Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности.
Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются следующие:
· интересность, увлекательность процедуры методики для клиентов;
· личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Замет что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значр для клиентов, то для повышения к ним интереса следует пров ти другую методику (например, укрепить эмоционально-довер тельный контакт с клиентом или рассмотреть другие, более стые и понятные проблема, все это может стать основой для ращения к первоначальной, более сложной проблеме);
· добровольность участия клиентов в процедуре данной метод ки (как известно, «насильно играть не заставишь», и тем насильно не активизируешь, так как есть риск вызвать у клиен прямо противоположные реакции);
· двухплановость действия (как и в игре), предполагаюша одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, говоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных Д^ ствий. Например, профконсультант и клиент в воображении "" гут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные сУ ции самоопределения, позволять себе работать с абстрактнь образами тех или иных «пространств» самоопределения и т. п. Вн«! не это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, торые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем бс ше выражен такой воображаемый план действия, тем больше * можностей для подлинной активизации, тогда как план ]
· действий ограничен конкретными (реальными) условиями и действиям. Заметим, что профконсультация во многом предполагает работу с воображаемыми объектами — своеобразный «мысленный эксперимент» (например, планирование и рассмотрение будущей жизни клиента, о которой можно лишь только догадываться). Однако не все клиенты и не все консультанты готовы к такой (внутренней) активности, основанной на развитом воображении. И тогда возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников консультационного взаимодействия. Например, в обычных ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к «мысленному экспериментированию»), профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными «прихлопам» и «притопами»), и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, потихоньку переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана;
|
· организация совместного с клиентом рассмотрения профори-ентационных проблем, что в свою очередь, предполагает:
ü выделение общей цели работы (если представления консультанта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);
ü использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов);
ü обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий клиента, т. е. профконсультант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;
|
ü в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес...
Таким образом, активизирующая методика — это не просто «интересная» для клиента методика, но прежде всего методика, вооружающая клиента средством для самостоятельных действий. Если сравнивать активизирующую методику с игровыми методами, то активизирующая методика — это более широкое понятие Например, традиционная игра предполагает внешне проявленные положительные эмоции, достаточно выраженные внешние действия (прикасания, перемещения и т.п.), а активизирующая методика может проходить внешне вполне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно «скучная процедура».
Как уже отмечалось в предыдущих разделах пособия, активизация направлена на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагает не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.
Почти любая методика и форма работы обладает определены! активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно «неактивная» форма работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа (если лекция проводится с умелым сочетанием вербальных невербальных средств, по умело выстроенной и понятной логике изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию).!
|
Другой пример — беседа. При умелой организации, а так при внутренней готовности участников (уже созданной мотивации и т. п.) беседа позволяет моделировать в воображении так проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добит максимального уровня условности, вымышленного воображаемого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни клиента и выход на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. К сожалению, к такой работе готовы далеко не все клиенты и консультанты, часто ориентируясь лишь на «конкретную помог в конкретной (однозначной) ситуации.
И все-таки существуют методы, у которых активизирую! потенциал по сравнению с другими методиками представлен! более доступном и понятном для многих психологов и их клиентов виде. Такие методы и называются собственно активизирующими. Подробно активизирующие игры рассмотрены в других пособиях. Здесь же мы даем краткий обзор некоторых групп активизирующим методов профессионального и личностного самоопределения:
Профориентационные игры с классом — рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рам урока; предполагают работу с целым классом; проводятся од* ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более «скромный» эффект, чем более длительные «терапевтические группы и консультации.
Игровые Профориентационные упражнения (по процедуре бл ки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на рабе11 подгруппой).
Карточные профконсулътационные методики. Выделяются ^ основные группы карточных методик: 1) информационно-поисковые системы — ИПС («профессьянсы», внешне напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профес-сцй); 2) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые «трудности», часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. При практическом внедрении карточных консультационных технологий мы столкнулись с целым рядом трудностей: трудность изготовления карточек; трудность обучения (обучение непростое и рассчитано на небольшую группу будущих консультантов в 3 — 6 человек, что в условиях «рынка» оказалось «нерентабельно»); карточные методики обычно занимают много времени, от 40 минут до 2,5 —3 часов (хотя в психотерапии и личностном консультировании времени на рассмотрение важных жизненных проблем не жалеют, но в профориентации еще сильны стереотипы быстрой и легкой помощи).
Настольные карточные игры (они были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм). Поначалу эти методики задумывались как «домашнее средство», хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультан-том (например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере...).
Бланковые карточные методики. Идея — самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.
Активизирующие Профориентационные опросники. Это скорее «игра в тесты», так как главная цель — заставить задуматься о тех вопросах, которые при их обсуждении в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся «скучными», в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (часть таких методик даже снабжены приблизительными нормами, что является редкостью Для традиционных профориентационных опросников).
Бланковые игры с классом. Основная идея таких методик — играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий — на своем бланке). Данные Методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких «престижных» на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т. п.
Ценностно-смысловые опросники (главный акцент — на нрав-Ценные аспекты профессионального и личностного самоопределения). Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, ксторые на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодежи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, в открытую обсуждать просто рискованно сам факт открытого разговора о том, что для многих «свято», может быть воспринят как «морализаторство».