Психологическая диагностика как средство профессионального консультирования личности.




Психодиагностика — теория и практика поста­новки психологического диагноза, т.е. выяснения на­личия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Из этого определе­ния следует, что психодиагностика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики выступают знания, умения, общие и специальные способности, особенно­сти психических процессов, состояния, направлен­ность, мотивы, интересы, черты личности и др.

Психодиагностические методы в основном те же, что и исследовательские. Отличия в целях обусловли­вают их состав и область применения. Исследователь­ские методы направлены на получение нового научно­го знания, психодиагностические — на сбор информа­ции об объекте консультирования. Эта информация имеет субъективную новизну. И конечно, психодиагно­стический инструментарий определяется проблемами, которые находятся в компетенции профконсультирования.

В практике профконсультирования широко исполь­зуется развивающая психодиагностика. Ее особенно­сти заключаются в следующем:

• результаты диагностики используются для стиму­лирования потребностей личности в самопознании, самосовершенствовании, профессиональном ста­новлении;

• выявляются деструктивные тенденции професси­онального развития: кризисы, стагнации, деформа­ции, а также недостаточный уровень развития про­фессионально важных качеств, способностей с целью коррекции профессионально-психологичес­кого профиля личности;

• осуществляется мониторинг профессионального развития личности;

• определяются ограничения в выборе сфер профес­сиональной деятельности, предъявляющих жест­кие требования к психофизиологическим особен­ностям индивида.

Для решения проблем профконсультирования при­меняют следующие методы:

1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним

I относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных

способностей, а также тесты достижений, определяю­щие уровень знаний, умений и навыков.

2. Тесты-опросники, диагностирующие черты лич­ности и направленность: интересы, установки, отноше­ния, ценностные ориентации.

3. Методики субъективного шкалирования и са­мооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жиз­ни либо себя самого. Консультируемому предлагают определенные шкалы в словесной, числовой или гра­фической форме для оценки и шкалирования. К этой группе относятся методика самооценки Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, методики ранжирования (тестЛюшера), и др.

4. Интерактивные методики. В эту группу вхо­дят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетаю­щая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая, так же как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.

5. Проективные методики, построенные главным образом на интерпретации ответов клиента на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, до­пускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям психо­лог-консультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т.д. Наиболее известные проек­тивные тесты: «Незаконченные предложения», анализ продуктов деятельности (психобиография), тематичес­кий апперцептивный тест и др.

6. Стандартизированное аналитическое на­блюдение, характеризуемое наличием цели и пред­мета наблюдения, процедурной схемы, выделенны­ми признаками наблюдения и способами их регист­рации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принима­ется решение.

7. Приборные психофизиологические методики, применяемые в основном в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиологические индикаторы: дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.

К этой группе психодиагностических методик от­носятся также аппаратурные поведенческие методи­ки. С их помощью диагностируют элементарные пси­хические функции (скорость реакции, чувство равно­весия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик яв­ляются тесты-тренажеры для диагностики определен­ных профессиональных умений.

Рассмотренные группы методов психодиагности­ки позволяют осуществить сбор информации, необхо­димой для оказания профконсультационной помощи. Совокупность конкретных методов диагностики, на­правленных на решение профконсультационной про­блемы, определяет психодиагностическое поле деятель­ности практического психолога.

При проведении психодиагностики практический психолог обязательно должен иметь четкое представ­ление о цели консультации, уметь подобрать эффек­тивный диагностический инструментарий, произвес­ти отбор наиболее важных материалов, обработать, проанализировать и интерпретировать данные, уста­новить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание психокоррекционных и развивающих мероприятий с кли­ентом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: