Семинарские занятия в структуре и содержании дисциплины «Психология развития и возрастная психология» 1 глава




Раздел 1 Введение в психологию развития

Тема 1.1 Предмет, задачи, методы психологии развития.

Тема 1.2 Факторы психического развития и его закономерности.

Тема 1.3 Основные характеристики возрастного периода.

Тема 1.4 Закономерности и динамика детского развития.

Раздел 2 Проблема периодизации психического развития. Теории психического развития

Тема 2.1 Биологизаторское направление в изучении развития.

Тема 2.2. Социологизаторский подход к проблеме психического развития.

Тема 2.3 Психоаналитический подход к проблеме психического развития.

Тема 2.4 Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

Тема 2.5 Теория привязанности М. Эйнсворт, Дж. Боулби.

Тема 2.6 Теория когнитивного развития Ж. Пиаже.

Тема 2.7 Теория развития морального сознания Л. Колберга.

Тема 2.8 Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Тема 2.9 Концепция детского развития Д.Б. Эльконина.

Раздел 3 Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве

Тема 3.1 Кризис новорожденности. Психическое развитие в младенчестве и кризис одного года.

Тема 3.2 Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет.

Раздел 4 Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Тема 4.1 Социальная ситуация развития дошкольника. Характеристика ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Специфика познавательной сферы дошкольника. Развитие личности дошкольника. Особенности эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте. Психологическая готовность ребенка к школе. Кризис семи лет: его сущность и особенности.

Раздел 5 Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Тема 5.1 Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности младшего школьника. Мотивационная и когнитивная сферы.

Тема 5.2 Развитие личности в младшем школьном возрасте. Основные новообразования младшего школьного возраста.

Раздел 6. Психическое развитие в подростковом возрасте

Тема 6.1 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на процесс развития. Интимно-личностное общение со сверстниками - ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

Тема 6.2 Мотивация учебной деятельности. Особенности развития личности в подростковом возрасте.

Раздел 7 Психическое развитие в юношеском возрасте

Тема 7.1 Общая психологическая характеристика юношеского возраста. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности. Когнитивное развитие в юности.

Тема 7.2 Проблема личностного развития в юности.

Семинарские занятия в структуре и содержании дисциплины «Психология развития и возрастная психология»

Раздел в структуре и содержании дисциплины в соответствии с рабочей программой Темы Количество часов (аудиторные занятия) Неделя семестра
Раздел 2 Проблема периодизации психического развития. Теории психического развития Тема 2.1 Биологизаторское направление в изучении развития 2 часа  
Тема 2.2. Социологизаторский подход к проблеме психического развития. 2 часа  
Тема 2.3 Психоаналитический подход к проблеме психического развития. 2 часа  
Тема 2.4 Эпигенетическая теория Э. Эриксона. 2 часа  
Тема 2.5 Теория привязанности М Эйнсворт, ДЖ. Боулби. 2 часа  
Тема 2.6 Теория когнитивного развития Ж. Пиаже. 2 часа  
Тема 2.7 Теория развития морального сознания Л. Колберга. 2 часа  
Тема 2.8 Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. 2 часа  
Тема 2.9 Концепция детского развития Д.Б. Эльконина. 2 часа  

 

 

РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ (4 часа аудиторных занятий)

 

Тема 1.1 Предмет, задачи, методы психологии развития. (Самостоятельная работа - 4 часа.)

 

- Предмет, теоретические и практические задачи психологии развития.

- Основные понятия психологии развития.

- Понятие «развитие» в рамках возрастной психологии.

- Основные разделы психологии развития и возрастной психологии.

- Связи психологии развития с другими разделами психологии.

Психология развития изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития. Онтогенез - это индивидуальное развитие от рождения до смерти. Согласно концепции, развиваемой в отечественной психологии, психика и психическое отражение представляют собой новообразования кризиса новорожденности. Психические формы отражения возникают в момент рождения. Период пренатального развития (от момента зачатия до рождения) характеризуется иными формами отражения и иным типом развития, поэтому в общую периодизацию психического развития человека этот период не включен.

Теоретическими задачами психологии развития являются:

1. Изучение общих закономерностей психического развития человека в онтогенезе, определение детерминант (причин) развития, определение роли наследственности, среды, общения и деятельности в развитии.

2. Построение периодизации психического развития человека в онтогенезе от рождения до завершения жизненного цикла. Периодизация проявляет и делает «прозрачными» представления той или иной теории о механизмах развития.

3. Определение соотношения и взаимообусловленности процессов обучения и развития.

4. Определение качественного своеобразия и психологических особенностей человека на каждой из возрастных стадий.

Современная психология развития стала практической наукой в полном смысле этого слова. Важнейшей задачей психологии развития является контроль за ходом и динамикой психического развития человека, предполагающий при необходимости коррекцию и профилактику негативных тенденций и нарушений. Основными сферами приложения усилий практических возрастных психологов являются система образования, семья и семейное воспитание, психологическое консультирование по вопросам развития, обучения и воспитания детей, система здравоохранения.

Развитие - включает в себя некое изменение, возникновение новых способностей, усовершенствование. Развитие - процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры. Развитие - это всегда развитие системы, новое качество возникает только как преобразование системы. Соответственно, объект развития - система, а не изолированный элемент.

В реальной жизнедеятельности и психическом развитии человека процессы роста, развития и созревания тесно переплетены. Однако в исследовательских целях они должны быть абстрагированы и разведены. Развитие осуществляется в условиях созревания, с необходимостью предполагая в онтогенезе генетически запрограммированные изменения. Созревание создает необходимые предпосылки и лимитирует развитие. Созревание - объективный процесс, ограничивающий и одновременно создающий возможности развития. Развитие основано на количественных изменениях, которые являются основой качественных преобразований.

Рост - количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом.

Созревание - запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Созревание включает количественные и качественные изменения.

Основные разделы психологии развития и возрастной психологии:

Детская психология включает младенческий возраст (от рождения до года), ранний возраст (от года до 3 лет), дошкольный возpacт (от 3 до 6-7 лет), младший, школьный возраст (от 6-7 до 11-12 лет, до начала полового созревания).

Подростковая и юношеская психология (психология отрочества) включает младший подростковый возраст (от начала полового созревания 11-12 до 15 лет), старший подростковый возраст (ранняя юность) от 15 до 17 лет и юность (17-19 лет).

Психология зрелости включает молодость, раннюю, среднюю и позднюю зрелость. Если в детской психологии эти границы возрастов определены достаточно четко, то в психологии зрелости эти границы весьма относительны.

Психология старения и старости включает пожилой возраст, старость и долгожительство.

Психология развития связана со всеми отраслями психологии. Закономерности развития личности в онтогенезе составляют общий предмет исследования возрастной и общей психологии. Психика не существует вне развития, поэтому учение о законах развития составляет ядерную часть фундаментального психологического знания. Общая психология предоставляет возрастной психологии знания об общих формах психической деятельности.

Психология развития тесно связана с педагогической. Психология развития и возрастная психология дает психологический портрет ребенка определенного возраста, используемый в педагогической психологии для определения сроков, содержания и программ обучения, разработки методов обучения.

Психология развития и возрастная психология связана с клинической психологией. Возрастная психология дает знание о нормативном психическом развития и его законах, а клиническая изучает нарушения (дизонтогенез). Данные клинической психологии позволяют не только выявить общие законы развития, но и разработать стратегию и тактику коррекционной работы с людьми, имеющими нарушения. Интенсивно развивающаяся в настоящее время специальная психология, направленная на изучение особенностей и закономерностей развития детей со специальными нуждами, особенно тесно связана с детской психологией. Программы коррекции психического развития таких детей основаны на прицельной диагностике отклонений от возрастной нормы и учете общих закономерностей развития.

Связь психологии развития и психологии труда определяется тем, что профессиональная деятельность человека - ведущая деятельность в зрелом возрасте. Проблемы профессионального самоопределения, обучения и переподготовки должны решаться с учетом возрастно-психологических особенностей человека.

Существует связь социальной психологии и психологии развития. Общение является необходимым условием развития человека, поэтому при анализе развития нужно знать и учитывать закономерности взаимодействия в группе. В силу этого, психология развития не может быть ничем иным, как социальной возрастной психологией. С другой стороны, лидерство, особенности коммуникации, социального познания, способы власти и управления, разрешения конфликтов определяются возрастно-психологическими особенностями человека.

 

Тема 1.2 Факторы психического развития и его закономерности. (Лекции - 2 часа. Самостоятельная работа - 8 часов.)

 

- Сущность психического развития.

- Закономерности психического развития.

- Источники, условия и движущие силы развития.

- Проблема периодизации психического развития.

- Факторы психического развития (биологический, социальный, собственная активность человека).

- Принципы психического развития.

- Области развития в онтогенезе.

Психическое развитие человека есть процесс развития у него человеческих способностей посредством овладения содержанием социокультурного пространства. Сущность психического развития заключается в развитии все новых форм действенного и познавательного отражения действительности; переход к высшей ступени выражается в расширяющейся возможности познавательного и действенного проникновения в действительность (С.Л. Рубинштейн).

Процесс развития, несмотря на все многообразие образующих его процессов, представляет собой единое целое, обладающее определенным строением. Истории развития этого целого присущи некоторые основные закономерности:

- переход от непосредственных, природных, естественных форм и способов поведения к опосредованным, возникшим в процессе культурного развития психических функций;

- отношение между высшими психическими функциями было некогда реальным отношением между людьми;

- коллективные, социальные формы поведения в процессе развития становятся способом индивидуального приспособления, формами поведения и мышления личности;

- переход функций извне вовнутрь, всякая внешняя функция в процессе развития интериоризуется, становится внутренней (Л.С. Выготский).

Источниками развития личности являются: взаимодействие человека с действительностью, главным образом социальной. В детстве развитие происходит в процессе взаимодействия ребенка со взрослым (Л.С. Выготский), что предполагает усвоение ребенком социального опыта, воплощенного в продуктах материального и духовного производства (А.В. Запорожец).

Условиями психического развития личности являются:

а) общечеловеческие и индивидуальные органические особенности, а также ход их созревания в онтогенезе;

б) социальные условия (человеческая среда).

Движущей силой развити я является отношение между личностью и ее социальной средой, обозначенные Л.С. Выготским как социальная ситуация развития личности. Процессы развития, связанные с основными новообразованиями, называются центральными линиями развития, все другие, совершающиеся в данном возрасте, - побочными линиями развития. Процессы, являющиеся центральными линиями развития в одном возрасте, являются побочными в другом, и наоборот. Так меняется их значение и удельный вес в общем процессе развития. Поскольку новообразования приводят к перестройке сознания и изменяют всю систему отношений его к действительности и к самому себе, изменяется и социальная ситуация развития, представляющая собой систему отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно перестраиваются и эти отношения. Изменяется, в первую очередь, то реальное место, которое занимает ребенок в системе общественных отношений. Прежнее место начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится изменить его.

Возникает противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития человека, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Происходит переход к новой стадии развития его психической жизни (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Внутренняя связь одной стадии с другой осуществляется через самодвижение, саморазвитие. Развитие целого происходит посредством перехода одной возрастной структуры в другую, по спирали, где каждый виток представляет собой достаточно законченный этап формирования личности.

Проблема периодизации психического развития. Точное определение возрастных этапов сложно, так как развитие происходит непрерывно и, кроме того, существуют значительные индивидуальные вариации. Каждый такой этап представляет собой целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждого отрезка линии развития, и называется возрастом. Для определения конкретных отрезков детского развития, или возрастов, существует две важнейшие характеристики: ведущий вид деятельности и центральные возрастные новообразования.

Детерминантами развития человека являются наследственность, среда и активность.

Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и некоторые особенности индивидуального развития. Генотип конкретного человека реализует видовую, генотипическую программу. В нее входят способность человека к прямохождению, способность к речевому общению, универсальность руки человека. Вместе с тем генотип определяет своеобразие каждого человека, т.е. определяет его индивидуальные особенности. Генотип содержит в себе программу индивидуального развития.

Среда - окружающие человека материальные и духовные условия его существования. В онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа со средой образуется фенотип - это свойственный данному, конкретному человеку тип развития. Фенотип - это следствие влияния среды на генотип.

Активность - деятельность человека по усвоению материальных и идеальных форм. Активность является условием существования и развития человека. Без собственной активности человек не только не может развиваться, без нее он не может и выжить. Самые первые потребности, которые формируются у человека в процессе его развития – это потребности в собственной активности. Именно она реализует генетическую программу. Активность встречает сопротивление среды, она проявляется именно тогда, когда запрограммированное организмом движение требует преодоления сопротивления среды. Таким образом, активность является системообразующим фактором взаимодействия наследственности и среды. Именно активность человека объясняет, почему при дефектной генетической программе все-таки возможна реализация человеческого потенциала. Кроме того, активность объяснет, почему так называемая нормальная программа не всегда достигает реализации. Активность зависит от среды, которая может усилить активность, а может и привести к редукции активности. В основе природы активности лежит динамическое неравновесие между человеком и средой, и динамическое неравновесие внутри самого человека. Именно неравновесие является источником активности, а стремление к балансу, равновесию провоцирует деятельность.

Результатом действия этих трех факторов является психическое развитие, которое подчиняется следующим принципам:

- Принцип устойчивого динамического неравновесия;

- Принцип взаимодействия тенденции к сохранению и тенденции к изменению;

- Принцип дифференциации - интеграции;

- Принцип цельности.

Принцип устойчивого динамического неравновесия. Источником развития является неравновесие. Развитие есть там, где есть противоречие. Устойчивость и равновесие - тупики эволюции.

Принцип взаимодействия тенденции к сохранению и тенденции к изменению. Тенденция к сохранению осуществляется наследственностью, генотипом, который передает информацию из поколения к поколению. Тенденция к изменению проявляется в приспособлении вида к среде обитания. Морфологически человек изменяется очень мало и медленно. Зато в психической среде изменения огромны. К примеру, мыслительные способности человека возрастают от поколения к поколению. Если наследственность обеспечивает сохранность генотипа, сохранение человека как вида, то среда заставляет человека активно приспосабливаться к ее изменениям, вырабатывает у человека новые свойства.

Принцип дифференциации - интеграции. Дифференциация и интеграция - разные стороны процесса развития. Дифференциация - расчленение целостных форм на части. Интеграция - объединение в целое разнородных частей и элементов. Процессы дифференциации и интеграции свидетельствуют о подвижности развивающейся системы. Относительно этого принципа можно оценить уровень развития системы. Синкретичность (слитность, нерасчлененность) свойственна низшему уровню развития структуры (например, простые, хаотичные движения новорожденного). Более сложные структуры имеют различные элементы. Чем более высокое развитие системы, тем более пластичны, подвижны связи между ее элементами. При этом, чем более лабильными являются эти связи, тем большая вероятность стабильного развития. Сложные виды деятельности зависят от всех задействованных в ней психических функций. Налаженные связи между ними способствуют высокому результату (Увидел - запомнил - воспроизвел) - стабильности этого действия в разных условиях.)

Принцип цельности. Успешность функционирования всей системы в целом обусловлена тем, насколько соответствуют друг другу ее отдельные элементы, насколько согласовано они взаимодействуют. Проявление этого принципа наблюдается в таких характеристиках как: уравновешенность (сбалансированность всех составляющих системы), и соподчиненность (объединение всех элементов системы вокруг главного).

Все перечисленные принципы объясняют источники и условия развития человека.

Области развития в онтогенезе. Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Филогенез - процесс становления психических структур в ходе исторического развития. Онтогенез - процесс индивидуального развития человека. В онтогенезе выделяют следующие области развития:

- психофизическая область - внешние и внутренние параметры изменения организма человека (рост, вес, конституция, кости, мышцы, органы чувств, мозг, железы, психодинамика и психомоторика);

- когнитивная область - развитие познавательных способностей;

- психосоциальная область - развитие в эмоциональной и личностной сферах, что проявляется в особенностях самосознания личности, её мотивах, установках, в самооценке и оценке окружающих людей и объектов.

Исходя из выделения этих областей развития, разделяют следующие структуры:

индивид, личность, субъект деятельности.

Индивид является носителем психофизических свойств человека. Развитие индивида относится к области психофизического развития. Один индивид отличен от другого с точки зрения индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.

Личность - психосоциальная характеристика человека. Личность формируется в социуме, в процессе освоения социокультурного опыта человечества.

Человек как субъект деятельности - это личность как субъект познания (осуществляющая деятельность по освоению окружающего мира); как субъект общения (осуществляющая деятельность по взаимодействию с другими людьми); как субъект труда (осуществляющая деятельность по преобразованию действительности).

В структуре субъекта интегрированы свойства индивида и свойства личности. В этой структуре проявляется готовность и способность человека к осуществлению какой - либо деятельности. (Человек может быть готов с точки зрения своих индивидных свойств к осуществлению какой-либо деятельности, но при этом может не иметь желания к её выполнению или наоборот.)

 

Тема 1.3 Основные характеристики возрастного периода. (Самостоятельная работа - 6 часов.)

 

- Понятие ведущего вида деятельности. Периодизация детского развития на основе ведущего вида деятельности.

- Понятие социальной ситуации развития.

- Психологические новообразования. Понятие центрального психологического новообразования.

 

Для определения конкретного возрастного периода выделяют такие характеристики, как ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития и центральные возрастные новообразования.

Психическое становление и развитие ребенка предполагает его собственную активность. Развитие - субъектный процесс. Субъектность процесса развития отражается в деятельности. Человек осуществляет деятельность для удовлетворения той или иной потребности. По мере развития психики усложняется система потребностей, а, стало быть, усложняется и деятельность.

С самого рождения человек включен в множество видов деятельности. Среди них выделяют ведущий вид деятельности. Ведущая деятельность - это такая деятельность, которая обусловливает изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития (А.Н. Леонтьев).

Ведущая деятельность - та, которая обусловливает самые важные изменения в психических процессах и в личности ребенка. В ней зарождаются новые формы деятельности. На каждом возрастном этапе свой определенный вид ведущей деятельности. Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретных исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современных общественно-исторических условиях ведущими в детском развитии являются следующие виды деятельности:

- эмоционально непосредственное общение ребенка с матерью (младенчество):

- предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство);

- сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст);

- учебная деятельность (младший школьный возраст);

- интимно-личностное общение со сверстниками (подростковый возраст);

- профессионально-учебная деятельность (период ранней юности).

Количественные показатели не являются признаком ведущего вида деятельности. Смена ведущих видов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности.

Среди различных видов деятельности выделяют коммуникативную. На каждом возрастном этапе она имеет своеобразие. Систему отношений с другими людьми, характерную для конкретного периода онтогенеза, Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Это также одна из характеристик возрастного периода. Социальная ситуация развития личности - отношение между личностью и ее социальной средой, а социальная среда в свою очередь - это ближайшее окружение ребенка (взрослые и сверстники).

Взаимодействие со средой имеет два уровня - уровень деятельности и уровень переживаний. Социальная ситуация развития меняется в самом начале каждого возрастного периода.

Каждая стадия развития характеризуется возрастными психологическими новообразованиями, т.е. качествами и свойствами, которых не было ранее в готовом виде. Это новое появляется не «вдруг», оно подготовлено всем ходом предыдущего развития. Возрастные новообразования - тот новый тип строения личности, деятельности и сознания, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период (Л.С. Выготский).

Среди психологических новообразований выделяют центральное новообразование, которое имеет наибольшее значение для развития на последующей стадии. Центральные новообразования являются ведущими для всего процесса развития на данном возрастном этапе и характеризуют перестройку всей личности на новой основе.

Тема 1.4 Закономерности и динамика детского развития. (Лекции - 2 часа. Самостоятельная работа - 8 часов.)

 

- Закономерности детского развития.

- Чередование стабильных и кризисных периодов в детском развитии.

- Характеристики кризисных периодов.

 

Психическое развитие ребёнка подчиняется определённым закономерностям. Их сформулировал Л.С. Выготский.

1) Закон сензитивности и неравномерности психического развития.

На конкретном возрастном этапе различные психические функции или свойства личности развиваются неравномерно. Какие-то доминируют, а другие подстраиваются. Отдельные периоды жизни являются сензитивными для развития некоторых психических функций, и они интенсивно развиваются. Сензитивность - особая чувствительность и восприимчивость, наибольшая благоприятность к психолого-педагогическим воздействиям.

2) Закон цикличности. Развитие отдельных психических функций и свойств личности представляет собой некий цикл, в котором наблюдаются периоды подъема и затухания. Эти периоды могут приходиться на разные возрастные этапы. Развитие ребенка неравномерно ходу времени. Детское развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, свой темп, который меняется в разные годы жизни, так год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. Поэтому говоря о развитии ребёнка необходимо иметь ввиду все его составляющие и не только внешние факторы, но и условия его развития.

3) Закон метаморфозы детского развития.

Маленький ребёнок - это не просто маленький взрослый. У ребёнка другая отличная психика и его развитие - это есть цепь качественных изменений. Психика ребенка на определенном этапе развития отличается от того, что было раньше, и от того, что будет потом. Эти изменения являются следствием появления психологических новообразований.

4) Закон развития высших психических функций.

Л.С. Выготский считал, что специфика психического развития человека заключается в том, что на протяжении жизни формируются высшие психические функции (ВПФ) - культурные, социальные. ВПФ противопоставлены натуральным функциям, врожденным человеку. Примерами ВПФ являются: логическое мышление, произвольная логическая память, произвольное внимание. Психологическими орудиями формирования высших психических функций выступают знаки, имеющие определенное социальное значение: речь, математические знаки, мнемотехнические средства. Использование знаков сообщает разумность и преднамеренность поведению и деятельности человека. Высшие психические функции характеризуются «двойной социальностью» - по структуре (опосредствованы социальными знаком и значением) и по происхождению (возникают только в процессе общения и сотрудничества с другим человеком).

Уже в детстве, по мнению Выготского, начинают складываться собственно человеческая психика (ребёнок имеет также как и животные, внимание, память, восприятие, ощущение, но для его психики характерны высшие психические функции, т.е. они произвольны, осознанны, регулируются волей и имеют социальный характер). Л.С. Выготский сформулировал закон развития высших психических функций. Согласно этому закону всякая функция первоначально возникает в процессе взаимодействия ребенка с взрослым. Существует она сначала не в сознании ребенка, а между ребенком и взрослым (имеет интерпсихическую форму). Затем она интериоризируется - переходит во внутренний мир, усваивается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: