Монахиня Серафима (Булгакова † 04.03.1991): «В последние дни перед разгоном (Дивеевской обители осенью 1927 г. - Сост.) я вдруг неожиданно увидела на своей кровати большую тетрадь. Это была сшитая рукопись Мотовилова, и далее красивым четким почерком - расшифровка. Рукопись была написана страшно неразборчивым почерком, одни волнистые линии, наподобие стенографической записи. <...>
Дуня Булатова, жившая в келлии с Агашей Купцовой, мне говорила. Агаша была из рода Мелюковых, то есть родственница Елены Ивановны Мотовиловой. Раз Дуня выпросила у нее одну тетрадь Мотовилова. Там было сшито все подряд: хозяйственные счета, деловые бумаги и т.д. Но все, же она сумела там разыскать и духовное. Мотовилов пишет, что Преподобный (Серафим Саровский - Сост.) ему много говорил о будущем России. И он было сел и хотел записать, но Ангел остановил его руку, сказав: «Не пиши, а передавай устно».
Там еще было написано, что Преподобный говорил, что смерть его будет подобна смерти семи отроков Ефесских.
Эту рукопись у Агаши выпросил один человек, назвавшийся царским фотографом. Обещал напечатать.
В рукописи еще было написано:
«Не то диво, что не дошло за 100 саженей до моей хижины, а то диво, что моя смерть будет подобно смерти отроков Ефесских, 300 лет спавших в пещере. Как они восстали во уверение Всеобщего Воскресения, так и я восстану перед последним концом и возлягу в Дивееве. Дивеево будет называться не по селу Дивеево, а по всемирному Диву» 1.
«Часто слыша от Великого Старца, 2 что он плотью своею в Сарове лежать не будет, я однажды осмелился вопросить его: «Как же, Батюшка, вы изволите все говорить, что вы плотию своею лежать не будете. Нешто вас Саровские отдадут?» И на сие Батюшка, приятно на меня взглянув и улыбнувшись, изволил мне ответить следующее: «Ах, Ваше Боголюбие, Ваше Боголюбие. Какие вы. Уж на что Царь Петр, то был Царь из Царей, а захотел мощи Святого Благоверного князя Александра Невского перевести из Владимира в Петербург, а Святые Мощи того не пожелали и в Петербурге их нет». - «Как же нет? - осмелился я возразить великому Старцу. - Как же нет, когда он почивает там в Александро-Невской Лавре». - «В А. <лександро> - Н. <евской> Лавре, говорите вы, - ответил мне Батюшка. - Как же так, во Владимире они почивали на вскрытии, а в Петербурге под спудом. Почему же так, а потому, Ваше Боголюбие, что их там нет». И, много распространившись по сему предмету, батюшка Отец Серафим изволил мне открыть великую тайну. «Мне, - сказал, - убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры - Воскресению Христову и всеобщему Воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея превременныя жизни взять и затем во утверждение догмата воскресения, воскресить меня, и воскрешение мое будет, яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской 3 во времена Феодосия Юнейшего. 4 По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеев, где буду проповедовать всемирное покаяние. И на сие великое чудо соберутся в Дивееве люди со всех концов земли, и там, проповедуя им покаяние, я открою четверо мощей и сам между ними пятым лягу. Но тогда уж настанет и конец всему»...
|
|
Таково сказание, которое я (С. А. Нилус - Сост.) сложил в своем сердце со времени 1902 года из записок Мотовилова и которое решился сказывать лишь ближайшим мне по духу лицам, которых всегда было не очень много. Косвенным подтверждением сему из тайников Дивеевских я слышал лично от великой старицы 85-летней игумений Марии, предреченной Преподобным Серафимом как 12-й начальницы, на которой, сказывал Батюшка, «у вас и монастырь устроится». Поздравляя ее в августе 1903 года с оправданием ее великой веры открытия мощей Преподобного Серафима (она в своем Соборе не освящала с 1879 года ни одного престола, веруя, что доживет до прославления Преподобного и освятит престол в честь его и славу). И услышал от нее следующие высокознаменательные слова: «Правда ваша, батюшка мой, Сергей Александрович, это чудо. Но вот будет чудо так чудо, это когда крестный ход, что теперь из Дивеева шел в Саров, пойдет из Сарова в Дивеев, а народу-то, как сказывал нам Батюшка угодник Божий, что колосьев будет в поле. Вот это так будет чудо чудное, диво-дивное». - «Как понимать это, матушка?» - спросил я ее, совсем на ту пору забыв то, что я знал из рукописей Мотовилова. На это ответила матушка, загадочно ласково улыбнувшись: «Кто доживет - увидит» 5.
Приложение к «Великой Дивеевской тайне» (Из семейного архива Флоренских): «Будет время, когда все словеса предречений Господних, сказанные Великому Старцу Серафиму о судьбах Четвертого жребия во вселенной Божией Матери, вполне сбудутся. Ибо по обетованию Господню воскреснет на некоторое время и восстанет из гроба Великий Старец Серафим и пешком перейдет из Саровской Пустыни в село Дивеево - и при сонме Высочайшей Фамилии, Великокняжеской, Царской, Императорской и русских и иностранных бесчисленного множества людей, уверив всех воскресением своим в непреложности и всех людей в конце веков всеобщего воскресения, понеже, наконец, там вечным опять до времени сном смерти почиет и тогда-то, после сего вторичного Батюшки Отца Серафима Успения, село Дивеево, соделавшись Домом всемирным, просветится паче всех, не только русских, но и всех градов на свете - ибо свет веры Христовой через это воскресение из мертвых Великого старца Серафима утвердится вселенной всей. Тогда с какой жадностью все обратятся ко всем источникам православным для узнания о начале и ходе сего дива истории, сего 4-го жребия вселенского Божией Матери, нового света Афонской Женской Дивеевой Горы; сего места спасения всего мира во времена антихриста» (Писано было Мотовиловым 8 ноября 1867 года) 6.
|
Преп. Серафим - дивеевским сестрам: «Засну я в Сарове, а проснусь в Дивееве» 7.
1. Дивеевские предания. М. 1992. С. 22-23.
2. Предлагаемый вариант «Великой Дивеевской тайны», по словам публикаторов, - «из бумаг о. Павла Флоренского, который несколько отличается от уже опубликованного в книге Нилуса «На берегу Божьей реки»: он более соответствует жанру беседы, здесь к минимуму сведены посторонние рассуждения. На наш взгляд, эти материалы были на время даны С. А. Нилусом о. Павлу для снятия копий. О. Павел перепечатал ниже публикуемый текст (в его архиве сохранился второй экземпляр машинописи), первый же, по нашему предположению, был взят Нилусом и несколько расширен его собственными рассуждениями».
«Литературная учеба». Кн. 1. 1991. С. 132.
3. Знаменательно, что чудесное пробуждение Семи отроков Ефесских воспоминается Церковью 22 октября/4 ноября, одновременно с Казанской иконой Божией Матери. Кстати, Дивеевский монастырь матушка-первоначапьница Александра (Мельгунова) начала с постройки приходской церкви во имя Казанской иконы Божией Матери (1767-1772), у алтаря которой она сама и погребена. Сама Казанская церковь, оставаясь приходской, по предсказаниям преп. Серафима, должна была стать монастырской.
Небезынтересно также, что на Боголюбской иконе Божией Матери прошлого века, пожертвованной недавно в подмосковный храм Пресвятой Троицы в Долгопрудном, между Богородицей и предстоящими (Св. благоверным князем Андреем и Московскими Святителями) - изображены Семь Ефесских отроков в пещере. Св. благоверный Вел. Кн. Андрей Боголюбский, с которым было связано явление иконы, считался, как известно, первым русским Царем. В день его памяти в 1918 г. на Екатеринбургскую Голгофу взошла Семья Николая II. Изображение же Семи Ефесских отроков на Боголюбской иконе вызывает мысль о последних временах, а значит, и о предреченном последнем Царе. - Сост.
4. Из «Сказания о Св. семи отроках, в Ефесе восставших от сна смерти (длившегося 180 лет - Сост.) и снова умерших в надежде воскресения: Максимилиане, Иамвлихе, Мартиниане, Иоанне, Дионисии, Ексакустодиане и Антонине (Память 4 августа и 22 октября)»: «Когда наступило с Константина Великого царствование христианских государей, спустя много лет, при благочестивом Феодосие Младшем, появились еретики, которые стали проповедовать, что нет воскресения мертвых.
Под влиянием их проповеди многие перестали веровать, что Христос заповедал Своей Церкви несомненно ожидать воскресения мертвых, и усомнились в том многие, не только миряне, но и некоторые епископы, и впали в ту ересь. Воздвигнуто было даже на верных гонение от придворных сановников и от святителей, совратившихся с правого пути. Из них виновником всего зла был Феодор, епископ Егинский.
Одни из еретиков этих говорили, что людям после смерти не будет никакого утешения, потому что вместе с телом умирают и души, и как тело, так и душа уничтожаются. А другие утверждали, что только истлевшие тела уничтожаются в могиле, а души получат от Бога воздаяние без своих истлевших тел. «Как могут, - говорили еретики, - через столько тысяч лет ожить и встать те тела, от которых и праха не осталось?»
Они забывали слова Христовы, сказанные в Его святом Евангелии: «Мертвые услышат глас Сына Божия, и услышавши оживут » (Ин. 5:25), что пишется в пророчестве Даниила: «И многие из спящих в прахе. земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление » (Дан. 12:2), а также, что в пророчестве Иезекииля говорит Господь: «Вот, я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших » (Иез. 37:12).
Эти слова забыли еретики и сильно смущали Церковь Божию». - Сост.
Сказание о Св. семи отроках, в Ефесе восставших от сна смерти и снова умерших в надежде воскресения: Максимилиане, Иамвлихе, Мартиниане, Иоанне, Дионисие, Ексакустодиане и Антонине. Составил Л. Денисов. Изд. 2-е. М. 1906. С. 21-23.
5. «Литературная учеба». Кн. 1. 1991. С. 132-133. Первый вариант «Великой Дивеевской тайны» опубликован в кн.: Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Записки православного. Т. 2. Сан-Франциско. 1969. С. 192-194.
См. также ее републикацию с предисловием игумена Германа (Подмошенского), являющегося после смерти племянницы С. А. Нилуса, Е. Ю. Концевич, держателем архива духовного писателя: «Русский паломник». Чико (Калифорния). 1990. № 2. С. 93-96.
6. «Литературная учеба» Кн. 1. 1991. С. 133.
7. Свящ. Михаил Елабужкий. К батюшке Серафиму // «Руководство для сельских пастырей». 1913. № 29-30. С. 279.
«Воистину, сейчас уже позже, чем мы думаем.
Апокалипсис совершается уже сейчас» 1.
Иеромонах Серафим (Роуз). Август 1982 г.
Преподобный Нил Афонский Мироточивый: «Мир будет воображать, что сей антихрист кроток и смирен сердцем, а на самом деле он будет по сердцу - лисицей (Лк. 13:32), по душе - волком (Ин. 10:12), смущение людей будет его пищею (см. Мф. 26:10; Ин. 12:4-5). Когда превращаться (т.е. погибать) будут люди, тогда живопитаться будет антихрист.
Смятение же людей будет сие: осуждение, зависть, злопамятство, ненависть, вражда, любостяжание, мужестрастие, забвение веры, прелюбодейство, похвальба блудом. Это зло будет пищею антихриста. <…>
И сделается антихрист главою над городами, над селами и над округами сел, после того, как не окажется (т.е. упразднится) никакой главы в селах, городах и округах сельских.
Во время всемирного безвластия и беззакония зло между людьми дойдет до крайних степеней и люди возопиют, чем и воспользуется антихрист, и явит себя как избавитель мира.
Тогда он захватит власть над миром, станет распорядителем мира, начнет властвовать также и над чувством человека. Люди будут верить тому, что он будет говорить, потому что он будет действовать как единодержец и самодержец на погубление спасения. Т.е. люди, и без того сделавшиеся сосудами дьявольскими, возымеют крайнее доверие к антихристу, сделают его всемирным единодержцем и самодержцем, так как он будет орудием Диавола в последней попытке его истребить Христианство с лица земли».
(На основании слов Господа в Ин. 5:43: «во имя свое» и слов Апостола во 2 Фес. 2:4 можно полагать, что антихрист, будучи воплощением беззакония, восстанет затем и против «отца своего» диавола, в безмерной гордости отвергнет всякое начало над собой и себя провозгласит богом, «и воссядет в храме, яко Бог, выдавая себя за Бога» 2 Фес. 2:4).
Находясь в погибели, люди будут думать, что он есть Христос Спаситель и что он содеет их спасение.
Тогда Евангелие Церковное будет в пренебрежении.
Посем, когда погибель внесет великое бедствие в мир, тогда, во время сих бедствий, произойдут страшные знамения.
Наступит страшный голод, на мир же найдет великая алчба (т. е. ненасытимость): сравнительно с тем, сколько съедает человек в нынешнее время, тогда будет съедать в семь раз больше и не насыщаться. 2 Великое бедствие наступит повсеместно.
Тогда любостяжатели откроют свои любостяжательные житницы. <...>
Тогда злато обесценится, как навоз на дороге...
...Родится он (антихрист) от девы зла и в деве блуда, т. е. от злой блудницы, хотя по наружным признакам и девственницы.
Ей, воплотится зло (т.е. родится антихрист) безо всякого мужнего семени. Ей, с семенем родится, но не с сеянием человеческим, а с излитым семенем воплотится.
(Примечание переводчиков: Здесь поставлено греческое слово «авлос», которое <...> имеет два смысла, а именно: излитый и невещественный <...>)»
В Италии, под боком у Папы Римского, в наше время уже делаются опыты по искусственному выращиванию человеческого зародыша.3
Праведность есть сострадательность к человеку. <...> Любовь всегда терпит и никогда не причиняет соблазна, злопамятство же всегда нетерпеливо. <...>
Злопамятство есть печать антихриста, ибо злопамятство запечатлевает сердце человека как бы антихристовою печатью. Злопомнение есть печать антихриста. <...> От этой печати злопамятства всегда обмирает сердце человеческое <...> Итак, когда антихрист будет налагать печать свою на людей, сердца их будут делаться как бы мертвыми... (Примечание переводчиков: только имеющим эту печать будет продаваться хлеб, согласно Апокалипсиса 13:17).
Многие будут умирать на дорогах <...> Будут пожирать тела мертвых <...>, будучи не в силах выносить голод <...>
На печати же будет написано следующее:
«Я твой есмь» - «Да, ты мой еси»
«Волею иду, а не насильно».
«И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно».
Сии четыре изречения или надписи изображены будут посреди той проклятой печати».
(Слово «изображены» указывает на то, что, возможно, сама печать будет иметь символический наружный вид, подобно гербу, эмблеме, а духовный смысл знаков этой печати будет соответствовать этим четырем изречениям).
«Люди станут переселяться с места на место. <...>
И когда воссядет антихрист на проклятом троне своем, тогда море вскипит так, как кипит вода в котле <...> От морского жара все иссохнет. <...>»
(Лк. 21:25: «Море восшумит и возмутится». Рим. 8:22: «Вся тварь совокупно стенает и мучится»).
«День будет вращаться, как час, неделя, как день, месяц, как неделя, и год, как месяц...
Люди, сделавшиеся столь лукавыми по душе, и по телу будут умалены, ростом будут 1 3/4 аршина, говорим, пять пядей длина тела человеческого».
(Это люди, собственно, самого последнего времени; но при этом, надо полагать, будут и люди еще прежних рождений).
«Деяниями же лукавства своего эти люди превзойдут демонов и будут - один дух с демонами. <...>
И вот на антихриста, радующегося при виде человеческого зла, найдет внезапно свыше «меч обоюдоострый» (2 Фес. 2:8), которым он будет поражен, и исторгнется нечистый дух его из преоскверненного тела его. Со смертию антихриста настанет конец убийству в людях. Каин положил начало убийству, антитип же (антихрист) соделает конец, то есть на нем оно окончится» 4.
Из недавно опубликованного нового перевода: «...Антихрист пожелает господствовать над всем и стать управителем всей вселенной и будет производить чудеса и фантастические знамения. Он также даст порочную мудрость несчастному человеку, так что он сделает такие открытия, чтобы один человек с другим могли вести беседу с одного конца земли до другого. Также тогда будут летать по воздуху, как птицы, и рассекать дно моря, как рыбы. И всего этого достигнув, несчастные люди будут в комфорте проводить свою жизнь, не зная, бедные, что это - обман антихриста.
И, нечестивец, он так будет совершенствовать науку с тщеславием, что это собьет с пути и приведет людей к неверию в бытие Триипостасного Бога.
Тогда Всеблагий Бог, видя гибель человеческого рода, сократит дни, ради тех немногих спасающихся, потому что тот хотел ввести в соблазн, если возможно, и избранных... Тогда внезапно явится карающий меч и убьет совратителя и слуг его» 5.
Учение Двенадцати Апостолов (Дидахэ): «Бодрствуйте о жизни вашей. Светильники ваши да не угашаются и чресла ваши да не распоясываются, но будьте готовы. Ибо вы не знаете часа, когда Господь наш придет. Часто собирайтесь, ища подобающее душам вашим, ибо не принесет пользы вам все время веры вашей, если не станете совершенны в последнее время. Ибо в последние дни умножатся лжепророки и губители, и овцы обратятся в волков, и любовь обратится в ненависть. Ибо по умножении беззакония возненавидят друг друга и будут преследовать, и предавать, и тогда явится мировой обманщик, словно сын Божий и сотворит знамение и чудеса, и земля предастся в руки его, и будет [он] творить беззакония, каких никогда не было от века. Тогда придет тварь человеческая в огонь испытания, и многие соблазнятся и погибнут, а пребывшие в вере своей спасутся от этого проклятия. 6 И тогда явится знамение истины: сперва знамение распростертое на небе, 7 затем знамение гласа трубного, и, в-третьих, воскресение мертвых; не всех, однако, но как сказано: Придет Господь и все святые с Ним. Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных...» 8.
Апостол Варнава († 76 г.): «Посему будем внимательны к последним дням. Ибо все время нашей жизни и веры не доставит нам никакой пользы, если не будем ненавидеть неправды и будущих искушений, как говорит Сын Божий: «будем противиться всякой неправде и возненавидим ее ». Итак, смотрите внимательно на дела пути злого. Вы не должны отделяться от других, как будто вы были оправданы; но собираясь в одно место, исследывайте, что прилично и полезно всем возлюбленным вообще. Ибо Писание говорит: «горе тем, которые мудры в себе самих и пред самими собою разумны » (Ис. 5:21) 9.
Св. Ипполит, папа Римский († 30.01.268): «...многие, которые будут внимать Божественным Писаниям, иметь их в руках и вдумываться в них, избегнут обольщения (антихриста). Ведь они ясно поймут его козни и ложь его обольщения: они избегнут его рук и скроются на горах и расщелинах земных и со слезами и сокрушенным сердцем будут искать Того Человеколюбца, Который вырвет их из сетей его и спасет от тягостных соблазнов его и невидимым образом, правою рукою Своею прикроет их за то, что они по достоинству и справедливо припали к Нему.
Видишь ли, какой пост и молитву будут соблюдать тогда святые? Обрати внимание и на то, какое трудное время и дни постигнут всех тех, которые будут находиться в городах и селениях. Они будут переходить тогда от востока к западу и обратно от запада к востоку; будут сильно плакать и горестно сетовать; а когда только что просияет день, будут дожидаться ночи, чтобы успокоиться от своих занятий. Когда же (их) застанет ночь, они вследствие беспрерывных землетрясений и воздушных ураганов будут стараться о том, как бы скорее увидеть дневной свет и как бы, наконец, достигнуть хотя бы и тяжелой смерти. Скорбную жизнь оплачет тогда вся земля, оплачет и море и воздух, оплачет и солнце, оплачут и дикие звери вместе с птицами, оплачут горы и холмы и полевые деревья - и все это благодаря роду человеческому за то, что все отклонились от Святого Бога и уверовали в обольстителя, принявши изображение этого нечестивца и врага Божия, вместо животворящего креста Спасителя.
Будут оплакивать и церкви скорбь великую. Ведь (тогда) не будет совершаться ни приношения, ни воскурения, ни службы, угодной Богу; но здания церквей будут, как хижины, предназначенные для хранения плодов; не будет возноситься в те дни и честное тело и кровь Христовы. Общественное богослужение прекратится, пение псалмов замолкнет, чтение Писаний не будет раздаваться: и наступит мрак для людей и рыдание для рыдания и стоны для стонов. Будут тогда бросать по дорогам серебро и золото, и никто не будет собирать их, и все - сделается омерзительным. В самом деле, все будут стараться о том, чтобы убежать и спрятаться и, однако не будут иметь возможности нигде укрыться от ярости противника, как носящие его знак, они легко будут обнаруживаться и узнаваться. Вне страх и внутри трепет (будут) и ночью и днем. Как на улице, так и в домах (будут) трупы, как на улице, так и дома - жажда и голод; на улице - суматоха, дома - рыдания. Исчезнет красота на лице; в самом деле, черты его у людей будут, как у мертвецов; уничтожится красота у женщин и исчезнет похотливость у всех людей» 10.
«Блаженны те, которые тогда преодолеют тирана, и их должно считать более славными и великими, чем первых мучеников.
В самом деле, прежние мученики одерживали победу над телохранителями его (антихриста); эти же победят самого Диавола, сына погибели. А сделавшись победителями (над ним), каких великих наград и венков они удостоятся от нашего Царя Иисуса Христа» 11.
1. Иеромонах Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира. Рига-СПб. 1991. С. 43.
2. Вероятно, от извращения духовных способностей и телесные потребности человека будут извращены (ненормальная алчба питания). - Прим. переводчика.
3. М. Назаров пишет: «Радио «Свобода» (10.07.1990) гордо сообщила о новом достижении американских ученых: бычкам вводятся человеческие гены. В этом можно видеть символ материального самопожирания человечества, забывшего о заповеди Христа, что «кроткие наследуют землю » (Мф. 5:5)». - Сост.
Назаров M. В. Русская идея и современность. Доклад на VI Всезарубежном съезде русской православной молодежи в Монреале 4-11 августа 1990 г. С. 13-14.
4. Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. С. 81-88.
5. Цит. по кн.: Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. III. С. 173.
6. Переводчик и комментатор «Дидахэ» свящ. М. С. Соловьев разъяснял это место так: «Пребывшие в вере будут прокляты антихристом, и это самое проклятие спасет их» (Писания мужей апостольских. С. 36-38). - Сост.
7. Вероятно, знамение креста, простирающегося над всем миром. - Сост.
8. Писания мужей апостольских. С. 36-38.
9. Там же. С. 67.
10. Творение святого Ипполита, епископа Римского. Вып. II. Казань. 1899. С. 77-79.
11. Там же. С. 76.
Часть вторая
Святитель Кирилл († 18/31.03.386 или 387), архиепископ Иерусалимский: «...Тогдашние мученики, по мнению моему, выше всех мучеников. Прежние мученики с одними людьми сражались, а мученики при антихристе с самим сатаною будут вести войну» 1.
Св. Андрей, архиепископ, Кесарийский: «И иде брань сотворите со вставшими. - А когда лучшие и избранные церковные учители и презревшие землю удалятся по причине бедствий в пустыню, тогда антихрист, хотя и обманется в них, воздвигнет брань против воинствующих Христу в мире, чтобы восторжествовать над ними, найдя легко уловляемыми их, как бы посыпанных земным прахом и увлеченных житейскими делами. Но из сих многие победят его, ибо искренно возлюбили Христа» 2.
Преподобный Серафим Саровский: «И во дни той великой скорби, о коей сказано, что не спаслась бы никакая плоть, если бы избранных ради, не сократились оные дни, <...> в те дни... остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на кресте вися, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, почувствовал Себя Своим Божеством настолько оставленным, что возопил к Нему: Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил? Подобное же оставление человечества Благодатию Божиею должны испытать на себе последние христиане, но только лишь на самое краткое время, по миновании коего не умедлит вслед явиться Господь во всей славе Своей и все Святые Ангелы с Ним. И тогда совершится во всей полноте все от века предопределенное в предвечном Совете» 3.
«Но есть третья причина, и, можно сказать, беспричинная причина, по которой благодать Всесвятаго Духа изволит иногда оставлять даже человека богоносного. И это уже попускается от Самого Господа Бога - испытывать сим лишь только крайне укрепившихся в благодати Божией людей как необычайным подвигом для необычайных и наград за то: как то было и Самому Господу Иисусу Христу от Бога Отца Его допущено, когда на Кресте пребывшу Божеству Его совершенно бесстрастным, то есть не чувствовавшим страданий плоти Его, Божественный Страдалец невольно возопить изволил: «Или! Или! лама савахвани?», что значит в переводе: Боже Мой! зачем Ты Меня оставил? (Мф. 27:46; Мк. 15:34). Так вот, такое же искушение допущено будет на всю вселенную во времена антихриста, когда все святые Божии люди и святая Церковь Божия Христова, лишь из них одних состоящая, как бы оставлены от защищения и помощи Божией будут. Нечестивые же восторжествуют и возвеличатся над ними до того, что Сам Господь Бог Дух Святый, видящий издалече их незримо тяжелое страдание, издревле о том предрек: «О, где вера и терпение святых!» (см. Апокалипсис 13:10, 14:12). Подобные же тому безмерные искушения попускаются и будут попускаться и до этого времени на святых великих угодников Божиих и угодниц Божиих во искушение их безмерно великой веры во Христа и в увенчание их непостижимо великими и невероятными для ума человеческого наградами во время Пакибытия и жизни Будущего Века (см. Апокалипсис 20:4-6, читающий да разумеет!)» 4.
На вопрос брата: «Как ныне святые умножились во всем мире, будет ли также и при кончине века сего?», - преп. Нифонт († 11.08.1460), Патриарх Константинопольский ответил: «Сын мой, до самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны. Впрочем, в последнее время, те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди их знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением и в Царствии Небесном окажутся большими Отцев, прославившихся знамениями; потому что тогда никто не будет делать пред глазами человеческими чудес, которые бы воспламеняли людей и побуждали их с усердием стремиться на подвиги. Занимающие престолы священства во всем мире будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием, и будут служить для людей более соблазном, чем образцом, посему добродетель будет пренебрежена еще более; сребролюбие же будет царствовать тогда, и горе монахам, богатеющим златом, ибо таковые будут поношением для Господа Бога и не узрят лица Бога живаго. Монах или мирянин, который дает в лихву злато свое, если не отступит от такого лихоимства, будет погружен в глубоком тартаре, потому что не пожелал принести (злата своего) в жертву Богу через благотворение нищим. Посему, сын мой, как я уже сказал прежде, многие, будучи одержимы неведением, падут в пропасть, заблуждаясь в широте широкого и пространного пути» 5.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) по поводу этих слов преп. Нифонта Цареградского писал: «Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменосного и духоносного Отца! По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством - необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего свое дело - Бога. Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! Блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это - великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. «Ныне почти нет истинного благочестия, - говорит уже святитель Тихон (Задонский - Сост.) за сто лет пред сим. - Ныне - одно лицемерство». Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно - в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся на показ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, - и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, - и очистится сердце твое от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняй его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служению миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям» 6.
«Пред вторым пришествием Христовым <...> христианство, духовное и рассуждение оскудеют до крайности между человечеством <...>» 7.
«Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому и открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням» 8.
«Совершителями знамений антихриста будут антихрист и его апостолы; знамения в солнце, луне и звездах, знамения - вестники пришествия Христова явятся сами собой, без всякого посредства. Светила небесные выполняют назначение свое, с которым они, по повелению Творца, заблистали на небе. Уже они выполняли это назначение при рождестве Христовом чудною звездою; выполнили они его при распятии Богочеловека, когда солнце закрылось темным покровом мрака в самый полдень. Святый Евангелист Матфей говорит, что по миновании скорби, произведенной владычеством антихриста, немедленно наступит пришествие Христово, и начнется оно с того, что солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небес. Светила эти останутся на своих местах, замечает блаженный Феофилакт Болгарский; но они померкнут и представятся для взора человеческого исчезнувшими с тверди небесной по причине обилия небесного света, которым озарится мир, приуготовляемый для принятия Господа во славе Его» 9.
«Во времена скорбей и опасностей, видимых и невидимых, особенно нужна молитва: она, будучи выражением отвержения самонадеянности, выражением надежды на Бога, привлекает нам помощь Божию» 10.
«При наступлении великих скорбей во времена антихриста возопиют усиленную молитву к Богу все истинно верующие в Бога. Они возопиют о помощи, о заступлении, о ниспослании Божественной благодати в подкрепление им и руководство. Собственные силы человеков, хотя и верных Богу, недостаточно, чтобы противостать соединенным силам отверженных ангелов и человеков, которые будут действовать с остервенением и отчаянием, предчувствуя свою скорую погибель. Божественная благодать, осенив избранников Божиих, соделает для них недействительными обольщения обольстителя, негрозными угрозы его, презренными чудеса его; она дарует им мужественно исповедать совершившего спасение человеков Спасителя, и обличить лже-мессию, пришедшего для погубления человеков; она возведет их на эшафоты, как на царские престолы, как на брачный пир» 11.
Господь «и в самые времена антихриста будет руководить рабов Своих и уготовлять им места и средства к спасению, как это засвидетельствовано в Апокалипсисе...» 12.
Преподобный Лаврентий (Проскура, 1868 † 20 февраля 1950), схиархимандрит Черниговского Троицкого монастыря: «Сразу (по воцарении антихриста - Сост.) начнется гонение на Иерусалимской земле, а потом и по всем местам земного шара прольется последняя кровь за Имя нашего Искупителя Иисуса Христа. Из вас, чада мои, многие доживут до этого страшного времени. <...> Христиан будут умерщвлять или ссылать в пустынные места, но Господь будет помогать и питать Своих последователей. <...>
В те дни еще будут сильные борцы, столпы Православия, которые будут под сильным воздействием сердечной Иисусовой молитвы. 13 И Господь будет их покрывать Своей Всемогущей благодатию и они не будут видеть тех ложных знамений, которые будут приготовлены для всех людей. Еще раз повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет, благодати в них не будет.
Одна сестра, слушая беседу эту, спросила: «Как быть? Не хотелось бы дожить до этого времени». «А ты молодая, можешь дождаться», - сказал старец. «Как страшно!» «А ты выбирай одно из двух: или земное, или небесное». <...> Сестра спросила: «Так это все погибли?» «Нет, если верующие и омоются кровью (в третьей «Всемирной войне» - Сост.), то причтутся к числу мучеников, а если не верующие, то пойдут в ад», - ответил Батюшка. И пока не наполнится число отпавших Ангелов, Господь не придет судить. Но в последнее время Господь и живых, записанных в книгу Жизни, причислит к лику Ангелов недостающего счета отпавших. Одному диакону, который еще жив, но уже стар, Батюшка прямо сказал: «Ты доживешь до времени, когда будет антихрист, не бойся, а говори всем, что это «он» и не нужно бояться». <...>
Батюшка беседовал с одним иеродиаконом (Георгием) о последнем времени, горько обливался слезами, говоря: «Много духовенства погибнет при антихристе». А Георгий говорит: «Как мне быть, не погибнуть? Ведь я же диакон?» А Батюшка сказал: «Не знаю». Отец диакон стал плакать, упав в ноги ему, просил, чтоб помолился за него, чтоб ему избежать ада, а он помолился и ответил: «Ладно. Вот так бывает: заболел на голову, а потом сам заболел, умер и в Царствие Небесное вошел».
И это предсказание исполнилось. Мы знали этого диакона по Киевской Лавре, он был очень добродетельный и певчий монах, вдруг заболел на голову и в скором времени умер.
Батюшка часто сокрушался и слезно молился, или что-либо рассказывал со слезами. Сестры успокаивали его, на что он возражал: «Да как же не плакать, когда полна бездна людских душ».
У батюшки была сильная любовь ко всем, за что Господь его одарил <даром> молитвы сердечной и прозорливости.
«На земле вытянут бездну, - говорил Батюшка, - и «сирки» (бесы) все повылазят и будут в людях, которые не будут ни креститься, ни молиться, а только убивать людей, а убийство первородный грех. Интересно побольше прельстить этим грехом людей. Аминь» 14.
1. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М. 1991. С. 235.
2. Толкование на Апокалипсис Св. Андрея, архиепископа Кесарийского. М. 1901. С. 99.
3. Беседа преподобного Серафима о цели христианской жизни. Сан-Франциско. 1968. С. 82.
4. «Троицкий листок». Сергиев Посад. 1914. Цит. по кн.: Последние судьбы России и мира. Краткое обозрение пророчеств и предсказаний. С. 25.