Полипарадигмальный этап развития образования.




 

В 1960 годы США – активно разв образование в 20е года.

Интерес был обусловлен:

1. Отставание США от СССР в освоении космоса. Первые спутники земли были запущены в космос в СССР. Прежде всего, США отставало в образовании.

2. Образование опаздывает с реакцией на новые требования научно-технической революции. Отстает от потребностей науки. Новые знания и открытия попадают в учебнике только через 10 лет. Дети учат то, что было уже «вчера».

3. Активные выступления студенчества в 1968 году в США, Европе. Это была студенческая революция. Если бы рабочий класс присоединился к революции, то были бы проблемы. Студенты требовали демократизации образования: доступ к образованию и в школах, и в высшей школе – всех слоев населения.

 

Возникает кризис образования. Работа Кумбса в 1970 году «Кризис образования в современном мире», в 1985 году относит проблему образования к глобальным проблемам современности.

Для того, чтобы решить проблему кризиса образования, необходимы:

1. Совместные усилия различных стран мира.

2. Комплексное решение вопросов образования.

3. Образование нужно рассматривать крайне серьезно.

 

Юнеско предлагает решение проблемы образования:

1. Демократизация образования. Рассматривается не только с точки зрения доступа, но и активное участие всех групп населения в образовании. Чтобы родители знали – чему учат и детей, для чего учат.

2. Преемственность образования. Учитывая, что сегодня обр рассматривается как процесс, происходящий в течение всей жизни, непрерывное образование не нужно начинать все с нуля, а с того этапа, когда было прекращено образование. Преемственность предполагает, что учебные программы должны как-то состыковываться. В высшей школе большую роль играет Болонский процесс. Студенты могут ездить по всему миру и перезачитываться в других странах.

3. Связь образования с наукой. Пример: высшее образование в США, поскольку вся наука начинается с университетов. У нас наука традиционно делается в академии.

4. Образование должно быть ориентировано на будущее, а не на прошлое.

 

Западная социология.

В 60-90 годы социология, занимающиеся проблемами образования, активно изучают доступность образования разл форм населения. Обр хар-ся как фактор, ведущий к соц мобильности (Бурдье). Он говорит о том, что не все ученики ВУЗов получают работу. В 90 годы правительство Германии приняло решение, что если студент не получает диплом вместе со своими однокурсниками, то он должен платить. И что началось? Все студенты вышли с протестом. И это решение пришлось отменить.

Американская соц образования. Парсонс рассматривает школу, как разновидность соц системы, а школьный класс – как подсистему.

Когда мы говорим о системе образования, имеем ввиду, что система обр складывается и в СССР. В работах 20 годов. О кризисе образования впервые стали говорить в начале 20 века, когда образование становится массовым. После Первой мировой войны образованием занимаются вплотную.

Соц образования в СССР начинает развиваться в 60-70 годы. Первой работой по социологии образования была работа Шубкина (новосибирская школа), исследования проводились в академ-городке. Программа охватывала широкий круг разных проблем: психологических, экономических, изучались факторы влияющие на систему образования, трудоустройство молодых людей, престиж различных занятий и видов труда. Стояла задача выяснить какова соц, проф и территориальная мобильность молодежи. На основе этих исследований предполагалось изучить возможности прогнозирования планом молодежи, прогнозировать их профессиональную и соц мобильность в связи с выбранными профессиями. Выяснились различные типы личностей. Первый выбор, кот человек делает самостоятельно – это выбор профессии.

Иссл выделяют три группы направленности людей:

1. Экономический человек, кот интересна любая работа, лишь бы платили

2. Человек выбирает профессия

3. Духовный выбор, поиск смысла жизни. Именно эта ориентированность выделяет выбор человека. Проект назывался «17 17».

 

Следующим проектор изучались люди 25 лет. Изучалось – в какой соц общности они хотят быть и затем профессия.

Во всей советской литературе, ни в одном произведении не было положительного образа интеллигенции.

Исследования Шубкина – активное использование количественных методов. Это стало возм только в академ городке. Там был институт математики, лаборатория. В 1966 году была издана работа «количественные методы в социологии». Использовались метода мат статистики, разработанные ноб лаур Катаровичем. Это был последний выпуск средних уч заведений детей, кот были рождены во время войны. Исследователи посчитали, что кол-во молодежи в возрасте 17 лет ув на 60%, 18 – на 70% и численность учащ, окончивших школы, ув в несколько раз. Социологи обратились к властям с вопросом о трудоустройстве выпускников. Предложили не только воссоздать мин труда, но и сформировать биржи труда, называвшиеся «Территориальными управлениями перераспределения рабочей силы».

Эти биржи должны были:

1. Информировать население о потребности в кадрах

2. Должны были давать предприятиям инф о наличии кадров по тем или иным профессиям

3. Должны были заниматься трудоустройством людей, а значит переподготовке и переквалификацией.

Эти проекты не были реализованы и вызвали большую полемику.

Большое внимание уделялось соц мобильности. Соц статус родителей оказывает сущ влияние на ориентацию детей, на выбор профессии, оказ влияние на соц мобильность. 88% сыновей техников и математиков желали продолжать линию родителей среди мальчиков.

Исследователи разбили занятия отцов на три группы и проследили тенденцию соц мобильности их детей:

1. Наименее творческие профессии – дети хотят заниматься промежуточными профессиями

2. Промежуточные профессии - из 2 группы в творческие

3. Творческие профессии – хотят там и остаться.

 

Ученые выяснили, чем привлекательнее профессия, тем меньше количеством нужна она обществу. Выстроили некую пирамиду.

Исследование, кот проводится в Свердловске (Екатеригбург).

В Нижнем Тагиле - работы Филлипова и Рудкевича.

В Свердловске - проф Коган.

В Ленинграде – Лисовский, Синкевич, Иконина, Лисохина, Вонзинская.

В Каунасе – Леонавичус. Проблема изучения: Свободное время студента и бюджет студента.

Эстонская школа социологов в Талине – Титма, Кякман. Лонгитюдные исследования – в течение длительного периода времени опрашиваются одни и те же люди. Группы созданы были в Казахстане, Грузии, в Харькове, Москве, Ленинграде и т.д.

В Киеве – Головаха, Макеев С.А.,

Львов – Н.Черныш

Харьков – в 70 году первая работа по пробл образования – Кроматоров, В.Л.Орбинина (свободное время студентов), И.Д.Ковалева, В.В.Остахова (школа занимается проблемам формирования элиты).

 

Международные исследования, проведенные в 1970 году в Варне впервые на территории социалистической республики был проведен Всемирный соц конгресс. Впервые на нем по предложении сов специалистов, был создан научно-исследовательский комитет по проблемам образования. Во главе был Фридрих Филлипов.

Сотрудничество социологов СССР с соц стран Восточной Европы. В 1970 году было проведено исследование о том, что общее было в студенчестве……………

 

27.09.12

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: