Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым
«Евпаторийский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Теоретического занятия № 36
на тему:
«Хронический гепатит»
г. Евпатория, 2016
Подготовила: Карпова О.В.– преподаватель предмета «Сестринский уход в терапии», высшая квалификационная категория.
Рассмотрено и одобрено
ЦМК терапии
и хирургии
Протокол № __________
от «____»___________20___г.
Председатель __________ Е. Н. Гундлах
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым
«Евпаторийский медицинский колледж»
План теоретического занятия № 36
Тема занятия: Хронический гепатит
Специальность: сестринское дело
Курс 2
МДК: 02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестринский уход в терапии.
Цели занятия:
Образовательные:
1. Усвоить понятия хронического гепатита, классификацию, этиологию, патогенез, клиническую картину, осложнения, принципы диагностики, лечения и профилактики.
2.Усвоить проведение ухода за пациентами при хроническом гепатите.
Развивающие: активизировать познавательную активность студентов, обобщать и систематизировать знания по возникновению хронического гепатита.
Воспитательные: развивать чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий медсестры.
Методические: выявление уровня теоретической подготовки в процессе изучения нового материала и проверки знаний междисциплинарных связей при изучении темы: хронический гепатит.
|
Междисциплинарные связи: Предшествующие дисциплины - анатомия и физиология человека, основы латинского языка с медицинской терминологией, основы микробиологии и иммунологии, фармакология, выполнение работ по профессии младшая медсестра по уходу за больными.
Внутридисциплинарные связи: Субъективные и объективные методы обследования пациента при заболеваниях органов пищеварения. Лабораторные и инструментальные методы обследования пациента.
Место проведения: лекционная аудитория.
Тип занятия: лекция
Количество часов: 2
Обеспечение занятия: Информационные (учебник, таблицы, методическая разработка, плакаты, видеофильм).
Литература: Н.И. Федюкович «Внутренние болезни», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2015 г стр. 290-297.
Кулешова Л.И., Пустоветова Е. В. «Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии-изд. 5-е-Ростов-на-Дону., «Феникс», 2014 г.
Студент должен знать:
1.Сущность хронического гепатита,классификацию, этиологию, патогенез.
2.Клиническую картину, осложнения.
3.Принципы диагностики, лечения. Профилактику.
4.Уход за пациентами при хроническом гепатите.
5.Возможные проблемы пациента.
6.Роль медсестры в профилактике хронического гепатита.
Студент должен уметь:
1. Составить план сестринского ухода при ХП.
2.Составить план сестринского обследования. 3.Выявить проблемы пациента.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами и руководством, потребителями.
О К 12 - организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему сущность вмешательств.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно – диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.
Структура занятия:
- Организационный момент 2 мин.
- Цели занятия (мотивация) 2 мин.
- Введение нового материала 80 мин.
- Закрепление материала 3 мин.
- Задание на дом 1 мин.
- Подведение итогов 2 мин.
Ход занятия:
1.Организационный момент: Приветствие преподавателя, проверка присутствующих, внешнего вида студентов, подготовку аудитории к проведению лекции.
2.Цели (мотивация) занятия: Сообщение темы, цели и плана проведения лекции.
|
Мотивация: Усвоение сущности хронического гепатита, этиологии, патогенеза, классификации, клинической картины, осложнений, принципов диагностики и лечения, необходимых для действий медсестры, при уходе за пациентами.
3. Введение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения)
а) введение:Хронический гепатит возникает, когда воспалительное заболевание печени продолжается более 6 месяцев. Проявляется хронический гепатит астеновегетативными расстройствами, диспепсическими нарушениями, увеличением печени и селезенки, нарушением функции печени, повышением содержания в крови печеночных ферментов, нарушением белкового обмена. Распространенность хронических гепатитов высокая. Она составляет около 5% взрослого населения планеты. Заболевания, исходом которых может стать хронический гепатит:
б) основная часть: Определение хронического гепатита, классификация, этиология, механизмы патогенеза, клиника, осложнения, диагностика, лечение. План сестринского обследования. Цели лечения. Профилактика.
