Государство – многогранное явление, поэтому существует множество его определений. На протяжении нескольких веков, государство определяли по-разному:
· «Государство – это самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее» (Аристотель).
· «Государство – это выражение идей справедливости» (Платон).
· «Государство – это общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов» (Макиавелли).
· «Государство – это правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства» (Жан Боден).
· «Государство – это общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы, т.е. большинства граждан, входящих в государство» (Джон Локк).
· «Государство – это естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» (Гумплович).
· «Государство – это продукт проявления нетерпимости классовых противоречий, организация насилия для подавления какого – либо класса» (марксизм).
Однако при определении государства важно учитывать и внеклассовые, общечеловеческие признаки и черты (в реальности нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государств; любое государство выражает как интересы правящей верхушки, так и интересы всех граждан в целом).
Таким образом, государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения сугубо классовых задач и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
|
Для того чтобы понять, что представляет собой государство, необходимо уяснить ее сущность. Сущность - философская категория, означающая основу вещи, закон бытия вещи. Сущность государства определяет характер его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается с различными его составными частями – социальными группами, классами, классовыми прослойками, кланами и т.п.
Сущность государства – политическая власть. Она выступает в различных формах и проявлениях. Наиболее зримо она проявляется в функциях государства, его правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
В зависимости от типа государства, исторической эпохи может меняться внешнее проявление сущности государства – форма государства. С течением времени в государстве могут меняться задачи, функции, структура государственного аппарата, форма государства, идеология, социально-экономическая система; но при этом государство остается организацией суверенной политической власти.
Сущность у любой вещи может быть только одна; множественными могут быть цели государства
Шершеневич «ОТП» п25: Определение понятия о государстве может подвергнуться двоякой методологической ошибке Вместо того, чтобы определить, что такое государство, нередко определяют, чем оно должно быть (например – определение гос-ва как правового) Методологическая задача при определении понятия о государстве состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название государства. характерными признаками понятия о государстве, по общему признанию, можно признать следующие три элемента: а) соединение людей, b) господствующая над ним власть, с) территория, как предел действия этой власти. В сочетании эти признаки дают понятие о государстве, как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории. Отрицание гос.власти как субъекта и объекта права. Юридическое определение не только не способно объяснить реального существа того, что мы называем государством, но оно кроет в себе опасность затемнить перед нами истинную сущность явлений, происходящих в государстве.Понятие о государстве только одно - социологическое.
|
Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Признаки гос-ва: разделение населения по территориальному признаку, публичная власть, налоги, законы, искусственно поддерживающие авторитет публичной власти.
Вебер «Политика как призвание и профессия» поддерживает точку зрения Троцкого о том, что «Всякое гоударство основано на насилии» Не было бы насилия – наступила бы анархия. Физическое насилие – совершенно нормальное средство и государство являетя единственным источником права на насилие.