Внешние признаки деятельности




Признаки деятельности Признаки соответствия деятельности
Совпадающие с целевой Не совпадающие с целевой
Специфичность Соответствующие Не соответствующие
Сложность Сложные Простые
Изученность Изученные Не изученные
Время выполнения Лимит и дефицит времени Без временных ограничений

 

Количественная оценка специализированности по внешним признакам деятельности впервые дана в спорте в работах Д.А. Аросьева, Л.П. Матвеева и других исследователей (5.20; 5.128; 5.129; 5.130; 5,57; 5.59).

Каждому виду подготовки присваивается определенный ранг, исходя из максимально возможного набирания количества баллов: (табл. 5.9). В зависимости от набранного максимального количества баллов определяется также коэффициент вида подготовки (K1),который рассчитывается следующим образом.

За 100% принимается 24 балла летной подготовки, что соответствует коэффициенту 1. Тренажная подго­товка, набравшая 20 баллов, получает коэффициент 0,8 и т.д.

Для определения тесноты связи блоков и подблоков с летной успеваемостью средства подготовки ранжировались также на два ранга в зависимости от коэффициента корреляции. Это необходимо, с одной стороны, для подсчета степени специализированности отдельных средств подготовки, а с другой - для использования наиболее специализированных средств подготовки в ритмичном построении процесса подготовки в специализированных микроциклонах (МЦс) и, наоборот, менее специализированных средств - в контрастных (МЦк).

Данный коэффициент обозначен нами как К2 (таблице 5.10).

Таблица 5.9

Внешняя «стоимость» средств

Подготовки летчика

 

Признаки деятельности Средства подготовки
Летная Трена­жерная Физи­ческая Теорети­ческая
а б а б а б а б
Специфичность α                
γ                
β                
Сложность α                
γ                
β                
Изученность α                
γ                
β                
Время выполнения α                
γ                
β                
Баллов К1   0,8 0,6 0,3

Примечание: а) (α, γ, β) – соответственно знания, навыки, умения

б) (α, γ, β) – соответственно признаки, харак­теризующие умственную, психофизиологи­ческую, физическую нагрузку.

 

Таблица 5.10

Корреляционная значимость различных средств подготовки летчика (К2)

Блоки подготовки Средства Циклы
МЦс МЦк
А Занятия ТЛ (КТС) Тренажи в кабине самолета СФП 0,76 0,6 0,42 - - -
Б Теоретическая подготовка (прикладная) 0,32 -
В Общеобразовательные дисциплины ОФП - - 0,1 0,09

Подсчет степени специализированнсти произ­водится по разработанной нами формуле

,

 

где S - специализированность деятельности;

Sin - специализированность упражнения или задания, которое включалось в занятие;

К1n - коэффициент вида подготовки;

К2n - коэффициент блока деятельности;

tn - время выполнения упражнения или задания.

Расчет степени специализированности имеет большое значение для распределения средств подготовки. Специализированность дисциплин, выраженная в баллах, определяет важность данного средства до летной подготовки. Одновременно она служит каналом управления процессом подготовки, научным обоснованием доминирования различных средств в разные периоды и на разных этапах подготовки летчика. С помощью оценки специализированности можно определить значимость того или иного средства, например, профессиональной или другой субсистемы подготовки в формировании определенных, важных для летного обучения качеств. Необходимо также учитывать динамику степени специализированности для того, чтобы грамотно распределять средства подготовки.

Если в подготовке используются различающиеся деятельности, то между собой они будут находиться в отношении пластического доминирования, приводящего к различным конечным тренировочным эффектам. Следовательно, нагрузка в дополнительной деятельности на предответственном этапе должна быть такой, чтобы не мешать (по крайней мере) привилегированному пластическому обеспечению основной целевой деятельности, и в тoже время применяться так, чтобы узкая специализированная нагрузка не привела к перетренированности (перенапряжению). Это позволяетиспользовать дополнительную (контрастную) деятельность в непосредственной близости к основной (специализированной). Уровень жeнагрузки в дополнительной деятельности должен быть таким, чтобы застраховаться от захвата пластических ресурсов функциональных систем, относящихся к основной деятельности(летной подготовке).

Поскольку летныйтруд представляет собой непрерывное совершенствование, то особое внимание заслуживает вопрос необходимости переходов к системам другого типа, другого уровня функционирования.

Переход функционирования системы с одного ypoвняна другой связан с перестройкой структуры системы, а следовательно, и ее специализированности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: