Закономерности, обосновывающие принцип доминантно-мотивационной установки




Закономерность Основное содержание закономерности и ее педагогическая специфика
Закономерность построения функциональных адаптационных систем (4.12; 4.15) Построение адаптационных функциональ­ных систем организма происходит с целью получения приспособительного результата. Результаты педагогического процесса находят свою материальную основу в адаптационных функциональных системах.
Закономерность пластического обеспечения функций орга­низма (4.187) Всякая привилегированная деятельность должна функционировать при условиях, обеспечивающих исключение «разоруже­ния» пластического эквивалента организма, что может иметь место при одновременном доминировании нескольких видов деятель­ности или при долговременном предельном доминировании одного из ее видов.
Эмоциональная напряженность яв ляетсяядром рабо тоспособности– психологическая закономерность (4.8; 4.9; 4.10) Эмоциональная напряженность определяет степень надежности при работе как умственного, так и физического характера.
Общая законо­мерность акти­визации познава­тельной деятель­ности учащихся (4.182; 4.183; 4.184; 4.185; 4.186) Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается при наличии проблемной ситуации, высокого интереса к теме, эмоционального настроения и волевого усилия. Важную роль в усвоении материала играют процессы доминирования волевого усилия и эмоциональных настроев.

 

Поскольку педагогический процесс профессиональной подготовки имеет своей целью формирование адаптационных, функциональныхсистем, то принципиально важным обстоятельством является естественно-научная основа становления конечного результата. И здесь чрезвычайно важно понять механизмы организации функциональных систем организма в процессе достижения цели. А.Н. Леонтьев (4.153) указывает, что у человека формирование специфических для него функциональных систем происходит в результате овладения им орудиями (средствами) и операциями. Эти системы представляют собой не что иное, как отложившиеся, овеществленные в мозге внешне - двигательные и умственные - например: логические - операции. Но это не простая их «калька», а скорее их физиологическое иносказание. Для того, чтобы это иносказание было прочитано, нужно пользоваться уже другим языком, другими единицами. Такими единицами являются мозговые функции, их ансамбли – функционально-физиологические системы (4.153).

Однако из теории и практики формирования физических и профессиональных качеств известно, что получить интегративный, как бы собранный, приспособительный результат весьма трудно, а в большинстве случаев (в сложных видах деятельности) практически невозможно, т.к. формирование «тонких» механизмов адаптации сложно совмещать с информационным процессом формирования «грубых» физических качеств, а также в силу «несовместимости», в процессе формирования многих качеств, определяющих динамическую работоспособность. Усиленное формирование, например, качества выносливости при определенных условиях, может затормозить формирование или притупить качество скорости и т.д. Система адаптации включает компоненты, отобранные по одному единственному критерию: в какой степениэтот компонент способствует, облегчает получение конкретного приспособительного результата в ответ на воздействие информационного процесса профессиональной подготовки. Поэтому на каждом конкретном этапе подготовки видимо должны доминировать средства подготовки, наиболее способствующие получению полезного результата, выражающегося в уровне функционирования адаптационных систем. Уровень организации и функционирования адаптационных: функциональных систем на каждом этапе, в таком случаев, должен определяться его задачами в интересах достижения (в конечном итоге) результата цели..

Следовательно, этапность специфической многоплановой подготовки выступает как необходимый инструмент организации информационного процесса. Этапность является детерминантом целей и задач информационных процессов профессиональной подготовки, определяя целесообразность средств педагогического воздействия, и специфическую направленность для достижения цели этапа и цели профессиональной подготовки в целом.

Это так называемая временная характеристика структуры организации интегративного информационного процесса. С научно-теоретической же и практической точки зрения весьма важным обстоятельством в формировании полезного результата является вопрос напряженности воздействия средств подготовки. Упорядочение воздействий системообразующих факторов (частных педагогических процессов) имеет первостепенное значение при организации информационного процесса. Целесообразность в информационном процессе при этом приобретает значение критерия организации адаптационных систем и механизмов. Пространственные и временные ограничения биологических возможностей организма в формировании функциональныхсистем адаптации имеют определяющее значение в перераспределении ресурсов организма в ответ на параллельное одновременное доминирование нескольких системообразующих факторов (4.124; 4.211). Уровень нервно-эмоциональной напряженности различных средств подготовки летчика (можно полагать) служит своеобразным регулятором в формировании профессиональных систем организма, причем мотивационный компонент является ведущим в построении целесообразных систем адаптации (4.8; 4.9; 4.16; 4.60; 4.124; 4.231; 4.252; 4,187; 4.188), С.Д. Рубинштейн (5.157) указывал, что узловой вопрос - это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность.

В то же время из теории вопроса известно (4.186; 4.187; 4.188; 1.236), что неупорядоченные хаотические воздействия среды могут разрушать часть важных функций и механизмов в силу пластического перераспределения ресурсов организма (в интересах сохранения жизненно важных параметров) и на этой основе строить другие «нецелесообразные» (для конкретного времени) для летной деятельности. В определенных мотивационных ситуациях возбуждение избирательно объединяет специфические корково-подкорковые механизмы в доминирующее возбуждение (5.7; 5.8; 5.9; 5.19; 5.171; 5.172; 5.173; 5.174; 5.175; 5.176), что может служить причиной перераспределения ресурсов организма (4.187; 4.188).

Рассмотрим данные проблемы на примере функционирования информационного (педагогического) процесса в ходе профессиональной подготовки летчика. Любая информация вызывает в организме ответную реакцию саморегулирования, направленную на сохранение постоянства внутренней среды. Гомеостазис же организма имеет определенные параметры, выход за которые вызывает мобилизацию компенсаторных механизмов, направленных на сглаживание «пиков» нарушения постоянства внутренней среды, поэтому важным представляется вопрос дозирования информации. При систематических доминирующих неупорядоченных воздействиях саморегулирующие функции организма могут оказаться не в состоянии успевать сглаживать негативные «пики» отдельных параметров среды. Исходя из теории пластического обеспечения функций организма Ф.З. Меерсона и доминанты А.А. Ухтомского, в целях сохранения основных жизнеобеспечивающих систем организм будет, в таком случае, перераспределять адаптационные ресурсы. Причем может оказаться, что часть важных для профессиональной деятельности летчика функциональных систем будет привлечено на «борьбу» за поддержание жизнедеятельности основных систем организма в ущерб «второстепенным», но важным для профессиональной деятельности летчика. Следовательно, при одновременном доминировании, например, летной (ЛП) и физической (ФП) подготовки (рис. 5.6, слева) адаптационный ресурс быстро истощается, а более высокий мотивационный настрой будет ведущим компонентом при перераспределении (в соподчинении) ресурсов организма для той (например, физической подготовки) или иной (например, летной подготовки) системы адаптации. Вот почему нельзя одновременно готовить спортсмена высокого класса и летчика, и наоборот. В то же время, когда планирующий орган (ПО) отводит привилегированное положение летной подготовке (рис. 5.6, справа) и, в соответствии с достигнутым результатом при помощи обратной связи, управляет физической подготовкой (по напряженности), можно сформировать необходимый адаптационный комплекс профессиональных качеств исходя из функциональных возможностей организма.

Данный пример мы привели для простоты объяснения доминантой установки. На самом же деле летчик имеет дело с множеством воздействующих информационных компонентов средств подготовки. Причем, если на одном этапе какое-либо средство занимает ведущее положение, то на другом оно должно выполнять роль второстепенного, и, наоборот. Важность же всех средств, их ранжирование для процесса летного обучения должно определяться спецификой профессиональной деятельности.

 

 

 

Рис. 5.6 Доминантная установка в процессе летного обучения

 

Можно резюмировать, что актуализация и сосредоточение функций различных информационных средств профессиональной подготовки – важнейшее условие эффективной организации педагогического процесса. При этом необходимо учитывать, как указывалось выше, взаимосвязь и взаимодействие различных субсистем профессиональной подготовки летного состава, их «совместимость». Для получения необходимого приспособительного эффекта в конкретное время определенные средства профессиональной подготовки должны иметь привилегированное положение по отношению к другим. В противном случае, в силу изложенных теоретических посылок, может произойти ослабление приспособительных функций организма. Поэтому планирование профессиональной подготовки летного состава должно учитывать значимость определенных качеств на промежуточных этапах и так строить педагогический процесс, чтобы добиться максимального «усвоения» информационных воздействий.

С практической точки зрения, с помощью экспертных оценок и корреляционного анализа, все средства подготовки должны быть ранжированы по значимости для целевой (летной) деятельности. В соответствии с конечной целевой деятельностью необходимо весь период подготовки оператора «разбить» на этапы. Этапность подготовки – это инструмент регулирования функционирования напряженности педагогического процесса различных средств профессиональной подготовки летчика в различные конкретные целевые временные интервалы. Самые «сильные» (в профессиональной подготовке) формирующие средства должны доминировать, предшествуя конечной целевой деятельности летчика, обеспечивая тем самым необходимый запас специфических функциональных адаптационных систем организма. Как показали исследования (З.15; 3.19; 3.29; 3.30; 5.74; 5.75; 5.124) продолжительность этапов для обеспечения формирования профессиональных качеств, при 3-х разовом в неделю занятии, будет составлять 2-2,5 месяца. Следовательно, наиболее специализированные средства (учитывая период летного совершенствования) профессиональной подготовки должны доминировать в течение 2-2,5 месяцев (не менее), например, до вывозной программы в первоначальный период освоения летательного аппарата. «Менее важные» средства получают привилегированное положение на начальных этапах. Всякая же, привилегированная на любых этапах подготовки, деятельность «охраняется» от захвата ее пластических ресурсов пониженным доминированием «второстепенных» информационных процессов в конкретное время. Это одно из важнейших положений организации профессиональной подготовки летного состава.

Здесь мы подошли к другому очень важному вопросу организации профессиональной подготовки летчика – роли мотивации в адаптации к информационному процессу. При этом важно подчеркнуть, что всякое приспособительное поведение может быть только мотивированным (5.12; 5.19; 4.16; 5.171; 5.173). В свое время И. М. Сеченов по этому поводу писал, что жизненные потребности родят хотения, и уже эти ведут за собой действия; хотение в таком случае будет мотивом или целью, а движение – действием или средством достижения цели. Роль мотивации в организации учебного процесса была подмечена еще в прошлом веке (4.359). Напомним, что А. Крепелин в начале нашего века (еще задолго до информационного взрыва) писал о роли эмоциональных состояний в учебном процессе: «…При нынешней продолжительности учения скучные учителя прямо таки необходимы. Если бы все учителя умели возбудить у своих учеников захватывающий интерес к своему предмету, то дети, несмотря на быстро возрастающее утомление, пришли бы к продолжительному напряжению умственных сил, последствий которого мы предсказать не в состоянии…» (4.138, С. 136-137)

Эмоции выполняют функциюсубъективных отношений к объективно существующим явлениям, а не объективности такого отношения. Я. Рейковский (4.362), рассматривая эмоции как разновидность процессов психической регуляции деятельности, выделяет три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции, качество эмоции. Академик П.К. Анохин (5.10) указывал, что практически весь изданный опыт человека, начиная с первых дней жизни, помогает ему избегать вредных воздействий не на основе учета объективных параметров вредящего агента, а на основе именно того общего знаменателя, который выражается эмоциональным состоянием "больно", "неприятно". Mc.Daugall(4.335) оценивает эмоции как импульс к действию, G. Glaus(4.344), развивая психоаналитическую концепцию эмоций, выделяет три аспекта: источники эмоций (хранящиеся в биологических функциях человека), роль эмоций (регулирующие действия), принцип собственного «я» (связанный с развитием восприятия памяти, мышления и на этой основе собственной самооценки).

С. Л. Рубинштейн (3.238; 5.157), А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов (4.261); П.М. Якобсон (4.317) и мн. другие рассматривают эмоции как отражающую и регулирующую функцию психики. В основе такой концепции лежит понимание эмоционального процесса как функционального состояния, выражающееся в особой форме отношения человека к явлениям окружающей действительности, их оценкой для удовлетворения своих социальных и биологических потребностей.

Мотивационный же процесс представляет собой форму эмоционального процесса. Как указывает Я. Рейковский (4.362) мотивация - это эмоция плюс направленность действий. Разумеется, что эмоции также не лишены направленности. Однако, в отличии от мотивации, эмоции имеют экспрессивную направленность (не ищут путь к достижению цели). Мотивационный процесс всегда целенаправлен. В то же время эти два процесса едины всвоем проявлении и выражают интегративный эмоциональный мотивационный процесс. Весьма важно учитывать и то обстоятельство, что у человека формирование установки на определенные действия всегда связано с программой достижения цели. Знак эмоций определяется степенью соответствия программы действий с реально существующей обстановкой (4.362).

При отрицательных эмоциях организм в силу генетической программы готовится к активной мышечной деятельности. Мобилизуются энергетические процессы, повышается артериальное давление, мышечный тонус. Однако человеком такая мобилизационная готовность к агрессии, бегству затормаживается. Происходит конфликт между филогенетической потребностью мышечной "разрядки" и психическими процессами современного человека. Такое положение приводит к дисбалансу вегетативного регулирования внутренней среды, и как результат, к органическому поражению внутренних органов (5.11; 4,270; 5.173; 5.175),

Разумеется, что роль эмоционального фактора, исходя из изложенного, имеет принципиально важное значение и в вопросе организации информационного процесса профессиональной подготовки. Формируя профессиональную надежность человека-оператора, мы, прежде всего; должны не допускать такого положения, при котором информационный процесс может отрицательно сказываться на состояние здоровья. Особую значимость данное обстоятельство приобретает в высоко мотивированных видах деятельности, таких, например, как летная. В этой связи, необходимо разобраться в вопросе роли эмоций и их знака в мобилизации функциональных систем летчика в ответ на воздействие информационного процесса профессиональной подготовки.

Исследования (5.21; 5.156) показали, что бытующее мнение многихученых о благоприятной роли положительного эмоционального состояния не всегда правомерны. Многочисленный статистический материал говорит о том, что после положительных эмоций на «гребне побед» наступают серьезные заболевания. Такое влияние положительных эмоций авторы назвали "болезнью достижения". Подобные заболевания появляются, как правило, после достижения цели (например, защиты диссертации и т.д.), когда выполнена большая важная задача. Человек воспринимает такое положение как приход времени, когда можно наслаждаться плодами своего труда. Однако очень быстро наступают признаки заболевания различного характера. Теория "перенапряжения" ресурсов организма в процессе достижения цели не объясняет проблемы, так как переключение субъекта по достижению цели на другую активную деятельность не приводит и отрицательным последствия для организма.

Изменение сложившейся ситуации или изменение самого субъекта к такой ситуации, вызывающие активность к достижению определенных результатов понимаются B.C. Ротенбергом и В.А. Аршавским (5.I56) как поисковая активность. При любом знаке эмоции выход из ситуации может проявляться на «поведенческом» (избегание, агрессия) и на психологическом уровне (планирование, предвкушение и т.д.). Установлено, что чем выше потребность в поисковой активности, тем опаснее для состояния здоровья отказ от такой активности.

Вот почему в процессе профессиональной подготовки важным является постоянная тренировка поисковой активности, мобилизация психических и физиологических механизмов на достижение цели. Безразличность к информационному процессу может быть представлена как детренированность поисковой активности, невозможность интегрировать функциональные системы через психологический уровень регуляции. Причем, чем выше зондирующие лабильно-интегрирующие возможности организма, чем выше доминантно-мотивационные установки, тем надежнее поисковая активность человека.

Доказано (4.14; 5.12; 5.16; 5.172), что приспособительная деятельность организма тормозится в случаях доминирования отрицательного эмоционального состояния, что может иметь место в процессе, например, неупорядоченной организаций физической подготовки или других подсистем профессиональной подготовки, включая летную деятельность. А.В. Вальдман (5.45) указывает, что такое «вытормаживание» происходит вследствие формирования новой функциональной системы, занимающей доминирующее положение. При "наведении" иной эмоции, не связанной с данным действием, активизирующей иную функциональную систему, возникает дезорганизация поведения, «фрустрация», срыв.

Другим особо важным обстоятельством является закономерность организации функциональных систем (5.16; 5.17). В функциональную систему вовлекается только те нейроны, совокупность элементарных функций которых соответствует цели и реальной информации. В свою очередь из памяти извлекаются поведенческие акты, соответствующие мотивации и обстановке (4.307).

Изложенное имеет особо важное значение в поиске конкретизации «дерева целей» в процессе организации профессиональной подготовки летчика. По сравнению с другими реакциями (состояниями) эмоциональные состояния имеют основную главенствующую черту - интегративность. П.К. Анохин (5.14) отмечает, что эмоции охватывают весь организм, придавая состоянию человека определенное биологическое качество. Эмоции почти моментально интегрируют всeфункции организма. Такая мобилизующая функцияэмоций может быть либо полезной, либо вредной для организма. Эмоции в этом случае являются своеобразным индикатором в оценке характера воздействия.

В этой связи становится вполне понятным значение мотивационной установки на «прием» различных по значимости информационных воздействий. При навязчивом доминировании не "полезной" для конкретного времени информации (по оценке обучаемого), согласно изложенным выше теоретическим посылкам, отрицательные эмоции при длительном воздействии такой конфликтной ситуации могут вызвать патологическое состояние. Особенно это положение важно в высокомотивированном летном обучении.

П.К. Анохин (5.9) указывал, что именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным кокружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасательной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологи­ческому знаменателю, т. е. определить, полезно или вред­но для него данное конкретное воздействие. Мотивация же на упорядоченную деятельность приводит к дости­жению результатов путем "просеивания" в процессе отбо­ра нейронов с "полезными" (мотивированными) функци­ями и интегрирование их с целью получения необходимой функциональной системы, исключая элементы с «лишними», для определенного времени, функциями.

Таким образом, мотивация является одним из ведущих компонентов в «достраивании» функциональной системы целесообразной адаптации. Bот почему особенно важно определить место субсистем при организации профессионального обучения. Такое место должно одновременноучитывать связи и взаимосвязи систем всех уровней и доминантно-мотивационные установки.

Hа рисунке 5.7 показана упорядоченная модель организации профессиональной подготовки курсанта-летчика. Временные интервалы (этапы) представлены в виде потоков (прямые) Х, V, Z. Доминантно-моти­вационные установки обозначены линиями различной толщины (Х, V, Z), в порядке значимости для конкретного этапа подготовки. Поскольку напряженность учебного процесса профессиональной подготовки летчика опреде­ляется принципом доминантно-мотивационной установки, то важное значение при конструировании моделей профессиональной подготовки летного состава имеет вопрос соотношения информационных потоков (напря­женности функционирования) по блокам средств В, Б, А.

 

 
 

 

 

Рис. 5.7 Уупорядоченная модель организации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: