СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО СЦЕНАРИЯ. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ




 

Для полноценного вхождения Республики Крым в экономическое пространство Российской Федерации, достижения среднероссийского уровня жизни и его опережения по отдельным направлениям необходимо обеспечить ускоренные темпы социально-экономического развития региона. В настоящий момент значительную долю инвестиций в основной капитал в Республике Крым составляют бюджетные средства, а преобладающим направлением инвестиций является ликвидация «узких мест» инфраструктуры региона. После завершения федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» данный источник капитальных вложений сократится, и поступательное развитие будет возможным в первую очередь за счет частных инвестиций. Помимо финансовых средств, необходимыми факторами успешного развития являются освоение инновационных технологий и подходов, а также привлечение и развитие человеческих ресурсов. От результата конкурентной борьбы Республики Крым за перечисленные факторы зависит сценарий, характеризующий социально-экономическое развитие региона.
Рамки социально-экономического развития Республики Крым на период до 2030 года задают 3 сценария: консервативный, модернизационный и инновационный.

Консервативный сценарий подразумевает инерционное развитие Республики Крым. После завершения федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» в структуре экономики региона не произойдет заметных изменений. Санкции против Республики Крым, прежде всего экономические и инфраструктурные, сохранятся (или даже усилятся), в результате чего внешнеэкономическая деятельность будет практически прекращена, а крымские предприятия будут ориентированы на взаимодействие только с бизнесом в пределах России. Объем частных инвестиций в расчете на душу населения останется ниже среднего уровня по Южному федеральному округу, а в направлениях инвестиций будут преобладать традиционные для Республики Крым отрасли, не подразумевающие изменения технологического уклада и высокой маржинальности. Регион не будет предоставлять многообразных возможностей самореализации, что приведет к оттоку наиболее амбициозных и талантливых кадров в другие регионы и за рубеж. Как следствие, Республика Крым закрепится в числе высокодотационных субъектов Российской Федерации, будет нарастать социальная и политическая напряженность.

Модернизационный сценарий подразумевает постепенное приближение к среднероссийскому уровню социально-экономического развития. Объем частных инвестиций существенно увеличится благодаря достижению транспортной связности, полноценной интеграции Республики Крым в финансовую систему Российской Федерации и обеспечению благоприятного инвестиционного климата. В ключевых отраслях экономики региона будут реализовываться инвестиционные проекты, подразумевающие модернизацию и развитие высокотехнологичных производств. Демографическая ситуация будет улучшаться, но прибывающие кадры не будут характеризоваться высокой квалификацией. Регион будет интегрироваться не только в российскую, но и – фрагментарно – в мировую экономику. Однако развитие по модернизационному сценарию будет «догоняющим», а не опережающим.

Инновационный сценарий подразумевает достижение высоких темпов роста экономики и социального развития. Масштабное привлечение частных инвестиций приведет к модернизации широкого спектра отраслей, в том числе к созданию отраслей, новых для Республики Крым и для России. На территории региона будут осуществляться инвестиционные проекты на базе пятого и шестого технологических укладов. В Республике Крым будет достигнут среднероссийский уровень доходов населения, миграционный приток будет включать передовых специалистов из России и из-за рубежа. Широкие возможности самореализации на территории региона сократят миграционный отток. Инновационное развитие экономики и привлекательные условия жизни позволят реализовать концепцию «Всё включено: живи, учись, работай, отдыхай в Крыму» и сделают Республику Крым одним из передовых регионов юга России, тесно интегрированным в мировую экономику.

Рисунок 2 – Сценарии социально-экономического развития Республики Крым

 

Основные характеристики возможных сценариев социально-экономического развития Республики Крым приведены в таблице 2.

 


 

 

Таблица 2 – Основные характеристики сценариев долгосрочного развития Республики Крым

  Консервативный сценарий Модернизационный сценарий Инновационный сценарий
Ключевая характеристика сценария реализация ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», отсутствие заметных изменений в социально-экономической политике Республики Крым реализация ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», а также решение наиболее критичных проблем формирования необходимой инфраструктуры реализация ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», масштабное внедрение инноваций во всех сферах и привлечение внебюджетных инвестиций, рост бюджетных поступлений и успешное решение задач развития
Демографическое развитие снижение численности населения за счет высокой естественной убыли населения Республики Крым и незначительного миграционного прироста; рост ожидаемой продолжительности жизни до 72,4 лет; миграционный прирост преимущественно неквалифицированной рабочей силы рост численности населения за счет миграционного прироста; рост ожидаемой продолжительности жизни до 73,2 лет; миграционный прирост преимущественно неквалифицированной рабочей силы рост численности населения за счет естественного прироста населения Республики Крым и миграционного прироста; рост ожидаемой продолжительности жизни до 77,3 лет; миграционный прирост преимущественно квалифицированной рабочей силы
Социальное развитие частичная модернизация социальной сферы; усиление дифференциации по доходам населения; сокращение отрыва от среднего уровня среднедушевых доходов и заработной платы по Южному федеральному округу; приближение к среднему уровню доступности социальных услуг по Южному федеральному округу кардинальная модернизация социальной сферы; сокращение дифференциации по доходам населения; приближение к средним показателям среднедушевых доходов и заработной платы по Южному федеральному округу; достижение среднего уровня доступности социальных услуг по Южному федеральному округу создание принципиально новых подходов к решению социальных вопросов; формирование устойчивого среднего класса; достижение среднего уровня показателей среднедушевых доходов и заработной платы по Южному федеральному округу
Структура экономики преобладание в структуре экономики традиционного аграрного сектора и торговли; низкие темпы модернизации и технологического перевооружения в промышленности; инерционное развитие туристского бизнеса; развитие малого бизнеса в торговле, строительстве, услугах, низкотехнологичных производствах; вхождение оборонных Государственных унитарных предприятий Республики Крым в состав крупнейших российских системообразующих интегрированных структур   модернизация промышленного производства и развитие новых высокотехнологичных производств в машиностроении, судостроении, химической промышленности; модернизация агропромышленного комплекса; создание высокодоходного туристского сектора; активный рост малого бизнеса в торговле, строительстве, аграрном секторах, туристском бизнесе, услугах; вхождение оборонных Государственных унитарных предприятий Республики Крым в состав крупнейших российских системообразующих интегрированных структур диверсификация экономики; развитие высокотехнологичных производств; создание высокопроизводительных рабочих мест в сервисных отраслях; модернизация агропромышленного комплекса; создание высокодоходного туристского сектора международного класса; активный рост малого и среднего предпринимательства в высокопроизводительных секторах; переход промышленности на V технологический уклад; вхождение оборонных Государственных унитарных предприятий Республики Крым в состав крупнейших российских системообразующих интегрированных структур
Транспортная инфраструктура модернизация транспортной инфраструктуры, ориентированной на обслуживание грузов, поставляемых главным образом из других субъектов Российской Федерации масштабная модернизация транспортной инфраструктуры; создание единой транспортной системы на базе современных транспортных средств развитие новых видов транспорта; экологизация транспортной инфраструктуры
Инвестиции слабый рост, доминирование бюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры высокие темпы роста бюджетных инвестиций, активное привлечение частных инвестиций высокие темпы роста, изменение структуры инвестиций в пользу высокотехнологичных производств; активное привлечение иностранных инвестиций
Инновации инерционное развитие имеющихся в регионе элементов региональной инновационной системы рост производства инновационной продукции; развитие инновационной инфраструктуры, малого инновационного предпринимательства рост производства инновационной продукции и услуг; формирование инновационных кластеров, активное развитие малого инновационного предпринимательства формирование нового стандарта жизни «живи, учись, работай, отдыхай»
Экология решение отдельных экологических проблем в сфере использования водных, земельных, лесных ресурсов комплексное решение экологических проблем развитие на основе экологичных технологий
Внешние связи полное «блокирование» доступа в Республику Крым через наземные транспортные коммуникации Украины; изоляция Республики Крым во внешнеторговых операциях; низкая конкурентоспособность крымской продукции, осложняющая выход данной продукции на рынки российских регионов; ориентация на взаимодействие с другими субъектами Российской Федерации, странами ЕАЭС, СНГ, ШОС, другими странами Азии, Латинской Америки и Африки; сохранение и ужесточение санкционного режима полное решение проблем осуществления наземных перевозок пассажиров и грузов между основной территорией России и Республикой Крым, восстановление транзита по железным дорогам Украины; активное участие Республики Крым в международной и межрегиональной торговле и технологическом обмене; сохранение санкций на традиционных направлениях полноценная интеграция Республики Крым в инфраструктуру и транспортно-логистические цепочки Российской Федерации и мира; формирование имиджа Республики Крым как центра культурного, экономического, межнационального общения Азово - Черноморско-Средиземноморского макрорегиона Крым – площадка технологического обмена и активный участник международной торговли; смягчение санкционного режима

 

В связи с приоритетностью развития Республики Крым в Российской Федерации, высокими ожиданиями жителей региона и готовностью руководства Республики Крым к реализации активной социально-экономической политики в качестве базового сценария принимается комбинация модернизационного сценария (в период 2017 – 2020 гг.) и инновационного сценария (в период 2021 – 2030 гг.).

Рисунок 3 – Базовый сценарий социально-экономического развития Республики Крым

Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года будет реализована в три этапа с выделением следующих приоритетов в рамках выстроенной системы стратегических целей:

I этап (2017 – 2020 гг.) – снятие инфраструктурных ограничений.

II этап (2021 – 2026 гг.) – широкое внедрение инноваций.

III этап (2027 – 2030 гг.) – наращивание конкурентных преимуществ.

 

На первом этапе реализации Стратегии (2017 – 2020 гг.) преобладающим направлением инвестиций будет решение инфраструктурных ограничений за счёт федерального бюджета Российской Федерации, формирование предпосылок для последующего расширения источников финансирования инфраструктурных проектов. Регион будет поэтапно выходить из внешнеторговой изоляции, формируя новые транспортно-логистические цепочки и используя «технологические окна возможностей». Будут создаваться предпосылки к структурным изменениям экономики, задействоваться внутрироссийские инвестиционные ресурсы. Будут сформированы самые привлекательные условия для инвестиций по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

На втором (2021 – 2026 гг.) и третьем (2027 – 2030 гг.) этапах реализации Стратегии Республика Крым перейдет к реализации инновационного сценария. Снятие инфраструктурных ограничений на первом этапе позволит в дальнейшем перейти к инновационному развитию, которое будет характеризоваться:

- созданием новых технологий (отраслей), переходом экономики на пятый технологический уклад;

- формированием нового поколения лидеров-новаторов и устойчивого среднего класса;

- приоритетностью цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности региона;

- эффективным освоением всего многообразия ресурсов Республики Крым;

- заданием новых стандартов жизни согласно концепции «Все включено: живи, учись, работай, отдыхай в Крыму».

Концепция «Все включено: живи, учись, работай, отдыхай в Крыму» подразумевает четыре широких возможности, которые можно будет реализовать, не выезжая из Республики Крым:

- «Живи» в доступном и удобном жилье, расположенном в комфортной среде (в городах и поселениях, в которых будет создана новая жилая среда – безопасная, открытая, доступная, инновационная, энергоэффективная, экологичная, эстетичная, в которой будет найден компромисс между общественными и групповыми/индивидуальными интересами; обеспеченная необходимой социальной (школами и больницами) и транспортной инфраструктурой);

- «Учись» по инновационным образовательным программам в современных учреждениях профессионального образования, соответствующих лучшим российским и международным стандартам;

- «Работай» в активно развивающейся экономике, приоритетом развития которой являются инновации с дифференцированным рынком труда и широкими возможностями для реализации предпринимательской инициативы, в которой денежные доходы населения превышают среднероссийский показатель;

- «Отдыхай» и укрепляй/восстанавливай собственное здоровье круглый год в Крыму, используя спектр доступных и высококачественных туристских и санаторно-курортных услуг.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: