Дж.М. Кейнс в своих научных трудах убедительно доказал, что без учета и измерений результатов общественных отношений невозможно эффективное управление и регулирование социально-экономических процессов.
Статистическая информация является не только предметом и продуктом труда в управлении, но и средством отражения реальной действительности,эффективного руководства кадрами, собственностью, финансами и развитием производства. Эта информация играет все более важную роль не только в управлении экономикой, но и обществом. Ее ставят в один ряд с фундаментальными понятиями мироздания: веществом и энергией.
Достоверная статистическая информация необходима для оценки эффективности функционирования исполнительной власти, отражения хода и результатов общественных отношений и процесса воспроизводства капитала. С этой целью была создана СНС как система взаимоувязанных обобщающих социально-экономических показателей, характеризующих масштабы и тенденции в развитии национального хозяйства.
Любое производство работает потому, что в нём участвуют чело-
век, ресурсы и финансы. Без этих основных факторов производства невозможна любая экономическая деятельность.
В ХХ веке подавляющее большинство развитых стран мира пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. На это решение оказала влияние Великая депрессия 30-х годов, с одной стороны, и развитие макроэкономической теории, с другой, которые послужили значительным стимулом к работам в области национального счетоводства.
Многие экономисты-теоретики стремились пересмотреть основные принципы организации свободного рынка. Именно в организации саморегулирующего механизма рыночных отношений возникли сомнения ученых, и было научно доказано, что наибольшая социально-экономическая эффективность достигается при взаимодействии государства и бизнеса. Государство создает оптимальные условия жизнедеятельности населения и предприятий для увеличения их возможностей.
|
Идеи оптимизации отношений между человеком и обществом, регулируемого рынка приняты государствами многих стран мира. Разработаны основные формы регулирования в процессе выполнения этих функций государством, посредством проведения внутренней и международной экономической политики, осуществления стимулирования инициативы человека, создания социально-экономических и политических условий жизнедеятельности и решения других общественных проблем.
Оптимальные и справедливые условия деятельности предприятий могут обеспечить органы власти и управления, только они способны повлиять на инфляционные процессы и деятельность монополий, принять меры для снижения безработицы и бедности, ликвидации последствий наводнений, землетрясений и других природных явлений.
Для квалифицированного регулирования государством социально-экономической деятельности в нашей стране модернизируется национальный учет,и совершенствуются методики наблюдений и анализа хода и результатов процессов воспроизводства капитала. С этой целью строится система взаимоувязанных обобщающих социально-экономических показателей, характеризующих масштабы и тенденции в развитии домашних хозяйств и национального хозяйства в целом.
|
На практике чаще всего применяются следующие виды государственного регулирования:
- административно-правовое (административное: лицензирование, квотирование, рационирование, стимулирование инвестиционной активности, определение приоритетов; правовое: гражданское, уголовное, административное, хозяйственное законодательство, антимонопольное, антидемпинговое, таможенное и т.п.);
- прямое экономическое (выделениесубвенций, субсидий, дотаций, пособий, льготное кредитование, выделение и стимулирование инноваций и инвестиций);
- косвенное экономическое (денежно-кредитное:налогообложение, внешнеэкономическое регулирование, валютный контроль, страхование, контроль за ценами; корпоративное: создание многоотраслевых корпораций и конгломератов, финансово-промышленных групп и т.п.);
- программы общественных расходов (социальное: адресное распределение ресурсов, определение социальных нормативов, создание эффективных институтов и инфраструктуры, установление критериев распределения доходов, активной социальной защиты населения и т.п.).
Регулирующие меры позволяют смягчить для населения негативные последствия кризисных явлений, эффективнее и рациональнее использовать имеющиеся ограниченные людские, природные, материальные и финансовые ресурсы. Кроме того, это позволяет уравновесить доходы и расходы, экспорт и импорт, потребление и производство, снизить социальное напряжение в обществе.
Национальный учет и измерение человеческого, нефинансового и финансового капиталов становятся главной стратегической целью как федеральных, так и региональных органов управления для оценки эффективности деятельности власти и домашних хозяйств.
|
Схема такой комплексной системы стратегии управления информацией приведена ниже.
Система ответственности | ||||||||||||||
Система показателей | ||||||||||||||
Система бюджетирования | ||||||||||||||
Система планирования и контроллинга | ||||||||||||||
Система национального учета и МСФО | ||||||||||||||
Первичный | Бухгалтерский | Статистический | Оперативный | Похозяйственный | ||||||||||
Единая информационная система стратегии развития | ||||||||||||||
Рис.1.4. Модель единой информационной системы управления
Содержательная часть предлагаемой модели предусматривает развитую систему национального учета, которая преимущественно поддерживается корпоративной информационной системой стратегии развития, включающей основные учетные и управленческие методики: сбора, обработки, анализа, использования информации и контроля за достижением конечных целей государства и предприятия.
Для повышения эффективности управления знаниями о человеческом, финансовом и нефинансовом потенциалах потребуется создание комплексной системы учета и измерения любой деятельности, механизмов управления, контроля и ответственности кадров.
Объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему власти. С другой стороны, властные структурынесут ответственность перед
народом за проводимую государственную политику, которая должна быть направлена на создание условий и возможностей населения, обеспечивающих их достойную жизнь и благосостояние (ст.7 Конституции РФ).
Для этого необходима модернизация статистики и менеджмента как основ управленческой деятельности, в совершенствовании и расширении наблюдений и методов измерения не только ресурсов и затрат, но и человеческого капитала, точнее работника. Должна появиться система показателей, отражающая его физиологическую и социально-экономическую сущность, соизмеримую с оценкой финансового и нефинансового капиталов.
Контрольные вопросы
1. Какова необходимость перехода российской статистики от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов?
2. Как связана информация с управлением национального хозяйства?
3. Перечислите виды государственного управления?
4. Сущность единой информационной системы управления?
5. Основные задачи, решаемые СНС для управления страной?
Глава 2. Основные понятия, категории и классификации СНС
Основные понятия и определения СНС
Методологической основой СНС, как отмечено выше, является диалектический и исторический материализм, политэкономия и современные концепции воспроизводства капитала, категории и понятия, объясняющие механизм функционирования экономики, и методология, измеряющая результаты рыночных отношений.
СНС построена на особом упорядочении и систематизации данных об экономических операциях, происходящих в экономике (производство и реализация продукции, ресурсы и их использование, выплата заработной платы и её расходование на различные цели, платежи налогов и получение ссуд, формирование доходов от собственности, приобретение ценных бумаг и т.д.) и совершаемых всеми хозяйственными (домашними хозяйствами, предприятиями, учреждениями и некоммерческими организациями и др.) субъектами, с целью выявления и измерения наиболее важных результатов экономического процесса, расчета ряда обобщающих показателей. Такое упорядочение основано на ряде ключевых теоретических концепций, понятий, определений и классификаций.
Все участники экономического процесса (предприятия, организации, государственные учреждения, домашние хозяйства, фермеры, некоммерческие организации, банки, страховые компании и др.) объединены в СНС с понятием институциональные единицы, являющиеся центром принятия независимых экономических решений, касающихся производства, распределения и использования доходов, инвестирования, кредитования и заимствования.
Институциональная единица (ИЕ) может быть определена как экономический субъект (лицо), способный самостоятельно владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимостью и активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности, операциях с другими лицами. То есть институциональная единица - это как бы цельное образование, структура, единица, обладающая определенными экономическими интересами и поведением, ведет учет и составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, внутри которой может быть сколько угодно заведений, каждое из которых занимается разными видами деятельности.
Основные признаки институциональной единицы:
- ИЕ владеет продуктами или активами, может обмениваться ими или передавать права собственности на них;
- ИЕ способна принимать экономические решения и участвовать в экономической деятельности, за которую непосредственно отвечает и отчитывается по закону;
- ИЕ от собственного имени принимает на себя обязательства и заключает контракты;
- ИЕ имеет набор счетов, либо для нее было бы возможным и разумным, как с экономической, так и с юридической точек зрения, составить счета.
Существуют два типа институциональных единиц:
- домашние хозяйства (ДХ - физическое лицо или группы лиц);
- юридическое лицо - организация, имеющая в собственности имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом.
Домашнее хозяйство - это группа лиц, проживающих под одной крышей и ведущих общий бюджет. ДХ хотя и не составляют счета и балансы, тем не менее, обладают свободой в принятии экономических решений. Родственные связи при этом не играют определяющей роли. Важна экономическая целостность. Одна семья может разделиться на два или несколько домашних хозяйств, поделить кастрюли и хозяйствовать по отдельности. Конечно, домашние хозяйства не все ведут похозяйственный учет, но это можно сделать, если они хотят эффективно функционировать.
Юридическое лицо - этоорганизация, обладающая четырьмя характерными признаками: имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, организационное единство. В их состав входят коммерческие и некоммерческие организации, а также обособленные подразделения.
В соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц» все действующие организации обязаны зарегистрироваться в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) Федеральной налоговой службы, а также в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО) Федеральной службы государственной статистики через «единое окно».
При характеристике результатов экономической деятельности важное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов. Резидент – это институциональная единица (юридическое или физическое лицо), имеющая центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Нерезиденты - граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.
Резиденты проводят операции с нерезидентами, которые представляют собой внешние операции экономики страны и группируются в счете «остального мира». Корпорации и некоммерческие организации являются резидентами той страны, в которой они юридически основаны и зарегистрированы. Если корпорация содержит производство, офис или отделение за рубежом в течение длительного времени без создания дочерней корпорации для этой цели, то такое отделение или производство рассматриваются как квази-корпорация - резидент той страны, где она расположена.
Дочерние корпорации и корпорации-учредители могут быть резидентами разных стран. Владельцы земли или недвижимости в какой-либо стране всегда имеют центр экономического интереса в данной стране, даже если реально они и не участвуют здесь в экономической деятельности. Поэтому вся земля и все здания являются собственностью резидентов.
Все члены домашнего хозяйства имеют то же резидентство, что и само домашнее хозяйство, хотя они могут проводить какое-то время за рубежом. Если они работают или живут за рубежом так долго, что приобретают там центр экономического интереса, они перестают быть членами своих первоначальных домашних хозяйств.
Институциональные единицы группируются в институциональные сектора (ИС), в которые сводятся группы ИЕ, однородные с точки зрения выполнения ими основных целей деятельности и функций в экономическом процессе, экономического поведения и методов финансирования издержек.
В СНС входят следующие институциональные сектора:
- нефинансовых предприятий и организаций ( производство товаров и нефинансовых услуг для получения прибыли);
- финансовых организаций (финансовое посредничество или вспомогательная финансовая деятельность);
- домашних хозяйств (физические лица, производители и потребители товаров и услуг);
- некоммерческих организаций, обслуживающих ДХ (общественные, политические, религиозные и т.д., получение привилегий для своих членов);
- государственное управление (обеспечение условий жизнедеятельности населения и предприятий);
- «остального мира» ( внешнеэкономические связи).
Подробно сущность институциональных секторов и структура экономики будут рассмотрены в следующем разделе пособия. А сейчас раскроемпростые понятия и определения, которые сопровождают институциональные единицы в ходе их жизнедеятельности.
К простым понятиям, вернее, к понятиям, которые выглядят простыми, можно отнести все действия, которые осуществляет самый обычный человек. Он встает утром, умывается, завтракает (причем, завтрак готовит себе сам), выходит из дома. Спускается в метро, оплатив при этом проезд. Едет, например, в университет. В университете этот человек читает лекции, если речь идет о преподавателе, или слушает лекции, если речь идет о студенте. Потом направляется в кассу или к банкомату для получения вознаграждения за труд.
