Профессиональные навыки это профессиональные действия, которые позволяют психологу легко и уверенно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.
Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам. В области психологии специалист должен:
1) понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
2) владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
3) понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
4) знать историю развития и современные проблемы психологической науки;
5) знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
6) понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;
7) знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;
8) знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
9) знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
10) знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;
11) иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
12) знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;
13) знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;
14) знать основные закономерности психологии образования;
15) знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;
16) иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;
17) знать основные сферы и виды деятельности психолога;
18) знать основы психодиагностики и психологического консультирования;
19) знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;
20) владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.
Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации относятся: 1) общая психология, 2) психология личности, 3) социальная психология, 4) политическая психология, 5) психология менеджмента, 6) психология труда и организационная психология, 7) клиническая психология, 8) психофизиология, 9) специальная психология, 10) психология развития и возрастная психология, И) педагогическая психология, 12) психологическое консультирование, 13) психология социальной работы, 14) юридическая психология, 15) спортивная психология.
Данные требования как минимум необходимы для профессиональной деятельности психолога. Выпускник высшего учебного заведения по специальности "психология" должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.
Однако, некоторые авторы полагают, что окончательным критерием в оценке компетентности профессионалов выступает клиент. Они считают, что личную компетентность можно оценить посредством заданий в ролевых играх либо записей сеансов терапии, которые, например, могут оценить супервизоры. Они указывают на то, что компетентность может быть определена путем оценки действий при терапевтической работе. Оценка компетентности должна определяться мерой пользы, приносимой профессионалом потребителю.
|
|
Джеральд Кучер анализирует понятие компетентности и высказывает сомнения в том, что современные методы удостоверения квалификации психологов способны разграничить минимальный и высший уровни компетентности. Он отмечает, что компетентность может варьировать в зависимости от предлагаемой профессиональной услуги, и тогда не лишена оснований мысль, что, возможно, было бы лучше рассматривать компетентность как состояние, а не как характерную черту.