Реконструкция подлинной истории восточного фарфора




Подведём промежуточные итоги. Приняв во внимание все имеющиеся у нас заслуживающие доверия сведения, история восточного фарфора может быть реконструирована следующим образом. Первоначально «китайский фарфор» изобретают и производят в Италии в 16 веке (причины, по которым итальянцы взялись за это дело, рассмотрим в 6 разделе статьи). Затем производство фарфора переносят в Японию и Китай. И, по-видимому, японский фарфор появился прежде китайского – во второй половине 16, начале 17 века. О существовании фарфорового производства в Китае ранее 18 века достоверно не известно.

Напомню некоторые обстоятельства голландской торговли китайским фарфором:

«В 1605 году голландцы присваивают эту торговлю себе, и основанная в 1602 году Нидерландская Ост-Индская ком­пания начинает ввозить фарфор».

«Во второй четверти XVII века ввоз из Китая застопоривается, пока около 1640 года совсем не прекращается. Правда, голландцам удалось заручиться мо­нополией на импорт фарфора из Японии».

В первой половине 17 века португальцы не допустили голландцев на материковый Китай, а в 1661 году голландцев изгнали и с Тайваня. То есть голландцы не имели возможности взять в свои руки торговлю с Китаем. Зато как раз в начале 17 века они успешно проникают в Японию, но с 1640 года японские власти прекращают торговые сношения с иностранцами, а голландская торговля с Японией сильно ограничивается. Отсюда видно, что в 17 веке голландцы ввозили в Европу японский фарфор под видом китайского. Выдавать один восточный фарфор за другой было не так уж и сложно, поскольку в 17 веке японцы на свои изделия не наносили клейма. Разницу между японским и китайским фарфором европейцы увидели лишь в 18 веке. Это не говоря о том, что ещё и в самой Голландии массово производили так называемый китайский фарфор.

Завершив к концу 17 века завоевание Китая, маньчжуры задумались об учреждении искусств и ремёсел по европейским образцам. Массовое производство фарфора в Китае относится к 18 веку, китайцы старательно воспроизводят изобретенный европейцами китайский стиль. Хотя возможно, что иезуиты организовывали в Китае опытные производства фарфора и несколько ранее. С роспуском ордена в 1773 году и постепенным угасанием иезуитской миссии искусство фарфора в Китае к концу 18 века приходит в упадок.

«Самым блестящим периодом в развитии фарфора эпохи Цин является 18 век».

Специалисты различают подражательные, стереотипные в художественном отношении фарфоровые изделия маньчжурской эпохи Цин, начало производства которых относится в 18 веку, и шедевры древних китайских мастеров. Несомненно, эти древние китайские шедевры работа европейских мастеров, поскольку в 18 веке китайцы только начинали осваивать производство фарфора, гнали ширпотреб.

«В 18 в. в Китае началось возрождение древних типов керамики, отразившее всю широту исторической панорамы дальневосточного искусства».

«Грубоватые фарфоровые изделия с символическими китайскими узорами, сделанные на экспорт в Европу, где они пользовались большим успехом, часто делались в Кантоне, а не в Цзиньдэчжэне».

«После того как в Европе был раскрыт секрет производства фарфора, импорт керамики с Дальнего Востока сократился. Это создало в Китае такие политические волнения, что императорский двор сильно сократил свое покровительство фарфоровым мануфактурам; за исключением знаменитой пекинской медальонной чаши и нескольких нюхательных флаконов середины 19 в., с начала 19 в. никаких достойных упоминания произведений не было создано».

Вслед за саксонцами во второй половине 18 века в Европе стали массово производить настоящий твёрдый фарфор и фаянсы очень высокого качества. И, увы, отцы иезуиты уже не были в состоянии помочь своим китайским подопечным опять «возродить» их древнее и, как водится у склеротичных китайцев, крепко забытое искусство. Китайцы не сумели ответить на качественный скачок керамического производства в Европе, экспорт их фарфоров захирел. Тем не менее, легенда о древнем китайском фарфоре сохранилась.

В Японии примерно та же история, за исключением легенды о древности местного фарфора.

«В 17 в. на Идзуми Ями были обнаружены залежи глины и каолина. Поскольку в Японии не могли воспроизводить китайский фарфор, объем и своеобразие керамической продукции значительно увеличились. Мануфактуры в Арите, близ порта Имари, стали производить местный японский фарфор в то время, когда японские порты открылись для европейской торговли. Активными продавцами и заказчиками японского фарфора были голландцы. Они восхищались свободной манерой росписи сине-красно-золотого фарфора Имари, который позднее оказал влияние на рисунки фарфора английской королевской мануфактуры в Дерби».

«японские керамисты 20 в. производили керамику полностью на экспорт и, по иронии судьбы, часто украшали ее имитациями того, что было усвоено европейцами из более ранней японской керамики с росписью кистью»

Современные японцы старательно подражают якобы европейским имитациям старого японского стиля, в действительности который изобрели европейцы. Такова художественно-историческая диалектика.

* * *

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: