Учет специфики возрастного психофизического развития учащихся




Обеспечение преемственности должно осуществляться с учетом возрастных психофизических особенностей учащихся на уровне среднего общего образования. На уровне среднего общего образования меняется мотивация, учеба приобретает профессионально-ориентированный характер.

Направления работы должны предусматривать мониторинг психологического и эмоционального здоровья учащихся с целью сохранения и повышения достижений в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим разного рода трудности.

В целях успешной реализации образовательной программы среднего общего образования в школе совершенствуются психолого-педагогические условия, в соответствии с ФГОС обеспечивающие:

• преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к основному общему образованию с учётом специфики возрастного психофизического развития учащихся;

• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;

• вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения в школе относятся:

· сохранение и укрепление психического здоровья учащихся;

· формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

· развитие экологической культуры;

· дифференциация и индивидуализация обучения;

· мониторинг возможностей и способностей учащихся;

· выявление и поддержка одаренных учащихся, поддержка учащихся с особыми образовательными потребностями;

· психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;

· обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;

· формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

· поддержка объединений учащихся, ученического самоуправления.

Психолого-педагогическое сопровождение по направлениям осуществляется учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, педагогом – организатором, педагогом-психологом в рамках реализации программ учебных предметов, внеурочной деятельности, планов работы классного руководителя, плана работы педагога-психолога.

Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на уровне среднего общего образования в ОО: индивидуальный, групповой, на уровне класса, на уровне школы.

Индивидуальный уровень предполагает:

- выбор оптимальных для развития учащегося методов и приёмов обучения в соответствии с его индивидуальными возможностями (индивидуальный образовательный маршрут);

- организацию и проведение педагогом-психологом индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ;

- консультирование учителей-предметников по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с учащимся;

- консультативную помощь семье учащегося в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов обучения ребёнка.

Групповой уровень предполагает:

- организацию и проведение педагогом-психологом групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие познавательной сферы и высших психических функций:

- развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы учащихся;

- психокоррекцию поведения.

На уровне класса(группы) проводятся:

- мониторинг возможностей и способностей учащихся;

- просветительская работа, направленная на осознанное профессиональное самоопределение учащихся;

- профилактическая работа по обеспечению адаптации учащихся к новым условиям обучения.

На уровне школы реализуются:

- различные формы по просвещению (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений (учащимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам) вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей учащихся по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей «группы риска».

Основными формами психолого-педагогического сопровождения в школе являются:

- диагностика, направленная на определение особенностей статуса учащегося, которая проводится на этапе перехода учащихся на следующий уровень образования и в конце каждого учебного года;

- консультирование педагогов и родителей учащихся, которое осуществляется учителем-предметником, классным руководителем и педагогом-психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией;

- профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.

В результате осуществления психолого-педагогического сопровождения планируются следующие результаты:

- достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с ООП СОО.

- сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся;

- сформированность ценностей здоровья и безопасного образа жизни;

- дифференциация и индивидуализация обучения;

- выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование у учащихся коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) учащихся

С целью обеспечения поддержки учащихся проводится работа по формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) учащихся. Работа с родителями (законными представителями) осуществляется через тематические родительские собрания, консультации педагогов и специалистов, психолого-педагогические консилиумы, круглые столы, презентации классов, посещение уроков и внеурочных мероприятий. Психологическая компетентность родителей (законных представителей) формируется также в дистанционной форме через Интернет.

Психологическое просвещение учащихся осуществляется на психологических занятиях, тренингах, интегрированных уроках, консультациях, дистанционно.

Значительное место в психолого-педагогическом сопровождении педагогов занимает профилактическая работа, в процессе которой педагоги обучаются установлению психологически грамотной системы взаимоотношений с учащимися, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Педагоги обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе взаимодействия с учащимися и коллегами.

По вопросам совершенствования организации образовательных отношений проводится консультирование (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий), лекции, семинары, практические занятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: