Принципы этического кодекса психолога-консультанта




ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

1. Психолог обязан не допустить разглашения информации, полученной им о клиенте в процессе проведения консультирования, тренингов и других работ с клиентом.
Психолог имеет право нарушить принцип конфиденциальности без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом,а также если это направлено на:
-обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам;
-проведение необходимых профессиональных консультаций;

2. Если психолог заранее знает,что ему после проведения работы предстоит раскрывать информацию о клиенте, то необходимо предупредить об этом клиента,четко осведомив об объеме и характере раскрываемой информации.

3. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами, она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента.

4. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми.

5. При необходимости присутствия во время диагностики,консультации,тренингах или других психологических мероприятиях третьих лиц (супервизоры, начальство, проверяющие и контролирующие инстанции, телевидение и другое),не имеющих непосредственное отношение к мероприятию,психолог должен проинформировать об этом клиента (тов) и получить от него (них) согласие на присутствие.
«Информация о клиенте, которая к психологу попала-у него и пропала»

ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. Для предоставления качественной и высококвалифицированной психологической помощи психологу необходимо постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, знакомиться с последними достижениями в области психологии.
Психолог может начать осуществлять профессиональную деятельность в новых областях или использовать новые методики только после их изучения, прохождения обучения, супервизорства и(или) консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.

2. В своей работе психолог обязан применять только надежные и проверенные методы изучения психических свойств, качеств и состояний личности.

3. Психолог обязан четко определять границы собственной компетентности и учитывать их при работе с клиентами.

Границы компетентности определяются образованием, формами повышения квалификации, соответствующим профессиональным опытом, а также личностными качествами и характеристиками психолога.

Психолог должен отдавать себе отчет в том, что его личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности, поэтому не работает в тех областях, в которых личные проблемы могут отразиться на клиентах и нанести им какой-либо вред.

Психолог обязан делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и(или) наличия своих собственных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении квалифицированной и эффективной профессиональной деятельности.

Если при обращении клиента психолог понял, что проблема обращения перекликается с его собственной и вызывает эмоциональный отклик, то психолог обязан отказать клиенту и направить его к другому специалисту.

4. Психолог самостоятельно выбирает процедуру и методы обследования. При необходимости психолог консультируется с экспертом в соответствующей области.

Если психолог понял, что применяемые им методики противопоказаны клиенту или не смогут ему помочь, то психолог обязан информировать об этом клиента и порекомендовать ему другого специалиста или подходящие методики.

ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и живет.

Для повышения благополучия жизни людей и общества психологу необходимо заниматься популяризацией психологических знаний всеми легальными и доступными для него способами.

При этом психолог должен осознавать свою профессиональную ответственность за свои высказывания на психологические темы. Во время публичных выступлений психолог не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности

2. Проводя свою профессиональную деятельность, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует полученную информацию и свои профессиональные знания им во вред.

3. Психолог не бросает клиента.
Психолог прекращает свое вмешательство, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.
Перед прекращением работы с клиентом психолог выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.
4. Психолог старается не допускать возникновения неформальных отношений с клиентами
В ситуациях, когда психолог не может избежать внепрофессиональных отношений с клиентами, он должен быть особенно осторожен и внимателен и учитывать силу своего влияния.
Психолог должен стремиться избегать внепрофессиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред.
Если же в силу обстоятельств психолог не может предотвратить вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов клиента, и в полном соответствии с этическим кодексом.
5. Психолог не вступает в сексуальные отношения с клиентами, стажерами или супервизируемыми.
Психолог не берет к себе в качестве клиентов тех, с кем находился или находится в сексуальных отношениях.
4. ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА

1. Целью своих профессиональных действий психолог ставит достижение клиентом благополучия. Поэтому при проведении различных психологических мероприятий вся работа и применяемые методики основываются на интересах клиента, на задаче достижения клиентом благополучия.

2. Психолог должен оберегать клиента от психологических травм, уважать личность человека, с которым работает.
Психолог уважает права других людей на собственную уникальность, их установки, моральные нормы и другие отличительные особенности личностей, несовпадающие или идущие в разрез с его собственными взглядами на жизнь.
Главный профессиональный принцип психолога - «не навреди», «не причиняй «добро».

3. Дискриминации по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям категорически запрещаются.
Если у психолога имеются внутренние разногласия с клиентом или негативные убеждения по вышеобозначенным критериям, то психолог обязан в вежливой и корректной форме отказать клиенту и порекомендовать ему другого специалиста.
«Не думай о клиенте свысока»
5. ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАНИЯ КЛИЕНТА О ЦЕЛЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1.Если в результате различных психологических мероприятий необходимо провести диагностическое обследование клиента, то психолог должен рассказать ему об этом, кратко описав цели и задачи такого обследования. При этом необходимо учитывать принцип добровольности и право клиента отказаться как от предложенного обследования, так и от работы с данным психологом и обратиться к другому специалисту.
Во избежание непонимания и возможных недоразумений, психолог должен ответить на все вопросы о предстоящем обследовании.

2. Психолог должен информировать участников психологической работы о важных аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

3. Для получения согласия клиента на психологическое обследование психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык. Психолог формулирует и излагает результаты обследования в терминах, понятных клиенту.
Для этого психолог должен уметь внимательно слушать, находить понятный клиенту словарь и делать психологическую подстройку к клиенту.

4. В своей профессиональной деятельности психолог предоставляет клиенту рекомендации по достижению им целей, но не в коем случае не дает «советы», поскольку это тормозит развитие клиента и происходит перекладывание ответственности с клиента на психолога.
Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

5. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента, помогать открывать ему новые горизонты развития.

6.На всех этапах психологических мероприятий психолог должен делать акцент на позитивный исход, формировать позитивные эмоции у клиента.
6. ПРИНЦИП ОСОЗНАННОГО СОГЛАСИЯ

1. Психолог перед началом консультирования или других психологических мероприятий должен получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников языком.
2.Содержание осознанного согласия в общем виде отражает, что клиент:
• способен дать согласие;
• получил значимую информацию относительно всех процедур;
• дал свое согласие на основе свободного волеизъявления и без нажима
со стороны;
• Данное согласие правильно оформлено
3. В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанное согласие, психологи-консультанты получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.

4.В случае документально подтвержденной недееспособности клиента психолог обязан:
• проинформировать его о проводимых вмешательствах, сообразуясь с его психическим состоянием и особенностями;
• постараться получить его одобрение и учитывать личностные пристрастия и интересы.
5. В тех случаях, когда психолог консультирует сразу несколько людей, между которыми существуют близкие и/или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), он в самом начале должен прояснить:
• кто из них является клиентом
• какие отношения будут у психолога-консультанта с каждым из участников консультации.
Как только психолог сталкивается с выполнением потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеля одной из этих сторон на бракоразводном процессе), он должен сделать выбор в направлении одной из них.
7. ПРИНЦИП ДЕНЕЖНОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
1. Психолог производит психологические мероприятия только за денежное вознаграждение.
Все вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства.
2.Психолог воздерживается от получения подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений.
Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.
8. ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ

1. Психолог не замыкается в своей деятельности, а сотрудничает с другими психологами, основываясь на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц. Если психолог имеет претензии к стилю или методам работы коллеги, то он может выступать с обоснованной критикой в кругу специалистов. В тех случаях, когда психолог узнает об этических нарушениях другого психолога, он обращает на это его внимание, если это может способствовать приемлемому разрешению ситуации и при этом не будут нарушено право на конфиденциальность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: