С ростом количества блага его предельная полезность убывает.




Марафон по экономическим задачам

ТЕМА ЗАДАЧ Уровень сложности (кол-во задач) ВСЕГО
                   
  Показатели деятельности ФИРМЫ. Фирма в условиях различных рынков.                      
  Функции и закон спроса и предложения. Три способа задания функции спроса и предложения. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса и предложения.                      
  Рыночное равновесие. Рыночный объем продаж и рыночная выручка. Дефицит и избыток товара.                      
  Эластичность.                      
  Производственные возможности общества. КПВ.                      
  Поведения потребителя, гипотеза рационального поведения. Полезность, общая и предельная полезность.                      
  Факторы производства. Технология. Изокванты (линии равного выпуска). Бюджетное ограничение производителя.                      

 

Оглавление

6. Финансовая грамотность. Поведение потребителя, гипотеза рационального поведения. Полезность, общая и предельная полезность. Закон убывания предельной полезности. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение потребителя. Оптимальный выбор. 3

 


 

 

6. Поведение потребителя, гипотеза рационального поведения. Полезность, общая и предельная полезность. Закон убывания предельной полезности. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение потребителя. Оптимальный выбор. Сложность
Задача №6.1.1 Общая полезность трех съеденных бананов равна 20 единицам, четырех – 22 единицам. Определите предельную полезность четвертого банана. Ответ. МU 4-го банана – 2.  
Задача №6.1.2 «Как можно говорить о полезности всех экономических благ?! Ведь наркотики, алкоголь, порнография вредны как для телесного, так и для духовного здоровья человека!» Вы согласны с этим утверждением? Ответ.Полезность – это свойство товара удовлетворять потребности человека, каковы бы они не были – нравственныеоценки здесь не принимаются во внимание.  
Задача №6.1.3 Может ли общая полезность товара X возрастать при одновременном снижении предельной полезности этого товара? Ответ. Да.  
Задача №6.1.4 Кривая безразличия – непрерывная функция или набор дискретных точек? Ответ. Непрерывная функция. Непрерывность функции – важнейшая характеристика зависимости, позволяющая обеспечить корректность и точность использования предельного анализа в исследовании потребительских предпочтений.  
Задача №6.1.5 Что имеет большую ценность для человека – хлеб или театр (зрелища)? Что полезнее? Какое из этих двух благ является более редким?  
Задача №6.1.6 Маржинальная полезность первого съеденного апельсина равна 5 единицам, второго – 3 единицам, а третьего – 2. Вычислите общую полезность. Ответ. 10.  
Задача №6.1.7 Каковы исходные посылки теории полезности? Ответ Теория субъективной полезности опирается на следующие основные предположения: 1. Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход. 2. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (ее называют предельной полезностью), меньше полезности предыдущей единицы товара.  
Задача №6.1.8 В целях объяснения потребительского выбора в микроэкономике используются два подхода к оценке полезности: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский). В чём состоит основная идея кардиналистов? Ответ Представители кардиналистской теории К. Менгер, Е. Бем-Бавери, У. Джевонс, Л. Вальрас полагали, что потребитель в состоянии достаточно точно оценивать величину полезности потребляемых им товаров. Она может быть измерена в абсолютном выражении – в такой единице, как «ютиль» (от лат. utility – полезность). Целью же потребления является получение максимума полезности. При этом полезность от потребления товара зависит лишь от количества потребляемых единиц этого товара. Поэтому теория и получила название «количественной».  
Задача №6.1.9 В целях объяснения потребительского выбора в микроэкономике используются два подхода к оценке полезности: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский). В чём состоит основная идея ординалистов? Ответ В ординалистской теории потребления (от нем. «die Ordinun » – порядок) при анализе используются не количественные, а порядковые показатели, поскольку в количественных единицах (ютилях) измерить полезность блага очень сложно и практически невозможно. Основная идея ординалистов В. Парето, Е. Слуцкого, Дж. Хикса заключается в том, что если потребитель не может количественно измерить полезность определенного набора благ, то он может сравнивать различные потребительские наборы с точки зрения их предпочтительности, т. е. их расстановки в соответствии с порядковым номером. Функция полезности принимает большее значение для тех товаров, которые предпочтительнее для потребителя. Для равноценных наборов товаров полезность принимает одинаковое значение.  
Задача №6.1.10 Зачем нужна бюджетная линия? Как она изображается графически? Ответ Бюджетная линия дает представление о всех возможных комбинациях каждой пары благ, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на эти блага и заданной величине дохода. Графически бюджетная линия изображается в виде линии, имеющей отрицательный наклон.  
Задача №6.1.11 Если предположить, что «I» – доход потребителя, «Х» и «У» – купленные количества благ, а «Рx» и «Рy» – цены этих благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать в следующем виде: Ответ I = Pх * X + Pу * Y.  
Задача №6.1.12 Что и кому «безразлично» в кривой безразличия? Ответ Кривая безразличия показывает совокупность наборов благ, выбор которых безразличен для потребителя, так как обеспечивает ему одинаковый уровень полезности.  
Задача №6.1.13 Какое положение является идеальной ситуацией, характеризующей равновесное состояние потребителя, максимизирующего свою полезность? Ответ Идеальной ситуацией, характеризующей равновесное состояние потребителя, максимизирующего свою полезность, является положение, в котором бюджетная линия касается кривой безразличия в некоторой точке.  
Задача №6.1.14 Прокомментируйте картинки («50 лекций»), используя понятие полезности.
 
