Васильев «История Востока» Считает, что эпохи матриархата никогда не было и отвергает универсальность военной демократии. Происходит генезис социальных связей; реципрокный обмен. Культура легла в основу общества, Престиж и авторитет становятся вершиной социальных ценностей.
Ступени развития общества.
· Сегментарная политическая организация во главе с вождем. Общество строилось на первобытной демократии – эгалитарности и свободе принятия решений. Реципрокность сменяется редистрибуцией – перераспределение имущества. Что привело к изменению форм социальных отношений, в семейных общинах возникает ранговое неравенство. В земледельческой общине администрация представляется бигменом – кандидат в общинные лидеры.
· Племена- общность, базирующаяся на общности происхождения, культуры, языка, на основе норм и традиций
· Вождество
· Протогосударство – политическая структура, основанная на нормах генеалогического родства, возглавляемая сакрализованным правителем с наследственной властью
· Раннее государство
Схема эволюции политических систем А. Сервиса: локальная группа, община, вождество, архаичное государство и государство нация.
Концепция Н. Фрида: стадии эгалитарного, ранжированного, стратифицированного и государственного общества.
Самая простая форма общественной организации – общество охотников-собирателей: половозрастное разделение труда
Пэнто Роже – социологический подход
Гос-во – одна из разновидностей политического общества.
6 признаков:
- коллективная общность
- территория (с границами-законами или с границами-линиями)
- организация гос-ва: форма правления, проф.аппарат управления гос-вом)
|
- правопорядок (источники права: обычай, судебное право, законодательное право)
- глобальный характер – суверенитет
- власть: анонимная, персонифицированная, институционизированная.
2. Суверенитет государства: понятие и содержание.
Суверенитет государства – это верховенство государственной власти внутри страны (способность государственной власти издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и партийных, общественных органов и организаций) и ее независимость на международной арене. В нем выражается политические и юридические интересы господствующих кругов и способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.
Существуют государства с формальным и ограниченным суверенитетом.
Суверенитет государства признается формальным, если он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.
Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.
Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Он ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.
|
Элементы суверенитета государства:
· самостоятельность принятия решений в вопросах внутренней и внешней политики
· универсальность решений (распространяются на всю территорию страны; обязательны для всех, кого они касаются)
· возможность отмены иных властных решений
Содержание суверенитета государства:
· исключительное право на издание НПА
· исключительное право на законное насилие
В последнее время в науке признается, что суверенитет государства всегда ограничен правами личности, т.к. интересы государства не могут быть выше интересов личности
Выделяют еще суверенитеты народа и нации.
Суверенитет народа – его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.
На практике государственная власть и суверенитет порой не совпадают с народной властью и суверенитетом.
Суверенитет нации – полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования отдельного государства.
3. Закон как источник права: понятие и содержание.
Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшим представительным органом – парламентом, представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума.
|
Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, верховенством и является главенствующей формой права.
Закон издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.
Закон принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется особыми актами – положениями или регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.
Закон, как источник права, исходящий от высшего представительного органа, выражающего (по крайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или народа, тоже должен отражать волю и интересы всего общества и народа.
Верховенство закона означает:
· все остальные правовые акты должны быть основаны на законах, соответствовать им, не противоречить;
· в случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон, как акт большей юридической силы;
· законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа;
· никто не вправе отменить или изменить закон кроме самого органа, его издавшего.
Классификация законов:
· Основной закон (конституция)
· Конституционные (органические)
· Простые
· Федеральные
· Субъектов федерации
Среди законов можно особо выделить кодифицированные законы (кодификация в наибольшей мере характерна для государств романо-германской семьи).