Форма правления – организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношения между ними.
Выделяют 2 формы правления:
Монархия - верховная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства и передается по наследству; монарх является носителем и источником власти.
Республика - государство, в котором высшая власть принадлежит избранным на определенный срок государственным органом, а источником власти является народ.
Типология монархий:
1. рабовладельческие (характерны жесткая централизация, концентрация верховной законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха):
‐ восточная деспотия (существовала в государствах Древнего Востока; ее существование обусловлено необходимостью создания и поддержания в порядке ирригационных сооружений, длительным сохранением общинного хозяйства):
ּ сакрализация правителя
ּ правитель – военный вождь
ּ правитель – верховный собственник в государстве
ּ власть правителя формально неограниченна, фактически ограничена военно–чиновничьей знатью, жрецами
‐ античная (Древний Рим, 27 г. до н. э.– 284 г. н. э. – этап принципиата (становление и развитие), 284 (начало правления Диолектиана) – 476 гг. н. э. – этап домината (разложение монархии как следствие разложения рабовладельческого строя)
ּ переход от республики к монархии осуществлялся через военные диктатуры
ּ существование на первых стадиях, наряду с монархическими, республиканских институтов
ּ основная опора монарха – армия
2. феодальные:
‐ раннефеодальная (в период становления феодализма):
|
ּ слабость центральной власти (власть короля ограничена крупными феодалами)
ּ наличие полусамостоятельных (только формально подчиненных центру) государств (княжеств, герцогств и т. п.)
ּ принцип иерархического соподчинения феодалов
‐ сословно – представительная (в период расцвета феодализма):
ּ усиление центральной власти
ּ опора монарха на все слои населения (не только на феодалов) путем формирования сословно – представительных органов (Земский собор, Генеральные штаты, сейм, парламент), которые в известной степени ограничивали власть монарха
‐ абсолютная монархия (в период разложения феодализма и возникновения зачатков капитализма):
ּ вся полнота власти сосредотачивается в руках монарха
ּ сохранившиеся представительные органы носят формальный характер и фактически не ограничивают власть монарха
Капиталистические
a. конституционная (результат эволюции абсолютной монархии; возникает в тех странах, где буржуазия не сразу приобретает всю полноту власти и вынуждена довольствоваться половинчатыми политическими и социально – экономическими преобразованиями, идти на компромисс с дворянством; буржуазии порой даже выгодна монархия, т. к. при монархической форме правления легче держать в подчинении пролетариат):
a. парламентарная (большинство современных монархий: все монархии Европы, Япония; Великобритания – особый тип, парламентская, но не конституционная монархия):
ּ власть монарха ограничена (как юридически, так и фактически) конституцией
|
ּ законы принимаются парламентом и формально утверждаются монархом (в силу сложившейся практики он не может отказаться от подписания принятых законов)
ּ правительство формируется партией, набравшей большинство голосов на выборах в парламент, и ответственно перед парламентом
b. дуалистическая (кайзеровская Германия (1871 – 1918 гг.), третьеиюньская монархия в России):
ּ монарх – глава исполнительной власти, он назначает и смещает правительство
ּ монарх имеет законодательные полномочия
ּ парламент двухпалатный: нижняя палата избирается, верхняя назначается монархом.
Типология республик:
1. рабовладельческие:
‐ аристократическая (Древний Рим, XI-IV вв. до н. э. – период становления, III-I вв. до н. э. – период расцвета и упадка):
ּ правом законодательной инициативы обладали магистраты – выборные должностные лица из числа феодалов
ּ законы принимались Народным собранием
ּ законы утверждались Сенатом, который избирался недемократическим путем из представителей крупной аристократии. Сенат также обладал правом вето, правом объявления войны и мира, широкими правоисполнительными полномочиями, распоряжался казной, мог устанавливать диктатуру
‐ демократическая (Афинское государство):
ּ принятие законов, суд, внешняя политика находились в ведении Народного собрания (его членами были все граждане Афин, т.е. взрослые свободные мужчины, родившиеся в Аттике)
ּ высший орган государственной власти – Совет пятисот (законодательная инициатива, финансовая политика, исполнительная власть)
|
ּ демократический порядок замещения должностей
2. феодальные:
‐ аристократическая (города–республики: Новгород, Псков, Венеция, Генуя и т. д.):
ּ вся высшая власть принадлежала городским советам, которые формировались из представителей знати, высшего духовенства и богатого купечества
ּ иногда существовали народные собрания, но они не имели реальной власти
3. капиталистические:
‐ парламентская (Австрия, ФРГ, Италия, Швейцария и др.):
ּ президент избирается либо парламентом, либо при участи парламента
ּ президент – только глава государства (не глава правительства)
ּ правительство формируется парламентом из числа лидеров победивших на выборах в парламент партий; правительство ответственно перед парламентом
ּ президент может распустить парламент
‐ президентская (США, Франция):
ּ президент избирается народом
ּ президент – и глава государства, и глава правительства
ּ правительство формируется президентом и ответственно только перед ним
‐ смешанная (Россия, Белоруссия, Грузия, Казахстан):
ּ президент избирается народом
ּ президент обладает широкими полномочиями, в т. ч. формирует правительство
ּ по сложившейся традиции, президент должен назначить премьер – министром лидера победившей на парламентских выборах партии. Если сам президент принадлежит к этой партии, то в лице премьер – министра он обретает, по сути, помощника, и в этом случае роль президента в административном управлении страной бывает велика. Если большинство голосов на выборах получила оппозиционная президенту партия, то у него есть два выхода: если он считает, что на повторных парламентских выборах большинство голосов снова получит оппозиционная ему партия, то он вынужден назначить главой правительства лидера этой партии, и в этом случае президент фактически во многом отстраняется от исполнительной власти; если президент считает, что при повторных парламентских выборах большинство голосов получит та партия, к которой он принадлежит, то он назначает премьер – министром своего сторонника (парламент после этого обычно выражает вотум недоверия правительству, и в этом случае президент имеет право распустить парламент и назначить повторные выборы)
‐ в ряде стран смешанная республика функционирует как парламентская, с тем отличием, что президент избирается народом (Финляндия, Болгария, Польша, Ирландия)
Шершеневич: Монархия есть такая форма государства, в которой имеется единоличный, наследственный и безответственный орган власти. Источник силы этого органа заключается в исторической традиции, в мистическом уважении или к самой идеи монархии или к долго царствующей династии. В представлении неразвитого человека абстрактная власть только и умещается в образе живого человека. Личные качества монарха, его ум или неразвитость, доброта или жестокость, смелость или трусость, имеют уже второстепенное значение, способствуя лишь повышению или понижению монархических чувств в стране. Конституционная монархия представляет собой переходную форму, опирающуюся своими корнями в абсолютизм. Ее историческая задача заключалась в ограничении произвола власти, в контроле над финансами. Ее обоснование кроется в удачном сочетании двух источников силы государственной власти: традиции, на которую опирается монарх, и общественного сознания, которое поддерживает парламент. мнение, что "между новейшей конституционной монархией и республикой нельзя установить существенного различия. Республиканская форма разделяется на два вида: на непосредственную республику и представительную республику.
Чиркин. Монархия: абсолютная (в чистом виде в единицах стран), дуалистическая (в чистом виде упразднена согласно конституции в Непале в 1980), парламентская (фактическая власть у парламента) Исторический процесс свидетельствует о сокращении числа монархий. Существует так же «выборная монархия» в Малайзии, Коллективная монархия в ОАЭ (семь членов и один председатель), существует так же теократическая монархия. Республика: президентская и парламентская. Парламентских республик гораздо меньше президентских(не более 1/5 части всех государств республиканской формы). Чистые формы редки. Выделяются смешанные. Гибридные формы. Плюсы: обеспечивают стабильность правительства, исключают министерскую чехарду как в некоторых парламентских республиках. Минусы: нарушается система разделения властей, система издержек и противовесов, усиливается президентская власть.