Принцип обратной связи в педагогическом процессе




Профессиональной подготовки

 

Принцип обратной связи наиболее полно разработан в кибернетике. Н. Винер (4.378) обратную связь называл «душой» кибернетики. Обратная связь в совокупности с исходным понятием «функциональная система» являются теми «китами», на которых зиждется все здание теоретической кибернетики (4.96). Разумеется, что принцип обратной связи достаточно полно обоснован во многих областях науки и техники. Это значительно облегчило нашу работу.

Принцип обратной связи реализуется в системе профессиональной подготовки летчика посредством субсистемы (системы) управления. Субсистема управления входит в систему профессиональной подготовки, но, в отличие от других субсистем, (средств подготовки), воздействует на летчика опосредовано, через основные субсистемы. Примерная структурная схема управления процессом профессиональной подготовки курсанта - летчика показана на рис. 5.9.

Информация об уровне успеваемости поступает в планирующий орган подготовки по различным разделам подготовки через средства контроля. Сюда же поступает информация от летчика-инструктора и системы объективного контроля за полетом курсанта (ООКП). Обработав информации на ЭВМ, планирующий орган может получить необходимые данные по включению коррекции функционирования педагогического пpoцессaподготовки летчика.

Согласно различным уровням иерархии системной организации профессиональной подготовки принцип обратной «вязи будет иметь диалектическое присутствие в целях и задачах на всем протяжении летного обучения, на всех уровнях, этапах, субсистемах и т. д. Разумеется, осуществляться он будет сообразно условиям.

Принцип обратной связи в субсистеме управления является обобщающим показателем управленческой информации для субсистемы профессиональной подготовки в целом.

В то же время конструкция системы, ее структура должна учитывать индивидуальные особенности организации систем адаптации организма у различных людей под воздействием одной и той же информации. Один организм приобретает запрограммированный результат, а другой должен совершать определенную работу, поскольку часть полезной информации превратилась для индивидуума в «шумовую».

Рассмотрим роль, механизмы и функцию принципа обратной связи.

Принцип обратной связи является ключевым звеном, которое определяет процесс управления как в социальных и технических системах, так и в живой природе. Этот принцип имеет прямое отношение к вопросу о «целесообразности», «приспособлении», «обученности» (4.212; 5.207; 4.372; 4.376; 5.236). Н. Винер (4.377; 4.378) рассматривает кибернетику также и в плане информации, организации и управления в любых сферах деятельности, где имеются данные понятия.

Управление можно определить как объективный процесс, который в элементарном случае является следствием обмена информацией между двумя подсистемами системы и в свою очередь приводит к сохранению или увеличению информации, организованности и отрицательной энтропии (негентропии) системы (4.212; 4.322; 4.323).

Управление может осуществляться в интересах цели рассматриваемой системы. В этом плане процесс управления следует понимать как целенаправленный. В биологических системах цель управления связана с сохранением устойчивости систем, их гомеостатичностью (4.2).

 

Рис. 5.9 Структура управления процессом профессиональной подготовки курсанта-летчика

 

 

Понятие управления связано с реализацией заданных параметров, а цель управления состоит в поддержании некоторого критерия качества или оптимальности (4.296; 4.2; 4.371; 4.371).

Следовательно, при построении модели педагогического процесса профессиональной подготовки летчика следует исходить из кинетического подхода к вопросу управления функционированием систем, ее регулирования по принципу обратной связи, имеющей место только в процессе взаимодействия всех средств подготовки ради конечной целевой деятельности.

Принцип обратной связи говорит о всеобщей упорядоченности (4.212), а поэтому и о распределении всех средств профессиональной подготовки летчика, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Таким образом, управление по принципу обратной связи содержит в себе единство необходимости и случайности и является важным обязательным компонентом функционирования системы профессиональной подготовки летчика. Оно в обязательном порядке предусматривает правильный выбор эффективных средств подготовки (например, подсистем, системы профессиональной подготовки), которые отражали бы специфику летного труда в зависимости от периода профессионального совершенствования.

Решающее значение принцип обратной связи имеет при организации корригирующих информационных процессов, когда возникает необходимость в индивидуализации педагогической работы с летным составом, имеющим значительные отклонения в состоянии физических и профессиональных качеств. Системная организация профессиональной подготовки позволяет вовлечь в интегративный процесс все основные средства профессиональной подготовки
(рис. 5.10).

Закономерности системного подхода в том и заключаются, что они присущи всем формам организации, высшим и низшим, социальным и биологическим, причем архитектоника всех систем имеет принципиально одинаковое строение.

Таким образом, «завязанные» принципами конструирования и функционирования, средства профессиональной подготовки в структуре системы приобретают целостное образование и несут отпечаток системы на всех уровнях иерархии, а следовательно, подчиняются всем законам системы.

Принятие системного подхода на вооружение при организации обучения специалистов сложных профилей позволит научно подойти к конструированию моделей подготовки с учетом человеческого фактора (рис.5.10).

 

 
 

 

Рис. 5.10 Научно-теоретические основы конструирования
системы профессиональной подготовки

 


* ОФП – общая физическая подготовка.

СФП – специальная физическая подготовка.

ПФП – профилактическая физическая подготовка.

КФП – корригирующая физическая подготовка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: