Написать рецензию на одну из совр работ по соц образовании. Сдать рецензию 1 декабря.




Социология образования.

 

 

Учебники:

1. Социология образования, г. Москва, Филиппов Ф.Р.

2. Социология образования 1992 г. Москва, Нечаев

У этих авторов принципиально разные подходы к социологии образования.

3. Лекции по социологии образования, НУА, г. Харьков.

 

Прочитать несколько статей, написаны еще в советское время:

1. Шубкин, Социологические опыты. Изучает престиж профессий у школьников. Построил 2 пирамиды, кот не совпадают: Престиж в глазах школьников и необходимость общества в этих профессиях.

2. Титма Мик (эстонский социолог), поискать его работы. Использовал факторный анализ.

3. Проваторов Валерий Александрович, анализ проф интересов студентов.

Две монографии: «Молодой специалист», «Коммунистические идеалы и личность студента».

4. Поискать современные статьи в соц чтениях, сделать рецензию.

 

Виды работ:

Написать рецензию на одну из совр работ по соц образовании. Сдать рецензию 1 декабря.

2. Конференция в середине декабря. В начале декабря сдать рецензию:

- Личность учащегося:

-- школьники (соц портрет совр школьника). Почему школьник, приходящий в ВУЗ ничего не знает, имея в табеле высокий балл.

-- студенты.

-16-17 вв. Киево-могилянской академия в «Вий» Гоголя, к примеру. Острожская греко-латинская академия. Эти академии были построены по типу западных академий. Московский университет. 18в. Харьковский коллегиум, Помиловский «Очерки бурсы», Посокова Людмила.

- 19 в. Харьковский университет, Киевский университет. В 1804 году был принял устав, по кот работал Харьк университет. Проблемы изменения устава в России в 19 веке Посоков Сергей.

- Студенты 19-начала 20 века. Участие в революции 1805 года. Первые стат исследования были проведены в Харьк университете студентами. Университетское дворянство оценивало университетское образование очень низко. Девочки получали образование дома, а мальчиков отдавали в военные учебные заведения. Только во второй половине 19 века был утвержден закон о том, что высшие чины при власти обязаны иметь университетское образование.

- Советское студенчество, Лисовский В., Конникова С.Н., Лисохина Л. (Ленинград), Свердловск – Рубина Л., Рудкевич, Тикма и все прибалтийские исследователи, Харьк кафедра социологии.

- Современные студенты. Кто такие? Субкультуры совр студентов.

 

-- кто учит этих детей? Портрет учителя.

Каким был профессор в 19 веке. Это были иностранцы, особенно после Великой французской революции. Львовская братская школа, Острожская академия, Киево-могилянская академия.

Какой современный учитель? А. И. Навродский «Высшая школа и инновации в совр обществе», Сокурянская.

 

 

6.09.2012

 

Образование – сложный социальный феномен. Его можно рассматривать под разл углами зрения.

- Обр можно рассматривать как вид деятельности по передаче знаний.

- Обр можно рассматривать как определенный уровень компетенции (образованный человек),

- как некий формальный показатель уровня образованности кот фиксируется опр документом.

- В разл регионах отношение к образованию значительно меняется. В этом смысле Харьков- это удивительно пространство для образования (43 учебных заведения),

- как социальный институт выполняющий функции,

- это важнейший конструкт цивилизации. цивилизация возможна только в условиях преемственности жизни и транслирует это именно образование.

Даже в самые критические времена существования общества, стремление к образованию сохраняется – это как соломинка для утопающего. В 90-е годы были практически парализованы все сферы жизни общества и поразительно сработали СМИ. Но даже в таких условиях было много абитуриентов. Развитие Германии, южной Кореи, Японии. Японию после войны возрождали именно образованием. В послевоенном СССР важную роль сыграло повышение внимания государства к образованию. Когда говорим о современном мире должны сказать что на двух занятых в народном хозяйстве приходится один учащийся. Каждый человек развитых стран прошел определенные ступени образования. В Америке сильные университеты не потому, что Ам богата, а Ам богата потому, что у нее сильные университеты.

В современном мире на 2 занятых в сельском хозяйстве приходится 1 учений. Почти каждый человек прошел какую-то ступень образования.

Сейчас приходит общество знаний. В этом обществе знаний главное требование – развитие общественного интеллекта, развитие образовательных систем, непрерывное образование через всю жизнь.

Образование может помочь преобразовать, к примеру ксенофобию в толерантность. Также умение сочувствовать другому, понимать другого. Главную роль в образовании имеет чтение литературы. Литература учит культуре общения, культуре чувств, восприятию мира.

Когда мы говорим о образовании, то вспоминаем, что на протяжении всей истории человечества не было времени, когда его не ругали. Изменяются методы, подходы и средства обучения.

Образование охватывает большие периоды жизни человека. Молодой человек, кот претендует на профессию средней квалификации, обязан учиться не менее 13 лет. Высшей квалификации – не менее 20 лет.

Наиболее ответственные фазы обучения выпадают на социального самоутверждения человека, когда человек профессионально, семейно, гражданское становление. Это приводит к инфантильности. Образование направлено на созидание личной активности человека.

Молодые люди – это ущемленная социально демографическая группа, не защищенная как старики.

 

Исследователи называют широко дискутируемые проблемы образования:

1. Содержание образования не отвечает запросам жизни. Поэтому перед учителем ставится вопрос: чему учить и как ставить систему образования.

2. Затраченные ресурсы на образование используются не эффективно. Вопрос - какие методы и технологии требуются в образовании и какие необходимо использовать.

3. Медленное внедрение инноваций и распространение новых знаний. Каким должен быть режим инноваций.

4. Какими методами можно достичь более качественного обучения.

5. С каждым годом удлиняются сроки обучения. Насколько это оправдано.

6. Как поддерживать интерес к образованию самого общества, самих учащихся.

7. Каким должно быть образование: открытым для всех слоев общества или селективным, по крайней мере по уровню подготовки.

8. Как поддерживать, каким средствами поддерживать. Соответствует ли программа обучения запросам практики.

9. Соответствие интернета в усовершенствовании образования. Может ли интернет заменить

10. Какова роль гос-ва в образовании

11. Институты образования и глобализации.

 

13/09/12

 

Книга «Структура научной революции Кун.

Кун. Три этапа развития науки:

1. Допарадигмальный этап разв науки. Исследования ведутся в широком поле абстрактных представлений. Активности используется технология др наук. Обращается к ненаучным формам познания. Исп литературно-худ образы.

2. Парадигмальный. Наблюдаем устойчивые согласия иссл по принципиальным вопросам. К исследованиям предъявляются требования последовательности. Этот уровень хараткеризуется четким методом исследования. Четко определяется место науки в области знания

3. Постпарадигмальный. Расширение предмет области науки. Реконструкция прежних парадигм. Вводятся новые парадигмы.

 

Имеем дело прежде всего, с философией образования. Имеем содержательные размышления философов. Как влияют объективные условия на образование, на развитие личности. Это Платон с трактатом «О государстве», Аристотеля представление о всеобщем развитии личности.

 

1. Допарадигмальный этап разв науки.

На уровне допарадигмального уровня образования нудно назвать Уорда, первый президент Американского соц общества. Его идеи: на основании простых действий, побуждающих к действию, складываются морально-этические проблемы. И гос-во, как основной носитель эволюции, заботится о …….. Всеобщее равенство в обществе достигается через всеобщее образование.

Второй исследователь в Европе основоположник социологии Эмиль Дюркгейм. Возглавил кафедру Науки о социологии. Он всю свою жизни посвятил преподавательской деятельности. В 1892 году закончил высшую нормальную школу в Париже. После окончания этой школы он начинает работать……… В 1902 году он возглавил в Саргоне кафедру Науки о воспитании (позже кафедру назвали: Науки о воспитании социологии). Пытается превратить социологию в науку важную для людей. Социология для него – это наука, изучающая специфические социальные факторы. Общество Дюркгейм рассматривает как совокупность солидарности и согласия. И достичь этой солидарности можно посредством воспитания. Именно воспитание он рассматривает как институт образования. Он рассматривает обр и восп в тесной связи с проблемами потребности соц развития, общественного разделения труда. В его творчестве перекликаются 2 методологические линии: институционализм и функционализм.

Институционализм – воспитание и образование – это соц институты и задача социологии это изучение инст их генезис и функционирования.

Функционализм – это изучение функция образования и воспитания и направленность на достижение национальной солидарности, обеспечение в обществе порядка, солидарности и сплоченности.

Осн идея Дюркгейма – это тесная связь педагогики и социологии. При этом он убежден в том,что педагогика невозможна без социологии. В своей лекции в Саргоне он говорит, что считает теоретическое положение в педагогике, что воспитание это явл социальное как по своим функциям и по происхождению, следовательно педагогика зависит от социологии сильнее чем от любой другой науки. Воспитание явление индивидуальное и педагоги рассматривают это явление только в связи с психологией. Сущ только одно и одно воспитание, исключающее другое, подходящее ко всем людям, независимо от их места жительства, не может существовать. Воспитание зависит от условиях, в кот живет человек. Не бывает воспитания повсеместно пригодное для всего чел рода. Не бывает общества, где разл педагогические системы не существовали параллельно. Любой человек выражает любое социальное существо, поскольку есть целенаправленная социализация молодого поколения. И для педагога важно знать, какие должны быть достигнуты цели, в каких целях нуждается общество. Воспитательный институт он сравнивает с другими институтами, и не сущ ни одного восп института, кот нельзя было был уподобить социальному институту. Школа воспроизводит общество: есть нормы поведения школьника, наказания и поощрения, кот сущ для любого члена общества. Для него школа – это зародыш соц жизни.

Дюркгейм выделяет две ориентации общества:

1. На индивидуализм.

2. На коллективизм.

Коллективизм рассматривается, как жесткий конформизм. Жесткий конформизм, если общество нацелено на развитие индивидуализма то все воспитательные средства должны быть по логике отвергнутыми ибо каждое из средств означает насилие над индивидом, непризнание его внутренней свободы и делает вывод что крайности как индивидуализм так и коллективизм нежелательно для общества и педагогики. С какой бы стороны не рассматриваем воспитание оно везде обнаруживает признак: оно отвечает соц потребностям, воспитанию обязаны лучшим в себе.

 

Центральной идеей всей концепции восп Дюрк изложена в 1905 году в работе «Педагогика и социология».

Для того, чтобы найти идеи об образовании, нужно обратиться к обществу.

 

Немецкие философы. Макс Вебер «Наука как призвание и профессия».

Макс Шелер в 1925 году в высшей школе им.Лесенга прочитал доклад «Формы знания и образования». Рассматривает образование, как культуру души. Это категория бытия. Акцентирует внимание на специфической природе образования.

Карл Мангейм «Идеология и утопия», «Идеальность нашего времени». В 1938 году он опубликовал статью «Образование взрослых и соц науки». Работа о задачи социологии в современной ситуации. В Идеологии и утопии он вставляет образование в противоречивую жизнь общества и рассматривает обр как элемент постоянного противоборства. Пишет, что совр обр исконно явл сферой борьбы, мниатюрной копией, борящейся в сфере стремлений и тенденция. В соотв с этим, образованный человек многократно детерминирован в своем духовном горизонте. Следствием научн образования явл то, что человек испытывает действие полярных тенденций соц действительности.

 

Рассматривая образование, как фактор противоборства, можно говорить об образованных и имущих людях. образованные могут не совпадать с владеющими капиталом. Мангейм говорит в работе «Идеология и утопия» о социологии образования

1. Фрагментарное образование. В этой концепции образование хар-ся как самостоятельная область жизни. Поскольку дом и школа стали противостоять друг другу.

2. Интегральное образование. Пишет, что фрагментарность обр нарушена с разл институций повышения квалификаций. Возникает концепция непрерывного образования – это непрерывность обр и посредническая роль общества в его приобретении. С этого момента школьное образование учит тому, чтобы научить человека учиться. Ликвидация разрыва между школой и семьей, семьей и обществом.

Интегральное обр трактуется в 2 аспектах:

1. Интеграция школы в разл аспектах

2. Интеграция совр преподавания с предшествующим ему опытом работы в школе.

 

Развитие интегрализма Мангейм считает ведущей деятельностью в образовании. Он конц интегр обр протипоставляет концепцию теории либерального образования. Гл недостаток либер обр явл игнорирование общественных потребностей. Мангейм полимизирует с этой концепцией. Поскольку эта концепция слепа в человеку.

Ни одна система образования не в состоянии поддерживать у нового поколения эмоциональную стабильность и духовную целостность, пока она не имеет своего рода общей стратегии соц с соц службами, действующими за рамками школы.

Большое внимание он уделяет такой проблеме, как взаимосвязи образования и политической активности. Как только массы становятся политически активными, возникает необходимость в новых формах образования.

1. Общество формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для данного общества

2. Наилучшей образовательной единицей явл группа, кот отличается по размерам, целям, функциям. В ходе образования формируются различные модели поведения которым должна следовать группа и индивиды.

3. Целеобразование в обществе не могут быть адекватно поняты, пока они отделен от конкр ситуаций, в кот попадает каждая возрастная группа и от соц строя в кот они формируются.

Выступает за образование целостное, конкретное.

Образование не может быть нейтральным по отношению к политическим и идеологическим процессам. Истинный смысл образования может быть определен только если оно основано на изучении всех соц аспектах человеческого поведения. Подчеркивает что соц обр должна помогать учителю: схоластические конц обр, должна ориентировать педагога в обучении на нужды общества, должна помочь скоординировать процессов обучения и влияния семьи, церкви, соц служб, обществ мнения.

 

Питирим Сорокин. На примере китайской, английской и индийской школы прослеживает действие институтов образования как каналов соц вертикальной мобильности.

 

Бурдье. Бурдье был в свое время руководителем исследовательской группы «Социология образования и культуры», эта группа большое внимание уделяет содержанию образования, для характеристики этого понятия используется категория Габитус. Подчеркивает, что габитус структурируя мышление и поведение воспроизводит социальные и культурные правила, стиль жизни разных соц групп. Любая власть чтоб стать легитимной стремится оказывать влияние на габитус через символическое насилие. Одним из институтов осуществляющих это символическое насилие – система образования.

 

Американцы. В первую треть 20 века возникает отрасль соц заниня: соц образования и образовательная социология. Соц обр имела теоретический характер, претендовала на роль систематизации научных знаний в образовании. Образовательная социология больше внимания уделяла практическим разработкам, осущ по заказам огранов управления. Она была блаже к педагогам и управленцам, чем социология. Они сущ параллельно, но очень часто занимали противополоджные позиции относильно места социологии в образовательной системе. Это противостояние существовало до 50-60 годов 20 века.

В первой трети 20 века возникают две отрасли соц знания в сфере образования: социология образования и образовательная социология. Соц образования имела теоретический характер, претендовала на роль систематизации соц знаний об образовании. Образовательная социология больше внимания уделяла практическим разработкам по заказам учебных заведений, органов управления. Образовательная социология была ближе к педагогам и управленцам. Они существовали параллельно но часто имели противоположные позиции в вопросах роли и места социологии в формировании образовательной системы. Это противостояние соц образования и образовательной соц просуществовало до 60-х годов 20 века. Соц образования рассматривает предметную отрасль как подотрасль социологии, а образовательная соц доказывает принадлежность предметной области к педагогике. Образовательная соц заинтересована в решении школьных проблем.

 

20.09.12

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: