Социально-экономическое развитие Республики Крым в территориальном плане неоднородно. Дифференциация муниципальных образований обусловлена сложившейся территориальной структурой хозяйства, физико-географическими, транспортно-географическими, социально-экономическими факторами. Современная ситуация обостряется в результате действия сил самоорганизации социально-экономических процессов, включая стихийные и противоречивые, тормозящие оптимизацию пространства.
В этой связи политика внутрирегионального пространственного развития должна быть направлена на нейтрализацию данных негативных трендов для сбалансированного развития всех территориальных единиц региона. Для достижения поставленной цели необходимо рациональное размещение производительных сил, позволяющее максимально эффективно и гармонично использовать имеющиеся природно-ресурсный и экономический потенциалы территориальных социально-экономических систем разных таксономических уровней стратификации. Поэтому грамотная политика внутрирегионального пространственного развития обеспечивает наиболее справедливое и эффективное развитие каждой территориальной единицы в отдельности и всей экономики Республики Крым в целом.
Хозяйственный потенциал
Республика Крым обладает высоким хозяйственным потенциалом для производства конкурентоспособной и востребованной продукции на российском и международном рынках.
Наибольшими возможностями обладает агропромышленный комплекс региона. В 2014 году на Республику Крым приходилось 3,8 % валового сбора плодов и ягод в России, 2,6 % – овощей, 1,8 % – меда, 1,5 % – шерсти, 1,3 % – яиц, 1,2 % – зерна.
|
Виноделие в Крыму развивалось с античных времен, а промышленное виноделие началось 100 – 150 лет назад. В 2015 году на Республику Крым приходилось 13,4 % валового сбора винограда в России, 13,7 % – производства вина и 4,7 % – производства коньяка. Крупнейшими предприятиями являются ФГУП «ПАО «Массандра», ГУП РК «Завод шампанских вин «Новый Свет», ГУП РК «Аграрная компания «Магарач», АО «Солнечная долина», АО ООО «Крымский Винный Дом», «Крымский вино-коньячный завод «Бахчисарай», ООО «Маглив», ООО «Коньячный дом «Коктебель».
Приморское положение Республики Крым создало условия для развития в регионе рыбохозяйственного комплекса. Данный комплекс обладает высоким ресурсным потенциалом, т.к. возможный вылов в Азово-Черноморском бассейне составляет около 200 тыс. т рыбы и морепродуктов в год (в 2015 году вылов составил более 15 тыс. т). Природные условия благоприятствуют выращиванию марикультуры (мидий и устриц).
В химической промышленности основные производственные мощности и добыча сырья (соды и брома) сосредоточена на севере Республики Крым, в г. Армянске и г. Красноперекопске. Здесь располагаются Армянский филиал ООО «Титановые Инвестиции» (крупнейший в России производитель диоксида титана), ПАО «Крымский содовый завод» и АО «Бром». Разведанные и прогнозные запасы природного газа на шельфе Черного моря позволяют в Республике Крым в будущем создать комплекс по газохимии.
Конкурентным преимуществом Республики Крым в судостроении является то, что в данном регионе расположены основные судостроительные мощности России в Азово-Черноморском бассейне. Судостроение сконцентрировано в г. Керчи и г. Феодосии, где функционируют
|
крупнейшие предприятия – ООО «Судостроительный завод «Залив», ООО «КМВ «Фрегат», ООО «Краншип», ООО Фирма «Трал», ФГУП «Судостроительный завод «Море», ГУП РК «Феодосийский судомеханический завод», ГУП РК «Стеклопластик», ГУП РК «КТБ «Судокомпозит».
Кроме судостроения, в регионе представлены другие машиностроительные производства – производство пневматического и холодильного оборудования, электроинструментов и корабельной автоматики, электросварочного и электросетевого оборудования, оптических приборов.
В пределах Республики Крым производство строительных материалов представлено производством цемента (АО «Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия»), бетона (ПАО «Крымжелезобетон», АО «Стройдеталь»), добычей и обработкой строительного камня (ПАО «Альминский завод строительных материалов», ООО «Ульяновские известняки», ООО «Белогорские известняки»), производством кирпича и отделочных материалов.
Республика Крым характеризуется относительно высоким уровнем обеспеченности автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием (451 км/1000 кв. км) и высокой плотностью железнодорожных путей (496,4 км/10 тыс. кв. км), разветвленной автобусной маршрутной сетью, развитым электротранспортом, наличием пяти морских портов с круглогодичной навигацией и международным аэропортом «Симферополь». Полноценная реализация потенциала транспортно-логистического комплекса возможна после открытия мостового перехода через Керченский пролив.
|
Электрогенерация представлена тремя ТЭЦ, расположенными в г. Симферополе, г. Саки и г. Керчи, 10 мобильными газотурбинными электростанциями, 6 солнечными и 7 ветряными станциями. Современные потребности в электроэнергии в Республике Крым удовлетворяются за счет собственной генерации (около 25 % от общего уровня потребления электроэнергии в 2015 году) и перетока электроэнергии с территории Краснодарского края по энергомосту.
Курортно-рекреационный и туристский комплекс региона, пространственно ориентированный преимущественно на прибрежную зону моря, имеет высокий экономический потенциал для всей экономики Республики Крым. Особенно важно здесь отметить, что развитие малого и среднего предпринимательства и соответствующая активность населения вполне коррелируются с динамикой поддержки данного сектора экономики региона государством.
В случае выхода к 2030 году на уровень прогнозируемого турпотока в 8-8,3 млн. туристов в год в экономику Республики Крым, с учетом динамики средних расходов одного туриста, будет генерироваться финансовый поток более чем в триллион рублей в год. Это примерно в 5 раз больше всего ВРП Крыма по итогам 2013 года. Очевидно, это наиболее эффективная отрасль экономики Крыма, способная привлечь решающие ресурсы для его социально-экономического развития. Однако это станет возможным только при условии, что создаваемый крымский турпродукт будет адекватен запросам такого объема туристов и не будет уступать в конкурентоспособности сопоставимым турпродуктам других регионов мира.
В ряде отраслей экономики Республики Крым сложились предпосылки для кооперации и сформировались устойчивые экономические связи. В химической отрасли экономические связи налажены между крупнейшими предприятиями северного Крыма: Армянским филиалом ООО «Титановые Инвестиции», ПАО «Крымский содовый завод», АО «Бром» (по подготовке кадров, использованию производственной инфраструктуры и прочим). В отрасли информационных технологий сформировано понимание наличия общих интересов и реализуются проекты с привлечением специалистов как Республики Крым, так и других регионов в рамках Ассоциации компаний в сфере информационных технологий и инноваций Крыма «Крымский ИТ-Кластер». Возможна кооперация между предприятиями в сфере судостроения и судоремонта, предприятиями смежных отраслей. Таким образом, можно говорить о предпосылках и формировании кластеров.
Формирование кластеров как производственно-технологических и организационно-экономических сочетаний на территории Республики Крым - это объективный процесс инновационного саморазвития хозяйства, как следствие действия и проявления всеобщего экономического закона территориального разделения труда. И одновременно, чем активнее органы исполнительной и законодательной ветвей власти будут осуществлять политику поддержки кластерообразования, тем эффективнее и динамичнее будет осуществляться инновационное развитие территорий.