Закономерности, обосновывающие принцип целостной пространственно-временной интеграции средств профессиональной подготовки




Закономерность Основное содержание закономерности и ее педагогическая специфика
Закономерность объединения органов и систем организма в функциональную систему (4.10; 4.12) Рабочие органы объединяются в динами­ческую функциональную систему только в интересах получения необходимого приспособительного результата независи­мо от их анатомической принадлежности. Такое объединение заканчивает свою деятельность как только будет достигнут результат, который является системооб­разующим фактором. Средства педагоги­ческого воздействия должны интегриро­вать свои усилия в пространстве и во вре­мени, именно теми гранями, которые обес­печивают получение фокусированного ре­зультата. В ответ организм построит необ­ходимую функциональную систему, «зало­жит» ее в памяти с целью применения в будущем как материальной основы опере­жающего отражения. Межпредметные свя­зи должны обеспечить пространственно-временное функционирование основных средств профессиональной подготовки
Окончание формирования общих и специ­альных качеств в ходе учебно-вос­питательного процесса на за­нятиях по физи­ческой подготов­ке (4.180; 4.181) Специальные качества должны форми­роваться только на базе общефизической подготовленности. Развитом состоянии фунциональных систем, обеспечивающих динамическое здоровье, общую работоспо­собность. Интеграция педагогических про­цессов различных средств профессио­нальной подготовки при формировании специальных качеств должна учитывать данную закономерность в интересах полу­чения системой необходимых результатов.

 

Принципиально важное значение для констру­ирования системы профессиональной подготовки летного состава и ее подсистем имеет способ фиксации порядка элементов, функционирования частных педагогических процессов. Отсутствие твердой фиксации отношений различных подсистем подготовки будет представлять собой случайные процессы, функционирование которых будет определяться неустойчивостью, нерегулярностью и в значительной степени произвольностью.

Следовательно, интегративные связи различных систем подготовки, их структурные взаимоотношения во времени и пространстве являются важным обстоятельством в достижении необходимого приспособительного результата.

Целостность следует понимать в узком и широком смысле (5.39). В узком смысле целостность понимается, когда познание направлено на высокоорганизованные объекты. В широком смысле целостность следует понимать как стиль мышления, согласно методологии системного подхода, когда взаимодействие частей всегда опосредовано целями. Взаимодействие же различных по своему содержанию (характеру) частей в целом определяется субстанцией, т.е. интегральным качеством целого, его имманентностью.

Ф. Энгельс отмечал: "Мышление состоит столько не в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза". Как философские категории часть и целое выражают отношение между определенной совокупностью и связью, объединяющей совокупность, что приводит к появлению у совокупности новых интегративных свойств и закономерностей. Причем такие свойства не присущи компонентам совокупности в отдельности. Тип же связи частей определяет и тип образуемого целого.

В.И. Ленин писал: "Каждое понятие находится в известном отношении, в известной связи со всеми остальными''.

В педагогическом процессе профессиональной подготовки летчика интеграция средств подготовки должна осуществляться исходя из стратегии вопроса: в какой степени каждое из них способствует получению результата профессиональной надежности в рамках структурных связей рассматриваемой системы.

Целостное представление о педагогической системе профессиональной подготовки летчика предполагает всестороннее ее изучение во всех связях и проявлениях. «Чтобы действительно знать предмет» - указывал В.И. Ленин, - надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредствования».

Принцип целостного подхода связан с интегративными свойствами. Вследствие этого целостность может существовать как результат взаимозависимости и взаимосвязи элементов системы профессиональной подготовки. Следовательно, части (элементы) заключают в себе особенности целого, в результате чего разорвать связь целого и части можно лишь в абстракции. Детерминация целого частями обусловлена самой принадлежностью частей целому, выражающих свойства целого. В этой связи интегративную роль целого следует понимать в информационных процессах функционирования каждой части (средства профессиональной подготовки), детерминирующих их органической связью с целостным интегративным информационным процессом профес­сиональной подготовки летчика.

Итак, модель системы информационного процесса профессиональной подготовки летчика, как и другие модели подсистем, должна включать принцип целостного подхода к функционированию частных информационных процессов такой подготовки, исходя из их взаимосвязи и взаимозависимости в интересах интегрального целого. При этом компоненты системы в процессе функционирования должны «вести» себя таким образом, чтобы их «взаимодействие» неизбежно превращалось во «взаимосодействие». «Понятие закона, - указывал В.И. Ленин, - есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и целостности мирового процесса».

Таким образом, целостный подход к профессиональной подготовке летчика, призван интегрировать цели, средства, методы и возможности для решения проблемы профессиональной надежности летчика в полете. В этом отношении упорядоченность педагогической информации, ее детерминированность по пространственно-временным взаимоотношениям будет иметь решающее значение для формирования профессиональной надежности летчика.

Принцип пространственно-временной интеграции предусматривает взаимодействие информационных процессов субсистем системы профессиональной подготовки не только в интересах совместных усилий, направленных на логическое увязывание разделов программы, а главным образом, на такое взаимодействие, которое позволило бы сформировать у летного состава высокий адаптационный комплекс. В зависимости от этапа подготовки летчика (принцип доминантно-мотивационной установки) интеграция педагогических процессов (субсистем) будет осуществляться различными сторонами.

В данном случае мы не будем детализировать различия процессов пространственно-временной интеграции, так как они будут раскрываться по мере обоснования последующих принципов конструирования и функционирования системы профессиональной подготовки летчика. Отметим, однако, что пространственно-временная интеграция субсистем (элементов) системы, например, профессиональной подготовки присуща и более низким уровням организации. Она в обязательном порядке должна отражать закономерности конструирования системы, субсистемы, микросистемы (дисциплины) и т.д.

Следует указать на некоторую особенность принципа целостной пространственно-временной интеграции, заключающуюся в том, что пространственно-временная интеграция ограничена, с одной стороны, количеством элементов в системе, а с другой - адаптационными возможностями человека. Поскольку число элементов (специфических педагогических процессов) может быть увеличено на каждом этапе за счет функционирования пространственно-временной интегра­ции внутри каждой субсистемы (и на более низком уровне), то организм может оказаться за пределами своей пропускной способности. Вот почему интеграция элементов по этапам подготовки должна вестись с учетом человеческого фактора.

Конкретизируем практическую значимость принципа пространственно-временной интеграции на примере физической подготовки. Если педагогический процесс физической подготовки в целях профессиональной подготовки получает пространственно-временные характеристики, то и структура самой физической подготовки должна в обязательном порядке иметь пространственно-временные параметры, соответствующие суперсистеме профессиональной подготовки. Следовательно, сколько элементов вовлекается в структуру системы профессиональной подготовки и как долго они будут "держаться" в системе будет определять принцип целостной пространственно-временной интеграции. Причем, от выбора граней интеграции ("степеней свободы") будет зависеть направленность функционирования. Для физической подготовки это будет выражаться в преимущественной направленности (ОФП, СФП, ПФП, КФП)*функционирования ее средств.

Принцип пространственно-временной интеграции детерминирует физическую подготовку в системе профессиональной подготовки сообразно цели периода к подцели (цели) этапа подготовки летчика. Подобная детерминация в интересах получения результата этапа (периода) присуща всей иерархии систем, в том числе и физической подготовке, средства которой (субсистемы) детерминируются в гранях интеграции, исходя из необходимости получения запрограммированного результата. Следовательно, пространственно - временная интеграция подсистем (элементов физической подготов­ки) определяется этапом ипериодом профессионального совершенствования летного состава. При этом при разра­ботке структуры моделей необходимо помнить, что этот принцип предусматривает целостную пространственно-временную интеграцию всех частных педагогических про­цессов профессиональной подготовки летчика, детер­минируя их в объеме и во времени функционирования.

Таким образом, упорядоченность сети взаимных связей между частными педагогическими процессами по пространственно-временным характеристикам является условием для образования целостного интегративного процесса профессиональной подготовки летчика. Поэтому принцип интегративного подхода принят нами как один из основных при разработке моделей профессиональной подготовки летчика.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: