Психодиагностические метод имеет три основных подхода, которые практически охватывают все множество диагностических методов (тестов).
Объективный подход - диагностика происходит на основании успеваемости (результативности) и способа (особенностей) осуществления деятельности. Субъект исследования, получив соответствующее задание или несколько задач, начинает интенсивно работать, исследователи следят за процессом деятельности и учитывают выработок. Это открыто. Есть еще скрытый способ. При окрытие способе испытания проводятся в форме теста. Субъект исследования не догадывается об истинной цели проверки. Он стремится достичь положительного результата в определенном направлении (например, запомнить наибольшее количество показателей), психолога интересует совсем другой аспект (данные и с какой отрасли запомнил субъект исследования).
Субъективный подход - диагностику проводят на основе сведений, которые сообщают о себе, самоописание особенностей личности, поведение в определенных ситуациях.
Проективный подход - диагностируют на основании анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, безличностным материалом, который становится объектом проекции. Субъект исследования должен сообщить, какие ощущения, чувства, побуждения вызывают у него предложенные задания.
В определении проф. пригодности:
Профессиональная пригодность - совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов. Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.
|
Профотбор. Задача профотбора - определение пригодности человека к данной работе. При этом следует различать готовность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образования, опыта и подготовки исполнителя. Профессиональная пригодность устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного человека конкретному виду деятельности.
Профотбор представляет собой специально организуемое исследование, основанное на четких качественных и количественных оценках с помощью ранжированных шкал, позволяющих не только выявить, но и измерить присущие человеку свойства с тем, чтобы сопоставить их с нормативами, определяющими пригодность к данной профессии. Для изучения профессионально важных качеств человека используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы.
Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных вопросов получают информацию о профессиональных интересах и некоторых свойствах человека. Анкеты могут быть само-оценочными, когда испытуемый сам дает оценку своих качеств, и внешне-оценочными, когда оценку дает эксперт на основе обобщения данных, получаемых от лиц, длительное время наблюдавших за испытуемым.
|
Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные психофизиологические факторы выявляют и оценивают с помощью специально сконструированных приборов и аппаратуры. Наряду с приборами, обеспечивающими общее исследование психофизиологических свойств, на предприятиях конструируются установки, имитирующие тот или иной трудовой процесс. Они служат для определения наличия у испытуемого качеств, важных для данной работы, а также как тренажеры при обучении соответствующей профессии.
Тестовый метод располагает наборами тестов, предлагаемых испытуемому, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизиологические свойства. Этот метод в настоящее время активно используется за рубежом.
Тесты делятся на следующие группы:
· тесты определения способностей, которые служат для установления общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия, психомоторных способностей;
· тесты проверки зрения и слуха, назначение которых вытекает из самого названия;
· личностные тесты, ставящие цель оценить такие качества, как импульсивность, активность, чувство ответственности, уравновешенность, общительность, осторожность, уверенность в себе, оригинальность мышления;
· тесты определения уровня квалификации, применяемые для проверки профессиональных навыков.
Исходным материалом для проведения работы по профессиональному подбору (отбору) являются профессиограммы, которые составляются на соответствующие профессии на основе всестороннего изучения трудового процесса, проведения необходимых исследований, опроса самих работников, использования литературных источников.