Подведём промежуточные итоги. Приняв во внимание все имеющиеся у нас заслуживающие доверия сведения, история восточного фарфора может быть реконструирована следующим образом. Первоначально «китайский фарфор» изобретают и производят в Италии в 16 веке (причины, по которым итальянцы взялись за это дело, рассмотрим в 6 разделе статьи). Затем производство фарфора переносят в Японию и Китай. И, по-видимому, японский фарфор появился прежде китайского – во второй половине 16, начале 17 века. О существовании фарфорового производства в Китае ранее 18 века достоверно не известно.
Напомню некоторые обстоятельства голландской торговли китайским фарфором:
«В 1605 году голландцы присваивают эту торговлю себе, и основанная в 1602 году Нидерландская Ост-Индская компания начинает ввозить фарфор».
«Во второй четверти XVII века ввоз из Китая застопоривается, пока около 1640 года совсем не прекращается. Правда, голландцам удалось заручиться монополией на импорт фарфора из Японии».
В первой половине 17 века португальцы не допустили голландцев на материковый Китай, а в 1661 году голландцев изгнали и с Тайваня. То есть голландцы не имели возможности взять в свои руки торговлю с Китаем. Зато как раз в начале 17 века они успешно проникают в Японию, но с 1640 года японские власти прекращают торговые сношения с иностранцами, а голландская торговля с Японией сильно ограничивается. Отсюда видно, что в 17 веке голландцы ввозили в Европу японский фарфор под видом китайского. Выдавать один восточный фарфор за другой было не так уж и сложно, поскольку в 17 веке японцы на свои изделия не наносили клейма. Разницу между японским и китайским фарфором европейцы увидели лишь в 18 веке. Это не говоря о том, что ещё и в самой Голландии массово производили так называемый китайский фарфор.
|
Завершив к концу 17 века завоевание Китая, маньчжуры задумались об учреждении искусств и ремёсел по европейским образцам. Массовое производство фарфора в Китае относится к 18 веку, китайцы старательно воспроизводят изобретенный европейцами китайский стиль. Хотя возможно, что иезуиты организовывали в Китае опытные производства фарфора и несколько ранее. С роспуском ордена в 1773 году и постепенным угасанием иезуитской миссии искусство фарфора в Китае к концу 18 века приходит в упадок.
«Самым блестящим периодом в развитии фарфора эпохи Цин является 18 век».
Специалисты различают подражательные, стереотипные в художественном отношении фарфоровые изделия маньчжурской эпохи Цин, начало производства которых относится в 18 веку, и шедевры древних китайских мастеров. Несомненно, эти древние китайские шедевры работа европейских мастеров, поскольку в 18 веке китайцы только начинали осваивать производство фарфора, гнали ширпотреб.
«В 18 в. в Китае началось возрождение древних типов керамики, отразившее всю широту исторической панорамы дальневосточного искусства».
«Грубоватые фарфоровые изделия с символическими китайскими узорами, сделанные на экспорт в Европу, где они пользовались большим успехом, часто делались в Кантоне, а не в Цзиньдэчжэне».
«После того как в Европе был раскрыт секрет производства фарфора, импорт керамики с Дальнего Востока сократился. Это создало в Китае такие политические волнения, что императорский двор сильно сократил свое покровительство фарфоровым мануфактурам; за исключением знаменитой пекинской медальонной чаши и нескольких нюхательных флаконов середины 19 в., с начала 19 в. никаких достойных упоминания произведений не было создано».
|
Вслед за саксонцами во второй половине 18 века в Европе стали массово производить настоящий твёрдый фарфор и фаянсы очень высокого качества. И, увы, отцы иезуиты уже не были в состоянии помочь своим китайским подопечным опять «возродить» их древнее и, как водится у склеротичных китайцев, крепко забытое искусство. Китайцы не сумели ответить на качественный скачок керамического производства в Европе, экспорт их фарфоров захирел. Тем не менее, легенда о древнем китайском фарфоре сохранилась.
В Японии примерно та же история, за исключением легенды о древности местного фарфора.
«В 17 в. на Идзуми Ями были обнаружены залежи глины и каолина. Поскольку в Японии не могли воспроизводить китайский фарфор, объем и своеобразие керамической продукции значительно увеличились. Мануфактуры в Арите, близ порта Имари, стали производить местный японский фарфор в то время, когда японские порты открылись для европейской торговли. Активными продавцами и заказчиками японского фарфора были голландцы. Они восхищались свободной манерой росписи сине-красно-золотого фарфора Имари, который позднее оказал влияние на рисунки фарфора английской королевской мануфактуры в Дерби».
«японские керамисты 20 в. производили керамику полностью на экспорт и, по иронии судьбы, часто украшали ее имитациями того, что было усвоено европейцами из более ранней японской керамики с росписью кистью»
Современные японцы старательно подражают якобы европейским имитациям старого японского стиля, в действительности который изобрели европейцы. Такова художественно-историческая диалектика.
* * *