Танцевальные шаги и бег. Острый шаг и бег, широкий шаг и бег. Шаг вальса с поворотом кругом. Сочетание вальсовых шагов и простых прыжков. Сочетание шагов галопа с прыжками. Шаг галопа назад.
Упражнения в чередовании напряжения и расслабления. Напряженно встать на носки, руки вверх, кисти сжаты в кулак, наклон головы назад и последующее одновременное расслабление всего тела до глубокого приседа. Прыжок вверх и приземление в глубокий присед с полным расслаблением туловища, шеи и рук.
Упражнения на пружинность. Пружинные движения на носках с поворотами туловища направо и налево, руки мягко в стороны. Пружинные полуприседания (ноги вместе и шагом в различном направлении).
Попеременное пружинное движение ног, поднимая руки в стороны или вперед. Стоя на носках, руки вверх – одновременное сгибание рук, ног и туловища до глубокого приседа с последующим разгибанием (выполняется напряженно, эластично). «Волны» Стоя боком к опоре, опираясь одной рукой – «волна» вперед на носках; то же с кругом рукой. «Волна» вперед без опоры, на всей ступне и в стойке на носках из круглого приседа с движением рук. Все упражнения выполняются в медленном темпе (следить за слитностью и последовательностью протекания движений).
Взмахи. Взмахи руками вперед, в стороны и назад с постепенным нарастанием амплитуды движения. Держась левой рукой за опору – мах правой ногой вперед, в сторону и назад, одновременно поднимаясь на носок опорной ноги. Пружинный шаг влево со взмахом рук влево; то же вправо; вторым пружинным шагом влево поворот на 360 градусов со взмахом рук вверх в стойку на носках; то же, вправо.
Равновесия. Медленное поднимание прямой ноги вперед, назад и в стороны до горизонтали с обозначением конечного положения. Круговое движение ноги по горизонтали у опоры и без нее. Приседания на одной, сгибая другую вперед до касания головой колена (руки в различных положениях). Стоя на одной ноге, другая назад, руки вверх (прогнуться) – переднее равновесие; то же – руки в стороны.
|
«Аттитюд» (стоя на одной ноге, другую поднять назад и согнуть коленом в сторону); то же, поднимаясь на носок.
Повороты. Одноименные повороты на 360 и 720 градусов, толчком двух ног на носке одной ноги. Выполнить эти повороты пружинным шагом вперед (через выпад). Разноименный поворот на 360 градусов (шагом в сторону на носок). Разноименный поворот на 360 градусов в положении «аттитюда» из выпада одна рука вверх, другая – в сторону. Спиральный поворот на носках в скрестном положении ног с наклоном назад (начать обучение у опоры, держась за нее двумя руками). То же на носке одной ноги.
Прыжки. На двух ногах, на двух ногах с поворотом на 360 градусов. Прыжок касаясь, касаясь в кольцо, шагом, шагом в кольцо. Эти же прыжки с поворотом на 360 градусов. Чередование прыжка шагом на правую и левую ногу (с двумя шагами между ними).
Музыкально – ритмическая подготовка. Знакомство с характером музыки, темпом, формой музыкальных произведений, динамикой, мелодией. Воспитание музыкальности и выразительности. Задание на изменение темпа. Ходьба в различном темпе: среднем, быстром; очень медленном, очень быстром, с переходом на бег.
Медленный темп музыки – ходьба в общем круге; внезапные изменения темпа музыки – переход в бег; прежний темп музыки – переход на ходьбу.
|
Выполнение ритмического рисунка – отмечать хлопками, затем шагами каждую ноту. Двигаясь шагом, выделить ритмический акцент сильным ударом ноги. Выполнение более сложных ритмов хлопками и движениями шага. Передача музыкального динамического оттенка на тихо или громко звучащую музыкальную фразу. На тихо звучащую фразу – легкий шаг с незначительными движениями рук, на громкую фразу – полный шаг с широким свободным махом рук; на тихую фразу – легкие и невысокие подбрасывания мяча вверх, на громкую фразу – сильный и более высокий бросок или удар о пол.
Хореографическая подготовка. Движения ног из всех шести позиций; полуприседания на одной ноге с выставлением другой на носок (по всем направлениям). Приседания с движениями рук по позициям. Маленькие и большие махи ног из III и V позиций. Овладение основами техники упражнений с предметами.
Скакалка. Прыжки на одной и двух ногах, вращая скакалку вперед, назад, скрестно. Прыжки с двойным вращением скакалки вперед. Различные формы
бега, вращая скакалку на каждый шаг и через шаг. Шаги галопа вперед, вращая скакалку справа и слева, с последующим впрыгиванием в нее в прыжке касаясь в кольцо. Бросок одного конца. Бросок развернутой скакалки. Броски ногами. Отбив одного конца о пол. Восьмерки (простые и сложные).
Обруч. Способы держания обруча одной и двумя руками в различных плоскостях и положениях. Вращая обруч двумя руками вперед и назад (как скакалку), прыжки в обруч на двух ногах, с одной на другую. Качание обруча одной рукой в боковом направлении с впрыгиванием в него и выпрыгиванием обратно. Вертушка обруча на полу с одновременным скрестным поворотом или бегом вокруг него. Вращение обруча на кисти по часовой стрелке и против нее в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях. Броски обруча двумя руками и одной рукой. Высокие броски с вращения на кисти – ловля во вращении на кисти. Прыжок касаясь в кольцо в обруч. Бег с вращением на ноге.
|
Мяч. Бросок мяча правой рукой под вытянутую вперед левую руку и ловля мяча правой рукой. Бросок мяча вверх на галопе и ловля на прыжке касаясь с поворотом на вытянутую руку. Бросок мяча из-за спины. Бросок – кувырок –ловля руками или ногами. Передача мяча за спиной во время поворота. Перекаты из одной руки в другую. Обволакивания. Выкруты мяча в горизонтальной плоскости. Отбивы мяча.
Булавы. Способы держания булав. Движения в лицевой и боковой плоскостях. Большие круги, средние лицевые и боковые круги. Вращения булав на прыжках, поворотах, равновесиях. Броски одной и двух булав.
Лента. Махи и круги лентой в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях. «Змейки» и спирали. «Эшапе». Броски. Восьмерки. Сочетания вышеперечисленных элементов с различными движениями тела, танцевальными шагами, поворотами и прыжками.
Упражнения классификационной программы. Разучивание упражнений по классификационной программе под определенное музыкальное сопровождение. Раскрытие индивидуального стиля в произвольной программе. Достижение высокого уровня технического мастерства (выразительности). Совершенствование композиций.
Упражнения для показательных выступлений. Составление групповых, парных или индивидуальных танцевально – спортивных композиций для показательных выступлений с предметами, шарфами, тканями и без предметов с использованием сложных акробатических элементов, танца и сценического образа.
Выполнение контрольных упражнений ОФП, СФП и ТП. Выполнение контрольных упражнений для 4-го года обучения проводится в конце учебного года.
Стандартная программа контрольных упражнений включает в себя упражнения как для всех видов спорта (бег 30м, прыжок вверх с места, прыжок в длину с места, наклон вперед, прыжки в скакалку), так и характерные только для художественной гимнастики: мосты, шпагаты, работу с предметами.
Оценка уровня развития физических качеств и двигательных способностей выставляются по результатам выполнения комплекса контрольных упражнений для 4-го года обучения.
Инструкторская практика. Учебная практика, направленная на привитие учащимся педагогических навыков в своей группе – помощь товарищу при изучении различных упражнений, акробатики и общей физической подготовки; в младших группах – занятия с новичками при изучении разминки и основных элементов художественной гимнастики.
Аттестация. Участие в показательных выступлениях, концертах, конкурсах или соревнованиях. В конце учебного года подводятся итоги, проводятся показательные выступления, на которых учащиеся демонстрируют разученные упражнения и композиции, участвуют в соревнованиях.
Учебный план 5-й год обучения
Разделы программы | Кол-во часов | Форма аттестации и контроля | |||
Всего | Теория | Практика | |||
Общая физическая подготовка (ОФП) | Выполнение контрольных упражнений | ||||
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 | Инструктаж по технике безопасности Питание, режим дня и контроль веса Основы анатомии. Опорно-двигательный аппарат Травмы и их профилактика Общая физическая подготовка | ||||
Специальная физическая подготовка (СФП) | Выполнение контрольных упражнений | ||||
2.1 2.2 2.3 | Терминология в художественной гимнастике Специальная физическая подготовка Основные упражнения художественной гимнастики | ||||
Техническая подготовка (ТП) | Выполнение контрольных упражнений | ||||
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 | Правила соревнований по художественной гимнастике Значение музыки и основы музыкальной грамоты Музыкально-ритмическая подготовка Хореографическая подготовка Упражнения классификационной программы (бп, скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) Контрольное занятие по разделу ОФП Контрольное занятие по разделу СФП Контрольное занятие по разделу ТП Упражнения для показательных выступлений Инструкторская практика Аттестация Заключительное занятие |
Содержание
Инструктаж по технике безопасности. Краткое содержание инструкций по противопожарной безопасности, инструкции №5 при работе по разделам программы физического воспитания, безопасности на занятиях по гимнастике.
Питание, режим дня и контроль веса. Режим и питание гимнасток. Гигиена тела и контроль веса.
Основы анатомии. Опорно - двигательный аппарат. Изучение наглядных пособий и специальной литературы.
Травмы и их профилактика. Изучение специальной литературы.