Признаки деятельности | Признаки соответствия деятельности | |
Совпадающие с целевой | Не совпадающие с целевой | |
Специфичность | Соответствующие | Не соответствующие |
Сложность | Сложные | Простые |
Изученность | Изученные | Не изученные |
Время выполнения | Лимит и дефицит времени | Без временных ограничений |
Количественная оценка специализированности по внешним признакам деятельности впервые дана в спорте в работах Д.А. Аросьева, Л.П. Матвеева и других исследователей (5.20; 5.128; 5.129; 5.130; 5,57; 5.59).
Каждому виду подготовки присваивается определенный ранг, исходя из максимально возможного набирания количества баллов: (табл. 5.9). В зависимости от набранного максимального количества баллов определяется также коэффициент вида подготовки (K1),который рассчитывается следующим образом.
За 100% принимается 24 балла летной подготовки, что соответствует коэффициенту 1. Тренажная подготовка, набравшая 20 баллов, получает коэффициент 0,8 и т.д.
Для определения тесноты связи блоков и подблоков с летной успеваемостью средства подготовки ранжировались также на два ранга в зависимости от коэффициента корреляции. Это необходимо, с одной стороны, для подсчета степени специализированности отдельных средств подготовки, а с другой - для использования наиболее специализированных средств подготовки в ритмичном построении процесса подготовки в специализированных микроциклонах (МЦс) и, наоборот, менее специализированных средств - в контрастных (МЦк).
Данный коэффициент обозначен нами как К2 (таблице 5.10).
Таблица 5.9
Внешняя «стоимость» средств
Подготовки летчика
Признаки деятельности | Средства подготовки | ||||||||
Летная | Тренажерная | Физическая | Теоретическая | ||||||
а | б | а | б | а | б | а | б | ||
Специфичность | α | ||||||||
γ | |||||||||
β | |||||||||
Сложность | α | ||||||||
γ | |||||||||
β | |||||||||
Изученность | α | ||||||||
γ | |||||||||
β | |||||||||
Время выполнения | α | ||||||||
γ | |||||||||
β | |||||||||
Баллов К1 | 0,8 | 0,6 | 0,3 |
Примечание: а) (α, γ, β) – соответственно знания, навыки, умения
|
б) (α, γ, β) – соответственно признаки, характеризующие умственную, психофизиологическую, физическую нагрузку.
Таблица 5.10
Корреляционная значимость различных средств подготовки летчика (К2)
Блоки подготовки | Средства | Циклы | |
МЦс | МЦк | ||
А | Занятия ТЛ (КТС) Тренажи в кабине самолета СФП | 0,76 0,6 0,42 | - - - |
Б | Теоретическая подготовка (прикладная) | 0,32 | - |
В | Общеобразовательные дисциплины ОФП | - - | 0,1 0,09 |
Подсчет степени специализированнсти производится по разработанной нами формуле
,
где S - специализированность деятельности;
Sin - специализированность упражнения или задания, которое включалось в занятие;
К1n - коэффициент вида подготовки;
К2n - коэффициент блока деятельности;
tn - время выполнения упражнения или задания.
|
Расчет степени специализированности имеет большое значение для распределения средств подготовки. Специализированность дисциплин, выраженная в баллах, определяет важность данного средства до летной подготовки. Одновременно она служит каналом управления процессом подготовки, научным обоснованием доминирования различных средств в разные периоды и на разных этапах подготовки летчика. С помощью оценки специализированности можно определить значимость того или иного средства, например, профессиональной или другой субсистемы подготовки в формировании определенных, важных для летного обучения качеств. Необходимо также учитывать динамику степени специализированности для того, чтобы грамотно распределять средства подготовки.
Если в подготовке используются различающиеся деятельности, то между собой они будут находиться в отношении пластического доминирования, приводящего к различным конечным тренировочным эффектам. Следовательно, нагрузка в дополнительной деятельности на предответственном этапе должна быть такой, чтобы не мешать (по крайней мере) привилегированному пластическому обеспечению основной целевой деятельности, и в тoже время применяться так, чтобы узкая специализированная нагрузка не привела к перетренированности (перенапряжению). Это позволяетиспользовать дополнительную (контрастную) деятельность в непосредственной близости к основной (специализированной). Уровень жeнагрузки в дополнительной деятельности должен быть таким, чтобы застраховаться от захвата пластических ресурсов функциональных систем, относящихся к основной деятельности(летной подготовке).
|
Поскольку летныйтруд представляет собой непрерывное совершенствование, то особое внимание заслуживает вопрос необходимости переходов к системам другого типа, другого уровня функционирования.
Переход функционирования системы с одного ypoвняна другой связан с перестройкой структуры системы, а следовательно, и ее специализированности.