Государственный режим – это совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная составная часть формы государства, реагирующая на все процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде. Он индивидуализирует форму государства.
Государственный режим – составляющая политического режима, охватывающая государство и другие элементы политической системы общества.
Так, во многих монархических государствах (современный Голландия, Швейцария, Великобритания и др.) государственный режим и общественный строй более демократичен, чем в некоторых существовавших республиках (фашистская Германия). Государственный режим играет решающую роль в установлении реального характера форм государства.
Государственный режим возникает не спонтанно, а под воздействием целого ряда объективных факторов: тип экономической системы, общий уровень политической и правовой культуры, соотношение в обществе социально – классовых сил, исторический национальные традиции, особенности стоящей у власти политической элиты и т.п.
Факторы, характеризующие государственный режим в данной стране:
· способы и порядок формирования органов государственной власти
· характер взаимоотношений органов государственной власти и распределение между ними компетенции
· степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан
· роль права в жизни общества и государства
· роль силовых структур в государственном механизме
· степень реального участия граждан в общественной и политической жизни
|
· способы решения конфликтов, возникающих в обществе
Политическая практика показывает, что стоящими у власти классами могут вырабатываться две системы управления, сменяющие друг друга или взаимодействующие в процессе исторического развития государства: 1) метод насилия (консерватизм, силовые меры управления государством) и 2) метод либерализма (демократизм, курс на реформы). В зависимости от того, какой из этих методов выбирает существующая власть, как они сочетаются, все государственные режимы подразделяются на виды и подвиды.
Юридической науке известны различные варианты классификации государственных режимов. Не которые исследователи связывают политический режим с типом государства и, соответственно, в каждом типе выделяют ряд характерных режимов. Так, при рабовладельческом строе выделяют деспотический, теократический, олигархический, демократический режимы; при феодальном строе – абсолютистский, феодально – демократический, клерикальный, милитаристский, режим «просвещенного абсолютизма»; при капитализме – конституционный, бонапартистский, военно – полицейский и фашистский; при социализме – лишь «последовательно – демократический».
В современной политологии в сугубо академических целях все политические режимы подразделяют на два вида: демократические и недемократические. Каждый из этих режимов на разных этапах жизни общества подразделялся на различные подвиды (подвидами антидемократического режима были теократические диктатуры Древнего Востока, полицейские режимы феодального государства, фашистские режимы и военные диктатуры современности).
|
Типология политических режимов:
1. демократические:
· провозглашение и осуществление на практике прав и свобод граждан и их организаций;
· многопартийность (в т. ч. существование оппозиционных партий);
· выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти;
· официальное признание принципов законности, конституционализма, разделения властей;
· существование институтов прямой и представительной демократии;
· наличие демократического законодательства.
2. антидемократические:
· ликвидация или значительное ограничение прав и свобод человека и гражданина;
· запрещение оппозиционных партий и других организаций;
· ограничение роли выборных государственных органов, сведение роли парламента до положение формального института;
· усиление роли исполнительных органов;
· сосредоточение большого числа властных полномочий в руках главы государства.
Разновидности антидемократических режимов:
· тоталитаризм (лат. totalis – полный, целый) – характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, слиянием государственных и партийных органов, наличием системы массовых общественных организаций, поставленных под контроль государства;
· авторитаризм (лат. auctoritas – власть) – характеризуется не только проникновением государства во все сферы жизни общества, но и наличием элементов личной диктатуры;
· фашизм – крайняя форма авторитарного режима, при которой широко используются террористические методы правления.
|
Фашистские режимы – показатель политического кризиса (политическая элита уже не может свое господство, опираясь на либерально–демократические методы). Ярким примером тому могут служить фашистские режимы Германии и Италии, для которых было характерно:
· сочетание репрессивных методов правления с декларируемой заботой о благе народа; прикрытие антинародной политике лозунгами заботы о благе народа;
· существование единой общеобязательной идеологии и устранение всех несогласной с ней;
· официальное насаждение расизма, антисемитизма;
· культ личности вождя;
· абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной (правительство получало законодательные полномочия, парламент – только право внесения законопроектов).
Чиркин: понятию гос.режим дается неодинаковая трактовка. Немецкий юрист Левенштейн связывал это понятие с численностью партий.
Бюрдо – с существованием/отсутствием правительственной оппозиции.
Другие - с конституционными взаимоотнош.органо гос-ва.
Иногда под гос.режимом понимают весь гос. Строй.
Понятие гос.режима – характеризует функциональную сторону гос-ва, на него влиют партии, движения, массовая вооруженная борьба.
Политисеский режим характериз. Состояние демократии в стране, осуществление в её внутрненней политике общечеловеческих ценностей, «политический климат».
Гос.режим – часть политического режима.
В науке предлагались и другие определения – гос-правовой, политико-правовой, гос-политический режим, но это все не охватывает всех методов осуществления политической власти, так как часто методы не регулируются правом.
Методы осуществления гос.власти: метод либерализма (уступок) и насилия(подавления), поддержки нейтралитета(балансирования интересов)
Разновидности гос.режимов:
1)Полуфеодально-теократический(саудовская аравия, Бутан, иран)
Значительные пережитки феодализма, полит.власть у привилег.шахов,промышленность не развита, градация населения по объему используемых прав, сословия, религия=инструмент гос-ва, скрытое насилие.
2) тоталитарный
Централизованный хар-р власти, слитные партийно-государств.структуры, автономия гос.органов отрицается, правящая партия, естественные права граждан отрицаются, разделение властей непризнается, местного самоуправления нет, метод управления – насилие.
3) авторитарный
Существует в форме конституционно-авторитарного. Есть конституции. Внешне управление на конституц.началах, но на практике нет разделения властей, властвует номенклатура, оппозиция разрешена частично, местное самоуправление может быть,но с огранич.полномочиями.
4) демократический – у стран с рыночной экономикой, господств.средний класс, разделение властей есть, признание и существование прав граждан.