Движущей силой профессионального развития человека являются кризисы, выходы из которых позволяют привести в соответствие возможности, потребности субъекта деятельности и требования конкретных условий трудовой деятельности. Вопреки обыденным представлениям психологи относятся к кризисам не просто с «пониманием», но и с «уважением». Известное высказывание Л. С. Выготского о том, что «если бы кризисов не было, их следовало бы выдумать специально, иначе никак нельзя объяснить развитие личности ребенка», относится не только к возрастной психологии, но и к психологи становления профессионала.
При этом кризисы имеют два основных возможных «исхода»:
1) кризис может способствовать личностному развитию;
• 2) кризис может привести к личностной деградации, когда человек не может справиться со своими внутренними противоречиями и эти противоречия буквально «разъедают» его изнутри (а если к этому добавляются и внешние неблагоприятные обстоятельства, то кризис вообще может закончиться печально).
Сам кризис — это жизненный «перекресток», своеобразный «шанс» для человека стать лучше, а для профессионала — перейти на следующий этап своего развития, ведь недаром говорится, что каждый последующий этап развития должен быть «выстрадан» (или «заслужен») человеком. Как сказал на одном из своих выступлений Ф. Е. Василюк, лучше психотерапии нас может вылечить только (личностный, жизненный) кризис. И наоборот, если человек каким-то непонятным образом («незаслуженно») оказывается на последующем этапе своего развития, то за это обычно приходится расплачиваться и ему самому, и окружающим его людям (родственникам, коллегам или клиентам).
|
Э. Ф. Зеер приводит основные факторы кризисов профессионального становления[1]:
• 1) сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;
• 2) социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);
• 3) возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»);
• 4) вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение, аттестациях);
• 5) полная поглощенность профессиональной деятельностью;
• 6) изменения в жизнедеятельности (смена места жительства, перерыв в работе, «служебный роман»).
Выделяют ряд последовательно возникающих профессиональных кризисов.
• 1. Кризис учебно-профессиональной ориентации (от 14—16 до 16—17 лет).
• 2. Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении). Причины: неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, перестройка ведущей деятельности с учебно-профессиональной на собственно профессиональную уже во время учебы в профессиональном учебном заведении, изменение социально-экономических условий жизни.
• 3. Кризис профессиональных экспектаций, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы; иначе говоря, эго кризис профессиональной адаптации). Причины: трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами, освоение новой ведущей деятельности — профессиональной; несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности).
|
• 4. Кризис профессионального роста (23—25 лет). Причины: неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой, потребность в дальнейшем повышении квалификации, создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей.
• 5. Кризис профессиональной карьеры (30—33 года). Причины: стабилизация профессиональной ситуации (для молодого человека это признание того, что развитие чуть ли не прекратилось), неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом, ревизия «Я-концепции», связанная с переосмыслением себя и своего места в мире, новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников «вдруг» обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов).
• 6. Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38— 42 года). Причины: неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, коррекция «Я-концепции», также связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы, недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом, психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья, профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы.
• 7. Кризис угасания профессиональной деятельности (55—60 лет, т.е. последние годы перед пенсией). Причины: ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли, сужение социально-профессионального поля
|
• (работнику меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями), психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.
• 8. Кризис социально-психологической адекватности (65—70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию).
сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности. Для будущего психолога проблема заключается в том, чтобы умело использовать энергию своего кризиса (кризиса учебно-профессионального развития) и направить ее в конструктивное русло. Возможно, формирование у себя такого умения является для студента-психолога даже более важным результатом обучения на психологическом факультете, чем все знания и остальные умения, вместе взятые.
Еще более интересным вариантом рассмотрения кризиса профессионального развития является не просто «использование» энергии кризиса, по и постоянный поиск для себя сложных проблем, которые надо как-то решать, т.е. своеобразное построение, проектирование, планирование кризисов или, если сказать но-другому, «построение» для себя «шансов» профессионального развития, а не просто «ожидание» этих «шансов »*.
Сами кризисы профессионального становления можно рассматривать и как постоянные «разочарования» («кризисы разочарования») в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится настоящий профессионал и т.п. По сути, это тот самый «шанс» для личностного развития будущего специалиста, который и надо использовать по-настоящему. Нередко молодые специалисты отчаянно сопротивляются перспективе изменить уже устоявшийся взгляд на окружающий мир, на свою профессию и, главное — на самого себя, на свое место в этом мире и в этой профессии. Лучшим средством защиты от такой перспективы является разочарование не в самом себе, а в окружающем мире, включая и разочарование в своей профессии, и в своем учебном заведении (в своей «альма-матер»).
H. С. Пряжников определяет такие кризисы разочарования.
I. Разочарование в своих некогда любимых преподавателях (на каком-то этапе студент вдруг «выясняет» для себя, что преподаватель — это тоже обычный человек, с обычным набором слабостей и недостатков). Хотя на первых курсах обучения многие студенты видят (очень хотят видеть) образец совершенства и пример для подражания.
• 2. Разочарование в изучаемом предмете (в отдельных психологических дисциплинах или во всей психологии сразу). Вдруг студент «понимает» для себя, что психология, с которой он познакомился по популярным книгам или телепередачам, па самом деле оказывается не такой «увлекательно- развлекательной » и вообще «скучной».
• 3. Разочарование в своем учебном заведении, когда студент вдруг «узнает», что в других заведениях и преподаватели лучше («солиднее» и «интереснее»), и библиотеки лучше, и соцкультбыт организован интереснее, и спортивные соревнования, и стажировки за границей, и КВНы, и девочки-мальчики симпатичнее и т.и. По-своему студент может оказаться прав, но, как известно, «хорошо там, где нас нет». Л творческая позиция студента могла бы проявиться в том, что какие-то проблемы, например, связанные с организацией досуга и «развлечений», можно решить и своими, студенческими силами.
• 4. Разочарование в перспективах своей дальнейшей работы. Студент вдруг «понял», что, скорее всего, он не сможет «хорошо» и «выгодно» устроиться по специальности или что ему долго придется довольствоваться очень маленьким заработком, ведь, как известно, психологи много не зарабатывают, особенно в условиях рыночной экономики.
Типы переживания кризиса профессиональной идентичности у студентов (А. А. Озерина[2]):
• • конструктивный — наличие образа профессионала и принятие профессии;
• • избегающий — наличие образа профессионала и отверждение профессии;
• • поисковый — отсутствие образа профессионала и принятие профессии;
• • поверхностный — отсутствие образа профессионала и отверждение профессии.
Наиболее продуктивным типом переживания, конечно же, оказывается конструктивный тип переживания. От активности самого студента — будущего психолога, от его готовности «встретиться с самим собой» будет зависеть, станет ли профессиональный кризис стартовой площадкой или жизненным «болотом».
27. Основные причины профессионального кризиса личности на стадии профессиональной подготовки, проявления и стратегии выхода из кризиса.
В период обучения в профессиональном учебном заведении возможно возникновение кризиса профессионального обучения. Он связан с неудовлетворенностью профессиональным образованием и получаемой профессиональной подготовкой.
Преодолению кризиса способствует ориентировка в профессии и правильный выбор специализации. У многих разочарование в профессии проходит на старших курсах, когда увеличивается число практически ориентированных предметов. Освоение учебного плана становится более содержательным и глубоким, если предметы изучаются сквозь призму проблемы, которой интересуется студент в рамках своей научной исследовательской деятельности или с ориентацией на будущее место работы (если он уже определился). Выходу из кризиса могут способствовать удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома и т. п.