Право на достойную жизнь и свободное развитие закреплено в основном законе нашей страны как цель социальной политики. Для реализации этого права Российская Федерация:
1. устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда;
2. обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
. развивает систему социальных служб;
. устанавливает государственные пенсии, пособия.
Государство обязуется устанавливать иные гарантии социальной защиты. Именно это положение Конституции РФ и позволило нашей стране присоединиться к числу участников Европейской Социальной Хартии 1996 г., которая значительно расширила и конкретизировала цели социальной политики.
Так, например, в части 1 указанного выше международного договора зафиксировано, что государства — участники Хартии обязаны признать целью своей политики достижение условий, обеспечивающих реализацию основных принципов:
. Все работники имеют право на справедливые условия труда.
. Все работники имеют право на здоровые и безопасные условия труда.
. Дети и молодежь имеют право на специальную защиту от физических и моральных рисков, которым они подвергаются.
. Работающие женщины-матери имеют право на особую защиту.
. Каждый имеет право на пользование благами, позволяющими обеспечивать хорошее состояние здоровья.
. Все работники и члены их семей имеют право на социальное обеспечение.
. Каждый, не имеющий необходимых материальных средств, имеет право на социальную и медицинскую помощь.
. Каждый имеет право пользоваться услугами социальных служб.
. Нетрудоспособные лица имеют право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества.
|
. Семья, как основополагающая ячейка общества, имеет право на соответствующую социальную, юридическую и экономическую защиту, призванную обеспечить ее полное развитие.
. Дети и молодежь имеют право на соответствующую социальную, юридическую и экономическую защиту.
. Граждане любого государства-участника Хартии имеют право на любую приносящую доход работу на территории другого государства-участника Хартии на началах равенства с гражданами последнего.
. Работники-мигранты — граждане государства-участника Хартии и члены их семей имеют право на защиту и помощь на территории любого другого государства-участника Хартии.
. Каждое пожилое лицо имеет право на социальную защиту.
. Все лица с семейными обязанностями, поступающие или желающие поступить на работу, имеют право сделать это, не подвергаясь дискриминации и по возможности не вступая в конфликт со своими семейными обязанностями.
. Каждый имеет право на защиту от бедности
. Каждый имеет право на жилье.
Следует отметить и то, что Хартия гарантирует указанные выше права для всех, независимо от гражданства, в отличие от норм главы 2 Конституции РФ, где большинство прав может принадлежать только гражданам.
Таким образом, имеется противоречие норм международного и национального права, которое, хотя бы даже в России установлен примат норм международных договоров, не может быть преодолено в виду прямого верховенства основного закона нашей страны.
В этом и заключается основная трудность при реализации норм Социальной Хартии.
Вторая трудность заключается в том, чтобы на территории нашего государства действовали положения данного документа, касающиеся трудовой миграции, нужны существенные изменения трудового и миграционного законодательства РФ.
|
В соответствии с вышеуказанными целями, можно сформулировать приоритеты социальной политики нашего государства, то есть «основополагающие направления целевых действий государства, ориентированных на решение наиболее значимых социальных проблем в конкретном пространственном — временном измерении».
Ими являются:
. Сокращение бедности
. Улучшение пенсионного обеспечения граждан
. Модернизация системы образования
. Реформирование системы здравоохранения
. Повышение качества жизни населения
. Рост рождаемости и сокращение смертности
. Эффективная миграционная политика.
Таким образом, получается, что Российская Федерация, устанавливая цели социальной политики, устанавливает и основные направления претворения ее в жизнь.
Все это говорит о том, что Россия является полу — патерналистским государством.
Ведь устанавливая стратегию социальной политики, наше государство отнюдь не ограничивает полномочия предприятий, организаций в социальной сфере, оно лишь задает им направления, по которым следует осуществлять деятельность.
С целями социальной политики также неразрывно связаны и ее функции. К ним относятся:
. обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;
. обеспечение политической устойчивости власти;
. обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим передела;
|
. обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальных групп;
. налаживание такой системы распределения экономических ресурсов, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения;
. обеспечение государством и обществом достаточного уровня экологической безопасности.
Проанализируем приведенные выше функции с точки зрения теорий патерналистского и субсидиарного государств.
Думается, что если государство субсидиарно в социальных вопросах, то и функции в этой сфере делятся поровну между государством и обществом. Ярким примером такого государства выступают Соединенные Штаты Америки, где одинаковую роль в социальной сфере играет как государство, так и общество. Если же государство чисто патерналистское (как СССР), то все функции сосредоточены в руках политической власти.
В Российской Федерации все иначе: государство сосредотачивает в своих руках большую часть социальных функций (медицина, образование), оставляя другим субъектам социальной политики лишь малую толику. Таким образом, по функциям социальной политики Россия является смешанным типом государства, а именно — полу — патерналистским.
Следует также отметить и то, что немаловажную роль в формировании такого типа социального государства сыграло историческое развитие нашей страны, о котором речь пойдет далее.