Содержание
Введение………………………………….…………………………………..3
Глава 1. Понятие и сущность социальной политики………………………5
Глава 2. Цели социальной политики………………………………………10
Глава 3. Социальная политика в СССР…………………………………... 15
Глава 4. Проблемы социальной политики на современном этапе ………20
Глава 5. Механизмы реализации социальной политики…………………25
Глава 6. Национальные проекты в области социальной сферы…………30
Заключение………………………………………………………………… 32
Список использованной литературы………………………………….….34
Введение
Стабильность социальной сферы, одной из главных сфер жизнедеятельности общества, обеспечивает стабильность не только политической власти государства, но и стабильность страны в целом.
Недаром, обязанности Российской Федерации и права ее граждан в указанной области жизнедеятельности получили закрепление в основном законе страны как одной из основ конституционного строя. При чем, согласно главе 9 действующей Конституции РФ эта основа может быть изменена только по инициативе высшего должностного лица страны, высших органов власти РФ и ее субъектов, путем принятия народом новой конституции государства на референдуме.
В настоящее время в России существует множество социальных проблем: низкий уровень жизни социально не защищённых категорий граждан, низкая рождаемость, низкое качество медицинского обслуживания, необеспеченность граждан РФ комфортным и доступным жильем.
Также существует неясность позиции нашей страны относительно Европейской Социальной Хартии от 03.05.96 г., которая предопределяет обязанности государства в сфере обеспечения занятости; охраны здоровья, семьи и материнства; социального обеспечения и т.д. Указанная неясность сформировалась в результате того, что Россия хотя бы и ратифицировала данный документ, но фактически с трудом реализует его положения.
|
Все это говорит о том, что выбранная тема крайне актуальна на сегодняшний день.
Целью данной работы является изучение понятия и содержания социальной политики Российской Федерации и механизма ее реализации.
В соответствии с этим можно сформулировать проблему данного научного исследования: по масштабу выполнения социальных функций Россия является патерналистским или субсидиарным государством?
Для того чтобы наиболее эффективно исследовать тему данной работы были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность социальной политики;
2. Проанализировать ее цели;
. Исследовать историю и проблематику социальной политики в Российской Федерации;
. Изучить механизмы ее реализации и в соответствии с ними полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в социальной сфере.
Таким образом, объектом научного исследования выступают правоотношения, складывающиеся в процессе претворения в жизнь норм главы 2 Конституции РФ и норм федерального, регионального и местного законодательства между государством и его органами, с одной стороны, и населением России, с другой.
Предметом исследования являются нормы права, закреплённые в Конституции Российской Федерации 1993 г., законах и иных подзаконных актах РФ, регулирующих социальную политику государства.
|
Следует так же отметить и то, что тема данной курсовой работы на сегодняшний день достаточно хорошо изучена учеными не только в области социологии, но и учеными, специализирующимися в сфере юриспруденции, государственного и муниципального управления.
Понятие и сущность социальной политики.
На определение понятия «социальная политика государства» существует множество точек зрения. Данное понятие рассматривается и со стороны социологии, и со стороны юриспруденции, и со стороны государственного и муниципального управления. Рассмотрим некоторые из них.
Так, например, ученые — социологи под социальной политикой понимают «взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально — демографических, социально — профессиональных групп, социальных общностей».
Как видно из приведенного выше определения, социология главенствующим стержнем в социальной политике ставит социальное положение, то есть характеристику жизнедеятельности населения в целом и его составных частей.
Совсем по-иному, социальную политику рассматривают специалисты в области управления. Н.А. Волгин определяет социальную политику как «деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты».
|
Таким образом, ключевой основой указанного выше определения является деятельность государства.
Сравним данные точки зрения. Несмотря на то, что обе дефиниции строятся на отличном понимании термина «социальная политика», общим в них является указание на сохранение и совершенствование жизни людей.
Следует так же отметить и условия, формирующие жизнедеятельность населения:
. власть в обществе (как способ поддержания социальной стабильности);
. наличие собственности;
. экономические условия (обеспеченность средствами существования);
. защищенность от социальных опасностей;
Сохранение и совершенствование жизнедеятельности людей закреплено в Конституции РФ 1993 года в качестве одной из основ конституционного строя: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Именно в создании указанных выше условий и заключается сущность социальной политики нашей страны.
Уяснение сущности социальной политики невозможно без рассмотрения понятия «социального государства».
Социальное государство представляет собой закономерно обусловленное социально — политическое явление, порожденное прогрессивной направленностью и логикой развития современной цивилизации.
Социальное государство позволяет обеспечить:
1. равномерное распределение материальных благ,
2. создание благоприятной социально — культурной среды обитания граждан.
В связи с этим, можно ли говорить, что Российская Федерация является таким государством не только декларативно, но и практически?
Разумеется, можно. Об этом свидетельствует наличие в нашей стране существенных признаков социального государства, выделяемых большинством ученых:
· правовое государство;
· социальные выплаты и социальное распределение;
· возможность на правовой основе осуществлять планирование, распределение, организацию социальной жизни;
· предоставление всем гражданам доступа к социальным выплатам;
· индивидуальная свобода, законность, демократия, социальная забота.
Небезынтересно также будет рассмотреть концепции социальных государств, сформулированные политическими силами зарубежных стран.
К указанным выше силам относятся «консерваторы», «либералы», «социал-демократы», «зеленые» и различные феминистские движения.
«Консерваторы» считают, что социальное государство несет в себе мощный заряд социального прогресса и социальной стабильности, а механизмом осуществления этих тенденций они считают государственное регулирование экономических и социальных процессов.
С точки зрения либеральной традиции, основная задача социального государства — это осуществление гарантии социально — экономических и гражданских прав.
«Социал-демократы» отводят ключевую роль социальному государству в достижении социальной гармонии.
Позиция «зеленых» в отношении социального государства весьма жестка и категорична. Они считают, что такое государство порочно, его успехи кратковременны, экономический рост производства и потребления не благо. В качестве аргументов своей позиции они приводят то, что все это ведет к загрязнению окружающей среды и, как следствие, к ее уничтожению. По их мнению, приоритетная роль государства должна быть направлена на сохранение окружающей природной среды.
Наконец, феминистские движения ведущую роль социального государства видят в помощи женщинам, считая этот институт единственным, способным коренным образом изменить статус женщин в обществе.
В зависимости от того, насколько велика доля участия государства в социальной сфере жизнедеятельности общества, их принято подразделять на:
. патерналистские (государство возлагает на себя максимум социальных обязательств),
. субсидиарные (ответственность за благосостояние делит с гражданами).
Так к какому же типу государств причисляет себя Российская Федерация?
Ответ на этот вопрос не возможен без анализа субъектов социальной политики.
Инициаторами мер, направленных на повышение уровня жизни населения в Российской Федерации являются:
1. государство
2. субъекты РФ
- органы местного самоуправления
- предприятия и организации.
Несмотря на многообразие субъектов социальной политики, их права и обязанности в этой сфере, а также способы воздействия на объект социальной политики (то есть на население РФ) являются весьма различными.
Так, например, государство регламентирует значительную часть социальной сферы, устанавливая цели социальной политики, ответственность за нарушение принимаемых во исполнение этих целей законов, достаточно императивно определяя круг обязанностей юридических лиц в этой области.
В связи с этим, к какому типу государств относится Российская Федерация; можно ли говорить о том, что наша страна является полу — патерналистским государством?
Разумеется, можно. Ведь все эти ограничения направлены отнюдь не на ликвидацию социальных функций организаций и предприятий, не на полное отстранение их от участия в социальной жизни общества, а на поддержание социальной стабильности и, как следствие, на обеспечение стабильности политической власти в стране.
Так, например, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных целей, однако государство накладывает определенные ограничения на их деятельность (ограничения по форме, по кругу обязанностей, по возможности заниматься деятельностью в определенных областях социальной сферы). Все это, как уже было сказано выше, направлено на поддержание социальной стабильности в обществе.
О том, что Российская Федерация является полу — патерналистским государством свидетельствуют также цели ее социальной политики, механизмы ее реализации и, конечно же, исторические предпосылки.