Ветровые районы России | I | II | III | IV | V | VI | VII |
Нормативная скорость ветра v„, м/с | 25. |
Таблица 9
Аэродинамический коэффициент лобового сопротивления
провода ветру Сх для различных проводов, в том числе
Покрытых гололедом
Провода | Коэффициент |
Одиночные провода и тросы диаметром 20 мм | 1,2 |
Одиночные контактные провода и несущие тросы контактной подвески с учетом зажимов и струн | 1,25 |
Одиночные овальные контактные провода | 1,15 |
Одиночные контактные провода сечением 150 мм2 | 1,30 |
Двойные контактные провода при расстоянии между ними 40 мм | 1,85 |
Результирующая (суммарная) нагрузка на несущий трос в даН/м в режиме максимального ветра определяется по формуле:
(5)
При определении результирующей нагрузки на несущий трос ветровая нагрузка на контактные провода не учитывается, т.к. она в основном воспринимается фиксаторами.
2.3. В режиме гололеда с ветром на несущий трос действуют вертикальные нагрузки от собственного веса проводов контактной подвески, от веса гололеда на проводах подвески и горизонтальная нагрузка от давления ветра на несущий трос, покрытый гололедом при скорости ветра vr; tx = tr = -5°С.
Вертикальная нагрузка от собственного веса 1 м проводов подвески определена выше по формуле (3).
Вертикальная нагрузка от веса гололеда на несущем тросе в даН/м определяется по формуле:
(6)
где Ьт - толщина стенки гололеда на несущем тросе, мм; d - диаметр несущего троса, мм; 71 = 3,14. Толщина стенки гололеда на несущем тросе Ьт в мм определяется путем умножения нормативной для данного района толщины Ь„ на поправочный коэффициент кг, учитывающий влияние местных условий расположения подвески на отложение гололеда:
|
(7)
Нормативную толщину стенок гололеда Ь„ в мм на высоте Юме повторяемостью 1 раз в 10 лет в зависимости от заданного гололедного района модно найти по табл. 10.
Таблица 10
Нормативные значение скорости ветра при гололеде и нормативная толщина гололеда
Районы территории России по толщине стенки гололеда | II | III | IV | V | |
Нормативная толщина стенки гололеда Ь„, мм | |||||
Нормативная скорость ветра при гололеде vrH, м/с |
Значение коэффициента кг в контрольной работе № 1 в соответствии с заданием (см. примечания к табл. 3) следует принять равным 1.
Вертикальная нагрузка от веса гололеда на контактном проводе в даН/м определяется по формуле:
(8) где Ьк - толщина стенки гололеда на контактном проводе, мм;
dcp к - средний диаметр контактного провода, мм. На контактных проводах толщину стенки гололеда принимают равной 50% от толщины стенки гололеда на несущем тросе:
(9) Средний диаметр контактного провода в мм:
(10)
где Н и А - соответственно высота и ширина сечения контактного провода, мм принимаются из табл. 5.
Остальные величины, входящие в формулу (8), те же, что и в формуле (6).
Полная вертикальная нагрузка от веса гололеда на проводах контактной подвески в даН/м равна:
(И)
где пк - число контактных проводов;
grc - равномерно распределенная по длине пролета вертикальная нагрузка от веса гололеда на струнах и зажимах при одном контактном проводе, даН/м, которая в зависимости от толщины стенки гололеда Ьн составляет:
|
Ь„, мм | ||||
grc, даН/м | 0,01 | 0,03 | 0,06 | 0,1 |
Горизонтальная ветровая нагрузка на несущий трос, покрытый гололедом в даН/м при скорости ветра vrH, определяется по формуле:
(12)
где Сх - аэродинамический коэффициент лобового сопротивления несущего троса ветру; табл. 9;
kv - ветровой коэффициент; в данном расчете принять Ку = 1;
d - диаметр несущего троса, мм;
Ьт - толщина стенки гололеда на несущем тросе, мм;
vrH - нормативная скорость ветра при гололеде, м/с; определяется по табл. 10.
Результирующая (суммарная) нагрузка на несущий трос в режиме гололеда с ветром, даН/'м определяется по формуле:
(И)
В заключении следует сравнить полученные значения результирующих нагрузок, действующих на несущий трос в трех расчетных режимах: g; ц„ тах и qr и выявить режим наибольшей нагрузки. Для реальных условий на железных дорогах России режимом наибольшей нагрузки чаще всего является режим гололеда с ветром.
3. Определение длины эквивалентного и критического пролетов и установление расчетного режима
Длина эквивалентного пролета в м определяется по формуле:
где h - длина пролета с номером ц
п - число пролетов в анкерном участке.
Для дальнейших расчетов полученную длину эквивалентного пролета округлить до целого числа.
Из теории механического расчета цепной подвески [1] известно, что для определения по уравнению состояния несущего троса цепной подвески значения натяжения Тх при любой температуре tx и любой нагрузке qx, нужно знать исходное состояние (исходный режим), т.е. знать температуру tb нагрузку qi и соответствующее этим условиям значение натяжения несущего троса
|
Поскольку первоначально из всех возможных натяжений несущего троса известно только его максимальное натяжение Ттах, то необходимо установить, при каком из расчетных режимов для заданного типа подвески и заданных климатических условий в несущем тросе создается наибольшее натяжение, принять этот режим за исходный и считать температуру и нагрузку при этом режиме за ti и qb а Т\ = Ттах.
Таким исходным режимом может быть либо режим минимальной температуры (tmin), при которой натяжение в несущем тросе может оказаться наибольшим за счет сжатия материала троса, либо режим наибольшей дополнительной нагрузки - режим гололеда с ветром (или режим максимального ветра), при которых натяжение в несущем тросе может оказаться наибольшим за счет растяжения, вызываемого дополнительной нагрузкой на трос от гололеда и ветра.
Чтобы определить, какой из названных режимов для конкретных заданных климатических условий и заданного анкерного участка контактной подвески должен быть принят за исходный,
нужно рассчитать длину критического пролета в м для режима наибольшей дополнительной нагрузки.
Так для режима гололеда с ветром критический пролет равен:
В формуле (15) значение 24а должно быть взято для несущего троса заданной подвески по табл. 5.
В соответствии с определением понятия "критический пролет" - см. [1] - можно сделать вывод, что для того, чтобы натяжение в несущем тросе при режиме гололеда с ветром создалось такое же, как и при заданной минимальной температуре и было бы равно Ттах, длина эквивалентного пролета /э заданного анкерного участка должна быть равна длине /крг, полученной по формуле (15).
Остается сравнить полученную длину /кр г с найденной выше длиной эквивалентного пролета /э для заданного анкерного участка цепной подвески.
Если окажется, что значение критического пролета больше 1э (4Р.г > h), то исходный расчетный режим - минимальная температура.
Если окажется, что значение /крГ меньше, чем /э (/кр.г < 4)> то исходный расчетный режим - режим гололеда с ветром.
4. Определение натяжений несущего троса. Построение монтажной кривой Ту (О. Составление монтажной таблицы
4.1. Расчет зависимости натяжения нагруженного несущего троса от температуры и построение монтажной кривой Тх (t v).
Расчет зависимости Тх (tx) выполняется по уравнению состояния несущего троса цепной полукомпенсированной контактной подвески
В уравнении состояния величины с индексом " 1" относятся к исходному режиму, при котором Т, = Ттах (наибольшее допускаемое натяжение):
а) если исходный расчетный режим -минимальная темпера
тура, то Tj = Trnax; tj = train; qj = g;
б) если исходный расчетный режим - гололед с ветром, то
Ti = Tmax; t] = tr = -5 С; qi = qr.
Величины с индексом "х" в уравнении состояния - это искомые значения натяжения несущего троса Тх и соответствующие им значения температуры tx и нагрузки qx.
При этом, поскольку вначале предстоит рассчитать зависимость натяжения несущего троса только от температуры Тх (tx), без учета влияния дополнительных нагрузок от ветра и гололеда, то в данном разделе расчета следует принять qx = g.
Значения произведений 24а и aES для несущего троса заданной подвески должны быть взяты из табл. 5.
Для упрощения дальнейшего расчета уравнение состояния может быть приведено к виду:
где А, В, С - постоянные для данного расчета коэффициенты:
Подставляя в уравнение (17) различные значения Тх, взятые с интервалом 200 даН, получают соответствующие им значения tx. Начать следует с Тх - Ттах. Расчет следует продолжать до тех пор, пока значениями tx не будет охвачен весь заданный диапазон температур от tmin до tmax - в итоге будет получен ряд значений (Тх, tx), которые удобно свести в промежуточную таблицу и по этим результатам построить на листе миллиметровой бумаги кривую Тх (tx) - монтажную кривую натяжения нагруженного (контактным проводом) несущего троса полукомпенсированной цепной подвески в зависимости от температуры.
При построении кривой Тх (tx) рекомендуется принять масштаб:
по вертикали (Тх) 10 мм - 100 даН;
по горизонтали (tx) 10 мм - 10°С,
ось Тх следует провести через 0°С.
4.2. Определение натяжений несущего троса при всех трех расчетных режимах:
при минимальной температуре Ttm;n;
при максимальном ветре Tv max;
при гололеде с ветром Тг.
Один из этих расчетных режимов, как это определено выше, является исходным расчетным, натяжение несущего троса при этом режиме равно максимальному Ттах (см. определение исходного расчетного режима).
Таким образом, предстоит определять значения натяжения несущего троса при двух режимах (кроме исходного).
При этом обычно возможны два варианта расчета в зависимости от установленного выше исходного расчетного режима для уравнения состояния несущего троса полукомпенсированной контактной подвески:
а) Если исходным расчетным режимом оказался режим минимальной температуры, то значение Tt min = Tmax.
Находить же нужно в этом случае натяжение несущего троса при максимальном ветре Tv max и при гололеде с ветром Тг.
Значения Tv max и Тг определяются методом подбора по уравнению состояния несущего троса полукомпенсированной контактной подвески (17).
Для этого в уравнении состояния величины с индексом "1" следует отнести к исходному расчетному режиму, т.е. так же, как и в предыдущем расчете, в данном случае будет
Иными словами, коэффициент А в уравнении состояния (в его упрощенном виде) будет иметь найденное в предыдущем расчете значение; коэффициент С также остается прежним. Уравнение состояния приобретает вид:
Величины с индексом "х" в уравнении состояния следует вначале отнести к режиму максимального ветра, а затем - к режиму гололеда с ветром.
Метод подбора состоит в следующем:
Пусть вначале определяется значение Tv max. Тогда в уравнении состояния qx = qv max.
Значение qvmax найдено ранее по формуле (5).
Далее следует произвольно задаться значением Tv max и принять его за Тх.
Примечани е. Для ускорения расчета следует начать подбор со значения Тх, несколько большего, чем значение Тх на кривой, соответствующее температуре tx = t v max = -5 С. Можно также ориентироваться на данные табл. 6.
Пусть, например, задались Тх = 1400 даН. Подставив значения qx и Тх в уравнение состояния (21), вычислим tx. Пусть получилось tx = -3,5° (а рассчитывали получить (-5°)).
Возьмем большее значение Тх = 1500 даН, подставим в уравнение (21); пусть при этом получилось tx = -6,5°.
Температура tvmax = -5° оказалась между двумя полученными tx; значение Tv max также будет между двумя принятыми выше значениями Тх.
Действительное значение Tv raax найдем методом линейной интерполяции. В нашем примере будет:
Аналогично методом подбора определяется и значение Тг. В этом случае в уравнении состояния (21) величины с индексом "х" должны относится к режиму гололеда с ветром, т.е. qx = qr.
Значение qr найдено выше по формуле (13).
Значениями Тх = Тг задаются и ожидают получить при подстановке qx и Тх в уравнение состояния (21) значение:
Полученные значения Tv max и Тг должны быть точками с координатами (Tv щи, tvmax) и (Tr, tr) отмечены над кривой Тх (tx).
б) Если исходным расчетным режимом оказался режим гололеда с ветром, то значение Тг = Т тах.
Находить же нужно в этом случае натяжение несущего троса при максимальном ветре Tv max и при минимальной температуре
11 min-IS этом случае в уравнении состояния величины с индексом "1", относящиеся к исходному расчетному режиму, имеют следующие значения:
Коэффициенты А и С в уравнении состояния (в его упрощенном виде) будут иметь значения, найденные ранее при расчете кривой Тх (tx).
Натяжение несущего троса при режиме максимального ветра Tv max можно определить по уравнению состояния (21) методом подбора; так как это описано выше, принимая:
Значение натяжения несущего при режиме минимальной температуры также можно определить методом подбора по уравнению состояния несущего троса, приняв:
Однако, это можно сделать проще: значение несущего троса при режиме минимальной температуры может быть определено по монтажной кривой Тх (tx), построенной выше, соответственно температуре tmin.
4.3. Определение натяжения несущего троса при беспровесном положении контактных проводов.
Прежде всего, следует определить температуру to, при которой контактный провод будет занимать беспровесное положение.
Для полукомпенсированной цепной подвески температуру to беспровесного положения контактных проводов обычно принимают несколько ниже (на величину f), чем среднее значение температуры в заданном районе. В связи с этим, формула для определения температуры беспровесного положения контактных проводов может быть записана так:
где t' - величина, зависящая от типа и количества контактных проводов; ее значения приведены в табл. 11.
Таблица 11
Для одиночных контактных проводов сечением 85-100 мм2 | f = 15° |
Для одиночных контактных проводов сечением 150 мм2 | t'=10°-M5° |
Для двойных контактных проводов | f = 5°+10° |
Величину натяжения несущего троса при беспровесном положении контактных проводов Т0 следует определить по построенной выше монтажной кривой натяжения несущего троса Тх (tx) соответственно найденной температуре беспровесного положения контактных проводов to.
4.4. Составление монтажной таблицы натяжения несущего троса.
По монтажной кривой натяжения нагруженного несущего троса Тх (tx) определяют значения натяжения несущего троса, соответствующее заданным значениям tx и заносят их в монтажную таблицу по образцу табл. 12.
Таблица 12 Монтажная таблица натяжений несущего троса
lx> v^ | Tmin=… | -20 | t0=... | +20 | tmax | |
; Тх,даН | Т0 =... |
Примечания:
1. Графа температуры беспровесного положения контактных проводов t0 в каждом варианте должна быть расположена в порядке повышения температуры слева направо.
2. Под монтажной таблицей следует указать найденные выше значения натяжений Tv max, Tr.
5. Расчет и построение монтажных кривых стрел провеса несущего троса и контактных проводов
5.1.Определение стрел провеса нагруженного несущего троса.
Стрелы провеса нагруженного контактного проводом несущего троса Fx в м для каждого из заданных действительных пролетов, входящих в анкерный участок, определяют по формуле:
В этой формуле:
/ - длина пролета в м, для которого рассчитывается стрела провеса несущего троса;
е - расстояние от опоры до первой простой (нерессорнойО струны в м; задано в табл. 1;
К - натяжение контактных проводов в даН;
Т0 - натяжение несущего троса при беспровесном положении контактных проводов в даН, определено выше;
Тх - натяжение несущего троса в даН, соответствующее температуре tx, для которого рассчитывается значение стрелы провеса Fx;
go - вертикальная нагрузка на несущий трос от веса всех проводов цепной подвески при беспровесном положении контактных проводов в даН/м, т.е. go = g;
gx - вертикальная нагрузка на несущий трос от веса всех проводов цепной подвески, соответствующая расчетным условиям, даН;
gTX - нагрузка от веса несущего троса при расчетных условиях, даН.
Поскольку в данном расчете определяются значения Fx в зависимости только от температуры, без учета гололеда и максимального ветра, то gx = g0 = g - подсчитана по формуле (3), g„ = gT (взять из табл. 3).
Из формулы (23) следует, что расчет стрел провеса несущего троса должен быть выполнен отдельно для каждой заданной длины пролета и отдельно для каждой заданной температуры tx, т.е. для соответствующих заданным температурам значений натяжений несущего троса Тх. Такой расчет рационально сделать в таблице по образцу табл. 13.
Значения Тх, соответствующие заданным температурам, tx, принимаются по составленной выше монтажной таблице натяжений несущего троса (табл. 12). Все прочие величины, кроме Тх, входящие в формулу (23), не зависят от изменения температуры, что позволяет упростить формулу (23), предварительно определив Mi, М2, Мз и Ni, N2, N3 - числовые значения не зависящих от температуры tx частей формулы (23) соответственно для длин пролетов /ь /2, /3:
Для .
Аналогично для /2, /3 определяются М2, N2 и М3, N3
На основании итогов расчета стрел провеса несущего троса нужно построить монтажные кривые стрел провеса несущего троса Fx (tx).
При построении кривых Fx (tx) рекомендуется принять масштаб:
по вертикали (Fx) 10 мм - 0,1 м;
по горизонтали (tx) 10 мм - 10°С;
ось Fx следует провести через 0°С.
5.2. Определение стрел провеса контактных проводов.
Стрелы провеса контактных проводов fKX в м определяются
по формуле:
Все величины, входящие в формулу fKX (26) объяснены применительно к формуле (23).
Из формулы (26) видно, что стрелы провеса контактных проводов должны быть определены в том же порядке, что и стрелы провеса несущего троса, т.е. отдельно для каждой заданной длины пролета и отдельно для каждой заданной температуры tx (для каждого значения Тх, соответствующего заданным значениям температуры tx).
Расчет fja рационально выполнить в таблице, аналогичной табл. 13, предварительно определив для каждой длины пролета не зависящую от температуры часть формулы (26) обозначив ее Д. Например для ;
Аналогично определяют Д2 и Д3 для l2 и l3.
По окончании расчетов стрел провеса контактных проводов следует себя проконтролировать, убедившись,
что при tx ниже to fKX - отрицательны и тем больше, чем ниже температура;
4TonpHtx = to fKx = 0;
что при tx выше to - f^ положительны и тем больше, чем выше температура.
Если эта зависимость нарушена, значит в расчете f^ есть ошибки.
На основании итогов расчета стрел провеса fKX следует построить монтажные кривые стрел провеса контактных проводов
fKx(tx).
При построении кривых fKX (tx) рекомендуется принять масштаб:
по вертикали (fKX) 10 мм - 0,01 м; по горизонтали (tx) 10 мм - 10°С; ось ^ следует провести через 0 С.
6. Составление итоговой монтажной таблицы, Выводы из расчета
Полученные для заданных значений tx величины натяжения Тх и стрел провеса Fx несущего троса, а также стрел провеса контактных проводов f^ следует свести в итоговую монтажную таблицу по образцу табл. 14.
В выводах, как это указано в задании, необходимо пояснить, как изменяются натяжение несущего троса Тх и стрелы провеса несущего троса Fx и контактных проводов f^ полукомпенсированной контактной подвески при изменении температуры от tmin
ДО 1щах*
Выводы должны быть сделаны на основании анализа помещенной выше итоговой монтажной таблицы, в которой изменение всех перечисленных параметров контактной подвески при изменении температуры окружающего воздуха представлено наглядно.
При формировании выводов необходимо особое внимание уделить олисанию изменения стрел провеса контактных проводов при изменении температуры, указав, как изменяется стрела провеса контактных проводов fKX при изменении температуры:
от tmin до t0;
ОТ to ДО tmaxJ
какой будет fKX при tx = to.
Кроме этого следует указать, как влияет длина пролета на величины Fj и fKX.