в) заключение: Первичная профилактика ХГ заключается в профилактике и эффективном лечении остроговирусного гепатита, в рациональном питании, борьбе с алкоголизмом, наркоманией и в использовании лекарственных средств строго по назначению.
Вторичная профилактика заключается в диспансеризаций пациентов, больных хроническим гепатитом. Контрольные осмотры проводятся 1 раз в течение первых 2 лет, затем — 1-2 раза в год.Диспансеризация предусматривает режим с ограничением физических нагрузок, лечебное питание, трудоустройство пациентов (особенно — при активном гепатите). Продолжаются курсы поддерживающей терапии при тяжелом течении гепатита.
4. Закрепление материала: Контрольные вопросы:
- какие функции выполняет печень?
- в каких обменах веществ участвует печень?
- как подготовить пациента к УЗИ печени?
- назовите проблемы пациента с ХГ.
5. Домашнее задание: Н.И. Федюкович «Внутренние болезни», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2015г. стр. 290-297.
6.Подведение итогов занятия: Ответы на вопросы студентов.Рекомендации для самостоятельной работы: при изучении материала необходимо особое внимание обратить на подготовку пациентов к обследованиям.
Преподаватель: ________ Карпова О. В.
Основные симптомы при заболеваниях печени
1.Боль в правом подреберье (интенсивная или неинтенсивная).
Интенсивная - при желчной колике, заболеваниях желчных путей, иррадиируют в правую лопатку, плечо, ключицу.
Неинтенсивная - при длительных поражениях, обусловленная воспалительными процессами в желчных путях, увеличением печени.
При заболеваниях поджелудочной железы боли локализуются в левой половине живота, несет опоясывающий характер. Усиливается после еды.
Тошнота и рвота.
3.Желтуха -за счёт увеличения в крови содержания билирубина (N=20 ммоль/л)
Виды желтух
1. Механическая желтуха. Происходит нарушение оттока желчи по желчным путям (закупорка камнем или опухолью общего печёночного протока).
В крови: повышается билирубин, прямой, т.е. не связанный с белком.
В моче: повышается билирубин и как следствие приобретает темный цвет мочи.
В кале: нет стеркобиллина, следовательно кал светлой окраски, сероватый, (цвета оконной замазки).
Стеркобиллин- продукт превращения билирубина, который не поступает в кишечник по желчным путям.
2. Паренхиматозная желтуха. Наблюдается при болезнях печени. Клетки печени- гепатоциты, перестают выделять билирубин в желчные протоки и билирубин поступает в кровь. Моча цвета «пива»,светлый кал. Может быть зуд кожи.
3. Гемолитическая желтуха. Происходит повышенное разрушение эритроцитов (гемолиз) и в крови повышается билирубин, связанный с белком
(т.е. непрямой). Он не проникает в мочу через почки поэтому моча имеет нормальную окраску. Кал окрашен более интенсивно «кирпичнно-коричневый». Этот вид желтухи характерен для заболеваний кожи.
Асцит- брюшная водянка; повреждение воротной вены (т.к. соединительная ткань разрывается и сдавливает воротную вену), происходит застой крови в венах желудка и селезенки. Жидкость пропотевает в брюшную полость и живот увеличивается в объеме.
Хронические гепатиты Это группа хронических диффузных заболеваний печени, при котором поражаются гепатоциты и разрастается соединительная ткань (без изменений дольковой структуры печени).
Этиология
1. После перенесенных острых гепатитов (вирусного, сывороточного);
2. Алкогольные гепатиты;
3. Медикаментозные (тетрациклины, некоторые сульфаниламиды, стероиды при длительном использовании, эстрогены, трихопол);
4. Токсические (соли тяжелых металлов, пестициды);
5. При неправильном питании (недостаток белков и витаминов, из за нарушения всасывания в ЖКТ);
6. Заболевания соединительной ткани.