Отношения в межкультурной коммуникации довольно сложные и противоречивые, потому что понятие и смысл могут расходится, и чтобы это расхождение не было фатальным, существует концепт.
Понятие концепт заимствовано лингвистами из работ Фрега и Черче. По отношению к культуре концепт занимает центральное место. Само слово концепт латинского происхождения, что обозначает «понятие». Именно поэтому концепт входит:
1) Общая идея явлений данного ряда в понимании определенной эпохи.
2) Этимологические моменты, проливающие свет на то, каким образом эта общая идея начинается во множестве конкретных единичных явлений.
Сочетание этих моментов, т.е. общей идеи от конкретных явлений, и определяет суть понятия концепт.
Концепт – это смысловая структура, разворачивающаяся в диапазоне от генотипа до стереотипа.
Существуют разные трактовки концепта. В философском словаре мы находим: концепт – это содержание понятия, это смысл.
Концепт – явление разноуровневое, одновременно принадлежащее логической и интуитивной сфере, индивидуальной и социальной, сознательной и бессознательной; именно поэтому концепт субъективен.
В концепте сочетаются разные факторы культуры: этнический, исторический, психологический, языковой и другие.
Степанов считает, что концепт – это ментальное образование, отмеченное в той или иной степени этносемантической спецификой, т.е. по Степанову концепт – это основная ячейка культуры в ментальном мире человека.
Гумилев утверждает, что в концепте воплощаются стандарты поведения членов этнической системы, передающееся путем сигнальной наследственности.
По Нерознаку, концепт – это знаменательный образ, отражающий фрагмент национальной картины мира.
|
Концепт – это всегда микромодель культуры, а культура – это макромодель концепта. Концепт порождает культуру и порождается ею. Концепт представляет собой одновременно содержание и форму культуры.
Говоря о концепте следует разграничивать понятия смысл и значение. Смысл отличается от значения, и концепт понимается именно как смысл обозначаемого им феномена.
Концепт – это незначение имени (наименования), а способ представления обозначаемого данным именем.
Концепт всегда вовлечен в коммуникативную ситуацию, поэтому он динамичен, нестабилен и текуч. Концепт всегда приближен к ментальному миру человека. Неслучайно Воркачев определяет концепт как единицу коллективного значения/сознания, имеющую языковое выражение и отмеченную этнокультурной спецификой.
Концепт приводит в смысловое движение пучок представлений, понятий, ассоциаций, переживаний, которые сопровождают слово, действие, жест или целый фрейм (рамку), т.е. мыслимый в целостности его составных частей многокомпонентный концепт, содержащий объемное представление.
Концепт – это неравновесная, открытая, нестабильная, динамическая знаковая система, включающая в себя вербальный и невербальный компоненты.
В структуре концепта заложены лакуны т.е. свободные позиции, ненасыщенные места, которые заполняются в результате действия обратных связей. Индивид усваивает, принимает или отражает продукт культуры, и при этом в его сознании возникает новый концепт с иной смысловой структурой. В процессе коммуникации, в системе «культура» происходит порождение не идей, не понятий, а чего-то третьего – это и есть концепт, концепт «понятие», которое функционирует как образ, и концепт «образ», типологизирующий любые признаки.
|
По Красавскому, концепт есть понятие, погруженное в конкретный лингвокультурный контекст. Концепт представляет собой объективно-субъективное и субъективно-объективное, коллективное безличное и одновременно личностное ядро культуры. С одной стороны, под концептом понимается общая идея, нечто общечеловеческое, общезначимое, выраженное в уникальной форме. Другими словами можно сказать, что концепт – это уникальное представление об универсальном смысле.
В речевой коммуникации обычно используется совокупность концептов, образующих определенную концептосферу.
Концептосфера – это образно-словесное отражение национального менталитета. Существуют личные концептосферы, групповые, классовые, национальные и общемировые. Но такие понятия как холодное/теплое, красивое/некрасивое, т.е. во всех концептосферах есть представление, воспоминание, ассоциации, оценки участников коммуникации, причем автокоммуникации (с самим собой) и внешнюю коммуникацию. Эти два коммуникативных процесса переплетаются, образуя непредсказуемые комбинации, концепт – это всегда своего рода сценарий культуры, в которых слово и жест, речь и невербальное поведение соединяются в неразрывное целое.
Концепт имеет следующие признаки:
1) Общность, абстрактность представления о чем-либо
2) Тождественность понимания индивидами с одинаковым менталитетом и культурной идентичностью
|
3) Участие в формировании концепта коллективного сознания
4) Способность к моделированию, т.е. концепт помогает установить особенности национальной картины мира.
Будучи единицей коммуникации, концепт возникает в диалоге между стимулом и реакцией, порождая все новые смысловые образования.
В процессе межкультурной коммуникации стимул поступает из одной культурной среды, а реакция следует из другой. В результате разнородные ассоциативные сети, т.е. «свое» и «чужое», накладывается друг на друга, образуя смежные зоны, ложные совпадения, значимые лакуны и знания (пустоты).
Концепт порождает коммуникацию в системе культуры и порождается ею.