Теперь разберемся, что из перечисленных действий следует отнести к экономическим операциям, а что - нет. Строго говоря, практически все перечисленные действия связаны либо с производством, либо с потреблением продуктов и услуг, либо с процессом распределения доходов. И производство, и потребление, и распределительные операции, и, добавим, накопление - относятся к экономическим операциям.
Когда человек умывается, он потребляет воду, которую кто-то доставляет ему на девятый этаж из далекого водохранилища, причем вода очищена и подогрета. Это коммунальная услуга и наш герой потребляет ее, причем потребляет как бы в кредит, потому что заплатит он за воду только в конце месяца. Приготовление завтрака, вообще говоря, также представляет собой процесс обработки полуфабрикатов и придания им другого качества, то есть производство определенной услуги самому себе. Согласно классификаторам видов экономической деятельности приготовление пищи является услугой. Мы не сомневаемся в этом, когда идем в ресторан или столовую и платим там за подобную услугу.
Если быть до конца последовательными, следовало бы и ординарный завтрак включить в границы производства и, следовательно, так или иначе, отразить его в национальных счетах. Однако, ужаснувшись перспективе организации учета всякой стирки и готовки, ухода за детьми и престарелыми, воспитания непослушного подрастающего поколения, мелкого ремонта всякой бытовой техники, немедленно введем первое ограничение. Не следует включать в границы производства (хотя бы в рамках СНС) действия, направленные на оказание домашних и личных услуг для собственного потребления.
Помимо эмоциональных и чисто технических причин принятия такого решения можно привести довольно много других аргументов. Например, легко предположить, что в случае включения домашних услуг в границы производства вовсе исчезнет понятие безработицы. Трудно оценить такие услуги, потому что бывает трудно найти им аналог на рынке.
Наконец, личные услуги в большинстве случаев не предназначены для продажи на рынке и не оказывают значимого влияния на экономику. Следовательно, включение их в модель экономики ничего не изменило бы по сути, но значительно усложнило бы процесс построения счетов и их интерпретацию.
Правда, сразу же придется оговориться, что, если подобная деятельность оказывает значительное влияние на экономическую ситуацию, ее все же надо оценивать и учитывать в счетах. Например, в том случае, если значительная часть урожая с дачных участков может быть продана на рынке или составляет большой удельный вес в общем производстве данного продукта ДХ. В России более половины сельскохозяйственного производства сосредоточено в личных подсобных хозяйствах. Понятно, что не учитывать это - значит сознательно занижать общие масштабы производства и потребления ресурсов.
И еще одна очень важная оговорка. Если вы достаточно состоятельный человек для того, чтобы нанять повара, который готовит вам завтрак, и прислугу, которая вам этот завтрак подает, вы покупаете услугу этих людей. Приготовление завтрака, таким образом, переходит в другое качество и должно быть включено в границы производства.
Но вернемся к нашему примеру.
Что касается услуг транспорта, тут все понятно - это обычная рыночная услуга. Рыночная, следовательно, она продается по рыночным ценам. То есть цена есть акт соглашения между покупателем и продавцом. Такая услуга, конечно, попадает в границы производственной деятельности.
Немного сложнее с лекцией. Она вроде бы бесплатна для студента, то есть он не приобретает эту услугу непосредственно на рынке. Преподаватель, тем не менее, деньги за лекцию получает, кто-то оплачивает аренду лекционного зала, счета за электроэнергию и т.д. В данном случае речь идет о так называемой нерыночной услуге, которая также должна учитываться в рамках производства, хотя порядок ее оплаты значительно отличается от того, который применяется в приложении к обычным рыночным услугам.
Получение заработной платы и стипендии - также экономические операции. Но заработная плата относится к первичным доходам, а стипендия - к вторичным (трансфертам). И то, и другое должно быть отражено в счетах.
Завершает день покупка некого продукта у торговца, который в нашем примере олицетворяет собой неформальную, или “теневую” экономику. Понятно, что он никому не платит никаких налогов. Тем не менее, реальность состоит в том, что индивидуальный торговец оказывает определенную услугу, причем оказывает ее на вполне рыночной основе. Поэтому, если быть последовательным, эту услугу также придется включить в рамки производства.
СНС прежде всего связана с обслуживанием интересов органов государственного управления. Ее главная задача состоит в том, чтобы обеспечить взаимосвязанное описание различных аспектов экономического процесса, систематизировать и упорядочить наиболее важные показатели, потоки и операции.
Понятие экономической операции является в СНС одним из центральных. Институциональные единицы постоянно вступают между собой в экономические отношения, производя всевозможные действия и операции.
Экономическая операция представляет собой действие (экономический поток), возникающее по взаимному согласию между ИЕ в связи с их участием в производстве, распределении и перераспределении доходов, использованием доходов на потребление и сбережение, а также при обмене экономической стоимостью по заранее согласованным условиям ее осуществления.
В СНС различают следующие типы экономических операций:
- операции с товарами и услугами (производство и использование товаров и услуг на различные цели, экспорт и импорт);
- операции распределительного характера (оплата труда и знаний, налоги, субсидии и другие перераспределительные платежи, доходы от собственности и т.д.);
- финансовые операции (посредничество в приобретении финансовых активов и принятие обязательств).
Действия, которые затрагивают только одну институциональную единицу, также считаются операциями: выпуск, конечное использование, доходы, накопление основного капитала и т.д.
Однако не являются экономическими операциями те потоки, которые предпринимаются ИЕ в одностороннем порядке без согласия других ИЕ. К таким потокам относятся отчуждение собственности, изменение стоимости активов в результате войн, стихийных бедствий, и т.д. Кражи, грабежи и другие противозаконные действия не рассматриваются как операция, а оценочная стоимость украденного имущества не включается в расходы ДХ или предприятий – это лишь перераспределение.
Иногда органы государственного управления вступают во владение активами других институциональных единиц без предоставления полной компенсации (национализация, приватизация и т.д.). На недобровольной основе осуществляются операции, предусмотренные законодательством (например, уплата налогов или других обязательных трансфертов). Налоговые платежи, несмотря на их обязательный характер, считаются операциями. Существуют денежные и неденежные операции, осуществляемые с эквивалентом и без него. Такие и аналогичные потоки, не являющиеся операциями, называются в СНС «другими экономическими потоками». Эти односторонние экономические действия имеют положительные и отрицательные последствия.
В СНС выделяются текущие (охватывают финансирование текущих расходов и т.д.) и капитальные операции. По характеру осуществления различают возвратные операции (потоку товаров и услуг соответствует встречный поток товаров и услуг, денег, обязательств) и невозвратные операции, или трансферты.
Распределительные операции представляют собой потоки, посредством которых вновь созданная добавленная стоимость в процессе производства распределяется между работодателями и наемной рабочей силой, капиталом и органами государственного управления, а также операции, связанные с перераспределением доходов и богатства (налоги на доходы и богатство и другие трансферты).
В экономике одновременно происходит бесконечное число различных экономических операций, совершаемых большим числом хозяйствующих субъектов. Понятно, что для того, чтобы на основе данных обо всех этих операциях можно было выяснить наиболее общие результаты, пропорции и закономерности экономического развития, их необходимо упорядочить, таким образом, свести в сравнительно небольшое число однородных групп.
Большинство потоков – это экономические операции. Операции фигурируют во всех счетах и таблицах, где отражаются потоки, за исключением двух, в которых фигурируют только другие потоки. Это два счета накопления – счет других изменений в объеме активов и счет переоценки.
Денежная операция – это операция, в которой институциональная единица осуществляет платеж (получает платеж) или принимает обязательство (приобретает актив), выражаемый в денежных единицах. Товар продается (покупается) за определенное количество денежных единиц за единицу товара, а рабочая сила нанимается (предоставляется) за определенное количество денежных единиц в час или день.
К типичным денежным операциям относятся:
- расходы на потребление товаров и услуг;
- приобретение ценных бумаг;
- заработная плата рабочих и служащих;
- проценты, дивиденды и рента;
- налоги;
- пособия по социальной помощи в денежной форме.
Неденежные операции осуществляются косвенно или с предварительной оценкой стоимости. К таким операциям относятся бартер, вознаграждение в натуральной форме, платежи в натуральной форме. В других случаях всю операцию приходится моделировать, а затем оценивать по ней стоимость. Примером является потребление основного капитала (амортизация).
Все экономические операции, отражаемые в системе, делятся на производственные, распределительные операции, операции потребления и накопления. В ходе осуществления этих операций институциональные единицы, так или иначе, обмениваются экономическими активами, то есть чем-либо, что обладает потребительской стоимостью. Стоимость переходит от одной единицы к другой и при этом может менять свой первоначальный вид.
Применяемые в Системе правила измерения операций, их учет и регистрация основаны на процедурах, реализуемых в бухгалтерском учете. Операции оцениваются в рыночных ценах, существующих на момент совершения операции. При отсутствии рыночных операций стоимостная оценка производится на основе понесённых издержек.
Налоги и субсидии на производство и импорт состоят из налогов на продукты, прочих налогов на производство и прочих субсидий. Прочие налоги на производство включают налоги на владение и пользование землей, зданиями и другими активами, используемыми в производстве, а также на рабочую силу или оплату труда наёмных работников. К прочим субсидиям на производство относятся те субсидии, которые связаны с проведением определенной социально-экономической политики в отношении использования ресурсов (трудовых, природных, капитальных).
В России к прочим субсидиям на производство относятся, например, субсидии организациям на мероприятия по созданию безопасных условий работы, на покрытие разницы в ценах на топливо, электроэнергию и др.
Разграничение между всей экономикой страны в целом и остальным миром проводится с учетом резидентности и экономической территории страны, которая в основном соответствует ее географической территории.
Для описания рыночной экономики очень важно определить сначала ее границы. Разграничение институциональных единиц, относящихся к национальной экономике и к экономике других стран, осуществляется на основе основных понятий,таких как:
- экономическая территория страны;
- центр экономического интереса;
- резидентство.
Понятие экономической территории не совпадает с понятием юридической территории. Например, если страна ведет добычу полезных ископаемых в международных водах, эта акватория относится к экономической территории данной страны. Таким образом, резидентство не основано на юридических или национальных критериях.
Под экономической территорией понимается территория, административно управляемая Правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К экономической территории данной страны также относятся:
- воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которых данная страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.д.;
- так называемые "территориальные анклавы" за рубежом, т.е., зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны (на основе аренды или собственности) для дипломатических, военных, научных и других целей, например, посольства, консульства и другие дипломатические учреждения.
"Свободные зоны", или предприятия данной страны, функционирующие за пределами ее границ, относятся к экономической территории той страны, где они физически располагаются.
Экономическая территория данной страны не включает территориальные анклавы других стран или международных организаций на территории данной страны.
Принципиально новым в СНС является изменение представления о производственно-экономической деятельности, ее границах и результатах. Вводятся понятия экономики - внутренней и национальной, а с ними - ВВП и ВНД. Пересматривается отношение к сфере производства услуг и ее важное участие в общественном производстве. Уточняется классификация отраслей по сферам деятельности и вводится новое деление экономики на секторы. Расширяется содержание понятий результатов экономической деятельности, продуктов, товаров и услуг; трансфертов, резидентов и нерезидентов, экономической территории и др.
На основе простых понятий и определений ведется разграничение институциональных единиц (ИЕ), относящихся к национальной экономике и к экономике других стран. Внутренняя экономика формируется как совокупность институциональных единиц – резидентов, которые являются базой для составления счетов и балансовых построений.
Несмотря на то, что в новой методологии СНС-93 не проводятся различия между внутренней и национальной экономиками, в практике статистики некоторых развитых стран рассчитываются оба показателя - ВВП и ВНД, например, в Америке, Японии и др.
Основой для анализа производства, формирования показателей для характеристики результатов деятельности отраслей существует понятие «заведение». СНС ставит перед собой вполне определенные цели, которые не являются ни слишком глобальными, ни слишком абстрактными.
Поэтому границы производства в СНС трактуются более узко, чем экономическое производство вообще. Помимо перечисленных ограничений, относящихся к экономической деятельности вообще, в границы производства в СНС не включается предоставление личных и домашних услуг членами домашних хозяйств и другим членам того же хозяйства, кроме услуг наемной оплачиваемой домашней прислуги.
Разграничение границ сфер деятельности, можно представить как:
А) границы национальной экономики включают всех резидентов и ИЕ. Центр их экономического интереса - заниматься деятельностью или операциями. Срок обычно 1 год. ВВП страны = S ВДС всех ИЕ резидентов, занимающихся производством (плюс любые налоги и минус любые субсидии на продукты, не включаемые в стоимость их продукции) в пределах географических границ национальной экономики страны. Часть производства ИЕ может осуществляться за рубежом (например, установка экспортных машин или оборудования, консультационные проекты) и наоборот, часть производства, осуществляемая в пределах страны, может быть отнесена на счет иностранных ИЕ (нерезидентов).
Б) граница сферы производства определяет сумму учитываемой ДС, а, следовательно, общую сумму дохода, образуемого посредством производства; она обусловливает ассортимент товаров и услуг. Производство – это физический процесс, осуществляемый под ответственностью, контролем и управлением ИЕ, в котором используются труд и активы для преобразования затрат товаров и услуг в выпуск других товаров и услуг для продаж на рынке либо бесплатно.
Границы производства определяются в СНС как деятельность единиц-резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в стране и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг.
Деятельность, включаемая в границы производства в СНС, может быть определена следующим образом:
- индивидуальное или коллективное производство продуктов и услуг, которое предназначено для конечного использования или производства других товаров и услуг, используемых в процессе получения иных товаров и услуг (промежуточное потребление), а также накопления и экспорта (включая нерыночные услуги);
- производство товаров, которые производители оставляют для собственного конечного потребления или валового накопления, включая прирост запасов материальных оборотных средств у производителя;
- производство услуг, предназначенных для собственного потребления в домашних хозяйствах, а также услуги, выполняемые оплачиваемой домашней прислугой, и услуги по проживанию в собственном жилище;
В) граница сферы потребления аналогично границе сферы производства обусловливает ассортимент товаров и услуг, включаемых в расходы ДХ на конечное потребление, а также фактическое потребление. Но не включает стоимость ремонта и содержания транспортных средств и хозяйственных товаров длительного пользования своими силами, уборки жилищ, ухода за детьми и их воспитанием и т.д.;
Г) граница охвата активов. Активы – это объекты, которые должны находиться в собственности какой-либо единицы, которыми она владеет и использует на протяжении определенного времени для получения (извлечения) экономической выгоды (финансовые активы, основной капитал). Активы могут быть государственными и частными.
Земля, месторождения полезных ископаемых, запасы топливных ресурсов, некультивированные леса и другая растительность, а также дикие животные включаются в балансы активов и пассивов при условии, что на данные активы распространяются действия права собственности ИЕ, то есть положение этих единиц позволяет им фактически получать выгоду от данных активов.
Не включаются в активы СНС: атмосфера, открытое море, песок в пустыне, месторождения полезных ископаемых и топливных ресурсов, которые еще не открыты или не пригодны для разработки, т.е., не могут принести выгоду от владения ими.