЗ от 24.07.08 г. №161-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа»
4. Федеральный Закон от 06.10.03 г. №131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. ФЗ от 25.12.08 г. №281-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа»
5. Положение о Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов (утв. Указом Президенты РФ от25.10.05 г. «1226) // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа»
6. Постановление Правительства РФ от 17.09.01 г. №675 «о федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 гг.» // Жилищное право, 2007 г., №4
7. Конституции СССР от 05.12.36 г. // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа»
8. И.А. Алебастрова. Конституционное право зарубежных стран: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: изд-во Проспект, 2007 г. — 624 с.
9. Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. Социальная политика: Учеб. пособие. — М.: ИНФР — М, 2009 г. — 272 с.
10. М.В. Баглай. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007 г. — 784 с.
11. Н.А. Волгин. Социальная политика: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2005 г. — 736 с.
12. Н.А. Волгин, В.К. Егоров, С.В. Калашников.Социальная политика в муниципальных образованиях: Учебник. — М.: Альфа-Пресс, 2006 г. — 568 с.
13. Н.А. Волгин. Социальная политика: Учебник. — 2-е изд. — М.: РАГС, 2008 г. — 408 с.
14. Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина. Социология управления: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2008 г. — 272 с.
15. Н.В. Зубаревич. Проблема социального неравенства регионов: возможно ли реальное смягчение? // Управленческое консультирование, 2009 г., №3, С. 154 — 170
16. Н.Б. Косарева, М.Д. Шапиро. Жилищная политика в России и перспективы ее реализации // Жилищное право, 2009 г., №4, С. 3-11
17. Г.Н. Краснолуцкий. Правовое и социальное государство: политологические исследования и пути становления // Управленческое консультирование, 2009 г., №2, С. 81 — 107
18. А.В. Пикулькин. Система государственного управления: Учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. — 639 с.
19. www.government.ru
20. www.kremlin.ru
21. www.minzdravsoc.ru
22. www.mon.gov.ru