Долгая дорога в барханах 1 глава




Башкирские племена. В огненном кольце

Исторический роман

 

Книга вторая

 

 

 

 

Глава 1. Бунт

На территориях, где проживали татары, мордва, удмурты, манси и башкиры в 16-17 веках волнения местных народов случались часто. Так, например, в 1581 году башкиры Казанской и Осинской дорог совместно с татарами, удмуртами и манси разоряли новые поселения Строгановых на реке Кама. Попозже, в 1616 году, произошел еще один бунт: восставшие осадили Казань, Сарапул и Осу. В 1645 году восстали башкиры Казанской дороги, недовольные строительством на их земле Мензелинской крепости. Они напали на крепость, но через некоторое время были разбиты.

В середине XVII века на юго-востоке Московское государство оказалась перед лицом новой опасности. Миграция калмыков привела в движение народы вдоль всей границы от Алтайских гор до реки Волги. Калмыки вытеснены были из обжитых мест, воюя с другими родственными племенами монголов, и вынуждены были уходить куда-то вдаль. Они, быстро пройдя через казахскую степь, направились на юго-запад, где столкнулись с решительным сопротивлением казах, сибирских татар и башкирских племен и потому решили идти дальше. Достигнув Волги калмыки вступили в борьбу с ногайцами в целях установления полного контроля над степью в этом регионе. Далее они предприняли попытку пересечь Волгу, однако правительство сумело выставить против них войско и те были отброшены назад. В этих условиях калмыки были вынуждены обосноваться на территории между реками Урал и Волга. Местных ногайцев они ассимилировали, часть побежденного населения разбежалась на север и на юг.

Совместные нападения калмыков и ногайцев на пограничные городки заставило русское правительство строить оборонительную линию к юго-востоку от Казани. Поскольку эта линия была расположена за рекой Кама, она получила название Закамской линии. Появились острога, то есть опорные пункты русских под названиями Акташинск на реке Актай, Шешминск на реке Шишма, Мензелинск на реке Минзаля. Это был первый этап продвижения властей вглубь Башкирии для административно-военного контроля.

Во второй половине XVII века эта Закамская линия была заменена новой. Она начиналась на Волге и дошла до устья реки Белой на территории Башкортостана. Главными крепостями являлись: Белый Яр, Ериклинск, Тиинск, Билярск, Новошешминск, и Мензелинск.

Строительство крепостей привело к неудовольствию местного населения. Кроме этого продолжался захват земель русскими нерусскими крестьянами и служилыми людьми. Казанский Приказ не раз давал указания уфимскому воеводе не принимать этих мигрантов, ссылаясь на жалобы башкирских предводителей, но на это указание никто не обращал внимания.

Увеличение ясака тоже вызывало недовольство местного населения. Для правительства нужны были деньги для ведения войны с Польшей за Украину и со Швецией в Ливонии. Содержание многочисленной армии строительство крепостей стоило тоже больших затрат.

Еще одним поводом для недовольства населения были притеснения и злоупотребления со стороны местных государственных чиновников. Воеводы, сборщики ясака, офицеры и другие использовали свое служебное положение в целях личного обогащения.

Волнения начались среди татар, проживавших по реке Кама вблизи Закамской линии, затем быстро распространилось по всей Башкирии.

Июль 1662 года.

Для власти имущих бунт башкирских племен начался внезапно. Первыми поднялись башкиры Осинской дороги и Сибирские племена башкир, согласно уговору между собой.

Отряд, состоящий из 600 воинов под руководством Мухаметдина сына Сары Мергена, разделившись на две группы, приблизились к Катайскому острогу и Долматовскому монастырю и почти одновременно окружили их. Однако с первого кавалерийского наскока ничего не получилось, обьекты нападения заранее были крепко защищены: глубокие рвы и высокие заборы-частоколы, из четырехметровых столбов не только затрудняли вход вовнутрь, но и делали невозможным овладеть этими крепостями.

Несколько стремительных атак не дали ничего. Так прошло еще несколько дней. Повстанцы отступили и направились на озеро Иртыш, разоряя деревни с русским населением. Возле озера их встретил предводитель восставших Сары Мерген. На общем собрании повстанцев решили действовать дальше, с ходу овладели жилыми массивами по рекам Исет, Чусовая, Пышма. Захватили Мурзинскую, Белослудкую и Усть-Ирбитскую слободы. Правительственные войска поспешили туда, где действовали восставшие.

Самое крупное сражение повстанцев с правительственной командой состоялось под Ирбитской слободой. Хорошо вооруженная команда воеводы Туринского городка смогла отстоять Ирбит, после нескольких сражений на этой местности, нападающие отступили.

Вскоре район борьбы переместился в Кунгурский уезд. Во второй половине июля отряды башкир Сибирской и Осинской дорог нападали на местные крепости, монастыри и села. В конце месяца нападавшие заняли городок Кунгур, Степановский острог, Воздвиженский и Рождественский монастыри, села и деревни по реке Сылва. Уцелел только Спасский монастырь, где укрылось население, которое активно помогало оборонявшимся командам. Повстанцев поддержали кунгурские, вятские и уржумские татары. Удивляло воевод то, что у нападающих были несколько пушек. Оказывается, их обслуживали литовцы.

В конце августа боевые действия развернулись на территории Казанской и Ногайской дорог. Под Уфой действовали отряды повстанцев под руководством Азнагула Рыскулова, Бикьяна Туҡтамышева. Под руководством Гаура Акбулатова и Улекея Кривого отряд разорил дворцовое село Архангельское на реке Бирь.

Правительство приняло спешные меры для подавления восстания. Из Тюмени против восставших были направлены пешие и конные отряды. Из Тобольска выступили пехотные и драгунские полки во главе с полковником Поуэктовым. Около острога Иртяш состоялось крупное сражение. Двухтысячный отряд повстанцев сражался против пятитысячного правительственных войск. Отряд повстанцев отступил, после этого карательные отряды стали разорять близлежащие башкирские деревни.

Царь Алексей Михайлович был крайне недовольным, что по-быстрому не смогли подавить бунт на территории Башкирии. На то были и свои причины, может быть, царю неведомые. Местные гарнизоны, как правило, были недостаточно сильными в военном отношении для отражения крупномасштабных ударов противника. Для того, чтобы находиться ближе к центру событий и лучше организовать действия против повстанцев, астраханский воевода Григорий Сунчалеевич Черкасский был послан в Царицын. Там он разместил свои войска, состоявших из русских и астраханских татар.

Подавлением восстания в европейской части края руководил недавно назначенный казанский воевода Федор Федорович Волконский. Он управлял военными делами из Мензелинска. Другие правительственные отряды были сформированы в Сибири и были направлены в Башкирию. Уфимский воевода Федор Иванович Сомов не смог принять действенных мер против восставших из-за не хватки военных сил.

В дополнение к мерам военного порядка правительство попыталось устранить причины беспорядков. Были приняты некоторые меры по облегчению бремени повинностей местного населения по ограничению захватов земель и наведению порядка в деятельности местных правительственных войск.

В разгар борьбы Волконский во главе карательных войск прибыл в Уфу и обратился к башкирам принести повинную. В этом ему помогали некоторые башкирские феодалы, например, тархан Ногайской дороги Ишмухамет Давлетбаев.

В итоге часть восставших Казанской и Ногайской дорог принесла повинную. Князь Волконский казнил нескольких предводителей восстания, в частности, Гаура и Улекея. Сняв с должности Сомова Федор Волконский назначил уфимской воеводой своего родственника и помощника Андрея Михайловича Волконского.

По поручению правительства с восставшими вел переговоры и воевода Астрахани князь Григорий Черкасский. В ноябре 1662 года ему удалось собрать в городе Уфе около 300 представителей повстанцев для переговоров. Повстанцы согласились прекратить борьбу и написали челобитную на имя царя.

В результате обстановка в Башкортостане несколько разрядилась, но полного успокоения в крае не было. Часть населения стояла за продолжение борьбы.

В ходе боев вырисовывалась тактика правительственных войск и тактика повстанцев. Царские войска в основном состояли из конных отрядов, пеших было до 10-12%. На войне все решала быстрота передвижения. Русские отряды имели боевой успех в период ранней весны потому, что в это время года лошади кочевников были наиболее ослаблены из-за того, что зимой им приходилось питаться подножным кормом, добывая его из-под снега. Башкиры, например, редко косили траву на зиму и заготавлмвали сено. Русские так же заметили, что кочевники-башкиры хуже сражались в пешим строю. Поэтому повстанцы были более активны летом и осенью. Ведение военных действий в зимнее время было затруднительным всем: снабжение и питание для карательных отрядов было не ругулярным из-за отсутствия дорог, а глубокий снег в горах, куда отступали башкиры в случае натиска правительственных войск, затруднял продвижение карательных отрядов.

Башкирские конники обычно совершали молнионосные набеги на поселения и заводы, сжигали здания и уводили жителей. Кочевники редко сохраняли организованный строй, поэтому, быть может, с ними легче было справиться в открытом бою. Но они были опасны, главным образом, в горных и лесных местностях, где успешно вели так называемую партизанскую войну. Большую часть потерь несла повстанческая сторона. Почему? Причина в том, что кочевники имели несовершенное оружие. В то время повстанцы, как и казахи или калмыки, использовали доспехи как кальчуги и шлемы, и сражались в основном при помощи копий, луков и стрел. Ружей было мало, часть ружей делали башкирские кузнецы, часть, например, аркебуза покупалась из других мест. Из низкострельного оружия невозможно было выстрелить с седла.

Но русские офицеры еще до этого выступления местных племен помогли усовершенствовать огнестрельное оружие повстанцев. При охране границ некоторые башкиры снабжались оружием, кто-то сам мастерил ружье старого образца, то есть аркебузу. Это оружие нередко попадало в руки повстанцев. Чиновники запрещали производить любые работы с металлом, но это не работало. Иногда башкиры снабжались оружием за плату русскими купцами-предпринимателями. Какая-то часть оружия попадала через Средню. Азию.

После переговоров с повстанцами власти не выполнили свои обязательства по части ненаказания бунтовщиков. Наоборот начались казни и убийство последних. Это возмутило остальных. На Ногайской дороге три брата Кункас, Даванай и Ишмухамет Давлетбаевы снова подняли народ против карательных отрядов. После смерти Сары Мергена в Зауральском пространстве сопротивление возглавил Арсланбек Баккин. Когда сотника Арсланбека выбрали руководителем всей группы повстанцев Сибирской дороги появился цареевич Кучук. Цареевич не принимали участие в бунте. Претендуя на земли бывшего Сибирского ханства Кучумовичи искали только случая, чтобы организовать антирусское выступление. Восстание в Башкортостане играло на руку им. Кучум и его приближенные участвовали на общем собрании повстанцев. Он, Кучум, им обещал привести военные отряды, но поставил конкретные условия:

1. Его, Кучума, поставить руководителем повстанцев;

2. Восстановить Сибирское ханство совместно;

3. Башкиры Осинской, Ногайской, Сибирской дорог должны войти в состав будущего Сибирского ханства.

Эти условия удивили башкир. Как же так? Выступившие против этих условий Азнагул Рыскулов и Бикъян Туктамышев резко критиковали позицию Кучума, сказав, что главная задача как бы выжить в этих трудных условиях и если нет возможности продолжить борьбу, то тогда как и на каких условиях помириться с властями.

Не найдя общего языка Кучум с обидой покинул собрание.

Под руководством Арсланбека весной 1663 года началась новая волна сражений. Заняли несколько деревень по реке Режь, окружили Арамышскую слободу и Невъянскую крепость и вели войну.

После одного из сражений руководитель восставших Арсланбек Баккин получил письмо от уфимского воеводы о том, что необходимо прекратить сопротивление властям и приехать в Уфу на переговоры. Власти гарантировали амнистию всем участникам сопротивления. Этот вопрос обсудили на общем собрании повстанцев и решили направить Баккина в Уфу.

Взяв с собой помощника Янсары с собой Арсланбек направился в сторону Уфы. По пути решил заехать в родное село Бакы. К вечеру достигли это село. Стало темно. В селе полная тишина, даже собаки не лают. Ладно люди на летовке, а собаки где?

Вот и дом, построенный его руками, где должна находиться его семья. Арсланбек тихонько постучал:

- Гулайша! Это я, Арсланбек! Открой дверь!

- Кто? Кто?

- Арсланбек я!

- Ах! Что это: сон или наяву – Женщина открыла дверь и заплакала от радости. Обнялись крепко.

- Я думала, что ты давно мертв, ни слуху, ни духу, - с обидой произнесла Гулайша. – Ты с кем?

- Со мной Янсары, он направился на летовку, чтобы повидаться с родителями.

- Детей будит надо?

- Надо, конечно. Мы тут будем только до утра, а с рассветом направимся дальше - в Уфу.

- Чужие не появились? – спросил у жены Арсланбек.

- Вчера каратели приходили, спрашивали тебя, а потом куда-то ушли.

Гулайша зажгла лучину, стало немного светлее и разбудила детей. Их было двое: мальчик лет десяти и девчонька-тростинка лет пяти. Они беззвучно прильнули к отцу и не отпускали.

Жена быстенько разложила на столе гостиницу, привезенную Арсланбеком. Дети, находясь на колени отца, ели привезенные вкусняшки, а родители приимущественно пили кумыс. В маленьком доме стало уютно и радостно.

Рассветало. Два казичьих эскадрона направились в село и окружили дом Арсланбека. У них имелось сообщение л том, что в селе появился Баккин и будет, видимо, ночевать в своем доме.

Казаки вошли во двор и увидели оседланного коня, а через маленькое окошко заметно было, что в лучах лучины в доме находились двое: женщина и мужчина.

Казаки ворвались в дом и кинулись к Арсланбеку и несколькими штыками кололи несчастное тело хозяина дома до тех пор, пока он не свалился мертвым. После этого они вырезали остальных членов семьи и удалились.

Летом и осенью борьба развернулась по всему Зауралью. В начале октября восставшие напали на Киргинскую, Ирбитскую, Усть-Ирбитскую слободы, а так же на ближайшие села и деревни. Против них выступила команда полковника Полуэктова. Восставшие нанесли карателям серьезное поражение. При сражении в окрестностях Усть-Ирбитской слободы команда потеряла свыше 30 человек убитыми, многие, в том числе Полуэктов, были ранены. Регулярные правительственные войска отступили.

Ранней весной 1664 года тобольский воевода совместно с командой Поуэктовым организовал карательную экспедицию в башкирские волости Сибирской дороги. Резали и вешали всех подряд, но борьба шла с переменным успехом. В этих условиях тобольский воевода обратился к восставшим с предложением прекратить восстание, обещая за это уступки. Зимой 1665 года башкирские послы прибыли в Тобольск для переговоров. Так прекратилось восстание в Зауралье.

Царские власти были вынуждены удовлетворить многие требования башкир. По их желанию был снят с поста уфимский воевода Андрей Волконский. Правительство еще раз подтвердило вотчинное право башкир на землю. Новому воеводе было велено рассмотреть жалобы башкир по земельному вопросу и удовлетворить их требования и претензии. Власти обещали так же покончить с произволом при сборе ясака.

 

Глава 2. Дауербек

Старшина Баймак был рад тому, что бунт, продолжавший в течение двух лет наконец утих. Но его сердце оставалось неспокойным. Те, кто как-то участвовал в бунте начали возвращаться, а его сын Азнагул все еще не вернулся. Поэтому его сердце болит: жив он или нет? Если живой, то, где его носит? Рядовые бунтовщики из Ногайской дороги уже зимой стали возвращаться. Через них узнавали, кто где был, кто жив, а кто погиб, а об Азнагуле никто не знает. Почему так?

Этой весной Баймак Бикбулатов на лето не переехал на летовку, остался в Таналыково-Баймаке. Старший сын Бадретдин тоже остался здесь, в хуторе. Он кузнец, а кузница находится дальше от хутора километров на два, у подножья Уральских гор, на берегу небольшой речки под названием Хафиз. Когда-то речка была безымянной. Здесь любили купаться мальчишки, так как она спокойная и не глубокая. Но однажды в этой неглубокой речке утонул мальчик лет двенадцати, нырнул и не вынырнул. Тело попозже вытащили взрослые. После этого случая речка приобрела свое название по имени утонувшегося мальчика.

Многие не знают, что здесь находится кузница. Так надо. Кузни запрещены правительством, поэтому приходится держать ее и работать в ней инкогнито.

Кузница заготавливала орудие труда из металла, как лопаты, вилы, грабли и оружие: сабли, ножи, кинжалы, головки для копья и наконечники стрел, облегченные щиты, и все, что нужно в любом хозяйстве.

Бадретдина знают многие. К нему постоянно приходили восставшие башкиры из Ногайской дороги за готовым оружием и заказывали новую партию. Платили, конечно, и деньгами, и конями и лошадиной упряжью, и тканью и т.д.

Обычно Бадретдин работал один, каждый день уходил из хутора на “охоту”и возвращался домой затемно. Бывало, оставался ночевать, когда дел набиралось особенно много. На днях у Бадретдина появился помощник. Всадники, прибывшие за оружием, оставили у него раненого молодого человека. Сообщили лишь о том, что он родной братишка известного предводителя восставших Гаура Акбулатова. Попросили ухаживать за ним до выздоровления. Звали парнишку Даурбек. Оказалось, что ранена левая рука. Проткнутая саблей эта рука повисла плетью. В целях осторожности кузнец Бадретдин решил Даурбека называть просто Акбулатом, так, как его фамилия была именно таким. Всадники так же сообщили о кончине Азнагула после смертельного ранения. Эта плохая и болезненная новость ударила по настроению Бадретдина и он, после ухода всадников, оставших без сил прилег на топчан, чтобы отдохнуть и набраться сил для поседующих работ.

Он вспомнил детство Азнагула. Такой был балагур и затейник. Окружающие его любили за то, что он всегда заступался за обиженного и словом и кулаком. Вот его уже нет! Странно и непонятно: был человек и нет! Повернувшись к стене он дал волю своим слезам.

- Как сообщит об этом отцу? Может вообще промолчать об этом? – подумал Бадретдин, но решил все таки сказать эту, мягко говоря, печальную новость отцу.

На первых порах молодой человек дневал и ночевал в кузнице. По настоянию Бадретдина лечила молодого человека его дочь Амина. Каждый день она приходила в кузницу и после процедур лечения возвращалась домой в хутор. Он, молодой человек, оказался очень расторопным человеком, никогде без дела не сидел, все время старался помочь кузнецу. Бойкий и проворный молодой человек очень понравился Даурбеку, да и тот с большим уважением относился к своему “хозяину”. Об Акбулате Бадретдин доложил своему отцу старшине Баймаку. Тот особо не удивился, лишь заметил, чтобы молодой человек на время превратился в родственника с Тараула, а ранение получил во время охоты в бурзянском лесу и ни сном ни духом не ведает о военных действиях на севере и на востоке края.

Старшина Баймак вышел из своего дома и во дворе на дровнике начал стругать топорище для нового топора. Через некоторое время краешком глаз заметил двух приближающих к нему мужчин. Подошел Бадретдин с Акбулатом. Поздаровались.

- Отец! Как дела? Как настроение? – начал беседу Бадретдин. – Одному не скучно? Пожил бы в моей семье!

- Мне тут лучше. Не хочу жить в твоей семье, как вечный гость и мешать своим присутствием. Тут я сам себе голова, что хочу, то и делаю. Слава Аллаху, руки-ноги ходят. Слушай, Бадретдин, я уже стар и тебе об этом не раз говорил. Пришло время сдать старшинство тебе. На завтра пригласи аксакалов сюда!

- А как же кузня?

- Сдашь другому человеку из нашего круга, - сказал старшина и повернулся к Даурбеку.

- Как дела сынок Акбулат? – задал вопрос старец молодому человеку, - рука еще болит? По ночам спать дает?

- Пока побаливает, уважаемый аксакал, но уже можно терпеть - ответил Акбулат и замолчал.

- Хорошо то, что хорошо кончается, - продолжил разговор старшина. – Бадретдин! Почему у тебя нет настроения? Или ты услышал какую-то плохую новость?

- Да, отец.

- Говори!

- Мне сообщили о смерти брата моего Азнагула. – Бадретдин заплакал.

Старшина повернулся к Бадретдину и остался как вкопанный от неожиданности.

- Кто сказал?

- Конные связные. До тебя я их не пустил, отец, извини!

Все зашли в дом. Бадретдин и старшина Баймак по очереди прочитали дуа и аяты из корана погибшему.

Черная новость сильно ударила по здоровью старшины, руки опустились, ноги подкосились. Пришлось лечь в постель со своими думами о пройденной жизни и смерти близких людей.

На следующее утро курултай аксакалов рода единогласно избрал Бадретдина старшиной рода.

Через неделю не стало старика Баймака. Его предали земле с почестями, согласно канонам мусульманской веры.

После смерти старика Баймака Даурбек часто вспоминал о родителях, которые тоже в годах. А услышав, что везде устанавилось относительное спокойствие и военные действия в основном прекратилось Даурбек Акбулатов чаще начал вспоминать и думать о родной стороне. «Пришла пора ехать домой - думал он не раз в последнее время, - спасибо здешним людям: приняли, дали кров, накормили, лечили. Кроме спасиба что скажешь? Сказать нечего».

Полюбил он Баймакскую землю и здешних добрых и простых людей. Перезнакомился со многими местными людьми, интересовался историей их семьи и рода и в итоге стал своим. Особенно он благодарен Бадретдину, который принял его молча, но распростертыми объятиями. Многому научил он, сейчас он, молодой человек, может работать с металлом самостоятельно, уже знает секреты ковки и других операций с железом. В кузнице Даурбек обнаружил множество оборудования, инструментов и приспособлений. К основному, обязательному оборудованию относят здесь температуро-задающее: горн, то есть устройство для нагрева заготовок и ёмкость с водой для охлаждения. Сюда же следует отнести большую или основную наковальню. Кузнечный инструмент и приспособления для ручной ковки делят на основной — с помощью, которой заготовке придают форму и размеры, соответствующие первоначальному замыслу, рисунку, эскизу, чертежу. Различают опорный, ударный и вспомогательный. Ударный -это молоты, кувалды, молотки-ручники и различные фасонные молотки. Опорный: различные наковальни и шпераки. Вспомогательный:

А) Различные виды клещей и захватов, приспособлений и средства малой механизации. Используют для захвата, поддержания и поворота заготовок во время ковки, а также для транспортирования их для выполнении других операций В общем все то, что контактирует с заготовкой, но не участвует в ковке (не касается наковальни, молота и рабочей зоны заготовки). Сюда же можно отнести тиски и различные устройства, как воротки, ключи, применяемые, например, для торсирования, скручивания, гибочной плиты (стальные плиты с отверстиями, в которые по заданному рисунку и размерам вставляют стержни и по ним огибают горячую заготовку).

Б) Зубила, кузнечные топоры, обсечки, подсечки, которыми разрубают (обрубают) заготовку для получения поковки требуемой длины. В) Пробойники (бородки), прошивки… Ими пробивают (просекают) в заготовке отверстия различной формы, и, если потребуется, расширяют их. Облегчают и ускоряют работу кузнеца приспособления, которые можно разделить на: накладные, подкладные и парные. Накладные приспособления: Набойки и гладилки, пережимки, обжимки, раскатки… Их временно накладывают или устанавливают на поверхность заготовки и бьют молотом, чем приглаживают поверхности или наоборот, деформируют её, для уменьшения толщины (всего профиля), создания утончений (кольцевых на круглых заготовках или канавок на пластинах)…

Подкладной инструмент: нижники, специальные приспособления и формы. Подкладывают между заготовкой и наковальней, после чего бьют по заготовке. Так изгибают или формируют профиль заготовки. Отдельно стоят гвоздильни, для ковки головок, шляпок гвоздей, болтов и другого крепежного инструмента. Парный инструмент: состоит из пар двух предыдущих инструментов. Например, дает возможность из цилиндра сделать правильный многогранник.

Все эти инструменты и операции по ковке металла и другие премудрости Даурбеку сейчас хорошо известно, в процессе работы хозяин кузни научил его всему. Даурбек за год излечился полностью, окреп, возмужал и стал крепким парнем, как прежде. Свои дни проводил в кузнице Бадретдина на берегу речки Хафиз и, помогая ему во всем, приобрел, как он думает, новую, нужную специальность. Он здесь не Даурбек, а называют его Акбулатом. Так надо, вдруг сыщики власти появятся, чтобы узнать: кто он, откуда, участвовал он в военных действиях или нет, и что делает в этих местах. А так он по новой версии всего-навсего простой и обыкновенный член Бурзянского рода, дальний родственник самого старшины из села Тараул. Некоторые обращаются к нему, прибавляя слово «батыр» к имени, что означает смелый, храбрый, отважный человек. Какой он батыр, какой он отважный? Он участвовал всего-навсего в трех битвах и все. Первый раз, когда вместе с другими летел на коне против лавы казаков, как помнит, испугался еще до начала сечи: дрожали колени и руки, сердце готово было выскочить в любую секунду. Но летел он, доморощенный боец, со всеми автоматически, что-то кричал, вошел в кутерьму, где крутились все и, размахивая клинками, отнимали жизни друг друга. Как он остался жив – только Аллаху известно. Сам он ничего не помнит. Стыдоба-то какая! Зато в последующих столкновениях был более смелым и расторопным. Правильно держал узду коня и направлял своего животного одной рукой куда надо, и осмысленно махал саблей. Удивительно то, что опять остался живым и невредимым. В третий раз для Даурбека сеча закончилась быстро. В сабельном бою опытный казак-воин успел первым ранить Даурбека, достал левую руку и всадил саблю. Кровь хлынула, но он продолжал бой. Чувствовалось, что силы покидают тело. Тогда он с наскоку наехал ближе к казаку и ударил саблей по голове. Увидел, как слетела шапка с казака, и потерял сознание. Убил или не убил противника до сих пор остается неизвестным.

Как потом говорили, умный конь вынес его с поля боя и вернулся на базу. Так он остался живым, но раненным воином. Потом его направили для лечения сюда, в самую далекую точку Башкортостана, в местечко, находящуюся вне боевых действий.

В первое время более всех за ним ухаживала дочь Бадретдина Амина, мыла рану теплой водой, прикрепляла лекарственные листья и перевязывала каждый день. Подружились они. В скором времени для Даурбека дружба превратилась в любовь. Вот эту великую тайну хранит он в душе.

Для самой Амины Даурбек – сказочный герой из народных сказок и кубаиров, народный богатырь, появившийся тут по воле Аллаха. В мыслях Амина уже не представляет свою будущую жизнь без Даурбека-Акбулата. «Только с ним я найду свое женское счастье, - думает она. - Без этого молодого человека – жизнь – не жизнь, не имеет никакого смысла».

Дружба между молодыми людьми началась еще прошлогодним летом. Амина успешно справлялась со своими обязанностями, кроме лечения кормила раненого избирательно: готовила и приносила куриный бульон, курут, масло. В результате внимания и ухода рана быстро пошла на поправку, рука перестала болеть и «гудеть».

Что за аказия? Как немного Амина задержится, Даурбек места себе не находит, думает, что же с ней случилось?

Настал момент и Даурбек не только не привык к ежедневному общению с девушкой, но и стал скучать без нее. Так двое молодых нашли общий язык и удовольствие от общения. Все вроде бы хорошо. Но Амина, как не крути, из зажиточной семьи, дочь известных людей этого рода и племени. В хозяйстве держат дюжину коров, несколько десятков овец и еще больше лошадей, которым на зиму не нужно сено. Кони, находясь на подножье Ирандыкских гор, сами себе добывают корм из-под снега, то есть находятся на тебеневке. А у Даурбека родители живут бедно: в хозяйстве одна корова и лошадка, по мере возможности занимаются полеводством, сеют и убирают пшеницу и овес. Поэтому не скажешь, что они богачи. Живут они в деревушке Кармасан, за Уфой.

Каждый раз Даурбек вспоминает свой родной край, родителей. Как они? Чем занимаются? Вспоминает он свое детство только в розовых тонах. Росли они в семье двое: старший брат Гаур, полное имя Гаурбек и он – Даурбек. Вскоре Гаур женился, построил небольшой домик и жил отдельно от родителей. Когда начались волнения в Осинской дороге, чтобы поддержать своих собратьев, собрал группу вооруженной молодежи и начал действовать между городами Уфа и Бирск.

Он здесь только гость. Даурбек очень хотел бы возвращаться в родные места с Аминой. Только получится ли это стремление? Отпустит ли свою дочь в чужие края Бадретдин и его жена? А сама Амина, вроде бы, не против «улететь» отсюда, однако, не имея разрешения родителей, ничего не получится.

Как-то раз они, двое молодых, поднялись на одну из вершин горы Ирандык, сели на удобное место и проговорили долгое время. Вот тут он пытался обнять Амину, а та вставала и убегала. Даурбек на этот раз решился высказать о своих чувствах девушке:

- Амина!

- Ау!

- Я тебя очень люблю. Ты для меня как родной и близкий человек, чувствуешь это?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: