Концептуально можно выделить три основных этапа внедрения ERP-системы, которые представлены в табл. 1.5.
В ходе создания ERP-системы проводится обследование деятельности предприятии Заказчика, разработка модели и анализ существующих хозяйственно-финансовых процессов, бизнес-реинжиниринг, комплексная установка решения (выбор, установка, настройка ERP-системы и технического обеспечения, обучение конечных пользователей) и сопровождение. Консультанты, работающие в проектах создании ERP-систем, должны иметь большой опыт работы в сфере автоматизации финансов, производства, снабжении, подготовки производства, автоматизации технологических процессов, внедрении средств вычислительной техники и программирования.
С точки зрения реализации комплекса указанных мероприятий для исполнения комплексной программы внедрения корпоративной ERP-системы можно выделить семь разделов проекта (рис. 1.16),
Задачи подготовительного этапа -организаций управления проектом, формирование команды специалистов и исполнительных органов, реализация пилотной конфигурации вычислительной установки для проектирования системы. На первом этапе осуществляется обследование бизнес-процессов, решение методологических вопросов и настройка системы финансово-бухгалтерского учета — информационной основы ERP-системы. На последующих этапах настраиваются
Таблица 1,5 Этапы внедрения отраслевой ERP-системы 1-й этап 2-й этап 3-й этап разрабо Пилот-проект. Разра- Настройка и внедрение Кадры, обеспечение ботка типового реше- типоного решения. Про- производства. Управ- Е ния (финансы, логи- изводство, материально- ление проектами. Кор- g стика...) техническое снабжение, поративное упракте- g техническое обслужива- ние нис и ремонт - Создание Корпоративная сеть. Корпоративный элек- Резервный вычисли- инфра- Датапентр. Консоли- чронный архив. Элек- тельный центр. Рабо- х структу- да ция информацией- тронный документообо- та в Интернет, Центр jf ры проек- ных ресурсов. Мони- рот. Безостановочность ситуационного та торинг работы приложений управления _________ ____. _____________________________________ о Обеспе- Методология корпора- Эксплуатация. Обучение Заключительная ин-? чиваю- тивного учета. Обуче- персонала. Выполнение тсграпня систем щие про- ние персонала. Созда- собственных разработок скты ние профессиональной со команды |
вводятся в эксплуатацию такие составляющие ERP-решения, как подсистема материально-технического снабжения, сбыта, управления персоналом и др. На всех этапах работ используется общая методология и программные средства ее поддержки. Параллельно с процессом разработки проводится обучение пользователей и становление служб сопровождения ERP-системы. Вычислительная инфраструктура наращивается в соответствии с потребностями внедряемых подсистем. Основной принцип определения границ этапов и объемов внедрения — получение практической отдачи от каждой внедряемой части ERP-системы.
|
Подготовка проекта. Обследование. На данной фазе будет фактически начат ("запущен") проект, и эта фаза будет включать следующие задачи:
• анализ и уточнение стратегии внедрения;
• первая оценка объема проекта и этапов его реализации;
• оценка ресурсов, требуемых для реализации проекта;
|
• определение организационной структуры проекта;
• определение стандартов и процедур управления проектом;
• определение стандартов и процедур внедрения проекта;
• определение стратегии построения системного ландшафта;
• определение требований к технической поддержке проекта;
• совещание по фактическому началу (запуску) проекта;
• совещание по стандартам;
• создание рабочей среды для проектной группы.
Для начала работы по проекту существенным является назначение спонсора и руководителя проекта со стороны Заказчика.
Концептуальное проектирование. На этой фазе определяются:
• установившийся порядок деятельности компаний Заказчика;
• все относящиеся к проекту бизнес-процессы;
• представление о целях и организационной структуре Заказчика;
• способ реализации данных исполнителем.
Результатом таких подготовительных мероприятий является ''концептуальный проект" будущей Корпоративной Информационной Системы. На этапе системного проектирования определяется стратегия создания информационной системы, обеспечивающая быструю окупаемость инвестиций. Разработка системного проекта позволит не только иметь программу действий при поэтапном внедрении, но и получить существенные экономические выгоды за счет усовершенствования на базе материалов системного проекта существующей Корпоративной Информационной Системы.
Ниже перечислены задачи, относящиеся к фазе концептуального проектирования:
• определение и анализ бизнес-процессов;
• детализация и утверждение окончательного объема проекта;
|
• определение необходимых интерфейсов;
• выявление возникающих функциональных разрывов и функционально
го дефицита;
• анализ и уточнение стратегии обучения членов проектных групп;
• установка среды разработок;
• первоначальная установка системного ландшафта;
• администрирование систем;
• инициализация руководства по внедрению системы;
• первоначальное тестирование предлагаемых решений;
• проведение семинаров по бизнес-процессам;
• проведение семинаров по определению подробных требований.
Существенным для начала данной фазы является наличие:
• рабочей среды для рабочих групп;
• руководителей приложений;
• ключевых пользователей.
Разработка прототипа решения.
На этой фазе будет разработан и сконфигурирован прототип системы с учетом требований Заказчика, определенных в Концептуальном проекте- Прототип решения должен представлять собой единое (унифицированное) проектное решение, которое включает в себя (объединяет) реализацию специфичных особенностей бизнес-процессов финансово-хозяйственной деятельности всех филиалов/подразделений компании. Работы проводятся силами специалистов групп внедрения и консультантов Исполнителя. Консультанты Исполнителя выполняют непосредственные настройки системы в соответствии с концептуальным проектом, планом работ и индивидуальным заданием на настройку. Все настройки, выполненные членами групп внедрения и консультантами Ис
полнителя, должны быть задокументированы в соответствии с принятыми принципами пеления настроек системы.
К задачам фазы разработки прототипа решения относятся:
• конфигурирование, тестирование и
утверждение прототипа (за несколько
итераций);
• системное управление, включая планы тестирования, предоставление ус
луг, настройку сред обеспечения качества и продуктивной эксплуатации
и функции системного администрирования;
• разработка программ переноса данных;
разработка интерфейсных программ;
разработка расширений;
создание отчетов и формуля ров;
создание концепции полномочий;
создание рабочих мест пользователей;
обеспечение управления архивацией;
проверка качества информационной
системы.
Данная фаза проводится за несколько итераций, с постоянной доводкой получающейся системы на каждой последующей итерации. Конец очередной итерации может быть зафиксирован протоколом тестирования бизнес-процессов, подписанным руководителем приложения, ключевыми пользователями и другими привлеченными работниками Заказчика.
Тиражирование проектных решений. Разработанное унифицированное проектное решение устанавливается во всех филиалах и подразделениях компании Заказчика (тиражируется). В каждом филиале установленное проектное решение подвергается
адаптационной настройке в соответствии со спецификой оргструктуры и бизнес-процессов подразделений.
Подготовка продуктивной эксплуатации. Осуществляется подготовка к внедрению системы. Начинаясданнойфазы, ответственность за проект в основном переходит от Исполнителя к Заказчику.
К задачам данной фазы относятся:
• разработка документации для конечных пользователей и обучающих материалов;
• подготовка и проведение начального обучения конечных пользователей;
• уточнение процесса управления системой;
• уточнение планов подготовки системы к продуктивному старту и поддержки продуктивной эксплуатации;
• осуществление подготовки системы к
продуктивному старту;
• подготовка и перенос основных справочников;
• выполнение проверки качества.
Существенным для начала данной фазы являются:
• поддержка рабочих групп проекта со стороны функциональных подразделений в плане своевременного обеспечения необходимой информацией по основным справочникам;
• готовность интерфейсов для переноса основных справочников.
На этой фазе предоставляются следующие выходные документы:
• протоколы завершения переноса данных;
• решение о готовности/неготовности системы к продуктивному старту.
Переход к продуктивной эксплуатации. Обеспечивается начало продуктивной эксплуатации и переход функционирования системы к: режиму реального времени. Там, где возможно, будут проводиться мероприятия по удовлетворению потребностей конечных пользователей.
К задачам данной фазы относятся:
• подготовка и перенос начальных данных;
• продолжение обучения конечных пользователей;
• окончательная настройка производительности системы.
Существенным для начала данной фазы являются:
• решение руководства о начале продуктивной эксплуатации системы,
• поддержка рабочих групп проекта со стороны функциональных подразделений в плане своевременного обеспечения необходимой информацией
по начальным остаткам;
• готовность интерфейсов для переноса начальных остатков;
• завершение процесса обучения конечных пользователей.
Поддержка продуктивной эксплуатации. Поддержка продуктивной эксплуатации в основном нацелена на обеспечение удовлетворения потребностей конечных пользователей. При этом решаются следующие задачи:
• поддержка продуктивной эксплуатации;
• последующее обучение конечных пользователей;
• определение планов дальнейшего развития системы.