Закономерность | Основное содержание закономерности и ее педагогическая специфика |
Закономерность объединения органов и систем организма в функциональную систему (4.10; 4.12) | Рабочие органы объединяются в динамическую функциональную систему только в интересах получения необходимого приспособительного результата независимо от их анатомической принадлежности. Такое объединение заканчивает свою деятельность как только будет достигнут результат, который является системообразующим фактором. Средства педагогического воздействия должны интегрировать свои усилия в пространстве и во времени, именно теми гранями, которые обеспечивают получение фокусированного результата. В ответ организм построит необходимую функциональную систему, «заложит» ее в памяти с целью применения в будущем как материальной основы опережающего отражения. Межпредметные связи должны обеспечить пространственно-временное функционирование основных средств профессиональной подготовки |
Окончание формирования общих и специальных качеств в ходе учебно-воспитательного процесса на занятиях по физической подготовке (4.180; 4.181) | Специальные качества должны формироваться только на базе общефизической подготовленности. Развитом состоянии фунциональных систем, обеспечивающих динамическое здоровье, общую работоспособность. Интеграция педагогических процессов различных средств профессиональной подготовки при формировании специальных качеств должна учитывать данную закономерность в интересах получения системой необходимых результатов. |
Принципиально важное значение для конструирования системы профессиональной подготовки летного состава и ее подсистем имеет способ фиксации порядка элементов, функционирования частных педагогических процессов. Отсутствие твердой фиксации отношений различных подсистем подготовки будет представлять собой случайные процессы, функционирование которых будет определяться неустойчивостью, нерегулярностью и в значительной степени произвольностью.
|
Следовательно, интегративные связи различных систем подготовки, их структурные взаимоотношения во времени и пространстве являются важным обстоятельством в достижении необходимого приспособительного результата.
Целостность следует понимать в узком и широком смысле (5.39). В узком смысле целостность понимается, когда познание направлено на высокоорганизованные объекты. В широком смысле целостность следует понимать как стиль мышления, согласно методологии системного подхода, когда взаимодействие частей всегда опосредовано целями. Взаимодействие же различных по своему содержанию (характеру) частей в целом определяется субстанцией, т.е. интегральным качеством целого, его имманентностью.
Ф. Энгельс отмечал: "Мышление состоит столько не в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза". Как философские категории часть и целое выражают отношение между определенной совокупностью и связью, объединяющей совокупность, что приводит к появлению у совокупности новых интегративных свойств и закономерностей. Причем такие свойства не присущи компонентам совокупности в отдельности. Тип же связи частей определяет и тип образуемого целого.
|
В.И. Ленин писал: "Каждое понятие находится в известном отношении, в известной связи со всеми остальными''.
В педагогическом процессе профессиональной подготовки летчика интеграция средств подготовки должна осуществляться исходя из стратегии вопроса: в какой степени каждое из них способствует получению результата профессиональной надежности в рамках структурных связей рассматриваемой системы.
Целостное представление о педагогической системе профессиональной подготовки летчика предполагает всестороннее ее изучение во всех связях и проявлениях. «Чтобы действительно знать предмет» - указывал В.И. Ленин, - надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредствования».
Принцип целостного подхода связан с интегративными свойствами. Вследствие этого целостность может существовать как результат взаимозависимости и взаимосвязи элементов системы профессиональной подготовки. Следовательно, части (элементы) заключают в себе особенности целого, в результате чего разорвать связь целого и части можно лишь в абстракции. Детерминация целого частями обусловлена самой принадлежностью частей целому, выражающих свойства целого. В этой связи интегративную роль целого следует понимать в информационных процессах функционирования каждой части (средства профессиональной подготовки), детерминирующих их органической связью с целостным интегративным информационным процессом профессиональной подготовки летчика.
|
Итак, модель системы информационного процесса профессиональной подготовки летчика, как и другие модели подсистем, должна включать принцип целостного подхода к функционированию частных информационных процессов такой подготовки, исходя из их взаимосвязи и взаимозависимости в интересах интегрального целого. При этом компоненты системы в процессе функционирования должны «вести» себя таким образом, чтобы их «взаимодействие» неизбежно превращалось во «взаимосодействие». «Понятие закона, - указывал В.И. Ленин, - есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и целостности мирового процесса».
Таким образом, целостный подход к профессиональной подготовке летчика, призван интегрировать цели, средства, методы и возможности для решения проблемы профессиональной надежности летчика в полете. В этом отношении упорядоченность педагогической информации, ее детерминированность по пространственно-временным взаимоотношениям будет иметь решающее значение для формирования профессиональной надежности летчика.
Принцип пространственно-временной интеграции предусматривает взаимодействие информационных процессов субсистем системы профессиональной подготовки не только в интересах совместных усилий, направленных на логическое увязывание разделов программы, а главным образом, на такое взаимодействие, которое позволило бы сформировать у летного состава высокий адаптационный комплекс. В зависимости от этапа подготовки летчика (принцип доминантно-мотивационной установки) интеграция педагогических процессов (субсистем) будет осуществляться различными сторонами.
В данном случае мы не будем детализировать различия процессов пространственно-временной интеграции, так как они будут раскрываться по мере обоснования последующих принципов конструирования и функционирования системы профессиональной подготовки летчика. Отметим, однако, что пространственно-временная интеграция субсистем (элементов) системы, например, профессиональной подготовки присуща и более низким уровням организации. Она в обязательном порядке должна отражать закономерности конструирования системы, субсистемы, микросистемы (дисциплины) и т.д.
Следует указать на некоторую особенность принципа целостной пространственно-временной интеграции, заключающуюся в том, что пространственно-временная интеграция ограничена, с одной стороны, количеством элементов в системе, а с другой - адаптационными возможностями человека. Поскольку число элементов (специфических педагогических процессов) может быть увеличено на каждом этапе за счет функционирования пространственно-временной интеграции внутри каждой субсистемы (и на более низком уровне), то организм может оказаться за пределами своей пропускной способности. Вот почему интеграция элементов по этапам подготовки должна вестись с учетом человеческого фактора.
Конкретизируем практическую значимость принципа пространственно-временной интеграции на примере физической подготовки. Если педагогический процесс физической подготовки в целях профессиональной подготовки получает пространственно-временные характеристики, то и структура самой физической подготовки должна в обязательном порядке иметь пространственно-временные параметры, соответствующие суперсистеме профессиональной подготовки. Следовательно, сколько элементов вовлекается в структуру системы профессиональной подготовки и как долго они будут "держаться" в системе будет определять принцип целостной пространственно-временной интеграции. Причем, от выбора граней интеграции ("степеней свободы") будет зависеть направленность функционирования. Для физической подготовки это будет выражаться в преимущественной направленности (ОФП, СФП, ПФП, КФП)*функционирования ее средств.
Принцип пространственно-временной интеграции детерминирует физическую подготовку в системе профессиональной подготовки сообразно цели периода к подцели (цели) этапа подготовки летчика. Подобная детерминация в интересах получения результата этапа (периода) присуща всей иерархии систем, в том числе и физической подготовке, средства которой (субсистемы) детерминируются в гранях интеграции, исходя из необходимости получения запрограммированного результата. Следовательно, пространственно - временная интеграция подсистем (элементов физической подготовки) определяется этапом ипериодом профессионального совершенствования летного состава. При этом при разработке структуры моделей необходимо помнить, что этот принцип предусматривает целостную пространственно-временную интеграцию всех частных педагогических процессов профессиональной подготовки летчика, детерминируя их в объеме и во времени функционирования.
Таким образом, упорядоченность сети взаимных связей между частными педагогическими процессами по пространственно-временным характеристикам является условием для образования целостного интегративного процесса профессиональной подготовки летчика. Поэтому принцип интегративного подхода принят нами как один из основных при разработке моделей профессиональной подготовки летчика.