На иконе Державной в крипте Св. прав. Иоанна Кронштадтского Ивановского монастыря на Карповке (С.-Петербург) наверху в облаках - изображение Пресвятой Троицы. - Сост.
11. «Православная Русь». 1951. Март; там же. 1967. № 6. С. 4-6.
12. См. главу 3-ю, и в особенности видение Патриарха Никона в Воскресенском монастыре в 1661 г. - Сост.
13. У упоминавшегося уже поэта С. С. Бехтеева, жившего и издававшего в Ницце журнал «Царский Гусляр», есть стихотворение 1934 г., свидетельствующее о его знакомстве с подробностями обретения иконы:
Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю».
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница...
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.
«Православная Русь». 1968. № 14. С. 17.
14. Ср. с тем, как преп. Серафим Саровский называл икону Божией Матери «Умиление» - «Радость всех радостей». - Сост.
15. «Православная Русь». 1967. №6. С. 6.
16. Митрополит Серафим (Чичагов) и его книга «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». М. 1992. С. 17.
17. Сидорина И. Икона «Державная» // «Град-Китеж». 1992. № 5 (10). С. 13.
18. Архиепископ Иоанн (Максимович, † 20 июня 1965) в 1938 г. писал: «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно, клятвопреступление и Цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю еще до Его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал совершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним. В грехе Цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший Его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собой предопределяло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе. Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно, когда отстаивают плоды революции».
|
Цит. по кн.: Иеромонах Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира. Рига-Л. 1991. С. 15-16.
19. Комментируя сон митрополита Макария, Г. Николаев отмечает (неопубликованная статья): «1. Параллель с началовождем ветхозаветного Израиля обретет логическое завершение, если мы вспомним один из последних стихов Второзакония (34:6): «<...> И никто не знает места погребения его даже до сего дня». 2. Встает совершенно законный вопрос: как соотнести загадочные слова о прощении народа с «русской трагедией» XX века? На наш взгляд, единственно-возможный ответ содержится в пророчестве Св. прав. Иоанна Кронштадтского (проповедь 1907 г.): «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела <...> и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония». 3. Манна - ветхозаветное прообразование Хлеба Небесного, Святой Евхаристии. Позволительно думать, что милость Божия, испрошенная молитвенным подвигом Государя, состояла прежде всего в том, что на русский народ и Русскую Церковь (в лице ее священноначалия) не были наложены церковные «клятвы», которым они подлежали в согласии с духом и буквой 11-го анафематизма, читаемого - наряду с другими - в Неделю Торжества Православия».
|
20. Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск. 1991. С. 295.
21. О. Сергий Булгаков. Из «Дневника» // «Вестник РХД». № 129. 1979. С. 238-239.
22. Архим. Константин (Зайцев). Чудо русской истории. С. 242.
23. В разгар Великих Реформ, в середине прошлого века, знаменитый в то время проповедник епископ Иоанн (Соколов, 1818-1869), Смоленский предрекал: «Помни, Россия, что в тот день, когда ты посягнешь на свою веру, ты посягнешь на свою жизнь...»
Архим. Константин (Зайцев). Чудо русской истории. С. 169-170.
24. Архим. Константин (Зайцев). Чудо русской истории. С. 297.
25. «Русский вестник». 1993. № 24-26. С. 1.
26. «Не в силе, а в правде» // «Путь». 1993. №10-11. С. 10-11.
Архимандрит Константин (Зайцев): «Падение Православного Царства было как бы последним предостережением католицизму, предвещавшим и его гибель вместе со всем человечеством, если не произойдет «обращения» России к ее старым истинным путям. Это и было содержанием фатимского явления Божией Матери португальским детям, которому мы не имеем основания не доверять, в его истинной сущности, - именно такой. Вся сила внутренней порчи католицизма, в его ведущих верхах, обнаружилась в том, как воспринят, использован и проведен был в жизнь урок Фатимы. Как известно, все в целом католичество было по истечении известного срока духовно мобилизовано на предмет вымаливания у Владычицы помощи в деле «обращения» русско-православных в католицизм и подчинения России папе. Это практически значило, что Ватикан должен был стать противником восстановления Исторической России, а, следовательно, противником и падения советчины» 1.
|
Евгений Николаевич Трубецкой (1863-21.01.1920), религиозный философ (1915): «В конце августа (1915 г. - Сост.) у нас совершались всенародные моления о победоносном окончании войны. Под влиянием тревоги, охватившей нашу деревню, приток молящихся был исключительно велик, и настроение их было необычайно приподнятое. В Калужской губернии, где я в то время находился, ходили среди крестьян слухи, будто сам Тихон преподобный - наиболее чтимый местный святой, ушел из своей раки и беженцем странствует по русской земле. И вот я помню, как в то время на моих глазах целая церковь, переполненная молящимися, хором пела Богородичный молебен. При словах «не имамы иные помощи, не имамы иные надежды» многие плакали. Вся толпа разом рушилась к ногам Богоматери. Мне никогда не приходилось ощущать в многолюдных молитвенных собраниях той напряженной силы чувства, которая вкладывалась тогда в эти слова. Все эти крестьяне, которые видели беженцев и сами помышляли о возможности нищеты, холодной смерти и об ужасе зимнего бегства, несомненно, так и чувствовали, что без заступления Владычицы не миновать им гибели» 2.
Молитва Божией Матери России не осталась неуслышанной. В Португалии, где после революции в октябре 1910 г. пришло к власти левое безбожно настроенное правительство, с осени 1915 г. трем пастушкам 3 из местечка Фатима стал являться Архангел Михаил - «издали и молча». Начиная с весны 1916 г. он учил их молиться, научил их молитве Пресвятой Троице (у католиков широко не употребляемой), «причастил детей Телом и Кровию (выделено Сост.) Господа нашего Иисуса Христа, даже младших, которым в католической Церкви причащаться еще не разрешалось, и уж никак не под двумя видами» 4.
С мая по октябрь 1917 г. 5 Божия Матерь шесть раз 6 являлась пастушкам: 10-летней Лусии, 8-летнему Франсиско († 1919), 7-летней Жансите († 1920). Начиная со второго Явления, свидетелями их были соответственно 50, 4 000, 18 000, 30 000 и 70 000 сошедшихся, несмотря на враждебную кампанию официальной прессы, со всей Португалии верующих.
Во время 3-го Явления 13 июля (перед первой попыткой захвата власти в России большевиками) Богородица сказала детям: «Если вы будете поступать, как Я вам говорю, многие души обретут спасение и воцарится мир. Но если люди не перестанут оскорблять Бога, во времена Пия XI начнется новая, более страшная война. Когда вы увидите озаренную невиданным светом ночь, знайте, что это великое Знамение, посылаемое вам Богом, дабы показать, что Он накажет мир за все его преступления посредством войн, голода и гонений на Церковь и Папу. 7 Чтобы воспрепятствовать этому, я приду истребовать посвящения России Моему Непорочному Сердцу 8 и искупительного Причащения в каждую первую субботу. 9
Если Мои просьбы будут услышаны, Россия обратится, и воцарится мир. В противном случае Россия распространит свои заблуждения по всему миру, что приведет к войне и гонениям на Церковь. Праведные примут мученический венец, на долю папы выпадет много страданий, а целые народы подвергнутся уничтожению.
В конце концов восторжествует Мое Непорочное Сердце. Святой отец посвятит Мне Россию, которая обратится, и миру будет на некоторое время ниспослан мир... В Португалии навсегда сохранится догмат веры...» 10.
Особо отметим то обстоятельство, что последнее 6-е Явление Божией Матери в Фатиме пришлось на 13 октября - канун Покрова Пресвятой Богородицы 11. «...В то самое время, когда в Португалии заканчивалось чудо Солнца, в России начинался литургический день Покрова, и вся Россия пела «Днесь, благоверные люди, светло празднуем, осеняеми, Твоим, Богомати, пришествием...» Этот праздник Покрова был последним перед захватом власти безбожниками и началом Голгофы России...» 12.
«Из письма (Лусии - Сост.) 18 мая 1936 г. мы узнаем: «Во время внутренней беседы с Господом я спросила Его, почему бы Ему не обратить Россию и без посвящения Его Святейшества?» - «Потому, - ответил Господь, - что Я хочу, чтобы вся Моя Церковь признала в этом посвящении торжество Пренепорочного Сердца Матери, чтобы затем распространить Ее культ и установить, наряду с почитанием Моего Божественного Сердца, почитание Сердца Пренепорочной».
«Но Боже мой, Святой отец не поверит мне, если Ты не подвигнешь его особым наущением».
«Святой отец!.. Молись усердно за него. Он это исполнит, но будет поздно. Однако Пренепорочное Сердце Матери спасет Россию. Россия ему вверена».
Россия вверена Сердцу Приснодевы Марии, Ее любви, Ее Покрову. Божия Матерь спасет Россию, несмотря на то, что папа не желает исполнять Ее воли! И это заверение дано Самим Спасителем!
Разве не важно России услышать эти удивительные слова? Они не нуждаются в комментариях. Разве не утешение для России, даже post factum узнать, что ее страшные мучения, попущенные Богом, не были случайными, но имели смысл, пусть он для нас, простых смертных, и не вполне постижим? <...>
Наконец 31 октября 1942 г. Пий XII посвятил Пренепорочному Сердцу Божией Матери Церковь и весь мир и «те народы, которые отделены (от Церкви) в связи с заблуждениями и распрями». Это у католиков и называется «особым упоминанием России».
<...> Хотя исполнить полностью просьбу Божией Матери ему не хотелось, однако он в 1950 г. решил почтить Ее, провозгласив в первых числах ноября новый догмат об Успении Богородицы. И вот за несколько дней до провозглашения папе в садах Ватикана четыре раза было видение фатимского Чуда Солнца.
Прошли слухи о том, что этим чудом Небо, как бы удостоверяет святость папы. Однако он сам по-видимому понял скорее, что ему было дано напоминание о неисполненном, так как 7 июля 1952 г. он неожиданно в день Св. Кирилла и Мефодия написал «апостольское письмо народам России», в котором заявлял, что посвятил Россию. Однако народы России письма не получили, посвящение было тайное, а не торжественное, и епископы не только не приняли в нем участие, но и не знали о нем.
В 1958 г. Пий XII скончался. После его смерти нашли в его спальне в личном сейфе текст третьей части «тайны, поверенной фатимским детям в 1917-м году», которую иерархии удалось заставить Лусию записать, когда она опасно болела в монастыре в 1943 г. Тайна сперва лежала запечатанной у епископа при его жизни, а после его смерти Ватикан потребовал пересылки ее в Рим (1957). Пий XII держал ее в своих покоях больше года, так и не решившись ее распечатать. <...> Если бы он сам этого не знал, то Лусия ему весьма почтительно указала бы на то, что его «посвящение» было не то, что от него ожидалось. <...>
Третья часть Фатимской тайны лежит в сейфе, т.к. Иоанн XXIII, который прочитал ее в 1960 г., решил не обнародовать ее, а спрятать в самые недра Ватикана. Говорят, в ней предсказан кризис католической Церкви <...>
В 1964 г. Павел VI на II Ватиканском соборе пытается получить согласие епископов на совместное посвящение, но 4/5 епископов отказываются.
В 1967 г. Павел VI прилетел в Фатиму на пятидесятилетний юбилей фатимских Явлений, но России не посвятил и на просьбу Лусии о беседе с ним ответил отказом: «Обратитесь к своему епископу».
В 70-е годы атмосфера в Европе - тревожная, боятся танков Советского Союза, и католики-традиционалисты, которые по-прежнему еще усердно молятся Божией Матери, неоднократно обращаются к папе с просьбой о точном исполнении Ее воли. Однако Ватикан на это не решается.
13 мая 13 1981 г. на площади Св. Петра - покушение на жизнь Иоанна Павла II! Он несомненно понял, что это было напоминание, т.к. потребовал себе в больницу дело Фатимы... Через год полет в Фатиму, благодарность за исцеление... посвящение... кого?., все присутствующие затаили дыхание... России?.. Нет, мира.
С тех пор, и очень часто посвящается то мир, то Церковь, то человеческий род, 14 как 13.05.91. Но Россию посвятить Пресвятой Пречистой, Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии Рим, по-видимому, не желает.
Пусть каждый сам ответит на вопрос о причинах этого упорства и о страшной ответственности, которую Рим взял на себя <...>
Лусия, которой ныне 84 года, остается непреклонной, хотя и абсолютно послушной и почтительной. Полностью отрезанная в своем монастыре от мира, она - одна против всех верна обещанию, данному Царице Небесной 74 года назад» 15. [Все повествование о «Фатимской тайне» изложено по книге монахини Марии (Стахович) из Успенского женского монастыря «Ново-Дивеево» в США].
В свое время специально для Казанского храма в Дивееве (предсказания о его судьбе в последние времена см. в гл. 23-й) матушкой-первоначальницей из Казани был получен «вернейший список с чудотворной и явленной» Казанской иконы Божией Матери. После разгона обители в 1927 г. она сохранялась у иеромонаха Серафима (Смыкова), бежавшего в 1943 г. из Краснодара (где он был в затворе) за границу. Попав в руки торговцев, икона была оценена в полмиллиона долларов (из-за золотой ризы, усыпанной драгоценными камнями). Несмотря на попытки православных объявить сбор средств и выкупить святыню, приобрел ее за три миллиона долларов католический монастырь в Фатиме (!), где, по свидетельству очевидцев, Казанская икона Божией Матери чтится как главная (!) монастырская святыня. В западной печати промелькнуло сообщение о том, что образ будет возвращен в Россию, когда она «воскреснет» 16.
1. Архим. Константин (Зайцев). Чудо русской истории. С. 116.
2. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. М. 1991. С. 34.
3. Характерно, что во всех трех известных в католическом мире явлениях Божией Матери - в Лурде (Франция), Фатиме (Португалия) и в Меджугорье (Хорватия) - Она «предпочитает иметь дело с детьми, а никак не с католическим духовенством!» Католическая иерархия признала Лурд очень неохотно. К Фатиме отношение весьма осторожное. Меджугорье и вовсе не признано.
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый. Ватикан и Россия. Сб. статей. М. 1993. С. 82-83.
4. Стахович М. А. Фатимские явления Божией Матери утешение России. С. 12.
5. Т. е. от возвращения Ленина в Россию и до октябрьского переворота.
6. 13 мая, 13 июня, 13 июля, 13 августа, 13 сентября, 13 октября.
7. Сияние появилось перед самым началом войны в ночь с 25 на 26 января 1938 г. при папе Пии XI (Стахович М. А. Фатимские явления Божией Матери утешение России. С. 18.).
8. Дабы избежать неправильного восприятия текста о Фатимской тайне, обращаем внимание читателей на особую форму, в которой передано откровение Божией Матери католичке Лусии. Именно католической традиции свойственны все образы и стилистика ее повествования. Воспроизводя рассказ сестры Лусии, мы, разумеется, не имеем права игнорировать имеющийся текст (приводимый нами, тем не менее, исключительно по православной литературе). Однако за внешне чуждой православному сознанию терминологией католической мистики, которая не должна ввести в смущение человека православного (ибо Господь и Матерь Божия говорят с каждым на понятном ему языке), вдумчивый читатель увидит главное: свидетельство Богородицы (через католичку! человека не русского!), общий смысл которого сводится к тому, что без сохранения Православия Россией (при полном отрицании любых попыток католиков обращения русских православных в свою веру), без ее спасения в земном смысле, - в последние времена невозможно и спасение всего мира. Библейское значение слова «посвятить» - отдача Богу чего-то, что потом уже посвящающему больше не принадлежит (Стахович М. А. Фатимские явления Божией Матери утешение России. С. 19.). - Сост.
9. 13 июля 1929 г. в часовне монастыря Лусии, принявшей постриг, во время уединенной молитвы было Явление Пресвятой Троицы (какой Она обычно изображается у православных), а Божия Матерь сказала: «Пришло время. Бог просит Св. отца (как католики называют папу - Сост.) в единстве со всеми <католическими> епископами мира посвятить Россию Моему Пренепорочному Сердцу, обещая ее таким образом спасти. Грехи, которые Бог по Своей справедливости считает грехами, совершенными против Меня, столь многочисленны, что Я прошу искупить их» (Стахович М. А. Фатимские явления Божией Матери утешение России. С. 19.). - Сост.
10. Стахович М. А. Фатимские явления Божией Матери утешение России. С. 13-14.
Эта последняя фраза подтверждает мнение о том, что в неопубликованной пока что части Фатимской тайны предсказывается кризис католической Церкви. - Сост.
11. Стахович М. А. Фатимские явления Божией Матери утешение России. С. 26.
Напомним, что, хотя это праздник всех православных, по-преимуществу он все же русский. Во всяком случае нигде он так не празднуется, нигде нет столько Покровских храмов и монастырей. Праздник Покрова, в литургических формах воплотивший веру православных в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор, был учрежден при Св. благоверном Князе Андрее Боголюбском - Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М. 1979. С. 518. - (нареченном в честь Св. Андрея Юродивого!), в день памяти которого, как уже говорилось, в 1918 г. была убита Царская Семья. - Сост.
12. Стахович М. А. Фатимские явления Божией Матери утешение России. С. 17.
13. То есть в день первого Явления в Фатиме. - Сост.
14. Лусия очень определенно каждый раз дает знать, что посвящение не соответствует требованиям Божией Матери. - Сост.
15. Стахович М. А. Фатимские явления Божией Матери утешение России. С. 20, 25-27.
16. Прот. Стефан Ляшевский. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. ч 2. Машинопись. Оригинал в частном собрании (США).
«Иерусалим город всем градам мати;
Почему ж да вон всем градам мати?
Вон стоит тот город посреди земли,
Посреди земли, што ни пуп земли...» 1.
Святая земля и Царьград... Такое соединение внешне столь разных географических точек, да еще применительно к России, обретает свой глубинный смысл в мистической истории и географии вселенского человечества.
Подобно тому, как многовековой путь паломников к Вифлеему, Голгофе и Горе Елеонской непременно пролегает через Константинополь, есть мистическая взаимозависимость Святой Земли и Царьграда, существующих как бы во образ Богомудрой благочестивой Двоицы: Царя-Помазанника Божия и Патриарха (первого по диптиху). Прибавьте к этому вполне сознательное устроение Русской земли Царями, первоиерархами Церкви, святыми и подвижниками благочестия во образ Святой Земли и Царьграда 2. Все это, разумеется вовсе не случайно, находит свое богословское обоснование в концепциях «Руси - нового Израиля» и «Москвы - Третьего Рима» (преемницы Нового, Второго Рима - Константинополя), составляющих такое понятие как Святая Русь.
«Вопреки обычному представлению, - писал в 1950 г. русский историк М. Н. Тихомиров, - Киевская Русь принимала участие в крестовых походах. Свидетельство о политической миссии киевских князей в Палестину сохранило хождение Даниила. В «Истории о Иерусалиме и Антиохии» («L'histoire de Jerusalem et d'Antioche») XIII в. русские перечисляются среди народов, которые сражались в Палестине против Солимана. Вместе с Годефруа сражались люди из Венгрии, Австрии, Дании, Польши, России (de Russie). Они решили исход битвы за Никею. «Топонимика Палестины, - по словам одного исследователя, - заключает некоторые географические названия, которые напоминают о Руси». Rugia или город Rossa, называемый также Russa, Roiia, Rugen, Rursia, Rusa. Свидетельство о политическом участии русских князей в крестовых походах сохранилось, впрочем, и в русском произведении. Мы имеем в виду «Хождения Даниила Паломника». По собственным словам Даниила, он ходил в Палестину при Святополке Изяславиче, т. е. до 1113 г. Что его миссия в Палестину имела какое-то политическое значение, видно из того, что русский игумен вел переговоры с королем Болдуином († 1118). Русский паломник был со своею дружиною, по-видимому, достаточно многочисленной, для защиты от нападения мусульман: «погани мнози в горах тех и избивают христиан в дебрех тех страшных» 3.
Архиепископ, позже митрополит Антоний (Храповицкий † 10.08.1936) в 1916 г.: «Отнимите от нашего русского народа, от нашей русской жизни Православие, и от нее ничего своего родного не останется, - как справедливо выражается Достоевский. Напрасно заговорили у нас о какой-то национальной русской Церкви: таковой не существует, а существует церковная национальность, существует церковный народ наш (и отчасти даже церковное общество), который родным и своим признает лишь то, что согласно с Церковью и ее учением, который не признает русскими русских штундистов, но не полагает никакой разницы между собою и православными иностранцами - греками, арабами и сербами. Скажите нашему крестьянину: не брани евреев, ведь Пресвятая Богородица и все Апостолы были евреями. - Что он ответит? «Неправда, - скажет он. - Они жили тогда, когда евреи были русскими». Он отлично знает, что Апостолы по-русски не говорили, что русских тогда не было, но он хочет выразить такую верную мысль, что в то время верующие Христу евреи были в той истинной вере и Церкви, с которой теперь слился народ русский и от которой отпали современные евреи и их непокорные Господу предки.
В Киево-Печерской Лавре ежесубботно читается на заутрени акафист Божией Матери и после него длинная-предлинная молитва, в которой воздается хвала Пречистой за то, что Она избавила Свой царствующий град от нашествия нечестивых язычников и потопила их в волнах Черного моря с их кораблями и их мерзким каганом, другом бесов и сыном гибели. На кого составлена была греками и читается русскими эта молитва? На наших же предков, когда они были язычниками и обложили Константинополь в IX веке! Не с ними, значит, душа и молитва русского духовенства и народа, а с православными чужестранцами, нашими отцами по вере, как и ненавидимые евреями древние христиане продолжали именно себя считать истинными детьми Авраама и наследниками Его обетований, согласно изъяснениям Св. Апостола Павла. <...>
Говорить ли о том, что самым родным, самым святым для себя местом на земном шаре русские люди считают «Матерь Церквей, Божие жилище», т.е. Святой град Иерусалим, а духовною столицей христианства - Святую Гору Афонскую? Десятками тысяч направляют они ежегодно туда свои стопы, а сердца их стремятся туда десятками миллионов. Далеко не церковный, но понимавший Россию Некрасов, когда взялся доказывать читателю, что русский народ носит в сердце великую идею, великие нравственные стремления и духовный энтузиазм, то изобразил картину, как крестьянская семья слушает повествование странников о Святой Земле и прочих святынях: все тогда стихает в избе, сон отбегает от глаз старых и юных, веретено замерло в руках пряхи, и восторженно умиленные лица мужчин, женщин и детей свидетельствуют наблюдателю о том, что не может пропасть или зачахнуть, или развратиться вконец тот народ, который так глубоко переживает живущую в Христовой Церкви тайну нашего искупления.
На настоящую войну наш народ взирает, как на освобождение христианства от ига еретиков и магометан, а конечную цель ее видит в освобождении Священного Царьграда с церковью Св. Софии и Иерусалима с Господним Гробом. Все это живо интересует не только солдат наших, но, пожалуй, еще в большей степени жителей и жительниц русской и малороссийской деревни, прихожан и прихожанок, наших читателей. Последние, особенно последние мыслят себя в известных обязательных отношениях к Святой Земле, и, побывав там, рекомендуют себя самым почетным из доступных им титулов: «Я иерусалимка» 4.
«Иерусалим-город городам отец.
Почему тот город городам отец?
Потому Иерусалим городам отец:
Во тем во граде во Иерусалиме
Тут у нас среда земле.
Собор-церковь всем церквам мати.
Почему же собор-церковь всем церквам мати?
Стоит собор-церковь посреди града Иерусалима,
Во той во церкви соборней
Стоит престол Божественный,
На том на престоле на Божественном
Стоит гробница белокаменная;
Во той гробнице белокаменной
Почивают ризы Самого Христа,
Самого Христа, Царя Небесного, -
Потому собор-церква церквам мати» 5.
В IV редакции «Откровения Мефодия Патарского» (IV или VII вв.), представленной списком Афонского монастыря Кутлумуш, говорится о том, что сыновья «Царя Греческого перед концом времен «обратятся против живущих в земле обетованной и прогонят их оттуда» 6.
Все это, разумеется, относится ко времени Последнего Царя - «Царя Греческого» (IV или VII вв.) «Откровения Мефодия Патарского»; «Царя, избранного Самим Господом» (1930) архиепископа Феофана Полтавского; «Белого Царя» (1914-1940) о. Сергия Булгакова и т. д., то есть к короткому периоду «мирствования».
(1916): «Существует очень красивая легенда о священнике, до сих пор живущем в стенах Св. Софии: «Когда турки вошли в Царьград, в храме Св. Софии шло богослужение. Ворвавшись в храм, турки учинили здесь оргию, с ужасом описываемую современниками.
Один из священников обратился с молитвою к Богу, держа в руках чашу и совершилось чудо. Стена храма разошлась, священник вошел внутрь ее и стена вновь сошлась.
Прошли века, но и до сих пор слышно иногда сквозь стену, как молится священник. И будет он, по легенде, находиться там до тех пор, пока турки не будут изгнаны из Царьграда. Тогда вновь воссияет крест над Софией, и священник выйдет из стены, чтобы довершить незаконченную литургию».
В сборниках, известных под именем «Цветник», «Лебедь», «Книга Льва Премудрого» и проч., в «Степенной книге» вполне определенно предсказывалось даже, что напоследок род русых победит весь ислам и овладеет Седмихолмым.
Акад. А. И. Соболевский отметил целый ряд таких предсказаний и, между прочим, надпись на гробе Царя Константина, 7 пророчествовавшую о русских. Мефодий Патарский и Лев Премудрый оставили ряд очень пространных предсказаний. В толковании этих предсказаний о Руси говорится: «Народ же российский вкупе причастники всего Измаила победят и Седмихолмых возьмут с прибытками».
В 1557 г. русский посол доносил Царю такие ногайские речи: «Тако дей наши книги говорят, все дей бессерменские государи русскому государю поработают» 8.
И. Кириллов, изучавший «историческое развитие идеи русского мессианизма» писал в 1914 г.: «Некто Нестор Искандер, невольный потурченец, находился среди турецких войск, осаждавших Константинополь, и записал все то, что ему удалось наблюдать; впоследствии, по рассказам защитников Царя-града, Искандер записал и то, что происходило в его стенах. Таким путем создалась «Повесть о Царь-граде», в которой встречаются строки и философского содержания; некоторые представляют интерес для настоящей темы: «...Беззаконный Магумет седе на престоле царства, благороднейша суща всех, иже под солнцем, но убо да разумевши, окаянне, аще вся прежереченныя Мефодием Патарьмским и Львом Премудрым и знамения о граде сем свершишася, то и последняя не прейдут, но такоже свершитися имут. Пишет бо: руссий же род прежде создательными всего Измалита победят и Седмихолмаго приимут со прежде законными его и в нем воцарятся».