Форма правления государства: понятие, виды




 

Форма правления – организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношения между ними.

 

Выделяют 2 формы правления:

Монархия - верховная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства и передается по наследству; монарх является носителем и источником власти.

Республика - государство, в котором высшая власть принадлежит избранным на определенный срок государственным органом, а источником власти является народ.

 

Типология монархий:

1. рабовладельческие (характерны жесткая централизация, концентрация верховной законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха):

‐ восточная деспотия (существовала в государствах Древнего Востока; ее существование обусловлено необходимостью создания и поддержания в порядке ирригационных сооружений, длительным сохранением общинного хозяйства):

ּ сакрализация правителя

ּ правитель – военный вождь

ּ правитель – верховный собственник в государстве

ּ власть правителя формально неограниченна, фактически ограничена военно–чиновничьей знатью, жрецами

‐ античная (Древний Рим, 27 г. до н. э.– 284 г. н. э. – этап принципиата (становление и развитие), 284 (начало правления Диолектиана) – 476 гг. н. э. – этап домината (разложение монархии как следствие разложения рабовладельческого строя)

ּ переход от республики к монархии осуществлялся через военные диктатуры

ּ существование на первых стадиях, наряду с монархическими, республиканских институтов

ּ основная опора монарха – армия

2. феодальные:

‐ раннефеодальная (в период становления феодализма):

ּ слабость центральной власти (власть короля ограничена крупными феодалами)

ּ наличие полусамостоятельных (только формально подчиненных центру) государств (княжеств, герцогств и т. п.)

ּ принцип иерархического соподчинения феодалов

‐ сословно – представительная (в период расцвета феодализма):

ּ усиление центральной власти

ּ опора монарха на все слои населения (не только на феодалов) путем формирования сословно – представительных органов (Земский собор, Генеральные штаты, сейм, парламент), которые в известной степени ограничивали власть монарха

‐ абсолютная монархия (в период разложения феодализма и возникновения зачатков капитализма):

ּ вся полнота власти сосредотачивается в руках монарха

ּ сохранившиеся представительные органы носят формальный характер и фактически не ограничивают власть монарха

Капиталистические

a. конституционная (результат эволюции абсолютной монархии; возникает в тех странах, где буржуазия не сразу приобретает всю полноту власти и вынуждена довольствоваться половинчатыми политическими и социально – экономическими преобразованиями, идти на компромисс с дворянством; буржуазии порой даже выгодна монархия, т. к. при монархической форме правления легче держать в подчинении пролетариат):

a. парламентарная (большинство современных монархий: все монархии Европы, Япония; Великобритания – особый тип, парламентская, но не конституционная монархия):

ּ власть монарха ограничена (как юридически, так и фактически) конституцией

ּ законы принимаются парламентом и формально утверждаются монархом (в силу сложившейся практики он не может отказаться от подписания принятых законов)

ּ правительство формируется партией, набравшей большинство голосов на выборах в парламент, и ответственно перед парламентом

b. дуалистическая (кайзеровская Германия (1871 – 1918 гг.), третьеиюньская монархия в России):

ּ монарх – глава исполнительной власти, он назначает и смещает правительство

ּ монарх имеет законодательные полномочия

ּ парламент двухпалатный: нижняя палата избирается, верхняя назначается монархом.

Типология республик:

1. рабовладельческие:

‐ аристократическая (Древний Рим, XI-IV вв. до н. э. – период становления, III-I вв. до н. э. – период расцвета и упадка):

ּ правом законодательной инициативы обладали магистраты – выборные должностные лица из числа феодалов

ּ законы принимались Народным собранием

ּ законы утверждались Сенатом, который избирался недемократическим путем из представителей крупной аристократии. Сенат также обладал правом вето, правом объявления войны и мира, широкими правоисполнительными полномочиями, распоряжался казной, мог устанавливать диктатуру

‐ демократическая (Афинское государство):

ּ принятие законов, суд, внешняя политика находились в ведении Народного собрания (его членами были все граждане Афин, т.е. взрослые свободные мужчины, родившиеся в Аттике)

ּ высший орган государственной власти – Совет пятисот (законодательная инициатива, финансовая политика, исполнительная власть)

ּ демократический порядок замещения должностей

2. феодальные:

‐ аристократическая (города–республики: Новгород, Псков, Венеция, Генуя и т. д.):

ּ вся высшая власть принадлежала городским советам, которые формировались из представителей знати, высшего духовенства и богатого купечества

ּ иногда существовали народные собрания, но они не имели реальной власти

3. капиталистические:

парламентская (Австрия, ФРГ, Италия, Швейцария и др.):

ּ президент избирается либо парламентом, либо при участи парламента

ּ президент – только глава государства (не глава правительства)

ּ правительство формируется парламентом из числа лидеров победивших на выборах в парламент партий; правительство ответственно перед парламентом

ּ президент может распустить парламент

президентская (США, Франция):

ּ президент избирается народом

ּ президент – и глава государства, и глава правительства

ּ правительство формируется президентом и ответственно только перед ним

смешанная (Россия, Белоруссия, Грузия, Казахстан):

ּ президент избирается народом

ּ президент обладает широкими полномочиями, в т. ч. формирует правительство

ּ по сложившейся традиции, президент должен назначить премьер – министром лидера победившей на парламентских выборах партии. Если сам президент принадлежит к этой партии, то в лице премьер – министра он обретает, по сути, помощника, и в этом случае роль президента в административном управлении страной бывает велика. Если большинство голосов на выборах получила оппозиционная президенту партия, то у него есть два выхода: если он считает, что на повторных парламентских выборах большинство голосов снова получит оппозиционная ему партия, то он вынужден назначить главой правительства лидера этой партии, и в этом случае президент фактически во многом отстраняется от исполнительной власти; если президент считает, что при повторных парламентских выборах большинство голосов получит та партия, к которой он принадлежит, то он назначает премьер – министром своего сторонника (парламент после этого обычно выражает вотум недоверия правительству, и в этом случае президент имеет право распустить парламент и назначить повторные выборы)

‐ в ряде стран смешанная республика функционирует как парламентская, с тем отличием, что президент избирается народом (Финляндия, Болгария, Польша, Ирландия)

 

Шершеневич: Монархия есть такая форма государства, в которой имеется единоличный, наследственный и безответственный орган власти. Источник силы этого органа заключается в исторической традиции, в мистическом уважении или к самой идеи монархии или к долго царствующей династии. В представлении неразвитого человека абстрактная власть только и умещается в образе живого человека. Личные качества монарха, его ум или неразвитость, доброта или жестокость, смелость или трусость, имеют уже второстепенное значение, способствуя лишь повышению или понижению монархических чувств в стране. Конституционная монархия представляет собой переходную форму, опирающуюся своими корнями в абсолютизм. Ее историческая задача заключалась в ограничении произвола власти, в контроле над финансами. Ее обоснование кроется в удачном сочетании двух источников силы государственной власти: традиции, на которую опирается монарх, и общественного сознания, которое поддерживает парламент. мнение, что "между новейшей конституционной монархией и республикой нельзя установить существенного различия. Республиканская форма разделяется на два вида: на непосредственную республику и представительную республику.

Чиркин. Монархия: абсолютная (в чистом виде в единицах стран), дуалистическая (в чистом виде упразднена согласно конституции в Непале в 1980), парламентская (фактическая власть у парламента) Исторический процесс свидетельствует о сокращении числа монархий. Существует так же «выборная монархия» в Малайзии, Коллективная монархия в ОАЭ (семь членов и один председатель), существует так же теократическая монархия. Республика: президентская и парламентская. Парламентских республик гораздо меньше президентских(не более 1/5 части всех государств республиканской формы). Чистые формы редки. Выделяются смешанные. Гибридные формы. Плюсы: обеспечивают стабильность правительства, исключают министерскую чехарду как в некоторых парламентских республиках. Минусы: нарушается система разделения властей, система издержек и противовесов, усиливается президентская власть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: