ОСНОВНЫЕ РИСКИ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ




Риски реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года имеют комплексный характер. Ключевые группы рисков – экономические риски, социальные риски, риски государственного управления и риски безопасности.

 

Таблица 8 – Характеристика рисков и механизмов противодействия

Риски Описание рисков Механизмы противодействия
Экономические риски
Геоэкономические Основная опасность, исходящая от внешнеполитических процессов – сохранение и усиление международной геополитической и геоэкономической изоляции Республики Крым, что в первую очередь затрудняет экономическое развитие региона. Набор санкций, введенных США, Европейским союзом, Украиной, факт непризнания Республики Крым субъектом Российской Федерации большинством стран мира приводят к ограничению сбыта промышленных товаров, ограничению объема иностранных инвестиций, снижению транспортной доступности Республики Крым. При сохранении санкций необходимо широкое государственное участие в социально-экономическом развитии региона и создание особых условий для бизнеса. 1. Полноценная экономическая интеграция Республики Крым в состав Российской Федерации за счет вхождения в регион крупных субъектов российской экономики. 2. Разработка и реализация комплекса инструментов стимулирования развития приоритетных отраслей экономики. 3. Сохранение и совершенствование особых условий для реализации инвестиционных проектов, в том числе режима свободной экономической зоны. 4. Углубление сотрудничества Республики Крым с другими субъектами Российской Федерации, а также странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Содружества независимых государств (СНГ). 5.Разработка специальных мер стимулирования создания совместных с зарубежными партнерами высокотехнологичных предприятий 6.Выработка и активное продвижение тренда политики «Открытый Крым»    
Макроэкономические Макроэкономические угрозы обусловлены снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, уровня доходов и покупательной способности населения России. Макроэкономическая динамика в России существенно влияет на развитие Республики Крым ввиду высокой экономической зависимости отраслей экономики региона от внутрироссийского спроса, а также размещения ключевых центров принятия решений, определяющих экономическое развитие Республики Крым, в других регионах (что обусловлено низким текущим уровнем развития экономики и ограниченностью внешних связей). 1. Освоение рынков товаров и услуг, спрос на которые сохраняется в условиях экономического спада и снижения доходов населения, в том числе развитие бюджетных предложений в сфере туризма и рекреации. 2. Повышение эффективности действующих предприятий и организаций. 3. Развитие высокомаржинальных отраслей на основе существующей специализации (в том числе в сфере добычи и переработки газа, химии, фармацевтики, композитной отрасли). 4. Расширение спроса государственных и муниципальных заказчиков на товары и услуги, производимые в Республике Крым.
Бюджетное недофинансирование Риски бюджетного недофинансирования реализации Стратегии повышаются в условиях экономического кризиса и усугубляются несбалансированностью регионального бюджета и финансов предприятий. Бюджет Республики Крым является высокодотационным (доля безвозмездных поступлений превышает 50%), и снижение зависимости региона от разнообразных перечислений из федерального центра в ближайшей перспективе маловероятно. В условиях неустойчивого роста экономики России и при ограниченных ресурсах федерального бюджета объем безвозмездных поступлений в республиканский бюджет может сократиться. 1. Повышение эффективности мер государственной поддержки, предоставляемой субъектам малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям в других отраслях деятельности. 2. Повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества. 3. Повышение числа налогоплательщиков и объемов налоговых сборов путем легализации сферы услуг, легализации «теневой» заработной платы. 4. Выявление собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке. 5. Повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Технологическое отставание Долгосрочная экономическая конкурентоспособность территории определяется, в том числе, уровнем технологий, применяемых в процессе производства товаров и услуг. Учитывая санкционные ограничения и значительную зависимость развития экономики региона от макроэкономической динамики в России, существует высокий риск увеличения технологического отставания Республики Крым от передовых регионов России и мира. 1. Создание системы фондов по поддержке малого и среднего бизнеса, как фактора инфраструктуры поддержки государством предпринимательства, включая фонд содействия развитию венчурных инвестиций в научно-технической сфере Республики Крым. 2. Расширение связей с научно-исследовательскими организациями, наукоградами, организациями инновационной инфраструктуры в других регионах Российской Федерации и странах мира. 3. Содействие распространению и применению инновационных технологий предприятиями и организациями Республики Крым. 4. Приоритетная поддержка высокотехнологичных проектов путем предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат, направленных на ведение инновационной деятельности. 5. Стимулирование спроса на инновации путем разработки качественно новых индустриальных стандартов, требований к продукции, закупаемой государственными и муниципальными заказчиками.
Сокращение туристского потока Несмотря на продолжающийся рост туристского потока по сравнению с уровнем 2014 года, число туристов не достигло уровня 2013 года, а структура спроса со стороны гостей из других регионов России не соответствует сложившейся структуре предложения санаторно-курортных и туристских услуг. При этом существует риск, что рост спроса является кратковременным, поскольку часть туристов посетила регион из-за вынужденных ограничений в перемещении, а часть туристов – из-за сниженных цен на авиаперелеты и интереса к региону как к новому субъекту Российской Федерации. За период пребывания Республики Крым в составе Украины санаторного-курортный и туристский комплекс Краснодарского и Ставропольского краев прошли модернизацию, что позволяет им опережать рекреационный комплекс Республики Крым по ряду параметров. Конкуренция с предложениями Турции, Болгарии, Египта возможна только в некоторых сегментах. 1. Выявление перспективных сегментов на российском и международном рынках санаторно-курортных услуг и туризма, выбор приоритетных направлений развития санаторно-курортного и туристского комплекса с учетом лучших мировых практик. 2. Снижение числа объектов туристской индустрии Республики Крым, действующих вне легального поля. 3. Реализация PR-стратегии и брендинга Республики Крым на российском и международном рынках. 4. Обеспечение гарантированного качества обслуживания и оправданных ожиданий за счет кадрового обеспечения отрасли и внедрения передовых стандартов туризма и сервиса. 5.Создание действенной системы государственной и региональной поддержки формирования транспортной инфраструктуры, соответствующих мировым стандартам технологической и экологической безопасности, а также трендам инновационности
Социальные риски
Социально-демографические Социально-демографические риски подразумевают сохранение или усугубление процессов депопуляции населения, снижение ожидаемой продолжительности жизни, увеличение заболеваемости населения, сокращение количества трудовых ресурсов. Данные риски усугубляются сравнительно низким уровнем доходов в Республике Крым относительно среднероссийского, что приводит к оттоку кадров. 1. Реализация программы демографической стабилизации, направленной на увеличение рождаемости, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения. 2. Совершенствование сети учреждений здравоохранения и трехуровневой системы оказания медицинской помощи, развитие материально-технической базы медицинских учреждений. 3. Развитие системы независимой оценки качества работы медицинских учреждений. 4. Повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи. 5. Привлечение квалифицированных специалистов и руководящих кадров из других регионов России
Межнациональная и межконфессиональная напряженность Полиэтничность и многоконфессиональность населения Республики Крым, а также имевшие место депортация и политические репрессии по национальному и иным признакам создают риски повышения социальной напряженности. Данная угроза усиливается за счет политической и пиар-активности отдельных крымскотатарских объединений за пределами Республики Крым. Особую опасность представляет активность ИГИЛ и других экстремистских организаций, эксплуатирующих межнациональные и межконфессиональные различия. 1. Создание системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации. 2. Разработка системы информационной поддержки, направленной на укрепление единства российской нации, включая создание социальной рекламы ценностей добрососедских межэтнических отношений. 3. Развитие общекрымской идентичности, опирающейся на многообразие национальных культур и традиций и современную общность народов Республики Крым.
Риски государственного управления
Отсутствие согласования интересов федеральных, региональных и местных политических элит В условиях особого статуса Республики Крым, требующего принятия консолидированных решений органов власти всех уровней и органов местного самоуправления, возникает опасность несогласованности мер, принимаемых на разных уровнях системы управления, и дивергенции целей. Как следствие, мероприятия по развитию Республики Крым могут иметь несистемный, фрагментарный характер и зависеть от ситуативных факторов, что приведет к их низкой эффективности. 1. Усиление межведомственной координации, обеспечение коллегиальности обсуждения ключевых решений, влияющих на социально-экономическое развитие Республики Крым. 2. Обеспечение преемственности и согласованности целей и задач документов стратегического планирования Российской Федерации, Республики Крым, муниципальных образований.    
Недостаток компетенций в сфере государственного и муниципального управления Достижение высоких темпов социально-экономического развития в особых условиях, в которых находится Республика Крым, требует эффективной системы государственного и муниципального управления и квалифицированных кадров. Недостаток знаний и компетенций среди государственных и муниципальных служащих, в том числе в жизненно важных направлениях, является угрозой для развития республики. 1. Создание центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере государственного и муниципального управления при Главе Республики Крым 2. Реализация единой кадровой политики Республики Крым. 3. Внедрение системы оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих Республики Крым. 4. Создание системы обучения и мотивации в области проектного управления в органах государственной власти Республики Крым. 5. Создание единого республиканского реестра и резерва кадров в сфере государственного и муниципального управления, привлечение квалифицированных государственных и муниципальных служащих из других регионов России.
Риски в области безопасности
Снижение уровня обеспеченности питьевой водой гарантированного качества жилищно-коммунального сектора и предприятий, водой для использования в сельскохозяйственном и промышленном производстве С учетом перекрытия Северо-Крымского канала и имеющихся данных о недостатке подземных вод Республики Крым для нужд населения, промышленности и сельского хозяйства уже наблюдается нехватка пресной воды, а в перспективе существует опасность исчерпания водных ресурсов за счет их неэффективной эксплуатации. 1. Замена изношенных насосов, водоводов, главных коллекторов, уличной водопроводной сети, внутриквартальных и внутридворовых сетей водоснабжения и водоотведения. 2. Поддержка развития водоочистки и опреснения морской воды, внедрение передовых технологий влагооборота растений, включая технологии капельного полива, развитие водотранспортной инфраструктуры. 3. Поиск и введение в оборот традиционных (поверхностных и подземных) и новых источников воды (активное использование опресненной воды, вторичное использование сточных вод, использование дождевых вод) для организации гарантированного и бесперебойного обеспечения потребителей пресной водой. 4. Приоритетное развитие сельскохозяйственного и промышленного производства с низким водопотреблением.
Природные катаклизмы: засуха, землетрясения, оползни, распространение пандемий Риски природных катаклизмов в Республике Крым выше, чем в ряде других регионов России. Значительная часть Республики Крым относится к зоне рискованного земледелия, засухи в регионе повторяются примерно 1 раз в 4 года. Сейсмичность территории в направлении с северо-запада на юго-восток изменяется от 6 до 9 баллов. Наибольшей сейсмической активностью характеризуется Южный берег Крыма (города Севастополь, Ялта, Алушта, Судак). Оползневые процессы развиты в Крымских горах. 1. Регулярный экологический мониторинг. 2. Обеспечение сейсмобезопасности зданий и сооружений. 3. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.
Техногенные аварии, возникающие вследствие высокого износа оборудования или террористических актов Степень износа основных фондов обрабатывающих производств Республики Крым составляет более 50%. Это создает опасность возникновения внештатных ситуаций с высоким экологическим риском. Угроза террористических актов в регионе связана со сложной политической обстановкой вокруг полуострова. 1. Государственный контроль и надзор в сфере промышленной безопасности. 2. Повышение эффективности межведомственного взаимодействия контрольно-надзорных органов. 3. Содействие технологической модернизации промышленных предприятий. 4. Профилактика терроризма.
Экологические Ключевые риски в сфере экологии связаны с возможным нарушением работы химических предприятий в г. Армянске и г. Красноперекопске, превышением количеством туристов уровня допустимой антропогенной нагрузки в отдельных природных комплексах, несоблюдением природоохранных норм при ведении сельского хозяйства, сохранением существующей ситуации в системе ЖКХ (высокого уровня износа, низкого качества очистки сбросов и незначительной переработки твердых бытовых и производственных отходов). 1.Создание и принятие отдельной Концепции региональной экологической политики Республики Крым с четкими приоритетами и императивами. 2.Внедрение современных очистных сооружений и ресурсосберегающих технологий. 3. Совершенствование системы государственного экологического мониторинга. 4. Модернизация системы водоотведения. 5. Создание эффективной системы обращения с отходами, сокращение объемов захоронения промышленных и твердых бытовых отходов. 6. Обеспечение равномерного использования рекреационного потенциала Республики Крым в течение года.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: