Россия перед вторым пришествием 28 глава




 

И если вы, мои дорогие, не поленитесь хорошенько припомнить то время и попристальнее всмотреться в тогдашнюю жизнь «Святой Руси» сверху донизу (в этом отчасти помогут вам мои предыдущие письма), то едва ли вы, положа руку на сердце, по христианской совести, пожалеете, что «светильник» нашей церкви был «сдвинут» (Отк. 2:6) со своего места благодеющею рукою Промысла и отдан (и доселе отдается) на попрание врагам. Нагар на этом светильнике был так велик, колоть поэтому от него была так сильна, что потребовалось Правосудием и милостью Божией бросить его «в великое точило гнева Божия» (Отк. 14:19; 19:15), чтобы «потоптанный» в этом точиле отстал нагар, очистился светильник и засветил чистым Светом Христовым.

 

Истинно так, друзья мои: жалеть «церкви прошлого» нечего, - это сожаление свидетельствовало бы только о том, что мы живем «плотским мудрованием», стелемся помыслами по земле, едим пищу «змия» и забываем Христа, «Божию премудрость и силу», забываем, что «наше житие на небесах есть» (Флп. 3:19), (не будет, а есть, должно быть теперь), что мы должны питаться хлебом небесным.

 

Печальные события церковной жизни последних лет, всем вам хорошо известные, суть прямо непосредственный результат прежнего, давнишнего недуга церкви, результат и обнаружение его. В происходящей разрухе церковной нечего винить «внешних»: виноваты неверные чада Церкви, давно гнездившиеся, однако, внутри церковной ограды. Благодетельной Десницей Промысла (а не сатанинской злобой большевиков) произведен разрез злокачественного нарыва, давно созревшего на церковном теле; удивительно ли, что мы видим и обоняем зловонный гной, заливающий «Святую Русь»? За разрезом последовал процесс выдавливания гноя, который продолжается и доселе. Этот мучительный процесс необходим для очищения и оздоровления тела. Неизбежна боль в месте надавливания, но этой болью покупается здоровье всего организма, предохраняемого ею от заражения.

 

<…> И скорби, выпавшие на вашу долю, на долю современных чад Церкви, имеют особенно глубокое и спасительное значение: они <…> переводят колеблющихся в своем религиозном сознании и жизни между Христом и миром на ту и другую стороны, разрешая богопротивную «теплохладность» или в горячность веры, или в холод неверия; выделяют, выявляют и ставят на свое, свойственное их действительному духовному нутру, место незаконно укрывшихся под кровом Православия; они всех заставляют отдать себе отчет в подлинном уповании их (1 Пет. 3:15), размежевывают области Христа и антихриста, приуготовляют настоящих слуг тому и другому, причем, говоря словами одной церковной молитвы, способствуют «благим во благости пребывати, средним лучше быти, согрешающим в исправление приходити». <…>

 

Итак, не кручиньтесь, друзья мои, при виде потрясений, которые переживает наша церковь; они необходимы для уврачевания церковного тела, изъязвленного язвами многими и застарелыми. Истинно не кручиньтесь, а лучше подивитесь великой мудрости Божией, претворяющей действие «тайны беззакония» в преуспеяние «тайны благочестия»; ибо в то время, как враги Церкви Божией дышат сатанинской ненавистью к ней и употребляют все усилия, чтобы истребить на земле память о Невесте Христовой, последняя, стряхивая с Себя многообразную нечистоту, прилипшую к одежде Ее, начинает являть все более проясняющийся светлый лик Свой. Таинственно руками нечестивых Господь творит святую и благодеющую волю Свою, омывая исповедническою и мученическою кровию Свою Невесту!» 29.

 

Гражданская война

 

Св. прав. Иоанн Кронштадтский (свидетельство П. М. 09.02.1934): «В 1900-1903 годах учился я в Ораниенбауме в Офицерской Стрелковой школе, куда часто приезжал покойный протоиерей Иоанн Кронштадтский, который говорил, что уже близко время, что разделится народ на партии, восстанет брат на брата, сын на отца и отец на сына и прольется много крови на Русской земле. Часть русского народа будет изгнана из пределов России, изгнанники вернутся в свои родные края, но не так скоро, своих мест не узнают и не будут знать, где их родные похоронены. Я покойнику протоиерею не верил. Но теперь вспоминаю его слова» 30.

 

«В начале 1918 г. в усыпальнице о. Иоанна раннюю обедню отслужил прозорливый старец протоиерей о. Михаил Прудников. Один из двух ожидавших его почитателей сказал ему: «Отец Михаил, Россия гибнет, а мы, дворяне, ничего не делаем, надо что-нибудь делать!» На это о. Михаил ответил резко: «Никто ничего поделать не может до тех пор, пока не окончится мера наказания, назначенного от Бога русскому народу за грехи; когда же окончится наказание, назначенное от Бога русскому народу за грехи, тогда Царица Небесная Сама помилует, а что помилует, - я знаю!»

 

Из церкви все трое прошли к о. Михаилу чай пить.

 

Пользуясь старой дружбой, то же лицо стало спорить с протоиереем Прудниковым, говоря: «Позвольте, ведь вот Деникин уже подходит к Москве, Колчак, Юденич, Миллер, - все успешно действуют». На это о. Михаил опять резко, как бы даже с гневом сказал: «Все это ни к чему, зря только кровь проливают, ровно ничего не выйдет!» 31.

 

Иеросхимонах Аристоклий († 26 августа 1918), старец Афонский. Вспоминая о разговоре со старцем за десять дней до его смерти, Вера Цветкова (в будущем матушка Варвара, подвизавшаяся в Св. Гефсимании подле мощей особо ею почитаемой Се. Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны) писала: «...я ему говорила, что образовалась тогда Белая Армия и есть надежда. - «Нет, не будет, потому что дух не тот». - Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем, только покаяние через страдание спасет Россию» 32.

 

Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) еще в самом начале гонений на Церковь: «Да, Российская Империя может быть сметена надвигающимися событиями, но Церковь погибнуть не может» 33.

 

Святитель Тихон, Патриарх Московский: «Умереть нынче немудрено... Нынче труднее научиться, как жить» 34.

 

«Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане!.. Только на камени врачевания зла добром - созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет святое имя Ее и чистота подвига Ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!» 35.

 

«Пусть слабостью кажется эта святая незлобивость Церкви, эти призывы к терпеливому перенесению антихристовой вражды и злобы... Мы умоляем вас всех не отходить от этой единственно спасительной настроенности христианина - не сходить с пути крестного, ниспосланного Богом» 36.

 

«Пусть погибнет имя мое в Истории, только бы Церкви была польза» 37.

 

Архиепископ Иоанн (Максимович † 02.07.1966), Западно-Европейский и Брюссельский уже в наше время следующим образом оценил Белое движение: «Вы ставите вопрос о поминовении вождей белых армий гражданской войны, а также о статьях в печати, чернящих их.

 

Конечно, молиться за них не только можно, но и должно, как в домашних, так и в церковных молитвах. Они были православные и остались таковыми до конца жизни; грех имеют все, и за тех, кто больше грешит, нужно еще больше молиться.

 

Также никак нельзя одобрить статей в печати, направленных против них. Они дороги многим своим соратникам, и дороги за свои положительные качества. Такие статьи затрагивают чувства многих и оскорбляют их, создавая вредный раздор среди русских людей. Но самим, однако, надо ясно себе отдавать отчет не только в похвальных сторонах их деятельности, но и отрицательных, чтобы знать причины наших бедствий, чтобы самим не подражать им; если мы тоже виновны в том, искренне стараться исправить то, что возможно. Никак нельзя оправдывать зло, а тем более его облагораживать. Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом... горькое почитают сладким, и сладкое - горьким» (Исаия 5:20).

 

Пишете, что многие считали Государя виновным в наших неудачах, а посему считают себя вправе нарушать присягу? Присяга есть клятвенное обещание перед Крестом и Евангелием, и нарушение ее есть клятвопреступление. Если бы даже действительно выполнение ее грозило большими бедствиями или было явно безнравственным, то и тогда нарушивший ее не мог бы считаться совершенно невинным и должен был бы искать у Церкви разрешения от клятвы, Но если нарушивший, по причинам уважительным, все же частично является виновным и должен очиститься от греха, насколько виновнее те, кто поддался клевете и обману.

 

Ведь следственная комиссия, назначенная Временным правительством, не нашла подтверждения обвинениям против Царской Семьи и должна была это признать. Кому больше дано, от того больше взыщется, и посему, чем кто ответственнее занимал место, тем более виновен в неисполнении своего долга.

 

Если бы высшие военачальники и общественные деятели вместо «коленопреклоненных» умолений Государя об отречении, выполнили то, что следовало по присяге - искусственно устроенный петроградский бунт был бы подавлен и Россия спасена.

 

Недавно Франция была в тяжелом положении. Заявление де Голля о самоопределении алжирцев многим французам, особенно родившимся и выросшим в Алжире, прозвучало как измена, и поднялся бунт с требованием свержения и казни «изменника». Но большинство ответственных лиц остались верны своему долгу и катившаяся в бездну Франция была спасена. То же произошло бы и у нас, если бы руководящие лица армии и общества остались верны присяге и долгу. Совершен был страшный грех перед Богом и государственное преступление. Насколько кто загладил свой грех, ведомо Богу. Но открытого покаяния почти никем проявлено не было.

 

Призыв к борьбе за Россию, после падения Временного правительства, и потеря захваченной было власти, хотя вызвал благодарные чувства многих и соответствующее движение, но не было это выражением раскаяния со стороны главных виновников, продолжавших считать себя героями и спасителями России. Между тем, Троцкий в своих воспоминаниях признает, что больше всего они (советы) боялись, чтобы не был провозглашен Царь, т.к. тогда падение советской власти стало бы неминуемым. Однако этого не случилось, «вожди» боялись того же. Они воодушевили многих на борьбу, но запоздалый их призыв и отвага не спасли Россию. Некоторые из них в той борьбе положили жизнь и пролили кровь, но гораздо больше пролито невинной крови, которая продолжает литься по всей России, вопия к небу.

 

Посему отношение к ним, как и ко всем государственным деятелям Руси, должно быть то, которое выражено у Пушкина устами летописца - «Хвалите за славу, за добро, а за грехи, за темные деяния, Спасителя смиренно умоляйте...», нисколько их не оправдывая, но и не крича о них, ибо то, что произошло, наш общий позор, позор России и ее бедствие» 38.

 

Архиепископ Аверкий, Троицкий и Сиракузский (1974): «...Тяжкий грех Богоотступничества и Богоборчества мог быть очищен поистине только огненным испытанием, слезами и кровью. Вот почему и Белое Движение и все другие попытки свергнуть иго лютого безбожия, воцарившегося над несчастным заблудшим русским народом, не привели к желанной цели. Мало было одного освобождения внешнего от сатанинской власти. Ничего бы не дало русскому человеку, в душе которого продолжал бы жить этот яд змеиный. Только путем таких тяжких страданий мог очиститься русский народ от этого страшного яда. И эти страдания даны русскому народу: даны ему на пользу!» 39.

 

Архиепископ Феофан Полтавский (1872 - 06.02.1940): «Россия переживает то, что переживали другие христиане, - бесноватость, и относиться к ней надо, как к больному человеку» 40.

 

Иеросхимонах Аристоклий Афонский (16 августа 1918): «А Россия еще будет спасена. Много страдания, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой <…>, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес <…>, а у Бога весы точные. И когда и малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией» 41.

 

1. Русское издание «Вещаний» сделано с полного и тщательно проверенного списка, найденного в книгохранилище Афонской библиотеки случайно нашими русскими богословами-паломниками и издано в России в сокращенном и полном виде в очень немногих, считанных экземплярах как раз перед роковыми событиями, о которых с точным указанием года было предсказано в «Вещаниях» («Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого Афонского. СПб., 1912). Дозволение печатать дано С.-Петербургским Духовным Цензурным Комитетом 05.08.1911 г.

 

2. Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. С. 170.

 

3. Последние судьбы России и мира. Краткое обозрение пророчеств и предсказаний. С. 2-3.

 

4. «Прибавления к Почаевскому листку». 1907. № 5.

 

5. «День». 1991. № 1. С. 7. (Публикация А. Н. Стрижееа).

 

6. Календарь комитета русской православной молодежи заграницей на 1993 г. 25-е юбилейное издание. Нью-Йорк. 1992. С. 32.

 

7. ЧОИДР. Кн. Н. М. 1875. № 17.

 

8. Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Т. 2. Приложение. №188.

 

9. Цит. по кн.: Иеромонах Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира. С. 14.

 

10. Цит. по кн.: Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 176, 179.

 

11. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. 1. С. 190-191.

 

12. Там же. Т. II. С. 323-324.

 

13. Розанов В. В. Черный огонь. С. 90-92.

 

14. Схиархим. Варсонофий (Плиханков). Келейные записки 1892-1896 гг. С. 36.

 

15. Жизнеописание иеромонаха Никона. Оптина пустынь // «Надежда». Вып. 8. Франкфурт-на-Майне. 1982. С. 195.

 

16. Схиархим. Варсонофий (Плиханков). Келейные записки 1892-1896 гг. С. 346.

 

17. «Православная Русь». 1991. № 13. С. 10.

 

18. К его пророчествам был внимателен сам Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Один из постоянных посетителей старца свидетельствовал: «Патриарх Тихон не был у батюшки о. Нектария, и Батюшка не был у Патриарха. Кажется, не было и переписки между ними, однако многие вопросы решались Патриархом в соответствии с мнением Старца. Это происходило через лиц близких к Патриарху и общавшихся с Батюшкой. Последний на тот или иной вопрос высказывал свою точку зрения, или говорил иносказательно, рассказывая о каком-либо случае. Эта беседа передавалась Патриарху, который всегда поступал по совету Батюшки».

 

Еще в 1926 г. с о. Нектарием могла сноситься и Русская Православная Церковь Заграницей. Следовали ответы, иногда нелицеприятные: «В таких обществах (как Христианское движение - Сост.) вырабатывается философия, православному духу неприемлемая». Богословский институт в Париже он называл еретическим.

 

В то же время он был беспощаден и к отступникам и в самой России. «Боюсь красных архиереев», - говаривал он. В 1927 г. в беседе с профессорами Комаровичем и Аничковым старец назвал митрополита Сергия (Страгородского) «обновленцем». На возражения собеседников, что владыка, мол, покаялся, последовал ответ: «Да, покаялся, но яд в нем сидит» (Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. С. 515-516, 538, 545-546).

 

19. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. С. 36.

 

20. Прот. Василий Шустин. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. С. 46-47.

 

Старец составил особую молитву, которую дал своим духовным чадам, велев затвердить наизусть: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, помилуй нас грешных, прости грехопадения всей нашей жизни, и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего».

 

Молитва записана духовной дочерью о. Нектария - Софьей Александровной Ильиной и передана ее дочерью, И. В. Никоновой, в апреле 1990 г. А. Ильиной - автору очерка в журнале «Литературная учеба», где приводится сама молитва (1992. Кн. 4. С. 9).

 

21. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. С. 547.

 

22. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. 2. С. 170.

 

23. Старец Захария (1850-1936), схиархимандрит Троице-Сергиевой Лавры. Житие: подвиги и чудеса. М. 1993. С. 45.

 

24. «Православная Русь». 1969. № 1 (1991. № 13. С. 10).

 

25. О. Александр Киселев. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. М. 1992. С. 10-11.

 

26. Ср. с К. Н. Леонтьевым (1880): «Избави Боже большинству русских дойти до того, до чего, шаг за шагом, дошли уже многие французы, то есть до привычки служить всякой Франции и всякую Францию любить!.. На что нам Россия не Самодержавная и не Православная? На что нам такая Россия, в которой бы в самых глухих селах утратились бы последние остатки национальных преданий?.. Такой России служить или такой России подчиняться можно разве что по нужде и дурному страху (я говорю дурному, ибо есть страх добрый, честный и высокий, страх полурелигиозный, растворенный любовью, тот род страха, который ощущает и теперь еще истинный русский при одном имени русского Царя)...».

 

Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. Т. 2. М. 1886. С. 149

 

Блаж. Августин (354-430) писал: «Ежели власть приказывает нечто противное Божественной воле, - не слушайте власти. Нам сказано; несть власти, нежели от Бога; однако часто забывают, что следует после этого, а именно: что все исходящее от Бога хорошо устроено; так дайте нам власть хорошо устроенную, и мы не будем сопротивляться» (Воейков Н. Н. Церковь, Русь и Рим. С. 367). - Сост.

 

27. Прот. Иоанн Восторгов. Есть Божий Суд // «Церковность». 18. 3. 1918. С. 7-10.

 

28. Иеродиакон Евфимий - А. А. Алексадрову. 9. 3. 1917 // РГАЛИ. Ф. 2. Оп. 1. Е. х. 626. Лл. 1-2 об. Выписка предоставлена Г. Николаевым.

 

29. Новоселов М. А. Письма к друзьям // Частное собрание (Москва).

 

30. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. 1. С. 194.

 

31. Там же. С. 195.

 

32. «Православная Русь». 1991. № 13. С. 10.

 

33. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. М. 1993. С. 87-88.

 

34. Там же. С. 233.

 

35. Там же. С. 62.

 

36. Там же. С. 233.

 

37. Там же. С. 61.

 

38. Архиеп. Иоанн (Максимович). Письмо г-ну Рейеру об отношении к вождям Белого движения // «Православная Русь». 1991. № 13. С. 11. См. журн. «Пчела», изд. Фонда им. святителя Иоанна (Максимовича). Москва, 1990. № 6.

 

39. Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слои Божия. Т. IV. С. 180.

 

40. «Московский литератор». 1991. № 19. С. 7. В передаче душеприказчика владыки - схимонаха Антония (Чернова, род. 1909) из Великобритании.

 

41. Цит. по кн.: Иеромонах Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира. С. 14.

На особое значение этого года в судьбах России указывал еще Св. прав. Иоанн Кронштадтский (см. его сон).

 

Во время пребывания С. А. Нилуса в Дивееве 30 июня 1915 г. великая блаженная Паша Саровская предсказала завершение «круга седмеричного исчисления», указав, что до прихода антихриста осталось 7 лет, что приходилось на «половину 1922-го года» 1.

 

(Хорошо известна молитвенная связь блаженной с прел. Серафимом Саровским, которого она помнила вживе. Примечательно, что и в упомянутом сне Св. прав. Иоанна Кронштадтского старец, начертавший посохом, среди прочих, 1922 год, был никем иным, как батюшкой Серафимом).

 

Иеросхимонах Нектарий Оптинский (между февралем и октябрем 1917): «Одна благочестивая девушка видела сон: сидит Иисус Христос на Престоле, а около Него двенадцать апостолов, и раздаются с земли ужасные муки и стоны. И апостол Петр спрашивает Христа: когда же, Господи, прекратятся эти муки, и отвечает ему Иисус Христос, даю Я сроку до 22 года, 2 если люди не покаются, не образумятся, то все так погибнут» 3.

 

* * *

 

Что же остановило Десницу Господню? Отрезвление? Но какое?

 

Прежде всего, безусловно, почитание убиенной Царской Семьи, как Царственных Мучеников.

 

Один из первых фактов сообщал советский атеистический журнал «Революция и Церковь» (1919, № 1): «Пензенские известия» сообщают, что в Нижнеломовском уезде появились странники, распространяющие брошюры «О великом новопреставленном мученике Николае...» Среди бедноты «странники» успехом не пользуются, но местным волостным советам все же следует обратить больше внимания на столь свободное распространение в уезде погромной (выделено нами - Сост.) литературы...»

 

Протопресвитер Михаил Польский: «В русской эмигрантской печати было сообщено (в 1947 г. 4) о дерзновенном молитвенном призывании Царской Семьи в опасности, когда сотня казаков, потеряв связь с обозом и войском, оказалась в окружении красных среди болот. Священник о. Илия призвал всех к молитве, говоря: «Сегодня день памяти нашего Царя-Мученика. Сын его, - отрок Алексий-Царевич был войск казачьих Атаманом почетным. Попросим их, чтобы ходатайствовали они перед Господом о спасении христолюбивого воинства казачьего».

 

И о. Илия отслужил молебен «Мученику Николаю, Государю Российскому». А припев на молебне был: «Святые мученики Дома Царского, молите Бога о нас».

 

Пела вся сотня и обоз. В конце молебна о. Илия прочитал отпуст: «Молитвами святого Царя-Мученика Николая Государя Российского, Наследника Его Отрока Алексия-Царевича, христолюбивых войск казачьих Атамана, Благоверныя Царицы Александры и чад Ея Царевен-мучениц помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец»...

 

На возражения, что эти святые мученики еще не прославлены и чудеса от них не явлены, о. Илия возразил: «А вот молитвами их и выйдем... А вот и прославлены они... Сами слыхали, как народ прославил их. Божий народ... А вот и покажет нам путь святой отрок Алексий-Царевич... А вот не видите вы чуда гнева Божия на Россию за неповинную кровь их... А вот явления узрите спасением чтущих святую память их... А вот указания вам в житиях святых чтите, когда на телесах святых мучеников, без всякого прославления, христиане храмы строили, лампады возжигали и молились таковым, яко предстоятелям и ходатаям»...

 

Сотня и обоз из окружения вышли чудесным открытием о. Илии.

 

Шли по колено, и по пояс, проваливались по шею... Лошади вязли, вскакивали, опять шли... Сколько шли и устали ли, не помнят. Никто ничего не говорил. Лошади не ржали... - И вышли... 43 женщины, 14 детей, 7 раненых, 11 стариков и инвалидов, 1 священник, 22 казака - всего 98 человек и 31 конь. Вышли прямо на ту сторону болота, угол которого занимали казаки, сдерживавшие обходное движение красных, прямо в середину своих. Из окрестных жителей никто не хотел верить, что прошли они этим путем. И шума перехода не слыхал неприятель. И следа, куда ушли отрезанные, не могли утром установить красные партизаны. Были люди - и нет их» 5.

 

О почитании Царственных Мучеников глубинной подсоветской Россией очевидец свидетельствует следующее: «В 1932 г. он был в Святогорском монастыре (на р. Донце), в 18 верстах от г. Изюма Харьковской губ. Здесь культработник показывал пещеры и потом подъем на высокую гору. На одной из площадок, где посетители могли передохнуть, вдруг взорам бросилась икона Царской Семьи. Размер приблизительно в два квадратных фута или несколько больше. Государь изображен в коронационной порфире - мантии, в окружении всего своего Семейства. Над головами всех нимбы святых. В смысле художественном - исключительно прекрасная работа, безукоризненно исполненная хорошим художником. Всякий увидевший эту икону не мог бы воспринять ее как кощунство. Культработник начал пояснения: «Вот царь, обычный человек и грешник, но его еще при жизни считали божеством и при старом режиме этой иконе поклонялись». Услышавший это сказал ему: «Я был здесь в 1917 г. и этой иконы здесь не было». <…> Надо полагать, что икона эта, столь прекрасной работы, была создана почитателем Царской Семьи и служила определенно не тем целям, которых добивалась советская пропаганда. Почитание Царственных Мучеников в советской России есть и хранится» 6.

 

Даже интеллигенция дрогнула. Вчерашние марксисты, либералы, демократы хоть и запоздало, но все-таки осознали свои грехи. Формой покаяния для них стало теоретическое обоснование невозможности существования России вне Самодержавия.

 

С. Л. Франк (1877-1950): «Замечательной, в сущности общеизвестной, но во всем своем значении неоцененною, особенностью русского общественного и государственного строя было то, что в народном сознании и народной вере была непосредственно укреплена только сама верховная власть - власть Царя; все же остальное - сословные отношения, местное самоуправление, суд, администрация, крупная промышленность, банки, вся утонченная культура образованных классов, литература и искусство, университеты, консерватории, академии, все это держалось лишь косвенно, силой Царской власти и не имело непосредственных корней в народном сознании. Глубоко в недрах исторической почвы, в последних религиозных глубинах народной души было укреплено корнями, - казалось незыблемо, - могучее древо монархии; все остальное, что было в России - вся правовая, общественная, бытовая и духовная культура - произрастало от ее ствола и держалось только им, как листья, цветы и плоды - произведения этой культуры висели над почвою, непосредственно с ней не соприкасаясь и не имея в ней собственных корней» 7.

 

Отец Сергий Булгаков (1871-1944):«... каким-то внутренним актом, постижением, силу которого дало мне Православие, изменилось мое отношение к Царской власти, воля к ней. Я стал, по подлому выражению улицы, царист. Я постиг, что Царская власть в зерне своем есть высшая природа власти, не во имя свое, но во имя Божие... Я почувствовал, что и Царь несет свою власть, как Крест Христов, и что повиновение ему тоже может быть Крестом Христовым и во Имя Его. В душе моей, как яркая звезда, загорелась идея священной Царской власти, и при свете этой идеи по-новому загорелись и засверкали, как самоцветы, черты русской истории; там, где я раньше видел пустоту, ложь, азиатчину, загорелась Божественная идея власти Божией милостью, а не народным произволением» 8.

 

В. В. Розанов (после октября 1917 г.): «И мысль, что нет на Руси у нас Государя, что он в Тобольске, в ссыпке, в заключении - так обняла мою душу, охватила тоской <…> что болит моя душа, болит и болит. <…> Люблю и хочу любить Его. И по сердцу своему я знаю, что Царь вернется на Русь, что Русь без царя не выживет. <…> Страшно сказать: но я не хочу такой России, и она окаянна для меня. Для меня «социал-демократическая Россия» - проклята» 9.

 

Однако главным актом покаяния народа русского стал Приамурский Земский Собор, проходивший во Владивостоке с 23 июля по 10 августа10 1922 г., почетным Председателем которого был избран Святейший Патриарх Тихон.

 

Исследовавший документы Собора А. Хвалин пишет, что его участники признали, что «Верховная Всероссийская власть принадлежит Царскому Дому Романовых и должна осуществляться в порядке законного престолонаследия». Собор постановил «просить Царский Дом соблаговолить возглавить Приамурский Край и русское национальное движение Верховным Правителем из Членов Царского Дома по его усмотрению и воле» 11.

 

В Указе № 1 Правителя Приамурского Земского Края генерал-лейтенанта М. К. Дитерихса от 8 августа 1922 г. говорилось: «Тысячу лет росла, ширилась и крепла Великая Русь, осуществляя смысл государственного единения в святом символе религиозно-нравственной идеологии народа: в Вере, Государе и Земле. И всегда, когда этот величественный завет нашей истории, освященный Христовой верой, твердо, верно и сознательно исповедовался всем народом земли Русской, Русь была могучей, сильной и единой в служении своему историческому, мировому предназначению быть Россией Христа.

 

Но бывали в нашем бытии годы и великих соблазнов и искушений сойти с истинных национальных путей, отказавшись от того или другого из заветов исторического символа. Народ впадал в грех против Богом данной ему идеологии и тогда постигали землю Русскую великие смуты, разорения, моры и глады с пленением различными иноверцами и иноплеменниками. И только с искренним покаянием в отступничестве, с горячим порывом массы к возвращению снова на путь исторических, святых начал своего единения в дружном, тесном, беззаветном и самоотверженном служении своей Родине, и только ей, народ обретал прощение греха и возвращал Святую Русь к прежнему величию и славе. А вместе с возрождением земли возрождалось и благоденствие и мир самого народа под скипетром его наследственно-преемственного Державного Вождя-Помазанника, в значении коего для русской монархической идеологии тесно объединяются Верховная Власть от Бога с Богохранимым народом всея земли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: