Перейдём к истории китайского фарфора. Большая Советская (БСЭ) энциклопедия сообщает:
«Фрафор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, пластичной глины, кварца и полевого шпата (такой фарфор называется полевошпатовым). С развитием техники появились разновидности фарфор: глинозёмный, цирконовый, борнокальциевый, литиевый и др.
В зависимости от состава фарфоровой массы различают так называемый твёрдый и мягкий фарфор (мягкий фарфор имеет несколько меньшую твёрдость, чем твёрдый). Твёрдый фарфор беднее флюсами и богаче глинозёмом, чем мягкий; для получения необходимой плотности и просвечиваемости он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °С). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу, чем твёрдый; температура обжига до 1300 °С. К мягкому фарфор относится также костяной фарфор, в состав которого входит до 50% костяной золы, а также кварц, каолин и т.д. Костяной фарфор характеризуется наибольшей белизной и просвечиваемостью».
И собственно о китайском фарфоре историкам известно следующее:
«С 14 в., когда центром производства фарфора стал Цзиндэчжэнь, распространились изделия, украшенные свинцовыми глазурями трёх цветов («сань-цай») или подглазурной росписью синим кобальтом, которая в 15 в. часто сочеталась с надглазурной росписью («доу-цай» – «борьба цветов»). В 16 в. образцами росписи иногда служили узоры шёлковых тканей. Утончённость форм, чистота и белизна черепка, узорность и красочность росписи свойственны изделиям 17–18 вв., особенно с росписью эмалями зелёного и розового цвета и т. н. пламенеющего фарфор с глазурью, переходящей из голубого в красный цвет. Богатством и пластичностью форм отличаются фигуры божественных мифических персонажей, легендарных красавиц. В конце 18 в. формы становятся вычурными, имитируют изделия из лака, бронзы, камня и т.п. В 19 в. фарфоровая промышленность пришла в упадок. Современные изделия китайского фарфор обычно просты по форме, часто монохромны и покрыты традиционными цветными глазурями (серовато-зелёной, голубовато-серой, красной)».
|
Обратим внимание, что китайский фарфор 16-17 веков по составу, цветовой палитре и технике нанесения глазури аналогичен итальянскому (клятвенные уверения, что к тому времени китайцы уже полторы тысячи лет производили фарфор, пока оставим без внимания).
«В Европе китайский фарфор по преобладанию цветов в росписи стали делить на семейства: розовое, зеленое, желтое, черное. В этих изделиях привлекала утонченность форм, чистота поверхности. В связи с экспортом фарфора на Запад тематика росписи начала расширяться: на изделиях появились сюжеты, почерпнутые из европейских гравюр, заказные геральдические фигуры».
Также следует иметь в виду, что изысканные китайские изделия редкость, согласно незаинтересованным свидетельствам европейцев в Китае по большей части производилась довольно грубая и в художественном отношении примитивная керамика.
Брокгауз и Эфрон указывают на особенности китайского и японского фарфоров:
«подмесь к каолину пылеобразной слюды увеличивает пластичность каолина, ибо слюда, приведенная в неосязаемый по тонкости порошок, может давать связное тесто с водою; этим объясняется то, что тесто китайских и японских фарфоров пластичнее европейских, так как восточные каолины содержат до 20—25% пылевой слюды, между тем как европейские — всего до 10%».
|
«китайская и японская фарфоровая масса плавится при несколько низшей температуре, чем европейский твердый фарфор».
Восточные фарфоры по европейским стандартам относятся к мягким фарфорам. Это данные 19 века. А как же обстояли дела с китайским фарфором в 16 веке? В виду закрытости и тотальной фальсификации письменных источников по китайской истории, произведенной маньчжурским правительством в 18 веке, достоверно судить о предмете затруднительно. Ну что ж, тогда воспользуемся японской помощью, как мы это уже делали в случае с шёлком.
Поясню, по какой причине японская история 16-17 века известна много достовернее китайской. Иезуиты обосновались на Японских островах в середине 16 века, и концу 16 века Япония стала преимущественно христианской страной, точнее сказать, католической.
«За тридцать лет деятельности иезуитов в Японии было построено 200 католических церквей, в христианство были обращены сто пятьдесят тысяч японцев, и значительное их число составляли представители самурайской элиты. Особенно преуспели иезуиты на юге страны; центром их деятельности стал крупный портовый город Нагасаки на западном побережье острова Кюсю. Многие из южных даймё не только лично приняли католичество, но и помогли святым отцам обратить в лоно церкви до трети своих подданных. Особенно известны своим христианским радением были даймё Такаяма Укон, принявший христианство еще в 10-летнем возрасте вместе со своими родителями, ОмураСумитада, отдавший в руки иезуитов порт Нагасаки, и даже такие известные князья, как Отомо Сорин и АримаХарунобу, чьи владения лежали на острове Кюсю. Многие самурайские кланы в полном составе перешли в христианство и стали телохранителями отцов-иезуитов».
|
Однако в начале 17 века в Японию пробиваются голландцы и англичане, у испанцев и португальцев, у иезуитов начитаются серьёзные проблемы. Голландцы нарушают японскую монополию католиков, в Японии происходит острый конфликт двух европейских ориентаций – католической и протестантской. В 1637-38 гг. доходит до вооруженного выступления самураев-иезуитов, мятеж правительство сёгуна подавляет с военной помощи голландцев. Дело кончается тем, что в 1630-х годах японские власти почтут за благо перейти к самоизоляции страны. С 1639 года право ограниченной торговли с Японией получают одни голландцы.
Вмешательство голландцев (и англичан) не позволило иезуитам полностью переписать и залегендировать японскую историю 16-17 веков, как то в 18 веке было проделано с китайской историей. И сами японцы прекрасно осведомлены о важной роли европейцев в их истории. Японская историография мирно сосуществует в двух параллельных мирах. Одна японская история мифическая, очень древняя и в духе самурайской романтики. И вторая реальная, начинающаяся с прибытия европейцев в середине 16 века.
Кстати говоря, аналогичный случай с Формозой (ныне остров Тайвань). Португальцы не позволили голландцам проникнуть в материковый Китай и голландцы в 1624 году обосновались на Формозе (вытеснив испанцев). В результате официальная история честно признает, что до европейцев китайцы не имели понятия об острове, китайцев – точнее сказать, переселенцев с материка – в качестве рабочей силы на остров завезли голландские колонизаторы. И впервые в китайской истории Тайвань был присоединен к маньчжурской империи лишь в 1683 году, да и то формально. А не побывай на острове голландцы, ныне Тайвань считался бы много тысяч лет исконным китайским владением (официальная китайская историография именно это и утверждает, но тут европейские историки ей вынужденно не верят).
О японском фарфоре БСЭ с редкой прямотой сообщает, что
«В Японии производство фарфора возникло в XVI–XVII вв. под влиянием Китая и Кореи ».
«В конце XVI в. на Кюсю близ Ариты были найдены месторождения каолина и полевого шпата. На этой базеначало разворачиваться фарфоровое производство, основывающиеся на опыте китайских и корейских мастеров ».
Нельзя понять, зачем японцам надо было полторы тысяч лет ждать прибытия на остров Косю португальцев и иезуитов (город Нагасаки основан как португальская фактория, во второй половине 16 века остров главный центр японского христианства), чтобы приступить к производству фарфора по опыту китайских и корейских мастеров.
С корейскими мастерами фарфора исторический анекдот. Якобы японцы их пленили в ходе случившегося в конце 16 века завоевательного вторжения в Корею, вывезли в Японию и выведали тайну корейского фарфора. Однако штука в том, что корейцы и по настоящее время не умеют делать качественный фарфор.
«Корейский фарфор отличается изящной формой, нежным и глубоким колоритом, многообразием орнаментаций. Лучшим считается голубовато-зеленый фарфор. В Корее его называют «цветом зимородка».
«При содержании окиси железа около 2% череп получает зеленовато-голубой оттенок от образования двойного кремнеземистого соединения закиси железа и кали, что для хорошего фарфора считается нетерпимым »
Нет смысла всерьез вникать в нелепые выдумки о древнем корейском фарфоре, от которого будто бы произошёл японский.
В действительности фарфоровое производство, как и всё прочее, в Японии наладили трудолюбивые отцы иезуиты.
«Иезуитский фарфор — японский фарфор второй половины XVI в., который, по поручению иезуитов миссионеров, был разрисован изображениями мадонны, святых, христианских эмблем и т. п. По изгнании иезуитов подвергнут был уничтожению, вследствие чего ныне составляет керамическую редкость.
Судя по имеющимся в нашем распоряжении объективным данным, производство фарфора и шёлка было перенесено в Китай португальцами (стоящими за их спинами итальянцами) примерно так же, как во второй половине 20 веке западные державы разместили в Японии, а затем в КНР производство радиоэлектроники и автомобилей. Но ведь, кажется, никто не утверждает, что транзистор и автомобиль изобрели китайцы или японцы. Пока, во всяком случае, до новых открытий китайских археологов.
Теперь логично спросить, откуда же в Европе середины 16 века появился изысканный якобы китайский фарфор, которому сперва подражали итальянские мастера, а следом и вся остальная Европа? Китайцы известны муравьиным трудолюбием, но едва ли они успели бы за 2-3 десятилетия перенять от итальянцев все тонкости дела и достичь вершин. Ларчик открывается просто, китайский фарфор (любой древности) начали производить в Италии в первой половине 16 века, а уже затем производство перенесли в Китай. И как увидим, массовое производство фарфора в Китае иезуитам удалось наладить лишь в 18 веке.
Напомним, что согласно официальной исторической версии китайский фарфор«ввозился в Италию через Венецию, в третьей четверга XVI века ». Это уже оптовые поставки, а появляются изделия китайского фарфора в Венеции ещё раньше, по крайней мере, во второй четверти 16 века. И каким же образом это может быть, если в 1509 году венецианцы терпят сокрушительное поражение в Индийском океане от португальцев. В 1517 году теряют Египет, и восточная торговля Венецианской республики приходит в упадок. Испанцы и португальцы уверенно контролируют торговлю в Индийском и Тихом океане до конца 16 века, у венецианцев нет возможности получить в свои руки торговлю китайским фарфором. Даже если бы искомый фарфор тогда там имелся.
Так что остается единственный правдоподобный вариант, что в 16 веке китайский фарфор не ввозили из-за моря, а производили на месте в Италии. Итальянские художники разработали экзотичный восточный стиль, которому впоследствии подражали и сами китайцы. То, что в Италии 16 века производили фарфор уже довольно близкий твердым сортам, достоверно известно.
«… речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100- 1500 С, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца, содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1400 С, когда глазурь соединяется с черепком.
По сравнению с твердым мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия старого севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи).
«В 1575 году по воле великого герцога тосканского Франческо I ди Медичи устраивается мануфактура мягкого фарфора в знаменитых флорентийских садах Боболи. Так называемый фарфор Медичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором, был хотя и прозрачным благодаря белой глине из Виченцы, но желтоватым, и глазурь поэтому применялась белая, уже знакомая по майоличному производству».
Точное описание технологии производства фарфора Медичи не сохранилось, но кое-что известно.
«Как описано в трактате из флорентийской библиотеки Мальябеке, в состав этого фарфора входило 16 частей стеклянной фритты, 24 части песка, 12 частей белой глины из Фаэнцы и немного каолина оттуда же; готовые изделия покрывали свинцовой глазурью или оловянной поливой. Получалось нечто вроде глазурованного и расписанного стекла, изготовленного и украшенного гончарами, имевшего формы дальневосточных или ближневосточных изделий. Это был не фарфор; однако замечательно то, что эти опыты были первыми организованными мероприятиями по воспроизводству фарфора в Европе. Фарфор Медичи был предшественником французской «пат тандр» (мягкой пасты), или мягкого фарфора. Сами по себе эти изделия были очень красивы; в них чувствовалось тонкое понимание духовного начала восточного искусства. Некоторые из них были очень удачными имитациями, но не фарфора, а китайских сине-белых изделий. Герцог Франческоди Медичи украсил свой дворец произведениями фарфора Медичи и, кроме того, использовал его в качестве дипломатических подарков другим государям. Сохранилось всего лишь около сорока образцов фарфора Медичи, грубоватых и тяжеловесных. По-видимому, не сохранившиеся образцы были более тонкими и хрупкими, что и стало причиной их гибели».
Заметим, что японский и китайский фарфоры традиционно отличаются некоторой стекловидностью (большей прозрачностью) благодаря увеличенному содержанию слюды. Вообще говоря, в то время при идентичной технологии производства восточный фарфор не мог получиться идентичным итальянскому. Перенос итальянской технологии в Японию и Китай (да и куда угодно) неизбежно приводил бы к несколько иному результату в силу специфики местного сырья, химический состав которого тогда определять не умели.
Но возможное ли это дело, чтобы в 16-17 веках итальянцы массово выпускали фальшивый китайский фарфор? Не только возможное, но и вполне обычное, даже нормальное. Всякое солидное фарфоровое производство в Европе начиналось с изготовления фальшивок. В 17-18 веках в Европе славился дельфтский фарфор. Или по традиционной европейской классификации – фаянс. Разделение условное, китайцы фаянс и фарфор не различали и не различают, у них всё «фарфор». Эта китайская терминологическая простота также косвенное свидетельство, что фарфоровое производство было занесено в Китай извне, исторически сравнительно недавно.
Производство майолики в голландском городе Делфте основано итальянцами в 16 веке. В середине 17 века дельфтский фаянс добился больших успехов в массовом производстве фарфоровых изделий изысканного восточного стиля.
«Уровень технического мастерства гончаров был чрезвычайно высоким: широко имитировался декор сине-белого китайского фарфора; применялись муфельные краски (легкоплавкие эмали) и позолота; производились также японский (преимущественно красный) фарфор, имитации черного лака и эмалевидные фоновые поливы»
В свою очередь знаменитые саксонцы, изобретя настоящий твёрдый фарфор, первым делом приступили к производству китайских изделий.
«Стилизованное изображение красных с золотом драконов и петухов впоследствии стало одним из самых популярных саксонских узоров в стиле «шинуазри» - «китайщина», создававшихся по образцам гравюр, попадавших в Европу через Голландию».
«Мода на китайской фарфор была столь велика, что до 1724 г. на мейсенских вещах ставили китайские клейма ».
Затем в Европе массово подделывали ставший знаменитым саксонкой фарфор.
«В первые годы своего существования многие заводы Германии, Англии, России и Франции не только изготавливали вещи по образцам и формам саксонского фарфора, но даже клеймили их знаменитой мейсенской маркой, представляющей собой два синих скрещенных меча».
«Открывший в 1766 году в России фарфоровую мануфактуру Франц Гарднер действовал в условиях жесткой конкуренции с модным и дорогостоящим майсенским фарфором. Он пошел по пути т.н. малых заводов Тюрингии, заимствовав формы и декор современных ему образцов саксонского фарфора и имитируя марку "мечи" или "мечи со звездой" (марка Марколини). Таким образом поступали малые заводы Европы и Англии».
Как видим, подделка знаменитых марок фарфоров занятие распространенное. Контрафакт практиковался многие века в прошлом, и тоже не китайцами придуман. Разумеется, будет правильно поставить вопрос, с чего это итальянцы решили фабриковать «китайский фарфор », вместо того, чтобы производить фарфоровые изделия под своими торговыми марками (по типу мануфактуры Медичи)? На то имелись веские коммерческие причины, мы их подробно обсудим в последнем разделе статьи.
В принципе, производство фарфоровых изделий где-то в «Китае» иезуиты могли наладить в конце 16 начале 17 века. Рассказывают, что в начале 17 века китайский фарфор стали закупать голландцы. Правда, при этом признают, что китайщину по большей части производили в самой Голландии.
И всё-таки, когда же в Китае началось производства фарфора? Наиболее правдоподобная версия, что в первой половине 18 века. Имеются и прямые свидетельства о первоначально неудачных попытках иезуитов наладить в Китае производство фарфора в конце 17 века. Эти факты официальной историей интерпретируются таким образом, что иезуиты лишь участвовали в восстановлении фарфоровых мастерских. Окончательно покорившей Китай маньчжурской династией было инициировано возрождение якобы утраченных древних китайских искусств и ремёсел. Будто бы в 17 веке китайцы разучились делать всё-всё-всё, что умели прежде, а в особенности позабыли как делать фарфор. Пришлось с помощью иезуитов «вспомнить ».
«В 1680 император Канси учредил при дворце мастерские для производства тканей, изделий из лаков, перегородчатых эмалей, стекла, мебели, нефрита и фарфора; в некоторых из них вместе с китайскими ремесленниками работали иезуиты. Фарфоровый проект был вскоре оставлен как неудачный, и в 1682 Канси послал своего уполномоченного по паркам ЦзанИньсюаня в Цзиндэчжэн для восстановления императорских мастерских, разрушенных во время гражданской войны. ЦзанИньсюань и два других чиновника, НэньСияо и Тан Ин, поддерживали высочайший уровень декоративно-прикладного искусства вплоть до середины 18 в. Ими было введено много новых технологий, новых цветов и видов глазури – таких, как изысканный «персиковый цвет», «чайная пыль» и «лунный свет». Эмалированный фарфор, известный на Западе как familleverte из-за своего преобладающего зеленого цвета, стал популярен именно при Канси, а в период короткого царствования Юн Чэна появилось «розовое семейство», или «иностранный цвет» – техника, возможно, принесенная иезуитами. Руководство НэньСияо заслужило известность за «подражание древности и изобретение нового».
Если отбросить сказки о древнем китайском фарфоре, то начало крупного производства китайского фарфора – под чутким руководством вездесущих отцов иезуитов – относится к периоду никак не ранее конца 17 века, а более реалистично, первая половина 18 века. Тогда же китайцы приступили к массовой фабрикации и древнего китайского фарфора:
«… об удивительных копиях классического сунского и минского фарфора, при этом в имитациях изделий эпохи Мин были достигнуты не только новые эффекты глазури, но и созданы такие причудливые вещи, как фарфоровые лампы и даже музыкальные инструменты, изготавливавшиеся для европейского рынка. Европейское влияние чувствуется также в изделиях, украшенных с применением теневой росписи в западной манере, получивших название «гу-юэ-сюань». В 1712 и 1722 священник-иезуит д’Антреколь отправил в Рим два письма, содержавшие важные сведения о производстве в Цзиндэчжэне. В них был описан весь сложнейший производственный процесс, все больше и больше стремившийся к безжизненному совершенству цинского фарфора. Прежнее очарование сохранилось лишь в более грубой продукции некоторых провинциальных и работающих на экспорт мастерских».
«В XVIII веке в Кантон приходят корабли большинства европейских государств. Они вывозили очень много фарфора. В это время наблюдается еще одна тенденция – мастерские начинают принимать заказы на изображение определенных сюжетов на фарфоре. Первые сюжеты были связаны с распространением христианства и имели религиозный характер. Среди таких сюжетов наиболее распространены изображения распятия Христа, его крещения ».
Первые сцены, которые китайцы рисовали на фарфоре, иллюстрировали христианские сюжеты. Низкий художественный уровень рисунков на фарфоровых изделиях историки объясняют культурной чуждостью китайским мастерам европейской тематики. Но вообще-то в конце 17 начале 18 века китайцы только ещё учились рисовать под руководством европейских художников, и особенно трудно китайцам давались изображения людей.
Создание в 17-18 веках под руководством иезуитов фарфоровых (и разных иных) производств и массовый выпуск якобы имитаций – которые копии не известно как отличать от оригиналов, если таковые оригиналы и существовали бы – старинных китайских изделий официальной историей объясняется как возрождение маньчжурами забытых (?!) искусств, следование древним китайским образцам.
«Желая усовершенствовать свое мастерство, китайские мастера не искали новых путей, а возвращались к старым, уже забытым приемам. Об этом свидетельствует появление описаний различных ремесел и производств в древности и в средние века».
«Самым блестящим периодом является 18 век, когда по всему Китаю работают сотни мастерских. Происходит постепенное возрождение производства фарфора в Цзиндэчжене. Туда вновь посылаются огромные дворцовые заказы в значительном обогащении тематики орнаментации».
«Европеец, которому удалось выведать "фарфоровый секрет", был католический священник, иезуит, французский пастор д'Антреколь, занимавшийся в Китае миссионерской деятельностью. Каким-то образом он проник в закрытый город Кинг-То-Чен, центр императорской фарфоровой промышленности, где, по его словам, работало более миллиона ремесленников».
С иезуитом д'Антреколем подозрительная история. Сообщаемые им сведения о размахе фарфорового производства в Китае содержат, мягко формулируя, преувеличения, сознательное смешение крупиц правды и лошадиных доз дезинформации.
«В сообщении, отправленном в Париж в 1712 г., он живо описал свои впечатления от тайного города: "Столица фарфора, окруженная высокими горами, лежит в глубине провинции Киангси. Там протекают две реки. На большей реке есть порт длиной более мили. Иногда там скапливается столько судов, что они образуют два или три ряда... Днем и ночью горят три тысячи печей. Ночью кажется, будто город освещается гигантским костром. Город не окружен защитными стенами, благодаря чему может разрастаться во все стороны. Это облегчает также доставку материалов и готовых изделий с кораблей к заводам и обратно. При общей численности более чем миллион душ город насчитывает восемнадцать тысяч семей гончаров. Ежедневно он поглощает десять тысяч тонн зерна и тысячу свиней, не говоря уже о конине и собачьем мясе..." Как следует из донесений монаха-шпиона, Кинг-То-Чен производил впечатление города, построенного по продуманному плану: "Улицы расположены перпендикулярно друг к другу, дома одной высоты; богатые купцы живут в прекрасных жилищах, но при этом в городе громадное количество бедняков. Дети, дряхлые старики, слепые и калеки - все они вынуждены работать, чтобы хотя бы смешиванием красок заработать себе на пропитание. Городом правит мандарин с помощью преданных ему полицейских. На каждой улице в зависимости от ее длины есть один или несколько управляющих, которым помогают служащие, отвечающие за каждые десять домов. По ночам ставятся специальные заграждения, и мандарин лично следит за порядком.
Иноземцы не имеют права жить в этом городе. Они должны либо оставаться на своих судах, либо размешаться у своих знакомых, которые готовы за них поручиться. Благосостояние и вся жизнь в городе зависят полностью и целиком от фарфорового промысла. На заводах работа идет конвейерным методом: каждое изделие проходит через 60 пар рук".
Пастор д'Антреколь внимательно наблюдал за процессом изготовления фарфора и запомнил все до мельчайших подробностей. Информация от него регулярно поступала во Францию. Несмотря на подозрительность и бдительность китайских властей, иезуиту удалось переправить на родину даже образцы каолина.
Но европейцам не хватало важнейшей составляющей для производства сходного с китайским фарфора, того самого каолина, вещества, состоящего из глины и продуктов распада полевого шпата, гранита и пегматита. Эта огнеупорная основа (каолин) была названа по имени холма близ Кинг-То-Чен, где была обнаружена».
К моменту публикации откровений д'Антреколя саксонцы уже изобрели фарфор, и образцы каолина из Китая были не нужны. Очень похоже, что измышления и преувеличения иезуита д'Антреколя имели целью поддержать репутацию китайского фарфора в виду открывшейся опасной саксонкой конкуренции.
Тем не менее, крупное предприятие по производству фарфоровых изделий в городе Цзиндэчжэне (Фулян) в провинции Цзянси действительно существовало. Китайцы сообщают, что в период его расцвета в 18 веке в Цзиндэчжэне имелось несколько сотен печей для обжига (а не три тысячи как привирает д'Антреколь). И что характерно, согласно китайским хроникам в 16-18 веках фарфоровое производство в Китае в основном принадлежало казне. Для фискальных целей было бы достаточно установить государственную монополию внешней торговли фарфором. Первоначально казённый характер фарфоровых мануфактур также косвенно подтверждает, что фарфор в Китае имел краткую историю, и его производство насаждалось государством.
* * *