Задача №6.1.15 Компания General Mills решила вывести на рынок новый продукт. В качестве новой торговой марки, «Apple-Cinnamon Cheerios», предлагался подслащенный вариант классического продукта General Mills, известного как «Cheerios» («Бодрость»). Но перед тем, как выпустить «Apple-Cinnamon Cheerios» в широкую продажу, компания должна была решить важную проблему: какую цену следует установить на этот товар? Насколько бы ни была хороша эта каша, ее прибыльность во многом зависела от решения компании относительно цены на нее. Знать, что потребители готовы платить больше за новый продукт с добавочными ингредиентами, было недостаточно. Что нужно было узнать кроме этого? Ответ Требовалось понять, на сколько больше.  
Задача №6.1.16 Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности (М, Д, С): а) одежда; б) ремонт автомобиля; в) участие в городском субботнике; г) консультации юриста; д) жилье; е) потребности фирмы в автотранспорте; ж) благотворительность; з) удаление аппендикса; и) посещение филармонических концертов; к) посещение лекции по архитектуре города.  
Задача №6.1.17 Дайте определение потребностям. Как потребности связаны с мотивацией к труду? Ответ Потребность – это нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения. Разнообразные потребности человека изменяются в зависимости от времени и обстоятельств. Абрахам Маслоу предложил «Пирамиду потребностей», которая описывает все возможные виды потребностей и желаний. К потребностям, присущим абсолютно всему человечеству, и следовательно лежащим в фундаменте отношений, Маслоу выделяет физиологические потребности, а наиболее развитому человек, по его мнению, должны быть присущи «головные потребности» – в самореализации. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду.  
Задача №6.1.18 Из И. Кима Можно ли утверждать, что действия (принимаемые решения) пользователя в условиях фантастического мира некой компьютерной игры нередко напоминают действия субъекта в реальном мире? А виртуальная экономика игры – реальную экономику? Приведите примеры. Ответ (возможный вариант) В 1999 г. была выпущена одна из первых ролевых многопользовательских онлайн-игр, EverQuest. Действие игры происходит в виртуальной стране Норрат, в которой игрок может выбрать самые разные роли, например воина или ремесленника. «Население» Норрата быстро перевалило за десяток тысяч, а между участниками возникли тесные экономические связи. В 2001 г. средний доход персонажей – участников этой игры, согласно расчетам американского экономиста Э. Кастронова, составлял 3,42 долл. (не виртуальных, а реальных!) в час. В переводе на годовые показатели это означает, что формально виртуальное государство Норрат по доходу на душу населения опережало многие реальные государства и было на тот момент сопоставимо с РФ и Болгарией. Так что, виртуальные миры – это серьезно. И хотя игроки и находятся в фантастических условиях, их экономическое поведение вполне реально. Они совершают сделки с недвижимостью (на данный момент известно множество сделок, когда виртуальные объекты продавались и покупались за десятки тысяч долларов, как, например, астероид в игре Project Entropia, купленный за 100 тыс. долл.). Они нанимают работников (например, жителей Индии и Китая, которые за небольшие деньги «прокачивают» героев игры). Они покупают, продают и даже воруют (так, в Китае один друг одолжил у другого в виртуальной игре волшебный меч, затем продал его за 870 долл. и был зарезан (в реальной жизни) обиженным владельцем, который потом был приговорен за это к смертной казни).  
Задача №6.1.19 Из И. Дубровина Нужно ли для осуществления потребностей более высоких уровней удовлетворить базовую потребность на 100%? Ответ Для осуществления потребностей более высоких уровней совершенно не обязательно удовлетворять базовую потребность на 100%. Как писал А. Маслоу (см. «пирамида Маслоу»): «у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70, потребность в любви – на 50, потребность в самоуважении – на 40, а потребность в самоактуализации – на 10%».  
Задача №6.1.20 Из С. Иванова Как объяснить тот факт, что в большинстве домов, в которых мы живем, стены и лифты находятся в ужасном состоянии, но в самих квартирах, как правило, чистота и порядок? Ответ. Большая часть домов, в которых живут россияне, является собственностью государства, а люди, как правило, бережно относятся лишь к тем объектам, которые принадлежат им на правах частной собственности. Именно поэтому они более бережливы в отношении своих собственных квартир, частью приватизированных, частью находящихся в их владении, пользовании и частичном (могут сдать их внаем) распоряжении.  
Задача №6.1.21 Что изображено на картинке?  

 

Ответ

Функция полезности

 
Задача №6.1.22 Бывали ли в Вашей жизненной практике случаи, когда Вам выдавали определённую сумму денег с заданием приобрести какие-то товары в первую очередь, а какие-то – если останутся неистраченные деньги? Попробуйте смоделировать такую ситуацию.  
Задача №6.2.1 Определите общую полезность шести порций мороженого по следующим данным: Общая полезность пяти съеденных порций мороженого равна 14 единицам, предельная полезность шестой порции – 1 единице. Решение В данной задаче предельная полезность определяется по формуле: МUn+1 = ТUn+1 – ТUn МU6 = ТU6 – ТU5 = 15 – 14 = 1, т. е. ТU6 = 15 Ответ. ТU6 = 15  
Задача №6.2.2 Какие из нижеперечисленных благ являются экономическими, а какие – неэкономическими: а) воздух, которым Вы дышите; б) снег зимой; в) пищевой лед, используемый в ресторанах и барах; г) лед на улицах в зимнее время года; д) вода из родника недалеко от Вашего дома; е) белая глина, используемая для производства фарфоровой посуды. Ответ: а; б; г; д.  
Задача №6.2.3 С каким из следующих утверждений Вы (как экономист) согласны? 1) понятие «полезность» является субъективным; 2) любой свой выбор потребитель делает рационально; 3) потребитель делает выбор в условиях ограниченности ресурсов – собственных доходов. Ответ. Со всеми.  
Задача №6.2.4 Есть ли какое-либо значимое сходство между кривой предельной полезности и кривой рыночного спроса? Ответ. Отрицательный наклон.  
Задача №6.2.5 Предпочтения потребителя – не единственный фактор, влияющий на его выбор. Какие ещё факторы важны для совершения выбора? Ответ Существенное влияние на процесс выбора оказывают также доход, которым располагает потребитель и цены, по которым он покупает товары на рынке.  
Задача №6.2.6 Что в теории полезности (ординалистский подход) используется для анализа желаний потребителя, а что – для анализа его возможностей? Ответ Известно, что для анализа желаний потребителя используются кривые безразличия, а для анализа его возможностей – бюджетные линии.  
Задача №6.2.7 Может ли последняя единица потребляемого блага иметь небольшую полезность? Студент-первокурсник недоумевает: «Если на борту космического корабля произошла авария и началась утечка кислорода? Ведь последнийглоток кислорода для космонавта будет иметь наибольшуюполезность?» Ответ Этот пример только подтверждает закономерность: ведь предельная полезность блага бывает выше при меньшем запасе блага. Когда запас блага (кислорода) уменьшается, предельная полезность растет.  
Задача №6.2.8 Заполните пропуски в примере экономиста Ирвинга Фишера: «Если количество хлеба увеличится, то предельная полезность одного и того же количества сухого печенья …………, а масла – ………...». Объясните связь полезности взаимодополняемых благ. Решение «Если количество хлеба увеличится, то предельная полезность одного и того же количества сухого печенья сократится, а масла – возрастёт».  
Задача №6.2.9 Общая и предельная полезность абрикосов для отдельного потребителя. Таблица:
Число абрикосов Общая полезность (сумма предельных полезностей), ед. Предельная полезность (полезность дополнительного абрикоса), ед.
1 2 3 4 5 10 18 24 28 30 10 8 6 4 2

 

Обозначив общую полезность как TU, предельную полезность как MU, а общее количество как Q, постройте по данным таблицы соответствующие графики.

Решение

 
Задача №6.2.10 Предположим, что женщина покупает лимонад. Допустим, что она имеет возможность приобретать его либо в стеклянных бутылках, либо в одноразовых пакетах, и что литр ее любимого лимонада стоит 1,80 долл. в одноразовом пакете, а литр в стеклянной бутылке – 1,60 долл. плюс 40 центов залоговой стоимости посуды (deposit). Что она купит? Как для нее будет «дешевле»? Ответ Это зависит от ее затрат, причем розничная цена лимонада – это только одно из слагаемых этих затрат. Если ей не сложно собирать и сдавать бутылки – т. е. затраты на это для нее невелики – то, скорее всего, она решит, что лимонад в бутылках дешевле, и будет покупать его. Если она живет в квартире, где мало места для хранения бутылок, если она редко ходит в магазин, если она потребляет очень много лимонада, и если мусоропровод у нее под рукой, она вполне может решить, что лимонад в одноразовых пакетах дешевле, и будет покупать пакеты, а не бутылки.  
Задача №6.2.11 Прокомментируйте картинки («50 лекций»), используя понятие полезности.
 
Задача №6.2.12 Спрогнозируйте ещё одну – третью – картинку («50 лекций»).

Ответ

 
Задача №6.2.13 Что такое «потребительская корзина»? Ответ Рыночная (потребительская) корзина – это перечень определенных количеств одного или нескольких товаров, которые потребитель покупает на рынке. В состав рыночной корзины могут входить различные продукты питания из ассортимента бакалейного магазина. Под ней можно понимать и определенное количество продуктов и одежды, а также жилищные условия, которые ежемесячно оплачивает потребитель.  
Задача №6.2.14 Прокомментируйте рисунок («50 лекций»).
 
Задача №6.2.15 Однажды Герцен беседовал с известным социалистом Луи Бланом. «Жизнь человека – великий социальный долг. Человек должен приносить себя в жертву обществу!» – утверждал Блан. «Зачем?» – спросил Герцен. «Как зачем? Главная цель жизни человека – благосостояние общества». Догадайтесь, как Герцен эффектно опроверг оппонента.  
Задача №6.2.16 Исследование показало, что люди, которые едят «Иммуно-йогурт», в среднем реже болеют простудой, чем люди, которые не едят этот йогурт. Можно ли из этого сделать вывод, что потребление этого йогурта снижает риск заболеть простудой? Ответ. Нет. Комментарий. Альтернативное объяснение заключается в том, что потребители этого йогурта – как раз те люди, которые в целом сильнее заботятся о своем здоровье (одеваются в соответствии с погодой и т. п.) и болеют меньше именно из-за этого, а не из-за потребления йогурта. Корреляция в данном случае не означает определенной причинно-следственной связи между потреблением йогурта и простудой.  
Задача №6.2.17 В микроэкономике задачей потребителя называется проблема выбора количеств... Чего? Ответ Продуктов (благ), максимизирующих некоторую функцию полезности при заданном бюджетном ограничении.  
Задача №6.2.18 Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности: а) одежда; б) ремонт автомобиля; в) участие в городском субботнике; г) консультации юриста; д) жилье; е) потребность фирмы в автотранспорте; ж) благотворительность; з) удаление аппендикса; и) посещение филармонических концертов; к) посещение лекций по архитектуре города.  
Задача №6.2.19 Из Б. Малышева Что иллюстрирует следующая картинка?  

 

Ответ

Предельную полезность. Под предельной полезностью блага понимается прирост полезности блага в результате добавления единицы этого блага.

 
Задача №6.2.20 Из Б. Малышева Экономическая теория исходит из того, что любой человек стремится максимизировать совокупную (суммарную) полезность имеющихся у него благ. Можно привести примеры, казалось бы, опровергающие этот принцип – люди могут отдавать свое имущество, свой труд и даже саму жизнь на благо других. Противоречат ли эти примеры исходной идее? Ответ Никакого противоречия здесь нет. В таком случае общественный интерес становится личным интересом человека, изменяется его система ценностей. Такой человек высшим личным благом признает общественное благо, следовательно, и в этом случае, максимизирует полезность своих благ.  
Задача №6.2.21 Из Б. Малышева Обладают ли полезностью деньги? Ответ Деньги сами по себе не удовлетворяют никаких потребностей человека. Но на них можно приобрести блага, которые обладают полезностью. Поэтому полезность некоторой суммы денег равна полезности благ, которые можно на эти деньги приобрести. Полезность денег зависит от их количества, отсюда можно заключить, что существует функция полезности денег. И эта функция выглядит точно так же, как функция полезности любого другого блага: она проходит через начало координат, непрерывно возрастает, выпукла вверх. Последнее свойство означает, что предельная полезность единицы денег убывает с ростом их количества. Это легко понять: тысяча рублей имеет высокую полезность для того, у кого денег нет, и почти нулевую – для владеющего миллионами.  
Задача №6.2.22 Из Б. Малышева На рисунке изображена кривая безразличия. Что Вы можете сказать о наборах благ А, В и С?  

 

Ответ

Наборы благ А, В и С, находящиеся на кривой безразличия, равнополезны для потребителя, он не сможет отдать явное предпочтение ни одному из них.

Все наборы, лежащие левее и ниже кривой безразличия, обладают меньшей полезностью, а лежащие правее и выше кривой, имеют большую полезность, чем находящиеся на самой кривой.

 
Задача №6.2.23 Предельная норма замещения равна количеству одного блага, равнополезного единице другого блага. Эта величина всегда отрицательна. Почему? Ответ Потому что для того, чтобы полезность набора не изменилась при увеличении количества одного блага, количество другого нужно уменьшить, и наоборот.  
Задача №6.2.24 Посетители кафе утверждают, что ценят утром чашку кофе выше, чем порцию рулета. Рулет стоит 30 руб., а чашка кофе – 10 руб. Значит ли это, что посетители говорят неправду?  
Задача №6.3.1 Маржинальная полезность первого съеденного апельсина равна 5 единицам, второго – 3 единицам, а третьего – 2. Вычислите общую полезность. Ответ. 10.  
Задача №6.3.2 Построить кривую безразличия для двух абсолютно взаимозаменяемых товаров пепси-колы и кока-колы, если их цены за литр равны 8 р. и 10 р. при бюджете на их потребление, равном 40 р.  
Задача №6.3.3 Начертите семейство кривых безразличия, соответствующих разным уровням полезности, если потребители считают, что при любом уровне потребления один килограмм помидоров заменяет два килограмма огурцов. Решение В этом случае кривые безразличия будут демонстрировать постоянную предельную норму замещения. В данном случае кривая безразличия на самом деле является отрезком прямой с тангенсом угла наклона к оси «огурцов», равным -1/2.  

 

 
Задача №6.3.4 Изучив графики, сделайте вывод о том, что именно могло привести к такому сдвигу кривых спроса:  

 

Ответ. Рост дохода потребителя. При повышении дохода спрос на качественные товары растет, а на некачественные (инфериорные) – снижается.

 
Задача №6.3.5 Объясните формулу:  

 

Ответ

Каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности.

Формула отображает условие равновесия потребителя.

 
Задача №6.3.6 Для окраски летнего дачного домика Вам потребуется 50 банок краски. У Вас же имеется всего 49 банок. Можно ли утверждать, что 50-я банка, без которой домик останется неокрашенным, обладает для Вас наибольшей полезностьюи что подобная ситуация опровергает закон убывающей предельной полезности? Ответ Полезность для Вас обладает только комплект,т.е. набор банок, состоящий именно из 50 штукв данном случае.А 1, 2, 3, или даже 49 банок будут для Вас бесполезны!  
Задача №6.3.7 По представленным данным определите, какова предельная полезность 11-го товара:  
Количество товаров          
Общая полезность         16,5

Решение

Согласно закону предельной полезности, полезность 11-го товара будет колебаться в следующих пределах: 0,5 < MU(11) < 1.

 
Задача №6.3.8 Заполните пропуски в таблице:  
Количество товаров Общая полезность Предельная полезность
     
     
     

 

Ответ

Количество товаров Общая полезность Предельная полезность
     
     
     
 

Задача №6.3.9

Заполните пропуски в таблице:

 

Количество товаров Общая полезность Предельная полезность
     
     
     

 

Ответ

Количество товаров Общая полезность Предельная полезность
     
     
     
 
Задача №6.3.10 Заполните пропуски. Постройте кривые общей и предельной полезности по следующим данным:
Количество единиц товара Общая полезность Предельная полезность
     
     
     
     
     

Решение

Формула: Общая полезность N единиц товара = общая полезность (N -1) единиц товара + Маржинальная полезность N –й единицы товара.

Количество единиц товара Общая полезность Предельная полезность
     
     
     
     
     
 
Задача №6.3.11 Госпожа N решает, каким образом ей распределить свой достаточно ограниченный доход между покупкой билетов в театр или в кино – и тот и другой вид искусства ей одинаково дорог. На графике показана ее бюджетная линия и кривая безразличия.  

 

Укажите на этом графике точки, отвечающие ниже перечисленным условиям:

Условие нахождения точки + Наименование точки:

а) в которой госпожа N максимизирует свои потребности;

б) в которой она потребляет только услуги кино;

в) в которой она пользуется только театром;

г) в которой героиня задачи получает то же удовлетворение, что и в точке А, но «выходящее за бюджет»;

д) которая отражает более предпочтительный набор, чем тот, который представлен точкой А, но «за бюджетом».

 
Задача №6.3.12 Адам Смит писал: «Нет ничего более полезного, чем вода, но на нее едва ли можно чего-нибудь купить; вряд ли что-нибудь можно выменять на воду. Наоборот, полезность алмаза для использования невелика, но за него можно выменять большое количество различных товаров». Объясните. Почему это так?  
Задача №6.3.13 Школьник Дима получил от родителей 300 руб., которые планирует полностью потратить на мороженое ценой 15 руб., покупку компакт-дисков ценой 120 руб. и выходы в кино ценой 180 руб. Указать все возможные способы распределения имеющихся финансов. Решение Возможными являются следующие 5 вариантов: 1. Кино (180) + CD (120). 2. Кино (180) + 8⋅мороженое (15). 3. 2⋅CD (120) + 4⋅мороженое (15). 4. CD (120) + 12⋅мороженое (15). 5. 20⋅мороженое (15).  
Задача №6.3.14 Постройте соответствующие таблицам графики
Число абрикосов Общая полезность (сумма предельных полезностей), ед. Предельная полезность (полезность дополнительного абрикоса), ед.
1 2 3 4 5 10 18 24 28 30 10 8 6 4 2

Ответ

Общая полезность (а) и предельная полезность (б):

 
Задача №6.3.15 Прокомментируйте картинку («50 лекций»), используя понятие полезности.
 
Задача №6.3.16 Попробуйте спрогнозировать содержание третьей картинки («50 лекций»).  

Ответ

 
Задача №6.3.17 Попробуйте спрогнозировать содержание четвёртой картинки («50 лекций»).  

Ответ

 
Задача №6.3.18 Какой закон нарушает старик из лимерика Эдварда Лира? Шаровидный старик с Дарданелл Пил тогда, когда пить не хотел. На слова «стыд и срам!» Возражал: «Знаю сам!» Тот упрямый старик с Дарданелл. Ответ. Первый закон Госсена. Первый закон Госсена: полезность каждой последующей единицы блага, получае­мой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы (предельная полезность блага убывает с увеличением потребления).  
Задача №6.3.19 Поясните, что такое транзитивность предпочтений. Составьте миникарту (5-6 товаров или услуг) транзитивности с примерами своих собственных предпочтений. Ответ Предпочтения являются транзитивными. Транзитивность означает, что если потребитель предпочитает корзину А корзине В, а корзину В корзине С, то этот потребитель также предпочитает корзину А корзине С. Так, если «Porsche» предпочтительней «Cadillac», a «Cadillac» предпочтительней «Chevrolet», то «Porsche» будет предпочтительней «Chevrolet». Транзитивность обычно рассматривается как необходимое условие последовательности потребителя. (При выполнении задания группой учащихся может быть сделана попытка поиска таких благ (фильм, блюдо, город для путешествия), в случае которых различие частных транзитивностей членов группы не позволяет им прийти к единому консолидированному решению)  
Задача №6.3.20 Прокомментируйте рисунок.

Ответ

Изменение в цене одного из товаров (в случае неизменного дохода) заставляет бюджетную линию вращаться вокруг одной из точек пересечения с осями координат.

Когда цена на продовольствие надает с $1 до $0,50, бюджетная линия поворачивается вправо: из положения L1 в положение L2. Однако когда цена возрастает с $1 до $2, эта же линия поворачивается влево: из положения L1 в L3.

 
Задача №6.3.21 Исходя из экономического восприятия объясните, почему тот, кто, как правило, в обычном ресторане ест мало, нередко становится обжорой за «шведским столом», когда за любое количество съеденной еды платят одинаково.  
Задача №6.3.22 Смит утверждал, что каждый человек стремится к тому, чтобы найти возможность наиболее выгодного вложения капитала, который он имеет в своем распоряжении. Разумеется, он имеет в виду только собственную выгоду, а не выгоду народа; но именно соображения собственной выгоды приводят к тому, что он предпочитает такое вложение, которое оказывается самым выгодным и для общества. «Если он (предприниматель) все свои старания в избранном им промысле направляет на то, чтобы продукт его труда имел наибольшую ценность, он стремится извлечь пользу лишь для себя и в этом случае, как и во многих других, его ведет невидимая рука к цели, о которой он не имел никакого понятия. Народ не терпит никакого убытка от того, что не входило в его намерения. Часто, преследуя свой собственный интерес, он поступает в интересах общества намного эффективнее, как если бы он действительно имел в виду эти интересы. Я никогда не видел, чтобы люди, занимающиеся делом ради, как они утверждают, всеобщего блага, добились чего-либо хорошего». А) На примере приведенного текста расскажите о взглядах Смита по поводу связи между своекорыстием и общественной пользой. Выразите собственную позицию по отношению к мнению Смита. Б) Почему, как считает Смит, «чистая» рыночная экономика функционирует оптимально?  
Задача №6.3.23 Многие владельцы квартир устанавливают счетчики воды, и осуществляют оплату за ее потребление по показаниям счетчика. Этот подход отличается от предыдущего, когда счетчиков вообще не было (плату осуществляли по установленным государством тарифам, единым для большинства населения) или, когда счетчики устанавливались для всего здания, а стоимость воды равномерно распределялась между всеми жильцами. Там, где были установлены индивидуальные счетчики, потребление воды сократилось на 10-40%. Объясните это явление с использованием понятий цены и предельной полезности.  
Задача №6.3.24 Очевидно, что использование скутера (водного мотоцикла) представляет собой многообразие полезностей. Перечислите их и характеризуйте. Может ли сравнение наборов полезностей каким-то образом говорить о большей или меньшей значимости определённого блага для того или иного человека?  
Задача №6.3.25 Составьте свою кривую безразличия для потребления двух (на ваш выбор) товаров и соотнесите ее с кривой безразличия для точно таких же товаров вашего друга (или воображаемого персонажа). Дополните картину введением бюджетного ограничения.  
Задача №6.3.26 Вопрос из Г. Гукасьян. Представьте себе, что в известной телеэпопее «Последний герой» группа россиян, заброшенная на необитаемый остров, лишилась связи с внешним миром и столкнулась с «проблемами Робинзона». Какие из благ приобрели бы для них наибольшую полезность: пресная вода, видеокамера, какао-бобы, плоды хлебного дерева, фотоаппарат, модная одежда? Нуждались бы на необитаемом острове в деньгах? Стало бы там золото дороже любого другого продукта? Стала бы выловленная рыба товаром?  
Задача №6.3.27 Из Носовой. Весьма примечательным аспектом конкурентной рыночной системы является т


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: