Коучинг— это технология, способствующая развитию личностного потенциала, самосознания и чувства ответственности у человека, занятого профессиональной деятельностью. Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения эффективности его труда. Коуч помогает обучаемому в том, чтобы он понял, в чем он неэффективен, и затем самостоятельно сумел найти наиболее оптимальное решение для поставленной задачи.
Эффективность = потенциал — помеха.
Основные задачи коучинга:
Максимизация внутреннего потенциала (максимально эффективное использование собственных сильных сторон, определение приоритетных целей и выбор способов их достижения с наименьшими усилиями)
Устранение препятствий (внутренних — страхи, предположения, стереотипы и т. д., внешних — неблагоприятная среда, угрозы внешнего окружения)
Можно выделить пять основных видов коучинга:
1) управленческий коучинг — стиль управления в организации, когда ее руководитель по отношению к подчиненным выступает в роли коуча с целью повышения эффективности работы сотрудников;
2) индивидуальный коучинг — метод индивидуальной работы с менеджерами высшего звена, осуществляемой приглашенным со стороны специалистом-коучем, который и стимулирует развитие топ-менеджеров;
3) групповой коучинг, направленный на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей (в этом случае коуч помогает интегрировать наиболее эффективные принципы взаимодействия исполнителей);
4) коучинг для отдельно взятого проекта, например формирование группы исполнителей (когда формируется, к примеру, группа ученых, занимающихся исследовательским проектом, подающая заявку на грант);
|
5) системный коучинг подобен групповому, но проводится с сотрудниками, между которыми существуют прочные системные связи, с целью упорядочить взаимодействие, вовремя прояснить острые моменты, учесть интересы организации и выработать свою специфику на своем участке работы.
Общая схема активизации профессионального самоопределения (познавательно-интеллектуальная активизация, стимулирование практико-поведенческой активности, морально-волевая активность).
Можно условно выделить следующие формы (виды) активизации: 1) мотивационно-эмоциональную; 2) познавательно-интеллектуальную; 3) практико-поведенческую активность.
Практически эмоционально-мотивационная активизация может осуществляться через привлечение внимания клиентов и учеников с помощью активизирующих вопросов, с помощью обозначения неожиданных проблемных ситуаций, связанных с выбором профессии, и т. п.
Познавательно-интеллектуальная активизация может проводиться с опорой на традиционную схему организации проблемного обучения. Эта схема предполагает:
1) включение клиентов в совместную деятельность по решению внешне простых и понятных задач (обсуждение и анализ профконсультационных ситуаций), когда на первых этапах эти задачи даже решаются, а клиенты получают соответствующее поощрение в виде похвалы или комплиментов психолога;
2) далее клиентам предлагаются более сложные задачи, но внешне кажущиеся вполне доступными для решения; при этом важно так организовать познавательную активность, чтобы имеющиеся у клиента способы не позволяли ему легко найти правильное решение, а самое главное - вызвать у клиента "удивление" по поводу своей неспособности разобраться в предлагаемой задаче-ситуации и на этой основе сформировать у него потребность в подсказке со стороны профконсультанта;
|
3) далее формируется способность к решению задач данного типа (на примере анализа разных типов профконсультационных ситуаций, близких и понятных для клиентов данной группы); в ходе такой работы психолог не просто дает клиенту готовый ответ, а использует систему небольших подсказок, оставляющих для самоопределяющегося клиента возможность прийти к пониманию ситуации самостоятельно;
4) наконец, можно выделить и идеальный результат формирования познавательно-интеллектуальной активности - формирование своего, индивидуального способа анализа профконсультационных ситуаций. Обращаем внимание, что формирование познавательной активности самоопределяющегося клиента по представленной схеме в качестве центрального момента предполагает специально спровоцированное "удивление" клиента и его потребность обратиться за помощью к профконсультанту, то есть в основе познавательной активности опять же лежит интерес ("удивление"...).
Практико-поведенческая активность формируется с помощью примерно следующих приемов работы. Профкон-сультант не может постоянно отслеживать и корректировать все действия клиента, направленные на решение его профориентационных проблем, но он должен дать толчок его самостоятельным действиям (например, давать на профконсультациях "домашние задания" клиенту и в последующих встречах контролировать их выполнение). Профконсультант должен использовать любую возможность для включения клиента в совместную деятельность по анализу и решению возникающих в ходе консультации проблем и обязательно положительно подкреплять любые успешные высказывания и действия клиента. Все это должно способствовать формированию у клиента чувства уверенности в своих силах и в возможности решать свои проблемы самостоятельно (заметим, что и в этом случае психолог опирается на эмоционально-мотивационную и даже на познавательную составляющую самоопределения, то есть фактически все они формируются параллельно). В ходе формирования практико-поведенческой активности Профконсультант должен стремиться к тому, чтобы постепенно передавать инициативу успешно действующему клиенту, а в итоге - вообще показать клиенту, что он способен обходиться при решении своих проблем без посторонней помощи.
|
Формирование морально-волевой активности клиента предполагает примерно следующие действия профкон-сультанта. Постоянно показывать клиенту свою готовность подстраховать его в сложной ситуации (клиент, особенно на первых этапах совместной работы, должен чувствовать "надежный тыл"). Профконсультант может рассказать об успешных примерах самоопределения его бывших клиентов в других ситуациях, близких к ситуации клиента (если таких примеров нет, то можно немного и пофантазировать по этому поводу, но так, чтобы клиент поверил в реальность таких успешных примеров). Совместно обсуждать примеры ситуаций, близких к обсуждаемой ситуации клиента. По возможности, проиграть некоторые ответственные действия по достижению намеченных целей (в беседе с работодателем, с членами приемных комиссий, с возражающими против данных выборов подростка родителями и другими близкими людьми и т. п.). Нередко уверенность действий клиента повышается, когда такие обсуждения и игровые ситуации организуются в небольшой микрогруппе (из 4-6 человек). Как видно, и здесь морально-волевая активность формируется параллельно с эмоциональной, познавательной и поведенческой активностью.