Технология коучинга в решении проблем профессионального развития личности.




Коучинг— это технология, способствующая развитию личностного потенциала, самосознания и чувства ответственности у человека, занятого профессиональной деятельностью. Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения эффективности его труда. Коуч помогает обучаемому в том, чтобы он понял, в чем он неэффек­тивен, и затем самостоятельно сумел найти наиболее оптимальное решение для поставленной задачи.

Эффективность = потенциал — помеха.

Основные задачи коучинга:

 

Максимизация внутреннего потенциала (максимально эффективное использование собственных сильных сторон, определение приоритетных целей и выбор способов их достижения с наименьшими усилиями)

Устранение препятствий (внутренних — страхи, пред­положения, стереотипы и т. д., внешних — небла­гоприятная среда, угрозы внешнего окружения)

Можно выделить пять основных видов коучинга:

1) управленческий коучинг — стиль управления в органи­зации, когда ее руководитель по отношению к подчи­ненным выступает в роли коуча с целью повышения эффективности работы сотрудников;

2) индивидуальный коучинг — метод индивидуальной ра­боты с менеджерами высшего звена, осуществляемой приглашенным со стороны специалистом-коучем, который и стимулирует развитие топ-менеджеров;

3) групповой коучинг, направленный на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей (в этом случае коуч помогает интегрировать наиболее эффективные принципы взаимодействия исполнителей);

4) коучинг для отдельно взятого проекта, например фор­мирование группы исполнителей (когда формируется, к примеру, группа ученых, занимающихся исследова­тельским проектом, подающая заявку на грант);

5) системный коучинг подобен групповому, но прово­дится с сотрудниками, между которыми существуют прочные системные связи, с целью упорядочить вза­имодействие, вовремя прояснить острые моменты, учесть интересы организации и выработать свою специфику на своем участке работы.

 

Общая схема активизации профессионального самоопределения (познавательно-интеллектуальная активизация, стимулирование практико-поведенческой активности, морально-волевая активность).

Можно условно выделить следующие формы (виды) активизации: 1) мотивационно-эмоциональную; 2) познавательно-интеллектуальную; 3) практико-поведенческую активность.

Практически эмоционально-мотивационная активизация может осуществляться через привлечение внимания клиентов и учеников с помощью активизирующих вопросов, с помощью обозначения неожиданных проблемных ситуаций, связанных с выбором профессии, и т. п.

Познавательно-интеллектуальная активизация может проводиться с опорой на традиционную схему организации проблемного обучения. Эта схема предполагает:

1) включение клиентов в совместную деятельность по решению внешне простых и понятных задач (обсуждение и анализ профконсультационных ситуаций), когда на первых этапах эти задачи даже решаются, а клиенты получают соответствующее поощрение в виде похвалы или комплиментов психолога;

2) далее клиентам предлагаются более сложные задачи, но внешне кажущиеся вполне доступными для решения; при этом важно так организовать познавательную активность, чтобы имеющиеся у клиента способы не позволяли ему легко найти правильное решение, а самое главное - вызвать у клиента "удивление" по поводу своей неспособности разобраться в предлагаемой задаче-ситуации и на этой основе сформировать у него потребность в подсказке со стороны профконсультанта;

3) далее формируется способность к решению задач данного типа (на примере анализа разных типов профконсультационных ситуаций, близких и понятных для клиентов данной группы); в ходе такой работы психолог не просто дает клиенту готовый ответ, а использует систему небольших подсказок, оставляющих для самоопределяющегося клиента возможность прийти к пониманию ситуации самостоятельно;

4) наконец, можно выделить и идеальный результат формирования познавательно-интеллектуальной активности - формирование своего, индивидуального способа анализа профконсультационных ситуаций. Обращаем внимание, что формирование познавательной активности самоопределяющегося клиента по представленной схеме в качестве центрального момента предполагает специально спровоцированное "удивление" клиента и его потребность обратиться за помощью к профконсультанту, то есть в основе познавательной активности опять же лежит интерес ("удивление"...).

Практико-поведенческая активность формируется с помощью примерно следующих приемов работы. Профкон-сультант не может постоянно отслеживать и корректировать все действия клиента, направленные на решение его профориентационных проблем, но он должен дать толчок его самостоятельным действиям (например, давать на профконсультациях "домашние задания" клиенту и в последующих встречах контролировать их выполнение). Профконсультант должен использовать любую возможность для включения клиента в совместную деятельность по анализу и решению возникающих в ходе консультации проблем и обязательно положительно подкреплять любые успешные высказывания и действия клиента. Все это должно способствовать формированию у клиента чувства уверенности в своих силах и в возможности решать свои проблемы самостоятельно (заметим, что и в этом случае психолог опирается на эмоционально-мотивационную и даже на познавательную составляющую самоопределения, то есть фактически все они формируются параллельно). В ходе формирования практико-поведенческой активности Профконсультант должен стремиться к тому, чтобы постепенно передавать инициативу успешно действующему клиенту, а в итоге - вообще показать клиенту, что он способен обходиться при решении своих проблем без посторонней помощи.

Формирование морально-волевой активности клиента предполагает примерно следующие действия профкон-сультанта. Постоянно показывать клиенту свою готовность подстраховать его в сложной ситуации (клиент, особенно на первых этапах совместной работы, должен чувствовать "надежный тыл"). Профконсультант может рассказать об успешных примерах самоопределения его бывших клиентов в других ситуациях, близких к ситуации клиента (если таких примеров нет, то можно немного и пофантазировать по этому поводу, но так, чтобы клиент поверил в реальность таких успешных примеров). Совместно обсуждать примеры ситуаций, близких к обсуждаемой ситуации клиента. По возможности, проиграть некоторые ответственные действия по достижению намеченных целей (в беседе с работодателем, с членами приемных комиссий, с возражающими против данных выборов подростка родителями и другими близкими людьми и т. п.). Нередко уверенность действий клиента повышается, когда такие обсуждения и игровые ситуации организуются в небольшой микрогруппе (из 4-6 человек). Как видно, и здесь морально-волевая активность формируется параллельно с эмоциональной, познавательной и поведенческой активностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: