В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Законом Республики Крым от 02.06.2015 № 108-ЗРК/2015 «О стратегическом планировании в Республике Крым» основными инструментами реализации Стратегии являются:
- План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Республики Крым.
- государственные программы Республики Крым.
- Схема территориального планирования Республики Крым.
Мониторинг реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Крым осуществляется в целях повышения эффективности функционирования системы стратегического планирования путем комплексной оценки основных социально-экономических и финансовых показателей, содержащихся в Стратегии, а также повышения эффективности деятельности участников стратегического планирования по достижению в установленные сроки запланированных показателей социально-экономического развития Республики Крым.
Уполномоченным органом по координации и организации процесса осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Крым является Министерство экономического развития Республики Крым.
В целях повышения эффективности процесса управления реализацией Стратегии создается проектный офис Инновационный Центр «КРЫМ» по вопросам стратегического планирования, осуществляющий следующие функции:
- координация и мониторинг реализации Стратегии, осуществление анализа деятельности органов государственной власти Республики Крым, участвующих в процессе реализации Стратегии, выявление возникающих проблем и проработка путей их решения;
|
- организация и сопровождение процесса обновления и актуализации Стратегии;
- участие в процессе формирования целей, задач, мероприятий и проектов государственных программ Республики Крым и координация их с целями и задачами, закрепленными Стратегией социально-экономического развития;
- участие в процессе формирования целевых индикаторов государственных программ Республики Крым;
- выявление приоритетных направлений и подготовка проектов, способствующих реализации Стратегии и направленных на развитие Республики Крым;
-
обеспечение подготовки докладов Министерства экономического развития Республики Крым по вопросам реализации Стратегии.
Рисунок 12 – Виртуальный проектный офис Инновационный Центр «КРЫМ» в ВКонтакте.
Одним из инструментов координации и мониторинга реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Крым является корректировка Стратегии.
В целях контроля реализации Стратегии и оптимизации функций органов государственной власти Республики Крым необходимо обеспечить создание информационной базы по мониторингу документов стратегического планирования, в рамках которой будет осуществляться:
- прогнозирование показателей социально-экономического развития Республики Крым;
- формирование базы данных прогнозных показателей;
- автоматический мониторинг и оценка планов, программ, прогнозов и других документов стратегического развития Республики Крым.
В целях координации реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Крым должны быть реализованы мероприятия по выстраиванию системы межведомственного взаимодействия.
|
Рисунок 13 – Система инструментов стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях
Элементами системы государственной поддержки Республики Крым в период реализации Стратегии являются:
- федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»;
- режим свободной экономической зоны (СЭЗ);
- комплекс мероприятий, реализуемых в Республике Крым в рамках государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, посредством институтов развития федерального уровня;
- комплекс государственных программ Республики Крым.
- В рамках Стратегии предусмотрено расширение государственной поддержки Республики Крым за счет:
- корректировки режима свободной экономической зоны (СЭЗ);
- расширения перечня мероприятий, реализуемых в Республике Крым в рамках государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, посредством институтов развития федерального уровня;
- внесения дополнительных мероприятий в действующие государственные программы Республики Крым, разработки и реализации новых государственных программ Республики Крым;
- разработки и реализации комплекса дополнительных инструментов стимулирования развития приоритетных отраслей экономики Республики Крым.
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (далее также – ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя») утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 №790 (изменения от 27.12.2014, 15.06.2015, 20.08.2015, 02.03.2016). Основной целью ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» является интеграция экономики Республики Крым и г. Севастополя в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития.
|
Режим свободной экономической зоны (СЭЗ). Ключевым конкурентным преимуществом Республики Крым с точки зрения инвестиционной привлекательности является режим свободной экономической зоны (СЭЗ), действующий до 31 декабря 2039 года. СЭЗ создана в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». СЭЗ создана на всей территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, срок функционирования – до 31 декабря 2039 года. Особенностями режима являются налоговые льготы, льготные ставки социальных взносов, возможность применения процедуры свободной таможенной зоны. Ключевые преференции включают:
- снижение ставки налога на прибыль организаций;
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет;
- применение ускоренной амортизации в отношении собственных амортизируемых основных средств с коэффициентом 2;
- освобождение от уплаты земельного налога организациями - участниками СЭЗ в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
- пониженные тарифы страховых взносов – 7,6% (для участников, зарегистрированных в первые 3 года действия СЭЗ);
- применение на территории СЭЗ таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
В рамках Стратегии предусмотрено внесение предложений о корректировке режима СЭЗ, включая расширение территории действия режима свободной таможенной зоны, изменение момента начала отсчета льготы по налогу на прибыль, смягчение режима привлечения сезонных иностранных работников, продление сроков, в течение которых инвестор имеет право воспользоваться пониженным тарифом страховых взносов.
Комплекс мероприятий, реализуемых в Республике Крым в рамках государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, посредством институтов развития федерального уровня. Республика Крым как субъект Российской Федерации принимает участие в реализации программ и деятельности институтов развития федерального уровня на общих основаниях. В рамках федеральных мер поддержки малого и среднего бизнеса Республика Крым обладает статусом региона с приоритетом государственного развития, что предоставляет дополнительные преимущества субъектам малого и среднего предпринимательства.
Стратегия предусматривает расширение федеральной поддержки социально-экономического развития Республики Крым за счет повышения эффективности участия в реализации федеральных государственных программ и сотрудничества с федеральными институтами развития.
Комплекс государственных программ Республики Крым. Перечень государственных программ Республики Крым, утвержденный распоряжением Совета министров Республики Крым от 14.09.2016 №1088-р, включает 31 действующую государственную программу и 9 государственных программ, вступивших в действие с 1 января 2017 года.
Стратегия предусматривает расширение данного перечня за счет разработки и реализации государственных программ в следующих сферах:
- повышение эффективности управления финансами;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
- формирование и развитие городских агломераций;
- прочие.
Дополнительные инструменты стимулирования развития приоритетных отраслей экономики Республики Крым.
Ввиду необходимости ускоренного развития приоритетных отраслей экономики Республики Крым Стратегия предполагает разработку на уровне Республики Крым (с привлечением сторонних экспертов) и реализацию соответствующих инструментов поддержки:
- финансовых – в виде участия в уставном капитале, грантов, субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков и др.;
- инфраструктурных – в виде софинансирования строительства инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов, создания инфраструктуры общего пользования и др.;
- институциональных – в виде создания специальных организаций поддержки, реализации проектов государственно-частного и частно-государственного партнерства, предоставления инвесторам гарантий от некоммерческих рисков на территории Республики Крым с учетом мировой практики и др.;
- стимулирования спроса – в виде государственного заказа, содействия продвижению продукции и др.
Для реализации Стратегии в период 2017 – 2030 гг. потребуется 5,8 трлн. руб., из них:
- из средств федерального бюджета 2,1 трлн. руб.;
- из средств бюджета Республики Крым 1 трлн. руб.;
- за счет внебюджетных источников – 2,7 трлн. руб.
Рисунок 14 – Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии