Эпилог. История как респектабельный бизнес




Едва ли есть необходимость подробно растолковывать, что в мире есть кому препятствовать разрушению мифа о древней китайской цивилизации. Те политико-идеологические мотивы, по которым достаточно могущественные мировые силы поддерживают эту шаткую конструкцию, вполне понятны. Прежде всего, древняя китайская история служит важнейшим идеологическим оправданием и обручём, скрепляющим этнически разнородное китайское государство. Китайцы на одно лицо лишь на европейский взгляд. Одним народом «китайцы» могут считаться примерно с тем же успехом как индийцы или африканцы. И кроме собственно китайского государства, в мире имеются и другие игроки, заинтересованные в культивировании мифа о древней китайской цивилизации. Кстати заметить, наиболее энергично древнюю китайскую историю принялись углублять и насаждать в мире во второй половине 20 века, и главной движущей силой проекта были (и остались) отнюдь не китайцы.

Нельзя сказать, что разоблачение насквозь вымышленной древней китайской истории разрушит всё здание мировой истории. Однако моральный урон для официальной истории ожидается значительный. Уже одной этой причины достаточно, чтобы институты официальной истории остального мира были склонны некритически солидаризоваться с китайскими построениями. Западные историки снисходительно смотрят на поток исторических открытия китайских коллег, какую бы нахальную околесицу те не несли. Не слишком огрубляя, можно сказать, что китайцам выдали лицензию на фабрикацию самой древней истории в мире.

Ещё один важный идеологический фактор, древние азиатские истории приводятся как веский аргумент в опровержение концепции европоцентризма. Вымышленные древние цивилизации Востока, китайская в первую голову, призваны обосновать тезис, что потенциально азиатские цивилизации в культурном отношении ничем не уступают европейской, а наблюдаемое цивилизационной превосходство Запада есть относительно краткая историческая случайность. Подобный аргумент особенно востребован среди левых политических сил, служит для «научного » опровержения европейского расизма (который «расизм » обыкновенно толкуется левыми беспредельно широко).

И в дополнение к веским политико-идеологическим факторам, торговля якобы древним китайскими поделками это ещё и выгодная коммерция. Что может быть доходнее и солиднее дела, чем сбыт безделушек с лейблом вечных ценностей. Торговля антикварным китайским фарфором это хороший бизнес. Никто из участников процесса, ни продавцы, ни покупатели, не заинтересованы в разрушении легенды о древних тайнах китайского фарфора. Ниже примеры типовых сделок на этом рынке.

«Топ-лотом по оценкам специалистов станет ваза династии Канси (Kangxi). Эстимейт этого хрупкого фигурного творения высотой более метра может составить £30000–40000. Ваза расписана белыми, синими и медно-красными красками с изображениями пышных виноградных лоз и раскидистых ветвей».

Перед нами изящное, ничем особо не выдающееся китайское изделие 18 века (а может быть и 19-20 века, как знать). Встречаются вещи и подороже:

«Топ-лотом аукциона стал ценный китайский сервиз, датированный 1785 г., который был продан за $278 500 ».

«30 марта [2006] на нью-йоркском аукционе Sotheby's китайская фарфоровая ваза середины XIV в. ушла с молотка за $4 720 000. В последний раз этот сосуд появлялся на публичном аукционе 24 октября 1993 г. (торги проводил аукционный дом Christie's Hong Kong). Тогда бело-голубую фарфоровую вазу (лот №716) купили за $1 200 000.

Таким образом, за 13 лет ваза подорожала почти вчетверо. Еще раньше, 7 июня 1988 г., она выставлялась на лондонском аукционе Sotheby's (лот №212).

Специалисты отмечают, что сравнительно небольшая (34 см в диаметре) ваза является образцом классического стиля Юань, главной особенностью которого является синяя кобальтовая подглазурная роспись по белому фону. Подобных сосудов на мировом рынке антиквариата больше нет, известно лишь три близких образца, два из которых находятся в китайских музеях, а третий – в частном японском собрании».

Судя изображению и по описанию, представленная ваза расписана в одной из типичных техник итальянской майолики 15-16 вв. и фаянсов 16-17 веков: синий и/или голубой растительный орнамент на белом фоне. А вообще говоря, исторически итальянская майолика очень разнообразна по технике исполнения. Ниже несколько примеров.

 

Apothecary Jar (Orciuolo), 1431 (?) Florence, perhaps workshop of Giunta di Tugio (Italian, died ca. 1466) Maiolica

* * *

Переходим к экспонатам 16 века.

Альбарелло (аптечный керамический сосуд), начало XVI в. Тоскана, Майолика

Италия, Дерута. 1530 - 1540-е гг. Майолика; полихромная роспись. Выс. 23 см

По всему миру в СМИ и научно-популярной литературе господствует пропаганда китайских древностей. До широкой общественности не доводят историю и достижения итальянской керамики, публике положено знать об уникальном китайском фарфоре.

«В 1980-х годах было сделано открытие, что в Кастелли создавались удивительные произведения искусства уже в XVI веке. В результате раскопок в этом городе выяснилось, что именно здесь было изготовлено блистательное "семейство" фармацевтических ваз, кувшинов и альбарелли (цилиндрических сосудов) Орсини-Колонна, находящихся в крупнейших музеях мира».

Кастелли - небольшой итальянский городок в горах Терамо в области Абруцци, где в течение более трех веков изготовлялась майолика, которая могла поспорить с продукцией прославленных производств Италии. Керамика Кастелли XVI - XVII вв. из собрания Эрмитажа:

Ваза с изображением святого мученика 1530 - 1560-е гг.

Ваза ладьевидная с гербом Фарнезе. Последняя четверть XVI века

* * *

Перед нами образец знаменитого фарфора Медичи:

Ewer, 16th century (ca. 1575–87) Manufactured in the Medici workshops, Florence, Italy Soft-paste porcelain

Выше мы видели музейные вещи, ими не торгуют. В обороте находится китайский антикварный ширпотреб. «В Штутгарте 8 и 9 мая [2009] состоятся крупные торги азиатского искусства »:

Ваза Meiping. Китай. XV. Фарфор, роспись. Оценка?50 000. Nagel. Asian Art. Штутгарт, 8 мая 2009

 

На фотографии видно, что ваза покрыта паутиной трещин глазури, так называемая цека. Такие трещины характерны для фаянса, поскольку фаянс со временем поглощает воду в несколько больших объемах, чем настоящий твёрдый фарфор, фаянсовый черепок разбухает и происходит растрескивание глазури. Однако китайцы не различают фаянс и прочую майолику, у них всё «фарфор».

Ваза Yuhuchunping. Китай. XVIII. Фарфор, роспись. Оценка?35 000. Nagel. Asian Art. Штутгарт, 8 мая 2009

 

Вещей китайского фарфора ранее 18 века очень мало, да и те сомнительные. Разбогатевшие китайцы скупают своё древнее культурное наследие за бешенее деньги.

«23 октября [2005] аукционный дом Sotheby's провел торги, на которых вниманию зрителей был представлен всего лишь один лот. Им стала уникальная фарфоровая ваза, выполненная в эпоху правления династии Цин (1644–1911). Благодаря своему небольшому размеру ваза выглядит очень изящно. Известный гонконгский коллекционер Вильям Чак заплатил за нее огромную сумму в $14 800 000.

Это не единственная подобная ваза, всего их существует четыре. Одна хранится в музее китайского города Тяньцзинь, другая продана в частную европейскую коллекцию в конце прошлого века, третья считается утерянной, а четвертая выставлялась в эти выходные на гонконгском аукционе. Комплект ваз был изготовлен для четвертого императора династии Цин – Цяньлуна, правившего с 1711 по 1799 г.

На вазе изображены два фазана, сидящие на цветущей ветви. Художник, работавший на очень небольшой поверхности, настолько детально прописал птиц и растения, что сложно представить, как ему удалось сделать это без применения современных технологий».

Сказочная антикварная история, которая лично меня умилила.

«Ваза, подаренная бывшими хозяевами уборщице в день ее выхода на пенсию, оказалась драгоценным произведением искусства эпохи династии Цин. Она была продана 10 июля на аукционе в Лондоне за £92 000 (около $169 500).

Стоимость вазы могла бы достигать миллиона фунтов стерлингов, однако уборщица столь тщательно мыла драгоценный фарфор, что стерла с него всю золотую эмаль.

По данным британского издания Telegraph, хозяева одного из лондонских особняков в 1940 г. подарили вазу своей уборщице, уходившей на пенсию. По наследству фарфор достался внуку уборщицы, который много лет хранил ее в дальнем углу своего дома, за телевизором. В ноябре 2005 г. он увидел в одной из газет фотографию похожей вазы, проданной с аукциона за £240 800, и решил показать свой фарфор оценщикам из аукционного дома Bonhams».

«Конечно, прежде всего, эта история интересна тем, в каких неожиданных местах можно порой обнаружить настоящую драгоценность. Что же касается цены, за которую была продана китайская ваза, то в ней нет ничего примечательного – китайские предметы искусства всегда ценились дорого, и £92 000 здесь не предел ».

Да уж, каких только сокровищ не отыщешь в английском чуланчике. Такой интересный случай, полагаю, он мог бы заинтересовать Экюля Пуаро. Почему бы, спросил он себя для начала, хозяева дарят бедной женщине старую, потёртую никому не нужную вазу. Если они не считают её ценной, то это унизительный подарок даже для уборщицы. И причем здесь покойная уборщица? Должно быть, без неё обретение древней китайской вазы не выглядело бы столь чудесным и трогательным. Однако для сюжета в духе Агаты Кристи не хватает трупа. Ну что ж, допустим, насильственной смертью умирает внезапно разбогатевший внук уборщицы. В ходе расследования совершается много удивительных открытий, а в конце выяснятся, что дерзкий покойник отказался поделиться выручкой с бывшими в деле экспертами и настоящими хозяевами вазы, обедневшими потомками лордов.

Поделки, которые считаются произведенными в Китае ранее 16 века, продаются за десятки миллионов долларов.

«Китайский бизнесмен заплатил огромную сумму в $20 000 000 за фарфоровую вазу династии Сун (960–1279) во время антикварной ярмарки в Пекине».

«Происшедшее еще раз подтверждает, что антикварный «китайский бум» не рекламная выдумка торговцев старым искусством. В июле 2005 г. в Лондоне на аукционе Christie’s был поставлен рекорд: на произведение азиатского искусства – китайскую вазу династии Юань (1279–1368) анонимный коллекционер потратил $27 600 000 ».

В заключение предупредим читателей, что рынок антиквариата это рынок всевозможных подделок.

«В России целая подпольная индустрия специализируется на производстве поддельных предметов старины. На подделку можно наткнуться и на именитом аукционе, и в небольшой антикварной лавочке при покупке недорогого фарфорового сервиза. И если раньше это касалось только коллекционеров, то теперь - всех, кто думает о том, как спасти свои деньги от кризиса. Среди недорогого (сравнительно) антиквариата подделок более 80 процентов. Подделывают практически все: старинный фарфор, мебель, часы, скульптуру и даже старинные монеты, вплоть до античных».

«По словам одного из московских антикваров, уникальный саксонский фарфор Мейсен и знаменитый венгерский фарфор Херенд с изысканной ручной росписью также делается в подпольных мастерских Подмосковья».

Если уж в России умеют производить антикварные вещи приличного качества, то можно себе представить, что делают в Европе, и делают очень давно. Производство антиквариата, как и фабрикации историй, один из древнейших бизнесов.

* * *

/Пионер, март – 21 июня 2009 г./

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: