Как ни банально звучит, история керамики уходит в глубокую древность.
«Выражение «керамика» следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово keramos — глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина (при случае каолин), смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается».
Для получения общего представления о предмете приведём наиболее распространенную европейскую классификацию мягких фарфоров, или полуфарфоров. Вообще-то, четких границ между видами фарфоров не существует, как не имеется строго определенной общепринятой терминологии и классификации видов керамики. Деление фарфоровой керамики на виды во многом условное, поскольку какие-то изделия, формально выполненные в технологии мягких фарфоров, практически могут ничем не уступать изобретённому в Саксонии настоящему твёрдому фарфору.
«Тонкокаменные изделия имеют спекшийся непросвечивающийся белый или окрашенный в сероватые, голубые, бежевые тона черепок с водопоглощением 0,5-3,0%. Они отличаются повышенной механической прочностью и термостойкостью. Применяют их в производстве посуды и художественных изделий, а некоторые разновидности – для жаростойкой кухонной посуды.
Полуфарфор - это тонкокерамические изделия с непросвечивающимся белым или окрашенным черепком с водопоглощением 0,5-5,0%. Из полуфарфора изготавливают посуду различного назначения и художественно-декоративные изделия.
Фаянс представляет собой тонкокерамические изделия с пористым непросвечивающимся черепком белого цвета с желтоватым оттенком. В нашей стране вырабатывают твердый фаянс с водопоглощением 9-12%. Он содержит 60-63% глинистых веществ и лишь 5-15% плавней. Поэтому основной фазой черепка, обожженного при 1250-1280оС, является кристаллическая. Стекловидная фаза (около 20% объема) располагается между структурными элементами черепка, обеспечивая их связь, но не заполняя пор. Общая пористость 26-30%.
|
Ввиду высокой пористости фаянс всегда глазируют, но и в этом случае он склонен к влажностному набуханию. При ударе фаянс издает глухой звук. Он отличается более низкой по сравнению с фарфором прочностью и термостойкостью. Пониженная термостойкость фаянса обусловлена высоким термическим расширением легкоплавкой глазури и резким отличием ее по составу от глинисто- кварцевого черепка. Фаянс используют в производстве посуды, главным образом столовой, и художественных изделий.
Майолика – это тонкокерамические изделия с пористым непросвечивающимся черепком. Их подразделяют на два вида: майоликовые изделия из масс на основе беложгущихся глин и из масс на основе цветных глин. Водопоглощение майолики с белым черепком – 12%, с цветным – 16%. Майолика менее прочна и термостойка, чем фаянс, но исключительно декоративна».
Как видим, фаянс и некоторые иные виды так называемой каменной керамики по технологии и составу довольно близки настоящему «твёрдому» фарфору. В среднем несколько уступают фарфору или в твёрдости, или в пористости. Или не чисто белого цвета. Неокрашенный без примесей белый цвет черепка ценится, поскольку позволяет ясно видеть малейшие дефекты изделия. Также белый черепок позволяет наносить более выразительный декоративный рисунок, который просвечивает с обратной (внутренней) стороны изделия (чашки, вазы, блюда etc). Получается изящно и красиво.
|
«Если говорить о недостатках фаянса, то в первую очередь нужно сказать о его пористости, которая приводит к поглощению им влаги из воздуха, что ведет к некоторому его разбуханию (0,016—0,086% от объема), к разрыву глазури и к появлению цека (мелких трещин глазури), возрастающего с течением времени. На всех старинных фаянсовых изделиях глазурь покрыта сеткой цека, являющейся для коллекционеров своеобразным признаком достоверности давнего происхождения старого фаянса или майолики.
Глазурь для фаянса применяется фриттованная легкоплавкая. Введение в массу 3—4 процентов мела, магнезита и доломита, а также, повышение температуры обжига на 20—40°С может устранить цек. Обычно фаянсовые изделия достигают предела увеличения своего объема через два - три года».
«Слово "фаянс" производят от названия города Фаэнцы в Италии (Faenza), славившегося производством названных изделий (1487), но надо припомнить, что во Франции (в провинции Provence) есть также старинный город Fayence и там с тех же времен делали этого рода посуду. Как бы то ни было, впоследствии это название " фаянс " распространилось на обозначение вообще всяких итальянских изделий этого вида (XV и XVI стол.). (…) утрачено первоначальное название для настоящих итальянских фаянсов с желтоватым и красноватым черепом, к которым чаще применяется название "майолика"».
|
В эволюционной последовательности развития европейского фарфорового производства первой стоит техника майолики. Эта техника известна в Европе с незапамятных времён.
«Простейший способ производства состоял в том, чтобы пористый черепок облицевать слоем непрозрачного глинозема как основой для расписного или процарапанного (sgraffito) украшения и еще до обжига покрыть это тонким прозрачным споем, как правило, бесцветной, легко плавящейся и притом блестящей свинцовой глазури. В Южную Европу из Персии и Турции техника эта, известная под названием полумайолики, была занесена арабами в XIV веке, однако широкое применение она находит себе в конце XV и в начале XVI века в Северной Италии, особенно в мастерских Падуи, Болоньи, Перуджи и Читтади Кастелло ».
«Но высшую ступень образует технически более притязательная и художественно более совершенная настоящая майолика — с непрозрачной и блестящей оловянно-свинцовой глазурью и декором, исполненным огнеупорными красками. И эта майолика пришла в Европу через посредство арабских торговцев, причем, особо важную роль здесь играли средиземноморские гавани, и очень может быть, что термин «майолика» происходит от острова Мальорки, главного центра по экспорту испано-мавританской керамики в Италию».
Арабы приплетены для пущей красоты истории. Правдоподобная версия, что технология майолики заимствована у византийцев (по некоторым важным и сложным причинам в 16 веке византийское влияние в европейской историографии тотально заменили на арабское).
На сайте неких американских художников встретил карту, иллюстрирующую общепринятую версию исторического пути техники майолики в Италию (Historical Overview of Majolica).
Де таким вот кружным историческим путём майолика попала на остров Майорка (иначе Мальорка, от которого острова будто бы и майолика ведёт свой название), а оттуда была завезена в Италию. На мой взгляд, версия более чем сомнительная. Нельзя понять, по каким причинам майолика веками добиралась до Италии по каким-то задворкам средиземноморья. Если эта техника керамики первоначально была развита в Персии, то почему не пришла в Италию через центры цивилизации и торговли того времени – Египет, Левант, Малую Азию и Грецию, наконец.
Мне кажется более правдоподобным, что майолика первоначально была изобретена в Италии или где-то поблизости. Считается, что наиболее ранние изделия итальянской майолики относятся к 13 веку. Достоверно известно, что в Италии уже довольно развитое производство майолики существовала в 15 веке. Музейными экспонатами можно полюбоваться здесь: ArchaicPeriod (mid 13thto 15thcenturies).
Техника майолики хорошо известна в Европе с 15 века. Покрывали изделия глазурью не только (и не столько) для красоты. Основа черепка была пористой, и глазурь, расплавляясь на поверхности при обжиге, обеспечивала непроницаемость стенок. Обычно нижний содержащей олово слой глазури был непрозрачный, его расписывали красками и покрывали защитным слоем прозрачной и дающей блеск свинцовой глазури. Обжигали майолику при сравнительно невысоких температурах около 1000 град.C.
«К концу 16 века находит себе путь в Европу майолика. Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой фаянсовой массы или изразцовой глины, она покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью. Майолика родом из заальпийских стран называется фаянсом. Декор писали на майолике по сырой глазури, прежде чем обжечь изделие при температуре порядка 1000 °С. Краски для росписи брались того же химического состава, что и глазурь, однако их существенной частью были такие окислы металлов, которые могли выдержать большой жар (так наз. огнеупорные краски — синяя, зеленая, желтая и фиолетовая). Лишь начиная с 18 века обращаются к так называемым муфельным краскам, которые накосились на уже обожженную глазурь, и с их помощью, особенно на фарфоре, достигают исключительных результатов».
Майолика первый шаг на пути к фарфору. В дальнейшем развитие европейской керамики шло по пути смешения различных материалов в целях получения как можно более твёрдого, непористого и тонкого черепка изделия. В Германии 16 века широко использовали так называемую каменную массу, получаемую как смесь некоторых сортов глины с различными минералами.
«В 16 веке в Германии распространяется производство каменной посуды. Белый (напр. в Зигбург) или окрашенный (напр. в Ререне) очень плотный черепок ее состоит из глины, смешанной с полевым пшатом, кварцем, шамотом и другими веществами. Обжигаясь при температуре 1200—1280°С, каменная посуда очень тверда и почти непориста. В Голландия, по образцу китайской керамики, ее стали производить красной, и ту же особенность обнаруживает каменная посуда Бётгера.
Весьма необычного вида каменная посуда изготовлялась Веджвудом в Англии. Тонкий фаянс как особый сорт керамики рождается в Англии в первой половике XVIII века. С белым пористым черепком, покрытым белой же глазурью, он в зависимости от крепости черепка делится на мягкий тонкий фаянс с высоком содержанием извести, средний — с более низким ее содержанием и твердый, совсем без извести. Этот последний по составу и крепости черепка часто напоминает каменную посуду или фарфор».
Каменная посуда получалась очень твёрдой и мало пористой. По свойствам и технологии она уже довольно близка настоящему твёрдому фарфору. Напомним, между фарфором, фаянсом и некоторыми другими разновидностями мягких фарфоров нет непреодолимой границы. Также заметим, что уже в 16 веке Германия серьёзно конкурировала с Италией по части производства керамики.
«Италия. Производство настоящей майолики распространено здесь уже в середине XV века. В то время флорентийский скульптор Лука деллаРоббиа применял эту технику к большим рельефам, пользуясь причем, кроме росписи, цветной глазурью. В этом отношении работы его мастерской остаются единственными, так как до последней четверти XV века итальянская майолика в общем и целом находилась под влиянием испано-мавританской керамики, заимствуя от нее не только формы, но и способ декора. Технического уровня своего образца она достигла, однако, лишь тогда, когда и в Италии получил известность золотистый люстр, столь характерный для испано-мавританской керамики.
1470—1500. Отход от чужих образцов и формирование собственной художественной концепции происходит в последней четверти XVI века, когда в традиционно готический язык (растительные побеги со стилизованными листьями, лиственный орнамент, надписи готическим минускулом) проникают, все более усиливаясь, элементы раннего ренессанса (гранатовый узор, розетки, аканты и пальметты, чешуйчатый узор, арабески, погрудные изображения мужчин и женщин в костюмах своего времени). Так как эту эпоху отличает очень точный стиль исполнения, к ней пристал эпитет «строгий стиль»; центром этого стиля была Фаэнца.
1500—1550. С началом XVI века производство майолики включается в общий поток ренессансного искусства, окончательно превратившись в полноправную область творчества. Функция майолики меняется, а в связи с этим меняются и типы ее форм. В XV веке, когда она в главном служила бытовым целям, преимущественно изготовлялись альбарелли, сосуды для вина и воды и кувшины. В XVI же веке керамика становится чем-то вроде необходимой роскоши в интерьерах патрицианских домов, где ею убирают праздничные столы, или она играет роль ценного подарка. В основе лежит именно плоская посуда — тарелки и блюда, которые эффективнее, чем другие сосуды, могли служить целям декорировки. Изменение функции влечет за собой ряд технических завоеваний, однако еще большее внимание уделялось тщательной выделке глины и формовке, так что пропорции сосудов выходили более тонкими и изящными. Качество глазурей в свою очередь улучшается, и притом как непрозрачной, служившей основой для росписи, оловянной глазури, так и верхней — бесцветной и прозрачной глазури, которая, обжигаясь, сообщала поверхности сосуда свой блеск. Применялись я цветные глазури, а именно светло-синяя (smaltino) и темно-синяя (turchino).
Совершенствование росписи средствами богатого колорита и большого тематического разнообразия становится делом художественного честолюбия. Декорировка была такого высокого качества, что о ней отзывались как о «прекрасном стиле ». Своего апогея она достигает во второй четверти XVI века, развиваясь в различных направлениях».
«Одновременно с гротесковой возникает в некоторых мастерских лиственная или цветочная орнаментика «afoglie», «aflori» или же так называемая «allaporcelana», инспирированная ввозимым китайским фарфором. По белой или светло-синей глазури выписывались завитки. Однако художественной значимости этот вид декорировки достиг только в середине XVI века в Венеции, где он удерживался еще во второй половине XVI века, когда монохромность стала уступать многокрасочности, а мелкие цветочки вытеснялись пышными акантами (стиль работ Доменико да Венециа)».
Как видим, в начале 16 века в Италии производится в товарных количествах керамика аналогичная «китайскому фарфору ». Согласно официальной версии имело место подражание появившимся китайским образцам. При всем уважении, китайский «фарфор» никак не мог оказать влияние на итальянскую майолику в начале 16 века. Просто по той причине, что португальцы добрались до Китая в 1517 году, а более-менее регулярные торговые сношения были установлены несколько позже, около середины 16 века.
И как бы там ни было, ко времени достижения португальцами Китая в Италии уже имеется развитое с богатой историей производство разнообразных так называемых мягких фарфоров. А в середине 16 века в Европе возникает китайский стиль фарфоровых изделий. И почему, хотя бы из чисто научного скептицизма, не рассмотреть версию, что производства фарфора было принесено в Китай из Италии. А впоследствии по каким-то причинам, коих коснемся позже, китайскому фарфору в Европе создали славу оригинального, экзотичного и удивительно древнего.
Закономерен вопрос, а разве итальянцы в 16 веке умели делать настоящий твёрдый фарфор? Во-первых, его не умели делать и китайцы, их фарфоры по современной классификации мягкие. А во-вторых, в 16 веке итальянцы умели делать керамику по качеству довольно близкую изобретенному в 18 веке немцами твердому фарфору, и ничем не уступающую позднее знаменитому «китайскому фарфору ».
«Известно, что в 1470 году венецианский мастер Анцуокпо изготовил просвечивающий керамический сосуд. Полвека спустя его соотечественник, изготовитель зеркал Петпнгер. заявил, что может делать настоящий китайский порцеллан».
«Так называемый фарфор Медичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором, был хотя и прозрачным благодаря белой глине из Виченцы, но желтоватым, и глазурь поэтому применялась белая, уже знакомая по майоличному производству».
Подчеркнём одно важное обстоятельство, до возникновения научного химического анализа использование даже идентичных технологий в разных местностях давало разный результат. Дело в том, что производство керамики носило преимущественно эмпирический характер, определялось особенностями местного сырья, и поэтому абсолютно точно воспроизвести изделия в другом месте было затруднительно. В донаучную эпоху технологию производства фарфора (мягкого или твёрдого) было не так уж легко перенести и повторить на иной сырьевой базе. Так что итальянские мастера, в принципе, могли случайно получить твёрдый фарфор и в 16 веке и ранее, или на китайском сырье добиться лучшего качества, чем у себя дома в Италии. Успехи немцев в значительной мере обусловлены благоприятными местными условиями для производства стекла и керамики.
Продолжим знакомиться с историей европейской керамики.
«1550—1620. В качестве реакции на роспись в урбинском стиле и одновременно из-за восхищения китайским фарфором, который ввозился в Италию через Венецию, в третьей четверга XVI века распространяется производство белой майолики. Тут ведущее положение занимала Фаэнца. Отделка сосудов ограничивается одними эскизно намеченными изображениями путти, бюстов или схематически трактованных завитков, будучи исполнена синим и желтым цветом в стиле, созданном ВирджилиоттКаламелли и его преемником Джованни Беттизи («stilocompendiario»)»
«Франция. Что касается оловянных глазурей, то долгое время их применение ограничивалось во Франции теми типами гончарной продукции, которые пришли из Италии. На изделиях же, выпадающих из сферы итальянского влияния, применялись исключительно свинцовые глазури. Их находят на двух знаменитых группах французской ренессансной керамики — на так называемом Сен-Поршере и на изделиях Бернара Палисси».
«Майоличное производство появляется во Франция со значительным опозданием, и прогресс в этой области заметен только в барокко. В XVI веке сосуды с оловянными глазурями составляли еще единичные опыты, а широко применялась эта техника в производстве изразцов, связываясь особенно с именем МассеотаАбакена. Толчок к первым опытам дали, возможно, те итальянские гончары, которые в начале XVI века переселялись во Францию, вроде, например, Джироламо деллаРоббиа из известной флорентийской семьи. Во второй половине XVI века за ним последовал целый ряд майоличистов. В 1556 году мастерскую майолик в Лионе открывают СебастианоГриффо из Генуи и Доменико Тардессир из Фаэнцы. Продукция их мастерской была декорирована в урбинском стиле, однако в расцветке и деталях обнаруживаются своеобразные черты. В восьмидесятых годах итальянские мастерские возникают в Нанте, Ниме и Невере; но если говорить о местных гончарах, то оловянная глазурь среди них все еще не получала распространения».
«Германия. Аналогичная ситуация сложилась в XVI веке в Германии. Местные майоличные изделия происходят только из Южной Германии и по стилю так похожи на швейцарскую майолику того времени, что их с трудом можно от нее отличить. Производились именно тарелки и альдарелли, то есть подражания итальянской майолике, значение которых скорее историко-культурное, чем художественное. Исключением являются сосуды в виде совы, с которых, однако, существует много копий. За вычетом этих несовершенных подражаний итальянской майолике, в немецкой ренессансной керамике прослеживаются два направления: так называемая гафнеркерамика, которая исходит из традиций средневековья, доводя их до завершения, — и каменная посуда, которая, — если не считать фарфора,— составляет наибольший вклад Германия в развитие всей керамики».
«Каменная посуда. Производство ее началось в первой половине XVI века в Рейнской области. Для обжига требовались высокие температуры, и потому нуждались в немалом количестве дров, которым не располагали в средиземноморском районе. Выполнялась каменная посуда из первоклассного сырья, оказываясь после обжига такой непористой, что не надо было никакой глазури. Все же глазури применялись, однако с особыми свойствами, необходимыми ввиду сильного калильного жара. Самыми употребительными были солевые глазури, образование которых происходило при засыпке в печь соли во время обжига. Сода, содержащаяся в соли, вступала при этом в соединение с окисью алюминия и силикатами, образуя тонкий и твердый наслои на наружной поверхности сосуда. Декорирован этот товар налепленными до обжига и прессованными в модель орнаментами. Впоследствии прибегали также к гравировке черепка или к вдавливанию узора при помощи деревянных штампов. Формы сосудов создавались по оригинальным проектам, характеризуя собой отдельные центры. Где изготовлена первая каменная посуда — в Кельне, Фрехеве или Зигбурге, — сегодня еще не ясно. Во всех трех городах существовали одинаковые предпосылки для этого, причем традиция их керамического производства уходит в средневековье».
Каменная посуда являлась прямым предшественником настоящего фарфора. Некоторые образцы изделий из так называемой каменной массы ничем не уступают фарфору, и собственно являются настоящим твёрдым фарфором (главное отличие черепка каменной посуды от фарфора, что он не белого цвета и поэтому непрозрачный). Повторюсь, проблема заключалась в нестабильности результата, который зависел от доли оксида алюминия в исходном сырье (далее посмотрим таблицу химического состава фарфоров и фаянсов). Суть открытия Беттгера в том, что он догадался о роли каолина и стал использовать его сознательно.
Таким образом, фарфоровое производство развивалось в Европе веками, и эволюционно пришло к изобретению твёрдого фарфора. А причём же здесь китайцы? Примерно с середины 16 века в Европе начинают широко торговать китайским фарфором.
«Стоило в 1557 году португальцам основать на острове Макао близ Кантона собственную факторию, как одновременно с ввозом в Европу дальневосточного фарфора усиливается спрос на этот товар. В 1605 году голландцы присваивают эту торговлю себе, и основанная в 1602 году Нидерландская Ост-Индская компания начинает ввозить фарфор. В последующие годы импорт принимает большие размеры, фарфор дешевеет: став модным товаром, он, разумеется, не мог не повлиять на художественное оформление голландского фаянса. В течение всей первой половины XVII века декору китайского фарфора Минской династии непосредственно подражают, и не только в мотивах росписи, но и в способе ее исполнения синей краской по белому фону. Подражание остановилось, однако, на внешнем впечатлении, и в росписи заметно отсутствие художественного чутья и фантазии. Объем производства фаянсовых сосудов уступал в то время производству облицовочных плиток, сконцентрированному в Гарлеме, Роттердаме и Амстердаме».
«Во второй четверти XVII века ввоз из Китая застопоривается, пока около 1640 года совсем не прекращается. Правда, голландцам удалось заручиться монополией на импорт фарфора из Японии, но количество поставляемого отставало от спроса. Сложившуюся конъюнктуру дельфтские фаянсовщики сумели использовать по-своему, они стали подражать дальневосточному фарфору гораздо более совершенным образом, чем до этого. Ряд фаянсовых мастерских, возникших в Дельфте в промежутке 1640—1660 годов, добились посредством своих высококачественных фаянсов таких успехов, что могли конкурировать с ввозимым из Японии фарфором. Этим дельфтские мануфактуры обязаны большой предприимчивости, включая умение приспособиться к желаниям потребителя, ремесленному мастерству и высокому уровню техники, равно как своим культурным связям с наиболее крупными центрами голландской живописи. Много значил, конечно, непосредственный пример китайского и японского фарфора. В техническом отношении в Дельфте достигают такого совершенства тонкого черепка, глазури и росписи, что на первый взгляд фаянс мог сойти за фарфор ».
«С тем новым, что явилось в производстве дельфтского фаянса, тесно связано также применение нового материала, а именно — красной каменной массы, из которой выполнялись чайники. Подражали в этом китайцам, заваривавшим чай не в фарфоровых чайниках, а в чайниках из каменной массы. В Европу они пришли вместе с фарфором, а подражать этому сорту керамики в Голландии стали, вероятно, около 1670 года, поскольку начиная с 1678 года он часто приводится в инвентарях».
Обратим внимание на важные исторические детали. В 17 веке в Китае производят изделия из каменной массы, изобретенной веком ранее в Германии. В том же веке же голландцы массово подделывают китайский и японский фарфор. Утверждают, что, несмотря на поразительное внешнее сходство, всё-таки можно отличить голландский фаянс от китайского фарфора. Тот который можно отличить, отличили, но весь ли голландский продукт возможно отличить от китайского оригинала? Примем во внимание этот безответный вопрос, не имеющий решения в силу отсутствия объективных критериев.
* * *
При знакомстве с официальной версией китайской истории трудно не заметить её главную особенность. В 16-18 веках в процессе установления контактов с европейской цивилизацией китайцы заняты в основном воспоминаниями – мучительно вспоминают и прилежно возрождают свои прочно забытые древние искусства и ремёсла (и китайский фарфор, как увидим далее, не исключение). В остальном же для китайской цивилизации характерен застой искусств, наук и вообще не наблюдается активной инновационной деятельности (это общепризнанный факт). Напротив европейская цивилизация, по крайней мере, в 15-16 веках (и далее) отличается творческим духом, во всех сферах развивается стремительными темпами, и прежде всего, растёт интеллектуально. Приведём один характерный пример из истории керамики.
Знаменитый французский керамист Бернар Палисси (1509-1589). Судя по фамилии, имел итальянские корни. Занимался производством изделий из стекла и керамики, много экспериментировал. Полтора десятка лет жизни фанатично посвятил изобретению глазурей для майолики (или фаянсов, как посмотреть). Известный учёный, общественный деятель (умер в парижской тюрьме, куда был посажен как ярый гугенот). В 1575–1585 гг. читает в Париже лекции по естественным наукам.
«Опубликовал трактат "О гончарном искусстве, его пользе, об эмалях и огне" (1580), в котором описал свои многолетние исследования составов художественных глазурных покрытий фаянсовых изделий. Сообщил, что в состав глазурей входят оксиды олова, свинца, железа, сурьмы, меди, а также песок и сода, но умолчал об их соотношении (секреты производства некоторых глазурей до сих пор не раскрыты). Утверждал, что минеральные соли необходимы для жизни растений, и рекомендовал примешивать растворимые соли и мергель к навозу и другим органическим удобрениям"».
И как всегда, «в конце XIX века мастерские Пуля в Париже и Ависсо в городе Тур очень ловко подделывали вещи Палисси».
За Палисси числится немало технических и художественных достижений в керамике. Особенно прославились его «сельские глины».
«Его мастерская производила декоративные изделия без гончарного круга, методом прессовки в формах. Среди произведений мастерской Палисси особо выделяются так называемые "сельские глины" - овальные блюда с рельефными, сделанными на основе слепков с натуры изображениями рыб, раковин, зелени, змей, ящериц и лягушек. Все они отличаются высококачественной глазурью и непривычными цветовыми сочетаниями. Их можно рассматривать бесконечно, но каждый раз находить на них новые детали...»
«Растения, пресмыкающиеся, насекомые изображены достоверно и убедительно до иллюзорности. Тайна технологии «сельских глин» так и осталась неразгаданной. И хотя многие пытались «объяснить» технологию удивительных шедевров Палисси, но эти «реконструкции» носят фантастический характер».
Овальное блюдо. 1560. Лувр, Париж
Керамическое блюдо. 1570. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Пример Палисси показывает, на сколь высоком уровне находилось искусство европейской керамики в середине 16 века. Мастера умели делать вещи художественно изысканные и технически изощрённые. Причем относительно Италии в 16 веке Франция это ещё периферия европейской цивилизации. И напомним, что секреты мастерства тщательно берегли, сохранность производственной тайны залог коммерческого успеха. Даже Палисси, который публично выступал как ученый просветитель, раскрыл секреты далеко не всех своих достижений. Чего уж говорить об итальянских мастерах, прежде всего, стремившихся сохранить свою монополию на фаянсы и фарфоры.
И ещё отметим немаловажный факт. Развитие производства керамики, изобретение фарфора в Европе неразрывно связано с прогрессом естественных наук, экспериментальных и теоретических. А в Китае никаких наук, строго говоря, даже в зачаточном состоянии отродясь не наблюдалось. Не существовало в Китае и социальных структур, специализирующихся на интеллектуальной деятельности и сохранении знаний, аналогичных европейским университетам. Этот парадоксальный факт не оспаривается официальной историей и является предметом глубоких размышлений исследователей. Обычно умозаключают, что за тысячи лет своей истории каким-то неведомым образом китайцы сделали все великие изобретения. Но поскольку не имели и подобия университетов, то ко времени появления европейцев утратили почти все добытые в глубокой древности знания и передовые техники.
* * *