Каген с энтузиазмом продолжает бороться за улучшение положения одиночек. Но иногда ей кажется, что борьба стала во многом механической и однообразной. Например, она говорит, что «празднование Международного дня „странных одиночек“ теперь похоже на одну и ту же свадьбу, которую мы проводим каждый год». Лично она устала от одинокой жизни. Каген скоро исполнится 40 лет, ей хотелось бы встретить романтическую любовь и завязать долгие отношения. Она не исключает, что может выйти замуж. «Я всегда была открыта для замужества в случае, если встречу того, кто мне подходит, — признается она во время ланча в районе Мишен Дистрикт в Сан-Франциско. — Весь смысл идеи „странных одиночек“ не в обособленности, а в связи с самим собой и другими людьми. Сейчас я ищу что-то новое. Я уже долго прожила одна, и мое развитие пойдет быстрее, если у меня появится партнер. Честно говоря, я боюсь, что если идея „странных одиночек“ будет продолжать оставаться главной темой моей жизни, я навсегда останусь одна».
Ее личный опыт помогает понять основную отличительную черту общества одиночек, которая мешает тем, кто стремится улучшить их положение и благосостояние: очень немногие из них не только не стремятся характеризовать себя словом «одиночка», но и организовывать политические кампании с участием своих единомышленников. Многие, включая Каген, готовы бороться с моральным давлением общества, стремящегося связать своих членов узами брака, и отстаивать права одиночек, однако считают, что жизнь в одиночестве является для них временным и переходным периодом. А те, кто готов оставаться в одиночках долгое время, зачастую не хотят «подписываться» под этой концепцией, потому что привыкли характеризовать себя при помощи других понятий и категорий: мужчина/женщина, чернокожий/белый, богатый/бедный, старый/молодой, натурал/гей.
|
По идее, не существует причин, по которым статус проживания должен влиять на самоидентификацию человека. Но на практике одиночки видят, что все, начиная с друзей и родственников и кончая постоянно растущим количеством производителей товаров специально для них, классифицируют их именно так. Многие одиночки считают, что их права ущемляют в личном и профессиональном плане, следовательно, им необходимо защищать интересы своей группы. Например, одни «странные одиночки» хотят добиться признания, легитимности и создать сообщество, другие ставят более амбициозные цели — улучшение медицинского обслуживания, решение жилищного вопроса и достижение большей социальной защищенности. Облегчение налогообложения. Уменьшение дискриминации на работе. Расширение политического представительства. Достичь таких целей непросто для любой группы людей, при этом не будем забывать, что одиночки — удивительно неоднородное образование, в составе которого встречаются люди в возрасте от 18 до 100 лет, живущие и в полном одиночестве, и с кем-либо. Поэтому пока еще непонятно, можно ли сформировать коллективное сознание на основе понятия «одиночка» или создать общественное движение под знаменами с девизом: «Одиночки всех стран, соединяйтесь!» Тем не менее существует достаточно много предприимчивых одиночек, которые считают себя идущими в авангарде движения и готовы бороться за свои права.
|
Ким Калверт очень не похожа на активистку. По крайней мере, у меня складывается такое впечатление, когда она вместе со своим разговорчивым какаду Мими приветствует меня в своем элегантном доме в районе Санта-Моника. Мими — далеко не единственный компаньон Ким. За несколько месяцев до моего визита Ким переоборудовала несколько комнат в своем доме под офисное пространство и наняла несколько человек для выпуска журнала Singular для одиноких и обеспеченных жителей Лос-Анджелеса. Ким уже под 50. Она работала журналистом и занималась интернет-компаниями на заре эпохи доткомов. Ким считает себя человеком, живущим отдельно, однако наотрез отказывается называть себя одиночкой. «Мне кажется, что это жуткое слово, — говорит она во время беседы под зонтиком в ее зеленом саду. — При слове „одиночка“ я представляю себе несчастных, отчаявшихся людей, которые не в состоянии организовать себе хотя бы одно свидание. Я такой никогда не была».
Я смотрю на Ким и понимаю, что убеждать меня в этом совершенно излишне. Она — воплощение лос-анджелесской красавицы в представлении всех жителей Западного побережья США: загорелая блондинка с длинными волосами, идеальной кожей и добрыми карими глазами. Она одета модно, но свободно и неофициально. На ней джинсы, рубашка с длинными рукавами из ткани с разводами, серебряное ожерелье и большие солнечные очки, которые она подняла на лоб. Она держится серьезно и с достоинством. Мы обсуждаем вопросы, связанные с ее личной жизнью, и постепенно ее голос оживляется. Некоторое время назад Ким присоединилась к группе обеспеченных и занятых женщин, созданной для того, чтобы помогать представительницам прекрасного пола достигать своих целей. Ким обратила внимание на то, что большую часть времени в группе обсуждают отношения с мужчинами или, скорее, отсутствие этих отношений. «В группе пятнадцать женщин, и только трое замужем», — объясняет она. «Все незамужние женщины часть своего выступления обязательно посвящают описанию своих попыток найти мужа. Однажды я слушала, как на эту тему говорила подруга, которая, абсолютно очевидно, была довольна своим незамужним статусом, и подумала: „Зачем мы пытаемся оправдываться? Почему бы просто не примириться со своим положением и продолжать жить дальше?“».
|
Нельзя сказать, что замужество сыграло большую роль в жизни Ким. 15 лет назад она надела на палец обручальное кольцо, несмотря на то что никогда в жизни к этому не стремилась. Брак оказался неудачным. «Я свободный человек, — объясняет она. — Но, выйдя замуж, я почувствовала, что должна за все отчитываться: куда я еду, с кем и когда вернусь домой. Но я-то уже не ребенок. Я была знакома с моим мужем тысячу лет, и мне всегда нравилось с ним общаться. Но после замужества мне захотелось выкорчевать его из своей жизни».
Ким считает, что миллионам мужчин и женщин гораздо лучше жить в одиночестве, и журнал Singular, который она основала вместе с 65-летним разведенным и обеспеченным предпринимателем Дэйвидом Райтом, пишет о том, что живущим одиноко стоит ценить то, что они имеют. «У журнала есть миссия, — говорит Ким. — Мы хотим освободить одиночек от груза устаревших стереотипов, который мешает им наслаждаться жизнью. Это значит, что мы должны противостоять огромной индустрии, которая зарабатывает на том, что заставляет одиноких людей жалеть самих себя. Это множество ТВ-программ, участникам которых меняют внешность, для того чтобы они выглядели более привлекательно в глазах окружающих, смогли вступить в брак и стать счастливыми. СМИ твердят нам, что быть одиноким — ужасно, и рассказывают, как положить конец такой жизни. Вот с этим-то нам и надо бороться».
Чтобы этого добиться, необходимо по-новому показать жизнь одиночек. «Одиночка как понятие и название журнала, — объясняет Ким, — означает что-то особенное, отличное от других. Поэтому над названием журнала на обложке мы пишем слова „сексуальный, умный и одинокий“». Ким нашла свою аудиторию — людей, схожих с ней самой. В «Слове редактора» в первом номере журнала она писала: «Мне нравится быть одинокой. Мне нравится моя жизнь. У меня замечательные друзья. Я живу насыщенно, участвую в жизни района и города, имею работу, о которой мечтала. И мне нравится время, которое я провожу наедине, — я читаю, пинту, медитирую. Я такая, какая есть, и я себе не изменяю. Мне не нужна вторая половинка для того, чтобы чувствовать свою целостность. Я люблю мужчин, люблю романтику и человеческую близость. Моя жизнь стала гораздо спокойнее, после того, как я исключила из нее необходимость выйти замуж… Если вы испытываете такие же чувства, если вы уверенно чувствуете себя в шкуре одиночки, радуетесь своему образу жизни и имеете активную жизненную позицию, то журнал Singular для вас».
Однако для подписки на журнал Singular, недостаточно быть солидарным с идеями Ким. Толстый глянцевый журнал рассылают одиночкам Лос-Анджелеса, годовой доход которых превышает $150 000, то есть он предназначен для небедной аудитории. В журнале мы находим рекламные полосы Jaguar, автосалона Beverly Hills Porsche, отеля Ritz, аудиотехники Bang & Olufsen, компании по аренде самолетов Greystone charter jets и эксклюзивной воды Fiji Water. Журнал пишет о таких не состоящих в браке знаменитостях, как Леонардо Ди Каприо и Серена Уильямс. В разделе «Письма редактору» читатели пишут о том, как они себя балуют. Людям нравится хорошее красное вино, шоколад, новые гаджеты Apple, а один читатель любит, когда ему делают гавайский массаж два массажиста одновременно. Есть рекламные статьи о новых продуктах и услугах, например о консьерж-сервисе, оздоровительных клубах и суперсовременных способах лечения зубов и ухода за ними.
Часть материалов посвящена жизни одиночек. В одной статье одиночек критикуют за то, что они слишком мало участвуют в общественной жизни и пока не представлены на политической арене. В колонке «Миф о лучшем браке» читателей предупреждают о том, как опасно влюбиться не в настоящего человека, а в плод своего воображения; напечатана история о том, как психоаналитик, наслушавшись от пациентов множество историй об обмане и неверности, сам начал скептически относиться к институту брака; и рассказ об Эми Седарис, которая хвалится своим «идеальным бойфрендом» Рики, основным преимуществом которого является то, что он выдуман и в жизни не существует. В последней статье предупреждают: «…если вы стремитесь создать идеальные отношения с партнером, по крайней мере один из вас должен быть выдуманным».
Кроме журнала, Ким занимается сайтом SingularCity.com, на котором публикуется оригинальный контент (например, колонка «Правила одинокого человека») и действует форум для «читателей старшего поколения, на котором можно завязать традиционные и старомодные отношения на базе современных онлайн-платформ, что крайне важно для Лос-Анджелеса, жители которого исторически сильно разобщены». Журнал Singular спонсирует регулярные встречи — кинопросмотры и разнообразные вечеринки. Ким хотя и настаивает на том, что эти мероприятия кардинально отличаются от других мероприятий для одиночек, которые «не могут найти себе пару, поэтому идут на вечеринку в надежде найти супруга/супругу», признает, что «участники, скорее всего, пытаются решить на них свои личные вопросы». Но задача Ким в любом случае сводится к тому, чтобы соединить людей и помочь им чувствовать себя счастливыми вне зависимости от выбранного ими образа жизни. «Мы отнюдь не против брака, — говорит она. — Тем не менее все должны понимать, что сейчас одиночки являются новым большинством, и наша задача заключается в том, чтобы помочь им обрести свой голос».
Через несколько месяцев после того, как я услышал эти слова в Санта-Монике, их повторяет, практически слово в слово, женщина в однокомнатном офисе в Бруклине. Они с Ким Калверт как небо и земля. Ники Грист — исполнительный директор проекта «Альтернативы браку» (Alternatives to Marriage Project). У Ники холодный аналитический ум, она имеет дипломы Йельского и Принстонского университетов и двадцатилетний опыт работы в государственных и общественных организациях. В ее венах течет африканская и еврейская кровь, и ей чуть больше 40 лет. У нее короткая стрижка с небольшой проседью, стильный синий костюм и сиреневые чулки в полоску, мягкий и немного скрипучий голос, который, мгновенно обретает звучность, когда речь заходит о волнующей ее политической проблеме. На политические темы мы во время интервью выруливаем часто: вот уже пять лет Грист занимается вопросами справедливого и равноправного отношения к 100 млн не состоящих в браке американцев, треть из которых живет в одиночестве.
Грист рассказывает о том, что узнала о проекте «Альтернативы браку», когда в 2005 г. искала в сети информацию по преимуществам и недостаткам брака как такового. Цель ее поисков не имела никакого отношения к сухой науке. Дело в том, что партнер Грист, лейтенант пожарной части в Нью-Йорке, сделал ей предложение. Грист знала, что, став женой человека, имеющего медицинскую страховку, она автоматически получит такую же, и это наконец-то позволит ей оставить нынешнюю работу и поискать занятие по душе. Однако Грист была настроена принципиально против брака, потому что этот институт дискриминировал геев, а если заглянуть поглубже в историю, то и женщин. «У меня было множество причин относиться к браку скептически, — рассказывает она. — Одна из них заключалась в том, что брак между моими родителями — белой еврейкой и чернокожим выходцем из стран Карибского бассейна — был недействителен в 16 штатах. Но в тот момент у меня были веские причины пересмотреть свою точку зрения. Я искала выход из своей жизненной ситуации». Через несколько минут поисков в Интернете она наткнулась на сайт проекта «Альтернативы браку», на котором нашла ответы практически на все свои вопросы. «Я тогда подумала: вот это серьезная организация. Только на ее сайте были перечислены все сложности, которые могут ожидать человека, не состоящего в браке. Вопрос не только в доступе к медстраховке. Все это имеет отношение к дискриминации на рабочем месте. К политике. К накоплению и минимизации налогов на имущество. К налогообложению. На этом сайте все было разложено по полочкам. Просто здорово».
Грист обратила внимание на то, что сайту требовался исполнительный директор, и задумалась, что, может быть, это шанс поменять наконец работу. Проект «Альтернативы браку» был создан в 1998 г. молодой неженатой парой. Его штаб-квартира находилась в Олбани, штат Нью-Йорк. Грист направила им свое резюме. Создателям сайта она настолько понравилась, что они разрешили перевести штаб-квартиру в Бруклин. «В зарплате я потеряла 50 %, - рассказывает Грист. — Ушла из крупной компании в организацию, годовой бюджет которой составляет 35 000 долларов. Но на самом деле работать в проекте, с целями которого я полностью согласна, огромная радость». Можно предположить, что работа по продвижению альтернатив брака — занятие с элементами экстрима, но, по словам Грист, она работает с массовой аудиторией. «Большинство американцев не состоят в браке, и большинство домохозяйств не имеет в своей основе женатую пару. Так что с этой точки зрения мы представляем интересы большинства. Мы не требуем ничего сверхъестественного. Мы хотим, чтобы общество признало: огромное количество людей живет вне института брака, и их должен защищать закон».
Проект «Альтернативы браку» помогает людям при самых разных вариантах совместного проживания, включая геев, гетеросексуалов и семьи с одним родителем. Многие из тех, кому проект помог, соглашаются рассказать, почему именно они не захотели находиться в браке или им в браке было отказано, и теперь они рассматривают себя как часть группы, объединенной общими интересами. Но живущие в одиночестве люди рассуждают несколько иначе. Грист объясняет, что многие из них находятся в поисках партнера и не отождествляют себя с теми, кто примирился со своей одинокой судьбой. «На самом деле существуют две потенциальные группы: те, кто счастлив своим одиночеством, и те, кто усиленно копит на свадьбу. Первую группу мы называем „соло одиночки“ или „не состоящие в браке беспартнерные“. Их волнует дискриминация в вопросе гражданского статуса, и они вовлечены в нашу деятельность. У большей части членов второй группы не возникает никаких проблем с дискриминацией. Они просто хотят изменить свой холостой статус, чтобы все было как у людей». Это осложняет политическую работу. Грист говорит: «Любую группу организовать непросто, в особенности когда ее членов не связывают общие интересы и она не является гомогенной». В целом живущие отдельно люди сталкиваются с рядом однотипных проблем и ущемлений в правах. Но поскольку они редко объединяются, непонятно, как улучшить их положение.
Поговорим об одном потенциальном блоке одиночек, положение которых уже привлекло внимание политиков в 2000-е гг. Это средний класс афроамериканцев. Согласно исследованиям, проведенным социологом из Мэрилендского университета Крисом Маршем, никогда не состоявшие в браке и живущие отдельно афроамериканцы являются наиболее динамично растущим сегментом среднего класса. Любопытно, что женщины представляют значительную часть этого сегмента. По мнению Марша, проживающие отдельно афроамериканцы представляют собой «не просто феномен среди молодых взрослых», но «по динамике развития могут стать самый многочисленной группой домохозяйств в среде чернокожих представителей среднего класса и, возможно, среди всего чернокожего населения».
Почему так происходит? Социолог из Гарвардского университета Уильям Уилсон указывает на два крупных социальных изменения. Первое — катастрофическое уменьшение количества рабочих мест на производстве, традиционно обеспечивавшем занятость афроамериканцев. Второе — пребывание огромного числа чернокожих мужчин в местах лишения свободы. В результате возник целый класс «аутсайдеров, которым вряд ли светит женитьба», что, в свою очередь, снизило вероятность заключения межрасовых союзов. Однако и это еще не все. На протяжении десятилетий число браков между чернокожими мужчинами и белыми женщинами значительно превосходило число браков между белыми мужчинами и чернокожими женщинами (в частности, в 2000-е гг. — в два раза). Социологи из Йельского университета Натали Ницше и Ханна Брюкнер объясняют одну из причин этого: «По сравнению с белыми ровесницами, среди 45-летних чернокожих женщин в два раза больше тех, кто никогда не состоял в браке, и шансов пережить развод, стать вдовой или разойтись с партнером у них тоже в два раза больше». Еще одна причина — в разнице полученного образования. В наши дни у чернокожих женщин гораздо больше шансов получить диплом колледжа или университета, чем у чернокожих мужчин. Цена этого успеха — женщинам стало гораздо сложнее найти супруга.
Опасаясь таких безрадостных перспектив, новое поколение афроамериканских профессионалов все чаще и чаще старается избежать брачных уз, чтобы сохранить свой статус и не вылететь из рядов среднего класса. Крис Марш добавляет: «Чтобы упрочить свое положение, они не связывают себя узами брака и продолжают жить в одиночестве». Однако получается, что добившись стабильности на одном жизненном фронте, можно полностью проиграть на другом. Социолог из Йельского университета Аверил Кларк защитил диссертацию под названием «Жизнь без секса получивших образование в колледже чернокожих американок: если есть образование, значит нет мужа, брака и детей» (The Sexless Lives of College-Educated Black Women: When Education Means No Man, Marriage, or Baby). В ней он высказывает мнение о том, что обычная оценка совершенно не учитывает личные жертвы, на которые чернокожий профессионал вынужден идти для получения хорошего образования и достижения жизненного успеха. Аверил подчеркивает, что клеймо бездетной одиночки особенно болезненно для чернокожих женщин, выросших в среде, где твердо усвоено: женщина должна выйти замуж и родить. Клеймо же незамужней матери-одиночки еще хуже — куда ни кинь, везде клин.
Одинокие чернокожие профессионалы, как мужчины, так и женщины, могли бы существенно выиграть от участия в проекте «Альтернативы браку». Однако Ники Ерист разочарована: ей с большим трудом удается привлечь чернокожих к участию в кампаниях против дискриминации по семейному положению, потому что у них свои политические приоритеты и личные цели. К тому же проектам типа «Альтернативы браку» приходится конкурировать с гораздо более богатыми религиозными и государственными организациями, проводящими кампании в поддержку брака, которые, напротив, подчеркивают маргинальность тех, кто живет один. Ерист признается: «Меня бесит, когда я вижу рекламу таких мероприятий, как День брака чернокожих. Еще один способ просадить деньги налогоплательщиков, который умиляет меня до слез, — размещение щитов с лозунгами типа: „Брак пойдет вам на пользу!“ Интересно, как реагируют на них те, кто хотел бы пользоваться преимуществами брака, но не может их получить? Иными словами, государственные деньги, выделяемые на борьбу с бедностью, выбрасываются на ветер, то есть на сообщение, не соответствующее реальности. Это просто нечестно».
Несмотря на большие сложности, объединить избирателей, которые живут одиноко, пытается все большее количество организаций. Ведь число одиноких людей настолько велико, что их так и хочется привлечь на свою сторону! Представьте себе, какой политической силой будут обладать партия или движение, сумевшие привлечь их под свои знамена! Из такой логики исходила Пейдж Еарднер, основатель Фонда «Еолос и избирательное право женщин» (Women‘s Voices, Women Vote, сокр. WVWV). Это первая организация в США, которая стремится увеличить степень участия незамужних женщин в общественной жизни. Еарднер, замужняя мать с двумя детьми, проживает в Северной Виргинии и раньше работала идеологом в Демократической партии. Она основала WVWV в 2003 г., узнав, что во время выборов 2000 г. 20 млн одиноких женщин не явились на избирательные участки, а голоса избирателей почти одинаково разделились между двумя кандидатами. Гарднер поняла, что одинокие женщины были крупнейшей группой избирателей, не проголосовавшей на выборах. «Конечно, в обычной жизни каждая из этих женщин понимала, что ее голос имеет вес, — писала Гарднер. — Основав WVWV, я хотела показать им, что их голоса обладают и коллективной силой».
После старта очередных президентских выборов в 2008 г. Гарднер сделала все возможное, чтобы превратить одиноких женщин в активных избирателей, — задача сродни превращению умеренно интересующихся футболом мамочек и папочек в ярых фанатов NASCAR. Оказалось, одинокие женщины не из тех, чьи партийные пристрастия быстро меняются. Как раз наоборот: в компании Стенли Гринберга, проводящей опросы для демократической партии, одиноких женщин называют «самым крупным прогрессивным политическим блоком страны». Одинокие женщины уже длительное время поддерживают либеральных кандидатов, которые выступают за ограничение продажи оружия, улучшение образования, расширение доступа американцев к системе медицинского страхования и против запрещения абортов. В 2008 г. Гарднер хотела, чтобы одинокие женщины зарегистрировались в качестве избирателей, после чего пришли на выборы. Она знала, что задача эта очень непростая. Из опыта избирательной кампании 2004 г. Гарднер знала, что одинокие женщины по сравнению с замужними на 9 % реже регистрируются в качестве избирателей и на 13 % реже приходят голосовать в день выборов. Эти дамы с гораздо большей вероятностью, по сравнению с замужними женщинами, проголосуют за Джона Керри (демократ), чем за Джорджа Буша (республиканец). Гарднер считала, что даже незначительное увеличение количества проголосовавших незамужних женщин в состоянии изменить результат выборов.
Во время первичных, внутрипартийных, выборов кандидата на президентский пост в 2008 г. Хилари Клинтон имела большие шансы на то, чтобы демократическая партия одобрила ее кандидатуру. WVWV активизировала свою работу. Конечно, Клинтон не была одинокой, но пользовалась большой популярностью, и рассмотрение ее кандидатуры на пост президента, вызвало всплеск активности избирательниц. Однако демократы предпочли кандидатуру Барака Обамы. Политические обозреватели заговорили о том, что Клинтон не одобрили потому, что она женщина. WVWV пыталась поддержать дух своей аудитории: начала активно призывать женщин регистрироваться в качестве избирательниц, выпустила радиорекламу под названием «20 миллионов причин», записанную голосами знаменитостей, одиноких матерей и вдов, сделала более 1 млн рассылок. Гарднер неоднократно выступала в СМИ с призывом к кандидатам обратить внимание на нужды электората одиночек. К моменту голосования WVWV разослала 900 000 регистрационных бланков, позволяющих проголосовать по почте одиноким жительницам «нейтральных» штатов, где ни одна из партий не имела очевидного преимущества, — Огайо, Колорадо, Айовы, Невады и Монтаны. Гарднер предрекала появление на избирательных участках беспрецедентного количества одиноких женщин, после чего политики признают выход на сцену новой влиятельной группы электората.
Имела ли эта кампания какой-либо успех? Согласно расчетам самой WVWV, в 2008 г. количество одиноких женщин, зарегистрированных в качестве избирателей, увеличилось на 2 %, и число их голосов видимо, возросло на 1 % по сравнению с 2004 г. Однако если смотреть не в процентах, а в цифрах, то увеличение выглядит более внушительно — с 27,9 млн голосовавших одиноких женщин в 2004 г. до 30,5 млн в 2008 г. Увеличилась и поддержка этой частью электората кандидатов от демократической партии: с 62 % (за Керри) до 70 % (за Обаму). Для сравнения: замужние женщины проголосовали соответственно в количестве 50 % и 47 % за кандидата Джона Макксйна. После выборов WVWV выпустила отчет под названием «Незамужние женщины изменяют судьбу Америки», название которого отражает взгляд Гарднер на происходящие процессы. В отчете есть такие слова: «Незамужние женщины сыграли ключевую роль в истории и переменах в этой стране. Без поддержки незамужних женщин-избирательниц Барак Обама проиграл бы избирательную кампанию 2008 т.».
Однако далеко не все разделяют такие оптимистические взгляды. Ники Грист утверждает, что на самом деле WVWV свернула проект после окончания выборов: в организации были недовольны тем, что огромные усилия не привели к ощутимому увеличению числа голосовавших. Кроме того, было много недовольных отсутствием политического решения важных для одиноких женщин проблем. В первые годы правления новая администрация оставила без внимания проблему разделения вопроса медстраховки и семейного положения (чтобы женщина не теряла медицинскую страховку работодателя своего партнера/мужа в случае развода с ним или его смерти), а также внесение пункта о дискриминации по семейному положению в «Закон о справедливом решении жилищных вопросов» (Fair Housing Act). СМИ крайне редко упоминали о том, что поддержка незамужних женщин помогла демократам с небольшим перевесом голосов победить на выборах, и за исключением WVWV практически никакие организации не заявляли о своем вкладе в эту победу. Во время подготовки к промежуточным выборам 2010 г. Гарднер и ее соратники считали, что политический блок одиноких женщин так и не был сформирован. В одном из отчетов организация прогнозировала, что «участие по всей стране одиноких женщин в выборах 2010 г. снизится на 35,5 % по сравнению с 2008 г. Это 10,8 млн избирательниц». Однако, учитывая то, что незамужние женщины представляют наиболее быстро растущую группу избирателей, можно предположить, что этим электоратом заинтересуются республиканцы и более консервативные версии WVWV. Одиноких женщин слишком много, чтобы политики могли позволить себе их полностью игнорировать.
Пока организации наподобие WVWV борются с непосильной задачей объединения одиночек в политический блок, производителям потребительских товаров и услуг прекрасно удалось выделить покупателей-одиночек в новый рыночный сегмент целевой аудитории. У производителей есть реальный стимул: ведь на одиночек (пусть даже не все из них живут отдельно) приходится более 35 % рынка потребительских товаров, т. е. они совершают покупки на $1,6 трлн в год.
Исследование Packaged Facts «Одиночки в США: новая нуклеарная семья» (Singles in the U. S.: The New Nuclear Family) сравнивает образ жизни и потребительские предпочтения самых разных не состоящих в браке взрослых: представителей поколения X и Y, пенсионеров, бездетных одиночек, чернокожих, испаноязычных, азиатов и проживающих отдельно. В отчете по результатам исследования говорится о том, что белые одиночки представлены в СМИ и рекламе либо гламурными молодыми профессионалами, коротающими вечера в клубах и ресторанах, либо престарелыми, грустящими дома в полном одиночестве. Подобные стереотипы, предупреждает Packaged Facts, только отталкивают потребителей, которых пытаются привлечь рекламодатели. Отчет заканчивается словами: «Маркетологам следует понять, что одиночки рассматривают свое холостое положение как собственный выбор, а не как нежелательную или временную ситуацию». Packaged Facts предлагает несколько стратегических советов по таргетированию каждого конкретного сегмента рынка.
Подобное исследование, проведенное в 2008 г. Euromonitor International, представляет собой глобальный справочник по зарождающемуся рынку одиноких людей, где рассматриваются не только их общие вкусы и привычки, но и товары, которые предпочитает этот сегмент аудитории в конкретных ситуациях. Исследование называется «Жизнь в одиночку. Как дробление — появление домохозяйств из одного человека — влияют на покупательское поведение на рынке потребительских товаров» (Single Living: How Atomisation — The Rise of Singles and One-Person Households — Is Affecting Consumer Purchasing Habits). В нем, в частности, говорится о том, что увеличение числа домохозяйств из одного человека создало спрос не на дома, а на квартиры. Также востребованы компактные мебель, бытовые приборы (живущему в одиночестве и готовящему на одного не нужны огромный холодильник, посудомоечная машина или аппарат для варки кофе), автомобили, мотоциклы и целый ряд услуг. Например, объемы продаж на рынке приготовленной и замороженной еды увеличились с 2002 г. на 40 % и составляют более $73 млрд. В Швеции, опережающей все остальные страны по количеству живущих отдельно людей, компания GOOH! разработала «концепцию смены блюд домашнего питания». Ее суть состоит в том, чтобы предлагать «в супермаркетах свежие блюда ресторанного качества по цене фастфуда… которые можно разогреть в точке продажи или дома». В Японии сегмент рынка обезвоженных продуктов питания растет быстрее, чем остальные сегменты, потому что одинокие женщины хотят есть здоровую еду, такую как, например, овсяная каша без сахара. Во всех странах мира одиночки являются активными пользователями мобильной связи (но не домашнего ТВ), часто ходят в кафе, бары и рестораны. Но из этого не следует, что одиночки безвольно потакают своим прихотям, ведь именно они наиболее часто посещают спортивные залы.