Основы профессиографии
Профессиограмма – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии и ее специальностей. Профессиография (описание профессии) как метод предоставляет возможности для выявления и описания требований не только профессии и специальности, но и группы рабочих мест и даже отдельного рабочего места. Целесообразность и рамки использования такого трудоемкого метода определяются с учетом затрат и важности ожидаемых результатов. Существуют и другие подходы к установлению требований рабочего места, в частности те, которые применяются в процессе анализа содержания труда, аттестации и рационализации рабочих мест.
Основные этапы разработки профессиограммы:
1) изучение и описание профессионального труда методами научных дисциплин: физиологии труда, гигиены труда, психологии (инженерной, социальной, педагогической), социологии, экономики, юриспруденции;
2) анализ, систематизация, синтез информации;
3) разработка дисциплинарно-частных профессиограмм: физиологической, санитарно-гигиенической, психологической, социологической, экономической, правовой;
4) обобщение частных профессиограмм;
5) разработка универсально-комплексной профессиограммы;
6) разработка специальных профессиограмм для целей:
• профориентации и консультации;
• оптимизации санитарно-гигиенических условий труда и режимов труда и отдыха;
• повышения безопасности труда, надежности персонала;
• стабилизации кадров;
• решения социально-психологических вопросов коллектива;
• повышения качества труда.
Психограмма – важнейшая часть профессиограммы – это характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, обучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.
|
Для составления психограммы используются такие источники информации, как документы (инструкции, положения, хронометражные таблицы, описания), устные и письменные опросы работников, личные наблюдения, лабораторные и естественные эксперименты, данные «пилотажных» (пробных, целевых) исследований, эргономические исследования на рабочих местах (кино– и видеоциклография, электроокулография, телеметрия физиологических параметров, электроэнцефалография, телехронорефлексометрия) и др
6. Методические приемы, используемые для описания профессии в целях профессиографии. Основные этапы профссиографии и содержание ключевых параметров деятельности психолога-консультанта
Описание профессиональной деятельности является первым и важнейшим этапом любого исследованияв психологии труда, оно основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения получил название профессиографии. Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы. Конкретная профессиограмма разрабатывается по определенной схеме и для решения определенных задач. В процессе разработки профессиограммы на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества (ПВК) для данной профессии.
|
Профессиография -- это технология изучения требований, предъявляемых профессией к качествам личности работника (кандидата на должность), психологическим способностям, физическим возможностям и др. Она помогает в разработке информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций, как обеспечить взаимосоответствие человека и профессии. Например, информационная профессиография может быть нацелена на обеспечение профориентационной работы.
Очень важным аспектом деятельности психолога в области психологии труда является изучение конкретной профессиональной деятельности. Большинство исследований в психологии труда начинается с этого шага. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы - описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма - характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.
К основным методам профессиографии относятся [5]:
1. Метод изучения производственной документации – используется для сбора объективной информации о процессе труда. Как правило, используется на начальных этапах исследования.
|
2. Метод опроса – наиболее известный прием изучения особенностей какой-либо профессии для сбора профессиографического материала. Примерами практически используемых методик в этом случае могут служить ставший уже классическим «Опросник Липмана» [4] или «Модифицированная карта личности» [5].
3. Метод наблюдения – осуществляется для первичного сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации различных фактов и сторон деятельности. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным.
4. Самонаблюдение и самоотчет – активный процесс отображения человеком хода его собственной профессиональной деятельности. Может использоваться в двух формах – самоотчет специалиста и самонаблюдения психолога, который объединяет в одном лице исследователя и специалиста конкретной профессии. На основании внутренней фиксации элементов непосредственной деятельности подается самоотчет про каждый из этих элементов и их последовательность.
5. Экспериментальный метод – обычно используется для изучения тех аспектов деятельности, которые невозможно установить лишь на основе аналитического наблюдения естественного протекания производственного процесса. Эксперимент может быть натурным (в естественных условиях) или лабораторным (при проведении его в лабораторных условиях). Чаще всего используется на этапах проверки рабочих гипотез или ранее составленных психограмм.
6. Метод анализа критических ситуаций – основывается на сборе информации о поведении человека в сложных условиях и критических ситуациях. Как правило, используется для выявления факторов труда, влияющих на его качество и ошибки в процессе.
7. Алгоритмический метод – представляет собой четко определенную последовательность трудовых действий, которая неминуемо приводит к решению задач определенного класса. Дает возможность последовательно проследить характер операций, выполняемых специалистом, и установить звенья процесса, в которых наиболее чаще случаются аварии и ошибки.
Основные этапы разработки профессиограммы:
1) изучение и описание профессионального труда методами научных дисциплин: физиологии труда, гигиены труда, психологии (инженерной, социальной, педагогической), социологии, экономики, юриспруденции;
2) анализ, систематизация, синтез информации;
3) разработка дисциплинарно-частных профессиограмм: физиологической, санитарно-гигиенической, психологической, социологической, экономической, правовой;
4) обобщение частных профессиограмм;
5) разработка универсально-комплексной профессиограммы;
6) разработка специальных профессиограмм для целей:
• профориентации и консультации;
• оптимизации санитарно-гигиенических условий труда и режимов труда и отдыха;
• повышения безопасности труда, надежности персонала;
• стабилизации кадров;
• решения социально-психологических вопросов коллектива;
• повышения качества труда.
Психограмма – важнейшая часть профессиограммы – это характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, обучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.