Знаки системы, нет систем состоящих из одного знака.




Семиотика изучает все возможные системы воздействия на человека.

Наиболее распространенный тип подхода задается особенностью канала коммуникации, отсюда следует работы типа: семиотика кино, семиотика живописи, и т.д.

В качестве объектов для исследования семиотику интересуют интенсивные коммуникационные процессы с активным акцентом на форме. Повышенное внимание к форме, а не к содержанию можно объяснить тем, что содержание по своему возможному разнообразию стремится к бесконечности, в то время как форма несомненно конечна.

Семиотику можно рассматривать в 2-х возможных аспектах: структурном и коммуникативном.

В 1-м случае семиотическое исследование рассматривает процесс движения от формы и содержанию, тем самым на 1-й план выходят формальные структурные аспекты.

Во 2-м случае изучается направление движения от содержания к форме, повторяя путь порождения сообщений человеком.

Еще один аспект семиотики получил название социального. В нем идет речь о разнообразных контекстах функционируя знаков, используемых в обществе.

Социальная семиотика требует анализа чисто бытовых контекстов человека. В настоящее время семиотика оказалась более европейской, чем американской наукой. Возможно, это связано с ее недостаточно прикладным характером, что не приветствуется на американском континенте, хотя, следует признать, что «холодная война», которую, США вели против СССР, как раз и была войной символов и знаков. Это столкновение шло посредством разрушения героики. Советская героика была более абиологичной, чем американская, где присутствует набор типа «мой дом - моя крепость» или постулируется возможность для каждого стать миллионером. Подобие мифологемы по сути своей выгодны для индивидуума, советские мифологемы были выгодны для государства: они были более социально сориентированными, т.е. суперзнак «патриотизм» всегда реализовывался в роликах советской мифологии через жертвование. Разрушение советских символов привело к постепенному разрушению и бывшего СССР. Все это говорит о присутствии в рамках семиотики существенного практического компонента.

Развитие семиотики началось с работ 2-х выдающихся личностей: на европейском континенте это был Фердинанд де Соссюр, на американском Чарльз Пирс.

В настоящее время семиотика смещается в сторону общих закономерностей знаков и знаковых процессов. Занимаясь семиологией, Юрий Лотман предлагал различать естественные и искусственные языки по наличию/отсутствию в них неоднозначности.

Естественный язык принципиально многозначен.

Искусственный язык не может этого допустить.

Например в языку светофора невозможно представить себе, что красный свет будет значить то одно, то другое. Многозначность естественного языка позволяет порождать на нем столь многозначные тексты художественной литературы. Именно на этом стоится возможность их многократного прочтения.

Многозначный текст, позволяющий множество прочтений, обладает большими возможностями для своего функционирования, поскольку каждый читатель может брать из него именно то, что значимо именно для него, таким образом это наиболее универсальный тип текста, удовлетворяющий разнородные запросы, а не 1 вариант.

Неоднозначность, неопределенность в привычном понимании особенно значимо в условиях визуальных знаков И. У. Эко и П. Пазолини подчеркивают отсутствие заранее заданного кода в случае визуального кода. Ели в вербальном тексте используются готовые знаки, то в случае визуального текста эти знаки следует предварительно создать.

Треугольник Фрэгера.

Сигнификат

 

Денотат Референт

(реальный мир) (конкретная вещь)

 

Реальный мир (денотат) не зависит от человека

Восприятие (референт) зависит от человека.

 

Джон Фиске разделяет семиотику на 3 сферы:

Знак сам по себе

Коды или системы, в которые организуются знаки

Культура, в рамках которой эти коды реализуются

 

Умберто Эко выделяет 2 разд. Семиотики:

Сигнификации

Коммуникации

 

При этом семиотика сигнификации не зависима от семиотики коммуникации, а семиотика коммуникации невозможна без семиотики сигнификации. В семиотике еще существуют термины, которые используются в лингвистике благодаря датскому лингвисту Луи Ельмслеву- это план выражения и план содержания (внешняя оболочка знака и его значение).

Семиотика таким образом является наукой о значащих формах выражения значения. Однако нет смысла анализировать, почему ты или иная форма связана с определенным предметом или явлением. Потому что современная семиотика главным своим принципом называет принцип немотивированности знака. Это значит, что между формой и значением нет принципиальной связи. С другой стороны чрезвычайно важна в семиотике обратная сторона знака – его мотивированность.

В семиотике и теоретической коммуникации для исследования знаковых отношений приятно пользоваться так называемым треугольником Фрэге. Он говорил: «Употребляя знак, мы хотим сказать что-то, но говорим, как правило является его значение».

 

 

Слово Синтактика

 

 

Вещь Понятие Семантик Прагматика

(значение) (человек)

 

Треугольник Фрэге всегда можно использовать в широком смысле для обозначения связей человека с окружающим его миром. Вся жизнь человека проходит в рамках этого треугольника.

3 стороны треугольника дают 3 раздела семиотики:

Семантику

Синтактику



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: