Тема: Основы коммуникации.




Коммуникация – это необходимое условие жизнедеятельности человека и основа существования.

Понятие коммуникации многоаспектны:

1) Универсальное

2) Техническое

3) Биологическое

4) Социальное

Нас интересует социальная коммуникация т.е. специфическая форма взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляется при помощи языка и других знаковых систем – Василик.

Под коммуникацией понимается комплекс явлений связанных обменом информации между людьми через посредство универсальной системы знаковых и графических знаков именуемых языком. Такая коммуникация называется вербальной.

Но ведь мы знаем, что помимо вербальной коммуникации существует невербальная коммуникация: язык жестов, мимики, условных сигналов и т.д.

Невербальная коммуникация является второстепенной по отношению к вербальной коммуникации, на которой базируется мышление человека.

Рассматривая коммуникацию как форму деятельности, которая проявляется в обмене информации, мы можем выделить следующие ее аспекты:

1) Информативный

2) Интерактивный (взаимодействие индивидов)

3) Гносеологический (когда человек выступает как объект и субъект социокультурного познания)

4) Аксеологический (предполагает изучение общение как процесса обмена ценностей)

5) Нормативный (выявляет место и роль общения в процессе регулирования поведения людей)

6) Семиотический (общение выступает как специфическая знаковая система)

7) Практический (когда процесс общения служит обмену умениями и навыками)

 

Соотношение понятий коммуникация и общение не имеют однозначного ответа в научной литературе. Есть ученые Леонтьев, Черри и другие, которые ставят знак равенства между коммуникацией и общением. Другие ученые (Каган) полагает, что коммуникация и общение, несомненно, в большинстве моментов совпадают, но характер связи у них разный. При общении речь идет всегда о взаимодействии индивидов, которые равны в процессе обмена информацией. Каган называет это – субъектно-объектной связи.

К основным целям коммуникации относятся:

1) Обмен и передача информации

2) Формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности

3) Формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом

4) Обмен деятельностью, технологиями

5) Изменение мотивов поведения

6) Обмен эмоциями

Говоря о функциях коммуникации подчеркнем, что не существует однозначного решения вопроса о их наименовании, но большинство ученых выделяют следующие функции:

1) Информативную

2) Социальную

3) Экспрессивную

4) Прагматическую

5) Интерпретативная (толкование, объяснение; служит пониманию партнера по коммуникации)

Все указанные функции связаны между собой и по сути в том или ином сочетании присутствуют в любом видео коммуникации, на различных уровнях межличностной коммуникации:

1) Социально-ролевом

2) Деловом

3) Интимно-личностном

Современно коммуникативное пространство представляет собой сложную систему и в этой системе одна из основных мест принадлежит различным видам коммуникации.

Различают:

1) Информативную

2) Аффективно-оценочная (основывается на выражении положительных и отрицательных эмоций)

3) Убеждающая (стимулирование какого-либо действия)

4) Ритуальная (соблюдение социально условных правил)

5) Реактивная (развлекательная)

Формы процесса коммуникации определяются характерами личностей коммуникантов. В свою очередь эти характеристики определяются ценностями культуры, которую представляют коммуниканты.

Среди личностных характеристик следует выделить:

1) Формально-личностные признаки (пол, возраст, общительность, адаптивность, контактность)

2) Общительность определяется темпераментом человека

3) Контактность выражается в умении управлять ситуацией коммуникации, в умении изменять свое состояние, свое поведение.

4) Адаптивность меняет привычное представление, сменяет привычный комфорт, создает атмосферу взаимной удовлетворенности общением и приводит к коммуникативной активности

Чрезвычайно важными являются такие характеристики как:

1) Самоконтроль

2) Самосознание

3) Стиль общения

Самоконтроль – это самоанализ в ситуации общения для достижения социальной адаптации.

Самосознание имеет 3 аспекта:

1) Личное (умение направить внимание к себе)

2) Публичное (знание о себе, как о социальном субъекте)

3) Социальная тревожность (дискомфорт в присутствии других людей)

В процессе коммуникации, каждый обладает своим стилем общения.

Выделяют обычно 10:

1) Доминантный

2) Драматический

3) Спорный

4) Успокаивающий

5) Впечатляющий

6) Точный

7) Внимательный

8) Воодушевляющий

9) Открытый

10) Дружеский

 

Тема: Текст

Формы существования знака самые различные. Например мы можем говорить о языке вообще или о конкретном языку (русском, английском).

Мы можем говорить о языке каждого отдельного человека, но манифестацией языка в процессе общения является речь, а результатом этого процесса текст.

Текст является предметом изучения лингвистики текста.

Лингвистика текста ставит перед исследователями много проблем, которые не имеют своего решения в результате неоднозначных подходов к их освещению. Такая проблема- уже дефиниция понятия текст.

Текст всегда привлекает внимание исследователей. Риторика и стилистика, семиотика, философия, поэтика и психолингвистика и другие науки считают текст предметом своего изучения, хотя результаты исследования у них не совпадают.

Целый ряд определений текста объединяется мыслью, что он представляет собой некое структурированное по определенным законам единства, отвечающее целям коммуникации.

Параметры подходов к определению текста разнятся в теоретической литературе и потому что под текстом понимаются как отдельные предложения, так и целые речевые произведения.

Москальская предложила исследовать соответственно сверхфразовое единство (СФЕ) или микротекст и целое речевое произведение или макротекст.

Большинство лингвистов считают обязательным признаком текста его связность.

Брикер понимает под текстом связность проследования предложений.

Домашнев расширяет эту формулировку и считает, что текст понимается как некоторая законченная последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора.

Леонтьев считает, что текст – это функционально-завершенное, речевое целое.

Мы понимаем, что текст представляет собой целый комплекс языковых, речевых и интеллектуальных факторов в их связи и взаимодействия.

Лотман подчеркивает, что понятие текст употребляется неоднозначно.

Можно было бы составить набор различающихся значений, которые вкладываются авторами в это слово. Например, у Лихачева текст – это языковое выражение определенного смыслового ядра.

Турает, понимает текст как упорядоченное множество предложений, объединенных различными типами лексической, грамматической и логической связи, способное передавать определенным образом организованную и направленную информацию.

В названных и других дефинициях нет указания, но является ли текст продуктом устной или письменной речи.

На наш взгляд наиболее конкретное определение Гольперина, полагающего, что текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированного в виде письменного документа, литературно-обработанное в соответствии с типам этого документа, произведение состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств) объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку.

В последнее время стоит вопрос о соотношении текста и дискурса.

Некоторые исследователи ставят знак равенства между текстом и дискурсом. Однако, если мы учтем, что слово дискурс заимствовано из французского языка, где оно означает «речь», то определим дискурс в след за Артюновой: дискурс – это связный текст в совокупности с экстралингвистическими прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, т.е. текст взятый в событийном аспекте.

Филипс и Иоргенсен исследуя понятие дискурс, считают, что дискурс – это совокупность письменных и устных текстов, которые люди производят в разнообразных ежедневных практиках, полагая, что дискурс – это особый способ ощущения и понимания окружающего мира.

Понятие текст и дискурс хорошо разбирает Дымарский, который считает, что текст имеет и настоящее время и прошедшее и будущее, к нему можно возвращаться неоднократно. Дискурс имеет только настоящее время, потому что воспроизвести экстралингвистические факторы (тембр голоса, тон, шум) т.е. все то, что сопутствует созданию дискурса нельзя.

Лекция, то что, записывает это – текст, а то что читает лектор- дискурс.

 

Тема: Категории текста

Как и водится в теоретическо- лингвистической литературе нет единого мнения о численности и терминологии текстовых категорий. Мы определим 12 категорий, вслед за Кухаренко.

Основополагающей категорией художественного текста является информативность. Нет информации, нет и текста, но информация бывает понятна только тогда, когда в тексте все взаимосвязано, поэтому все исследователи текста называют связность следующей категорией, при этом различают формальную связность (кагезия) и смысловую связность (когерентность). Дресспер называет это внешней и внутренней связностью. У Гальперина есть понятие интеграции (объединение). Если в тексте все взаимосвязано, то его можно разделить на отдельные части, главы, параграфы, абзацы.

Именно поэтому членимость следующая категория текста. При соблюдении связности и членимости текст выстраивается в определенную систему. Отсюда – систематичность также является категорией текста.

Какая бы ни была система, в ней события могут подаваться строго в хронологической последовательности и тогда мы говорим о категории проспекции, и с нарушением хронологии т.е. действие может забегать вперед или назад, мы говорим о категории ретроспекции.

В любом тексте в центре находится герой, и все, что пишется в этом тексте – это о герое, для героя, поэтому мы говорим о категории антропоцентричности.

Человек действует всегда во времени и пространстве отсюда категория хронотоп. Сразу подчеркнем, что речь идет о художественном времени и художественном пространстве.

Герои и события в тексте изображаются так как автор текста относится к ним. В любом тексте видна модальность (отношение автора к высказанному событию).

Любой текст создается, чтобы выполнить ту или иную идею, тот или иной концепт, поэтому концептуальность можно считать категорией текста.

Для того, чтобы мы могли судить о идее текста он должен быть завершен. Завершенность следующая категория. Завершенным может считаться даже открытый текст (тот, который побуждает домыслить).

Текст создается с целью побудить адресата к каким-либо действиям, вызвать у него эмоции, мысли, поэтому мы говорим о такой категории как прагматическая направленность.

Цементирующей силой любого текста, которые связывает все его части, персонажей в единое целое персонажей является лингвостилистическая категория (образ автора).

Образ автора имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Внутренняя сторона – это его мировоззрение.

Внешняя сторона – это язык произведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: