Св.Григорий Богослов (330-390 гг.)




όμοούσιος- единосущность

όμοιούσιος - подобосущие

ούσία- сущность

ύπόστασις- ипостась

αγεννησια- нерожденность

γεννησις- рождение

εκπορευσις- исхождение

προσωπον- маска

ιδιοτης-частное свойство

 

Учение о Троице.

Учение святого Григория о Троице представляет собой дальнейшее развитие учения Василия Великого и содержит некоторые поправки к нему. Оно движется в рамках терминологии, принятой Василием Великим, но разработанной индивидуально, согласно новым потребностям. Под словом ούσία Григорий Богослов, так же как и Василий Великий, понимает свойства, общие Отцу, Сыну и Святому Духу, как бы родовое понятие. Слово ύπόστασις, наоборот обозначает личные особенности Отца, Сына и Святого Духа и понимается как индивидуум в противоположность роду. Под словом όμοούσιος и святой Григорий понимал полное подобие Лиц Святой Троицы по существу.

К числу особенностей терминологии Григория Богослова нужно отнести следущие.

· Ее последовательность и законченность. Василий Великий указывает особенности Ипостасей отчасти в образе бытия (отчество, сыновство), отчасти в деятельности (святыня, освящающая сила). Устраняя эту непоследовательность, Григорий Богослов сводит личные особенности Ипостасей к образу бытия- αγεννησια (нерожденность), γεννησις (рождение), εκπορευσις (исхождение).

· Ее большую независимость от буквы авторитета. Василий Великий, связанный крещальной формулой, в большинстве случаев особенностями Ипостасей называет отчество, сыновство, святыню. Григорий Богослов охотнее заменяет эти слова более абстрактными: αγεννησια- нерожденность, γεννησις- рождение, εκπορευσις- исхождение.

· Василий Великий подозрительно относится к термину προσωπον. Понятие ύπόστασις у него резко отграничено и обозначает индивидуума, которого характеризует известное свойство -ιδιοτης. У Григория Богослова эта резкость сглаживается. Он часто пользуется термином προσωπον, а термины ύπόστασις и ιδιοτης употребляет как понятия взаимозаменяемые. Вследствии этого идея различия Лиц, доминирующая в сочинениях Василия Великого, теряет свою резкость у Григория Богослова, и наоборот, выдвигается идея Их единства. Этой особенностью своей терминологии Григорий Богослов обязан своей полемике с троебожниками.

Из терминологии, унаследованной Григорием Богословом от Василия Великого, несмотря на внесенные поправки, можно было вывести заключение, что Лица Святой Троицы суть совершенно отдельные Существа и что единое Божество есть не более как общее понятие, обнимающее собой те Божественные свойства, которые в одинаковой степени принадлежат Отцу, Сыну и Святому Духу как Трем неделимым. К такому выводу, по свидетельству Григория Богослова, и пришло крайнее течение восточного богословия, представителей которого он называет троебожниками.Это дало повод арианам обвинять также учение о Троице Василия Великого и Григория Богослова в троебожии. «Если,-говорили они,-Лица Святой Троицы признаются единым Богом только потому, что подобны друг другу и потому обьединяются в одном общем понятии Божества, то и у язычников один Бог, и у нас целый род-одно человечество. Однако же у язычников много богов, как и нас, людей, много».

В ответ на это возражение святой Григорий и выясняет, в чем состоит единство Бога.

Единство Лиц Святой Троицы не есть численное. «По числу Они разделены». Говоря о недостаточности принятых тогда аналогий для обьяснения взаимного отношения Лиц Святой Троицы: анологии родника, ключа и потока, анологии солнца, луча и света, он отмечает в них то несовершенство, что они заключают в себе представление о численном единстве. Родник, ключ и поток в отношении к числу составляют одно. Свет и луч не суть что-либо отдельное по числу.

Не будучи численным, единство Божества состоит, во-первых, в том, что источник Божества один. Сын и Святой Дух происходят от Отца. Во-вторых, в том, что между Лицами Святой Троицы нет ничего разделяющего Их. Их не разделяет время, потому что Они существуют вечно совместно. Их не разделяет различие существа: по Своим Божественным свойствам Они совершенно одинаковы. Но главное, Они не разделяются хотением и направлением воли. Они хотят одного и того же, отсюда полное согласие Их деятельности. По учению святого Григория, и индивидуум, численно единый, может быть многим, и несколько индивидуумов могут быть единым. Первое имеет место в том сучае, когда в пределах одной и той же личности происходит борьба между различными побуждениями. Напротив, между различными индивидами царит единство, если они согласны между собой.

Если единство Божества не численное и если оно состоит только в одинаковости природы Божественных Лиц и Их нравственном согласии, то почему нельзя сказать, что род человеческий, состоящий из однородных индивидов, есть один человек, что боги язычников — один бог?

Отвечая на этот вопрос, святой Григорий не указывает существенного различия между единением Лиц Святой Троицы, с одной стороны, и единением людей и языческих богов, с другой. По его мнению, людей нельзя назвать одним человеком или богов одним богом только потому, что люди рождаются не в одно и то же время, что они неодинаковы по силе, что их разделяют страсти.

У человека нет мира с самим собой, потому что его постоянно волнуют противоположные желания. Он находится в постоянной борьбе с другими людьми. Таковы же языческие боги, по сказанию самой мифологии, постоянно враждующие между собой. Таким образом, святой Григорий не мог филосовски обосновать идею истинного единства Бога и наглядно показать, почему оно теснее единства людей и богов. Что же касается его веры и религиозного убеждения, то для них идея строгого единства Божества стояла вне всякого сомнения. Григорий Богослов старался оттенить ее терминологически. Он категорически утверждал ее в следующих формулах: «Лица Святой Троицы, - говорил он,- и единичнее вовсе разделенных, и множественнее совершенно единичных»; «Бог разделяется, так сказать, неразделимо и сочетавается разделенно, потому что Божество есть единое в Трех и Едино суть Три». Троебожникам он мог противопоставить лишь эти категорические утверждения, но не свое раздельное филосовское учение о единстве Бога.

Примечание издателя:

Действительно, протопресвитер Иоанн Мейендорф отмечает, что остается спорным, преуспели ли отцы-каппадокийцы в философских доказательствах единства Бога.(Иоанн Мейендорф, прот.Византийское богословие.Минск, 2001.С.256-269). Однако необходимо отметить, что они занимались не столько филосовскими рассуждениями, сколько вопросами о спасении человека, и исходили они не из филосовских умозрений, а из Откровения, сохраняя апофатичность мышления и не допуская естественной философии в область богословия. «Вот предел апофатизма:откровение о Троице как об изначальном факте, абсолютной реальности, первопричине,которую нельзя ни вывести, ни обьяснить, ни найти, исходя из какой-то другой истины, ибо нет ничего Ей предшествующего. Апофатическое мышление, отказываясь от всякой опоры, находит свою опору в Боге, непознаваемость Которого явлена как Троица. Здесь мысль обретает непоколебимую устойчивость, богословие находит свое обоснование, незнание становится знанием.»(Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М.,1991.с.51). Отцы-капподакийцы сохранили «верностьпринятой ими терминологии, несмотря на все затруднения и нападки,- как со стороны «староникейцев», верных Афанасию, так и со стороны богословов латинского Запада, потому что они не видели никакого иного способа сохранить библейский опыт спасения во вполне определимых и различимых Лицах Христа и Духа, как опыт, который невозможно описать в категориях филосовского эссенциализма».(Иоанн Мейендорф. Прот.Указ.соч.С.257).

 

Учение о Святом Духе.

В учении о Святом Духе Григорий Богослов отличается от Василия Великого в двух пунктах.

· От обращающихся к православию Василий Великий требовал только одного: согласно формуле Александрийского Собора 362 года, не называть Духа Святого тварью. Иногда ради немощных в вере и сам он избегал открыто называть Духа Святого Богом, за что и был порицаем монахами.

Святой Григорий снисходительно относился к людям, не решавшимся назвать Духа Святого Богом, но не считавшим Его и тварью. Он даже рекомендует такое умолчание перед слабыми в вере. Но сам он открыто называл Духа Святого Богом и доказывал всю непоследовательность людей, остановившихся на Александрийской формуле 362 года.Кто не исповедует Духа Святого тварью, рассуждает святой Григорий, тот признает Его Богом, потому что между Божественной и тварной природами нет ничего среднего.

Против учения о Божестве Духа Святого последователи Македония возражали, что в Священном Писании Дух Святой нигде не называется Богом. На это возражение духоборцев Григорий отвечает двумя доводами.

а) В Священном Писании отсутствуют многие догматические понятия, например «нерожденный», «безначальный», «бессмертный», однако мы имеем право их употреблять, потому что они представляют собой простой вывод из некоторых прямых выражений Писания, например: «прежде Мене не бысть ин Бог и по Мне не будет». «Если ты,-говорит святой Григорий,- скажешь «дважды пять», а я выведу отсюда «десять», то слова эти принадлежат не столько мне, сколько тебе». Так и в Писании, хотя Дух Святой и не называется Богом, но это название постоянно подразумевается в нем.

б) Не довольствуясь этим, святой Григорий отодвигает Писание и вместо него старается обосновать догмат Божества Духа Святого на Предании. Он высказал по этому поводу редкую в патристической литературе ысль о продолжаемости догматического откровения в Церкви. В Ветхом Завете ясно было выражено только учение о Боге Отце, а учение о Сыне Божием было высказано прикровенно. Новый Завет открыл Сына и дал прикровенное указание на Божество Духа Святого. Но Христос обещал ниспослать Духа Святого, Который восполнит Его учение. И Дух Святой действительно снизошел в Пятидесятницу на верующих, действует ныне в Церкви и непосредственно открывает ей истину Своего Божества

· Второй пункт различия в воззрениях Василия Великого и Григория Богослова касается личного свойства Духа Святого. По учению Василия Великого, личной особенностью Духа Святого служит святыня. Такое учение недостаточно, потому что святость принадлежит одинаково всем трем Лицам Святой Троицы. Святой Григорий указал личную особенность Духа Святого в образе Его происхождения- в исхождении от Отца (εκπορευσις)

 

Далее. Из конспекта лекции по патрологии проф.И.В.Попова.(стр.296-299)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: