Изобретение настоящего фарфора в Саксонии




Китайский фарфор

1. Изобретение настоящего фарфора в Саксонии

2. Докитайская история европейских фарфоров

3. Китайский и японский фарфор

4. Реконструкция подлинной истории восточного фарфора

5. Дополнительные технические сведения, фарфоровый камень

6. Стеклянный след фарфора

7. Эпилог. История как респектабельный бизнес

 

* * *

 

Предыдущая статья "Китайский шёлк".

Перейдем к историям с китайским фарфором. Если с шёлком пришлось повозиться, то с фарфором дело обстоит сравнительно просто и прозрачно. Официальная версия создаёт впечатление, что до знакомства с Китаем в 16 веке европейцы фарфора не знали и делать не умели. Эта дезинформация легко опровергается, достаточно непредвзято ознакомиться с любым квалифицированно составленным описанием истории европейской керамики. Единственная трудность с китайским фарфором, как и шёлком, что его изобретение приписали китайцам довольно давно. Это обстоятельство выделяет фарфор и шёлк среди массы прочих «древних китайских изобретений », которые по большей части обнаружились во второй половине 20 века. Китайским шёлком в Европе заинтересовались не ранее 18 века, а легенду о китайском происхождении шёлка утвердили едва ли ранее 19 века. Миф об изобретении китайцами в глубокой древности фарфора возник значительно раньше легенды о китайском шёлке, примерно на рубеже 16-17 веков. Поиску ответов на вопросы, как и почему это произошло, и посвящено настоящее небольшое исследование.

* * *

 

«История возникновения и развития фарфорового и гончарного ремесла в Китае такая же давняя, как и история появления шелка. Именно шелк и керамические изделия были основными экспортными товарами в древности. Самое раннее появление фарфора датировано временем правления династии Шан (1600 - 1100 до н.э.)».

Уверенно утверждают, что фарфор китайцы придумали в немыслимой древности и за тысячелетия достигли большого искусства в изготовлении фарфоровой посуды, статуэток и прочих бытовых и декоративных изделий. В 16 веке китайский фарфор чрезвычайно поразил воображение Европы, стал предметом роскоши и аристократического престижа. Европейцы мучительно пытались, но никак не могли разгадать тайну китайского фарфора. Наконец-то в начале 18 века в Европе открыли секрет фарфора и в подражание китайцам начали производить фарфоровые изделия. Такова общепринятая версия.

Что такое фарфор? Вообще говоря, разновидность керамики. Подробности технологии фарфорового производства мы рассмотрим далее, сейчас отметим, под фарфором подразумевают широкий круг материалов, отличающихся от обычной керамики некоторыми особенными качествами. Обычное глиняное изделие пористое, а фарфор плотный, не проницаемый для жидкостей и газов. Также фарфор гораздо прочнее традиционной керамики, из него можно изготовлять тонкостенную посуду. Для фарфора характерна некоторая прозрачность (определяемая тонкостью стенок изделия). Тонкостенная фарфоровая чашка при ударе по ней деревянной палочкой издает мелодичный звук. Традиционно фарфором именовали твёрдую и прочную керамику, мастера стремились получить как можно более прочный и плотный материал. Также желали изготовить фарфор непременно чистого белого цвета, белый без примесей фарфор считался (и считается) наиболее элитным и престижным.

 

* * *

 

Изобретение настоящего фарфора в Саксонии

Легенда о якобы уникальном китайском фарфоре это чистое недоразумение, плод парадоксального нежелания вникнуть в общедоступную для изучения историю европейской керамики. Настоящий, так называемый твёрдый фарфор, впервые изобрели в Саксонии в начале 18 века. А сорта «мягкого» фарфора известны были в Европе без всякого Китая, по крайней мере, с 15 века.

«В Европе твердым фарфором (Porcelain) называется прошедшая сильный обжиг керамика, прозрачная на просвет. В Китае любая керамика, прошедшая обжиг при достаточно высоких температурах и звенящая при постукивании, называется фарфором. На практике между этими двумя определениями разница небольшая, поскольку любая достаточно звонкая по китайским меркам посуда, будучи достаточно тонкой, будет и полупрозрачной».

«Иоганн Фридрих Беттгер (1682 – 1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию “rothesPorcelain” (красного фарфора) – тонкой керамики. Опыты проводились в местности, где еще с 1400-х гг. наблюдался расцвет керамического производства, а в Саксонии, в Диппольдисвальде, уже производился обжиг керамики при температуре 1200-1300 С. Наверно, именно поэтому опыты Беттгер начал именно в этом районе».

«Однако настоящий фарфор еще предстояло открыть. Химии как науки в ее современном понимании еще не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырье для производства керамики еще не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчетов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы ».

Как таковой тайны рецепта изготовления фарфора никогда не существовало, поскольку все ингредиенты фарфоровой массы и технологические приёмы использовались в производстве керамики издавна. Настоящая проблема заключалась в том, что по причине слабого развития химии отсутствовало точное понимание процесса получения фарфора (и керамики вообще, разумеется). Научного знания технологического процесса не имелось и у собственно производителей различных фарфоров, как мы увидим, в Европе их было немало. Разнообразный фарфор мастера изготавливали по большей части эмпирически, приспосабливаясь к местному сырью.

Ключевым моментами в технологии изготовления твёрдого фарфора являются пропорция использования каолина (в природе выглядит как белая глина) и двойной обжиг (второй обжиг проводят при высокой температуре около 1400 град.C). Двойной обжиг к 18 веку уже давно и широко применялся, немецкие мастера догадались добавлять в фарфоровую массу каолин.

«Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, - тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, - возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию “rothesPorcelain”, поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

Смесь, которую называли “Versatz” («закладка»), состояла из половины каолина, белого оксида алюминия, который не плавится, четверти полевого шпата, который служил в качестве плавня, и четверти кварца. До 1724 года вместо полевого шпата использовался алебастр. Фарфоровая смесь – тягучий материал, после придания формы он нуждается в сушке на воздухе. Затем фарфор дважды проходит обжиг. Первый, бисквитный, обжиг, производится при 900С, во время первого обжига фарфоровая масса уплотняется, а во время второго обжига становится стекловидной. Во время второго обжига при 1350-1450С плавень обтекает каолин, остающийся во время обжига твердым, и входит в его поры. В результате этого процесса каолин сгущается. Глазурь, состав которой похож на состав фарфора, но в жидкой форме, наносится перед вторым обжигом и во время обжига вплавляется в поверхность.

Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, - мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твердый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен ».

В Европе 16-18 веков славился китайский фарфор, и немецкие мастера стремились разгадать его рецепт (сразу скажу, моральное стимулирование изобретательности немецких мастеров единственный внятный вклад китайцев в развитие фарфорового производства). Немецкий алхимик Иоганн Фридрих Беттгер, как и положено всякому порядочному алхимику, увлеченно занимался получением золота. В 1701 году бежал от прусского короля в Саксонию, где его в 1704 году привлекли к важному государственному делу, сулившему большую коммерческую выгоду, разгадыванию тайны фарфора. Работы проводились в глубокой тайне группой специалистов, беглец из Пруссии Беттгер фактически находился на положении почетного пленника саксонского короля Фредерика Августа I, прозванного Августом Сильным.

«В конце декабря 1707 года было произведен успешный опытный обжиг белого фарфора. Впоследствии Беттгера держали под более строгим военным наблюдением. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Беттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году. Технические проблемы создания фарфора были решены, но Беттгер не чувствовал удовлетворения, поскольку он намеревался придать художественную форму красному и белому фарфору».

«В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора. С 1710 года были предприняты усилия для решения проблемы подглазурного декорирования фарфора синей краской, но опыты завершились успехом только в 1719 году. Цель опытов – майсенский фарфор должен был напоминать китайский фарфор».

Так появился знаменитый майсенский фарфор. Фарфоровые мануфактуры начали приносить солидную прибыль. Саксонский король в 1714 году за заслуги даровал Беттгеру свободу и мануфактуру. Ходили слухи, что Беттгер хотел бежать из Саксонии и был отравлен по приказу короля. Это сомнительно, вероятно, клевета врагов на саксонцев, Беттгер уже был серьёзно болен, вероятно, вследствие длительной работы с всякими вредными химическими препаратами.

Первая саксонская фарфоровая мануфактура для сохранения секретов производства была размещена в майсенской крепости Альбрехтсбург. Главной тайной являлся рецепт составления фарфоровой массы. Однако саксонцы не сумели надолго сохранить производственный секрет.

«Уже в 1717 г. один фламандец раздобыл чертежи мейсенских «фарфоровых» печей и через два года начал производство фарфора в Вене. Вскоре во многих городах Европы бывшие мейсенские работники помогли организовать новые мануфактуры. Самые известные из них были основаны в Берлине (КРМ), Хехсте, Петербурге (ИСЗ), под Москвой (мануфактура Гарднера). В первые годы своего существования многие заводы Германии, Англии, России и Франции не только изготавливали вещи по образцам и формам саксонского фарфора, но даже клеймили их знаменитой мейсенской маркой, представляющей собой два синих скрещенных меча».

Считается, что тайну саксонского фарфора похитил некий фламандец Гунгер, работавший на майсенской мануфактуре. Однако эта версия кажется сомнительной. Более вероятно, что Гунгер подставное лицо, поскольку так и не сумел наладить фарфоровое производство в России.

«В 1744 г., когда была основана первая в России и третья по счету в Европе Петербургская мануфактура, императрица Елизавета пригласила из Швеции И.К. Гунгера, который прежде налаживал фарфоровое производство в Вене и Венеции. Он вел «исследования» около трех лет, а затем уехал, не добившись никаких результатов».

В то время фарфорового ажиотажа по Европе промышляли шарлатаны арканисты (специалисты в области фарфора), обещая заинтересованным лицам наладить фарфоровое производство не хуже саксонского.

«Мода на фарфор после основания Мейссенской, а в 1718 году Венской мануфактуры (Австрия) достигла в Германии таких размеров, что каждый владетельный князь, не останавливаясь перед затратами, старался основать фарфоровое производство. Но на пути у них стояли значительные трудности, и долгое время Мейссен и Вена оставались единственными предприятиями твердого европейского фарфора. В 1745 году во время Силезской войны прусские войска, заняв Мейссен, похитили запасы каолина и вывезли некоторых рабочих. Однако этого оказалось недостаточным для основания мануфактуры в Пруссии, и Берлинская мануфактура была открыта лишь в 1751 году купцом Вегели».

Фарфоровые изделия обладали красотой и прочими высокими потребительскими качествами. Их высоко ценили как предметы роскоши и произведения искусства, они были дороги, явились предметами престижа, фарфор коллекционировали аристократия и короли.

«Ранняя Беттгеровская керамика и фигуры из Беттгеровского фарфора были копиями китайских предметов».

Как видим, первоначально саксонцы подражали китайщине. Однако отсюда ещё не следует, что знаменитый в 17-18 веках китайский фарфор был действительно изобретён и производился в Китае. Оригинальный китайский «фарфор» является разновидностью мягкого фарфора, и ведёт родословную от развитой в Италии технологии майолики. Чтобы в этом убедиться, достаточно немного глубже обычного вникнуть в историю европейской керамики.

* * *

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: